• ,
    Лента новостей
    Опрос на портале
    Облако тегов
    crop circles (круги на полях) knz ufo ufo нло АЛЬТЕРНАТИВНАЯ ИСТОРИЯ Атомная энергия Борьба с ИГИЛ Вайманы Венесуэла Военная авиация Вооружение России ГМО Гравитационные волны Историческая миссия России История История возникновения Санкт-Петербурга История оружия Космология Крым Культура Культура. Археология. МН -17 Мировое правительство Наука Научная открытия Научные открытия Нибиру Новороссия Оппозиция Оружие России Песни нашего века Политология Птах Роль России в мире Романовы Российская экономика Россия Россия и Запад СССР США Синяя Луна Сирия Сирия. Курды. Старообрядчество Украина Украина - Россия Украина и ЕС Человек Юго-восток Украины артефакты Санкт-Петербурга босса-нова будущее джаз для души историософия история Санкт-Петербурга ковид лето музыка нло (ufo) оптимистическое саксофон сказки сказкиПтаха удача фальсификация истории философия черный рыцарь юмор
    Сейчас на сайте
    Шаблоны для DLEторрентом
    Всего на сайте: 96
    Пользователей: 0
    Гостей: 96
    Архив новостей
    «    Март 2024    »
    ПнВтСрЧтПтСбВс
     123
    45678910
    11121314151617
    18192021222324
    25262728293031
    Март 2024 (921)
    Февраль 2024 (931)
    Январь 2024 (924)
    Декабрь 2023 (762)
    Ноябрь 2023 (953)
    Октябрь 2023 (931)
    Почему молдаване не являются румынами

    Уже больше 30 лет ведутся разговоры о возможном поглощении Молдовы соседней Румынией, осуществить которое официальный Бухарест сегодня пытается посредством своих ставленников в Кишиневе.

    В самом же молдавском обществе по этому вопросу нет согласия — в республике есть как «унионисты», так и «молдовенисты». Последние указывают, что собственную государственность Молдова имела задолго до образования современной Румынии, считают свой язык именно молдавским и готовы активно противостоять румынизации страны.

    Для полноты понимания этого вопроса придется вернуться в 1811 год, когда великий русский полководец Михаил Кутузов разбил турецкую армию в битве при Рущуке, после чего был заключен Бухарестский мир. Бухарест в то время был столицей подконтрольного туркам Валашского княжества. Это был небольшой город, который самый известный молдавский господарь Штефан чел Маре в период своих походов в XV веке трижды сжигал.

    Тогда, после разгрома турецкой армии, Кутузов получил высочайшее указание заключить мирный договор как можно быстрее поскольку было очевидно, что война с Наполеоном неизбежна.

    Именно из-за заключенного в спешке мира к России отошла не вся территория Молдавского княжества, которое контролировали до войны турки, а только его половина — между Днестром и Прутом, ставшая позднее называться Бессарабией.
    Другая же часть со столицей Яссы оставалась под контролем Турции вплоть до 1859 года, когда Англия и Франция объединили Валашское княжество и половину исконных молдавских земель между Прутом и Сиретом в новое государство, которое и назвали Румынией. Сделано это было «в пику» России и для того, чтобы служить плацдармом против нее в дальнейшем. В общем то, эту роль Румыния исполняет и сегодня.

    Так вот, ни в Бессарабии, ни в румынской Молдове (которая до сих пор так и называется) не забыли о том, что когда-то эти два междуречья составляли одно государство, имеющее гораздо более длительную историю, чем современная Румыния. Многие люди, проживающие сегодня между Прутом и Сиретом, считают себя вовсе не румынами, а именно молдаванами.

    Подобная ситуация во многом и объясняет желание официального Бухареста ликвидировать само понятие «молдаванин» и «молдавский язык», а также ту политику, которую проводят сегодня их ставленники в Кишиневе.

    Тем не менее, в современной Молдове есть люди, которые помнят историю своего народа, считают свой язык именно молдавским, а не румынским, и готовы активно противостоять румынизации страны.

    В конце 1980-х годов в расцвет «перестройки» и «гласности», когда в союзных республиках бурно нарастали националистические движения, в МССР все начинали именно молдавские националисты. Тогда порой было просто невозможно отличить, кто из представителей Народного фронта Молдавии (НФМ) станет унионистом, ратующим за объединение с Румынией, а кто останется молдовенистом, как они себя называют сегодня.

    И у тех, и у других в то время существовали два аргумента для русофобии:

    — отказ немолдаванами учить молдавский (румынский) язык. Сюда же относится «порча» языка: многие годы по Молдове ходит следующий анекдот, иллюстрирующий это понятие.  Румын скажет — «Dute si spala manele», русский скажет — «Иди, помой руки», а молдаванин скажет — «Dute si spala руки»;

    — «историческая несправедливость» (оккупация, депортации, русификация), требование стать хозяевами в собственном доме.

    После объявления независимости НФМ сформировал первое правительство, которое в 1991–1993 годах мало занималось экономикой.

    В центре внимания оставался национальный вопрос, транзит от Молдовы к Румынии и вопрос языка. Иными словами, это был первый шаг на пути к «унире».

    Судя по всему, румынские спецслужбы сработали тогда оперативно и четко, просчитав умонастроения местных руководителей и направив их в нужное русло — русло румынизации.
    Однако сегодня в Молдове существуют и «молдовенисты», считающие себя отдельной этнической группой, отличной от румын, и этим обосновывающие существование независимого молдавского государства. Напротив, унионисты и румынисты не признают существования молдавской идентичности и выступают за интеграцию Молдовы в составе «Великой Румынии».

    Политическая теория «молдовенизма» существует в двух вариантах:

    — доминирующая «минималистическая» теория, бывшая официальной идеологией в советский период (1940-1991) и во время нахождения Партии коммунистов у власти (2001-2009) — гласит, что в силу исторических причин молдаване, живущие к востоку от Прута, обладают этнической и национальной идентичностью, отличающей их от румын (в том числе и от жителей Западной Молдовы);

    — миноритариная и неофициальная «максималистическая» теория, продвигаемая антирумынскими сообществами «Moldova Mare», «Mișcarea Voievod» и «Scutul Moldovenesc» — гласит, что все молдаване от Карпат до Днестра (территория средневекового Молдавского княжества) являются «потомками славяно-романских болоховцев, обладают отличной от румын этнической идентичностью и подверглись «искусственной румынизации со стороны румынского государства после 1859 года».

    В число «молдовенистов» входят и представители интеллигенции. Например, историк Василий Стати, родившийся в русско-молдавской семье, утверждает, что «молдаване — осознанная с XIII века этническая общность, отмеченная в грамотах Молдавской канцелярии с XIV века: “Роман воевода Земли Молдавской” опирается на “веру всех бояр молдавских” (грамота от 30.03.1392 года); в актах венгерского, польского, угровлашского/валашского дворов; в польских, венгерских, русских, угровлашских/валашских хрониках; в работах средневековых венгерских, польских, немецких, французских, русских, итальянских историков».

    Таким образом, название Молдова, этноним «молдовень», «лимба молдовеняскэ» утвердились в сознании молдаван, в европейском политическом и этноязыковом обороте еще задолго до рождения Иосифа Сталина, которого люто и смертельно ненавидят румынские унионисты прежде всего за то, что им пришлось дважды возвращать Бессарабию — в 1940 и в 1944 годах.

    Именно тезисы «молдовенизма» и легли в основу книги Стати «Молдаване — не румыны». Она наделала очень много шума еще до выхода, благодаря своему анонсу: «Почему молдаване не являются румынами? Потому что не хотели и не хотят. Это самое простое и решающее объяснение. Молдаване зародились и состоялись давно и окончательно в совершенно другом географическом пространстве, в других этнодемографических условиях, в другом геополитическом контексте».

    Еще одной книгой Василия Стати, которая очень скрупулезно и научно разоблачает тщетность претензий Румынии на территорию Молдовы, стала «История Молдовы», которая очень четко и наглядно демонстрирует антинаучность продвигаемых сегодня в республике унионистской идеологии и процесса румынизации.

    И в этом своем стремлении доказать историческую правду Василий Стати не одинок. Он является далеко не единственным «молдовенистом» в сегодняшней Молдове. Но, к сожалению, эти голоса между Днестром и Прутом сегодня практически не слышны — не та политическая ситуация и во власти не те люди, которые позволят им быть услышанными.

    Максим Камеррер

     

    Источник - Rubaltic.Ru .

    Комментарии:
    • #1 написан 9 января 2023 14:57
    • Статус: Пользователь offline
    • Группа: Посетители
    • Зарегистрирован 9.06.2018
    Iosif | Комментариев: 307 | Публикаций: 0

     Штефан чел Маре,  для русскоязычных - молдавский господарь Штефан Великий

    0
    Информация!
    Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
    Наверх Вниз