• ,
    Лента новостей
    Опрос на портале
    Облако тегов
    crop circles (круги на полях) knz ufo ufo нло АЛЬТЕРНАТИВНАЯ ИСТОРИЯ Атомная энергия Борьба с ИГИЛ Вайманы Венесуэла Военная авиация Вооружение России ГМО Гравитационные волны Историческая миссия России История История возникновения Санкт-Петербурга История оружия Космология Крым Культура Культура. Археология. МН -17 Мировое правительство Наука Научная открытия Научные открытия Нибиру Новороссия Оппозиция Оружие России Песни нашего века Политология Птах Роль России в мире Романовы Российская экономика Россия Россия и Запад СССР США Синяя Луна Сирия Сирия. Курды. Старообрядчество Украина Украина - Россия Украина и ЕС Человек Юго-восток Украины артефакты Санкт-Петербурга босса-нова будущее джаз для души историософия история Санкт-Петербурга ковид лето музыка нло (ufo) оптимистическое саксофон сказки сказкиПтаха удача фальсификация истории философия черный рыцарь юмор
    Сейчас на сайте
    Шаблоны для DLEторрентом
    Всего на сайте: 90
    Пользователей: 0
    Гостей: 90
    Архив новостей
    «    Март 2024    »
    ПнВтСрЧтПтСбВс
     123
    45678910
    11121314151617
    18192021222324
    25262728293031
    Март 2024 (894)
    Февраль 2024 (931)
    Январь 2024 (924)
    Декабрь 2023 (762)
    Ноябрь 2023 (953)
    Октябрь 2023 (931)
    Советская деревня с 1977 по 1980 гг. Записки сельского учителя (часть 1)

    Впервые в сокращенном варианте этот текст появился еще в том же 1980 году. Я написал его для «Учительской газеты». Отправил и получил ответ: «Первое впечатление очень сильное. В рассказе сама жизнь. Но не только сельский учитель ездит в город за продуктами. И еще ряд моментов… Так что подумайте и напишите еще раз, стоя на земле и без облаков!»

    Тогда у меня не было такого журналистского опыта, как сейчас, а главное я еще верил, что недостатки, они… есть, но не свойственны самой системе. А еще, поскольку что же там было переписывать, если все правда, материал каким был, таким и остался. И вот прошло много лет, я получаю в комментариях на «ВО» такие вот пожелания и… почему бы на них и не откликнуться и не написать о событиях, которым я был лично свидетель? Опять-таки, это не научное исследование, это сугубо мои личные впечатления. Но так было, поскольку люди, о которых здесь идет речь, должны быть еще живы. Хотя с другой стороны, у кого-то из них мог быть и совершенно другой взгляд.

    Одна из немногих сохранившихся с тех лет фотографий. Автор руководит своими десятиклассниками, которые спиливают дерево во дворе школы.

    Странная вещь — человеческая память. С возрастом не помнишь, что ел позавчера на завтрак, но зато отлично помнишь, что было 40 и 50 лет тому назад, хотя и фрагментарно. Тоже не по дням и часам, но зато помнишь совершенно отчетливо, как если бы это случилось вчера. Ну, а дальше, если вести рассказ с самого начала, то будет так: весна 1977 года, и я вместе с женой стоим перед комиссией по распределению, которая решает – куда нас отправить «отрабатывать диплом». Ребенку больше года, больных родителей нет, так что причин не посылать в деревню нет. Но есть проблема: нужно такое село и такая школа, где есть две ставки: учителя истории и учителя английского языка. И таких школ в области нет, тем более близко от города. Но есть школа в селе Покрово-Березовка Кондольского района, где, кроме учителя истории и английского языка, нужен еще учитель географии, астрономии и… труда! Плюс часы по истории, обществоведению и английскому – вот как. И именно туда нас и посылают! «А что, вы человек эрудированный, – говорит мне глава комиссии, – справитесь. Зато в деньгах у вас будет по полторы ставки на каждого!» А делать нечего. Диплом надо «подтверждать». И «отрабатывать». Это ведь только совсем уж недалекие люди у нас считают, что высшее образование было в СССР бесплатным. Ничуть! Получив его, надо было работать не там, где ты хочешь, а там, «где надо», то есть тебя могли насильно отправить куда угодно, а ты и слова сказать не мог, ведь учился-то «бесплатно». И вместо того чтобы экономически заинтересовывать людей работой в Калмыкии, у самоедов или в Покрово-Березовке, людей просто брали и посылали, осуществляя типичное средневековое «внеэкономическое принуждение к труду», потому как существовала даже уголовная ответственность в случае… уклонения. Правда, особо-то она и не применялась, но начинать свою карьеру со скандала мало кому хотелось, мнение о том, что «ты должен» в тоталитарном обществе всегда является доминирующим!

    Ну, все вопросы утрясли, на выпускном вечере… дерябнули, вещи собрали и ближе к сентябрю поехали. На грузовике, вся мебель в кузове (и я там), а в кабине водителя жена и директор школы. Тогда ведь не было специальных грузовых перевозок и «Газелей», не было фирмы «Абсолютно трезвые грузчики», услугами которой я сегодня в Пензе пользуюсь постоянно, а были личные договоренности и «за бутылку». И сначала по шоссе ехать было даже очень ничего. Но вот пошел проселок и… моя надежно связанная мебель… «ожила»! Что она в кузове вытворяла и что я там вытворял, ох. Но жив остался!

    Привезли нас в школьный интернат и вселили в большую просторную комнату. И какое-то время мы там и жили, пока не сообразили, что жить в интернате вместе с детьми – это бесплатно там еще и работать, а уж покоя не знать ни днем, ни ночью.

    И решили мы переселиться. И школьный завхоз предложил нам сдать дом. Прямо напротив сельмага. Мы обрадовались и… сняли, а платила за это, как и за свет, и дрова по закону школа, вернее РОНО. Такими вот преимуществами перед другими людьми в деревне пользовались тогда сельские учителя. А еще учителей мужчин не призывали в армию. Вот так я в ее ряды и не попал.

    Поскольку денег мне всегда не хватало, а времени в деревне было в избытке, я начал писать сначала в местную, кондольскую газету «Ленинское слово», а затем и в «Пензенскую правду», «Советскую Россию» и «Советскую Мордовию». Что интересного в школе произойдет, о том и пишу. И школе паблисити, и мне гонорар!

    Ростом наш завхоз был мне по грудь – гном гномом! И дом он построил тоже для гномов: выглянуть в окно надо вставать на колени, а потолок – вот он, руки поднял и в локте, не сгибая – уперся. Двери… ох мне с моим ростом все время приходилось им кланяться, а не то лбом о притолоку – вот она, ждет! Но все же это было лучше, чем жить с детьми в интернате. И… да, напротив магазин, что в то время имело очень большое значение. Но между нашим домом и магазином проходила дорога, проложенная по чернозему, и по ней, ездили и тракторы ДТ-75, и… «Кировцы»! Зимой и летом это была терпимо, но осенью и весной – о-о-о – это надо было видеть, во что она превращалась.

    Но продолжим рассказ о доме. Кухня с печкой и большой зал, тоже с печкой, в котором досками была отгорожена маленькая спаленка, ставшая у нас комнатой для игр нашей двухлетней дочери. Расставили мы по этим комнатам нашу старую мебель, которая находилась в нашей новой четырехкомнатной квартире еще со времен прежнего, деревянного дома 1882 года, постелили на пол паласы, на стены повесили ковры и стало даже очень «ничего». Привезли и телевизор, но сколько к антенне не подключали, подключить так и не удалось. Вот так мы и прожили без ТВ целых три года, но зато слушали радио и пластинки с музыкальными сказками, которые нашей дочке очень нравились.

    В школе, помимо обществоведения, истории, географии, астрономии и труда, пришлось еще вести и кружок технического творчества. Было трудно из ничего делать нечто, но… я тут же об этом и написал. И о том, что хорошо, и о том, что плохо и чего сельской школе не хватает.

    Удобства, по идее, должны были находиться на улице, но у нашего хозяина их не было вообще! Не построил! Курятник же есть! А куры они… все едят! Удобно, правда? Но обошлись. Фекалии шли в печку, очень удобно, кстати, если заранее продумать этот процесс, а жидкие фракции — в рукомойное ведро.

    Потом нам бесплатно привезли брикеты и дрова. Не пиленые и не колотые! Ну вот хорошо, что я вырос в деревянном доме с печками и с десяти лет и пилил, и колол дрова вместе с дедом, на долгие годы заменявшим мне отца. А вот если бы не это, то что делать?

    Кстати, много наших одногруппников как раз в село-то работать и не поехали. В том числе и, даже я бы сказал в первую очередь, те, кто были родом из села. Кто-то вышел замуж и должен был получить распределение по месту работы мужа! Кто-то умело родил так, что ребенку на момент распределения оказалось «до года», кто-то (сын зав. аптекой главной аптеки города) принес справку, что больше двух часов говорить не может – вот как. Куда же такого в село. А кто-то и вовсе… объявил себя психом и одновременно откосил и от села, и от армии. Такие вот были в то время у нас «сознательные» молодые строители коммунизма, хотя их и было немного. Но в итоге в деревню ехали десятки, хотя готовились сотни учителей, а уж оставались там и вовсе единицы.

    Но вернемся к дровам. Пилили мы их на пару с женой, городской девчонкой до мозга костей, и было это очень смешное зрелище. Печки она боялась, потому что никогда не топила и очень боялась горячего масла, которое брызгало ей на руки со сковороды. Потом я их наколол, сложил в сарай, и вот тут-то и прошел августовский педсовет, на котором нас официально «приняли в учителя», и наступило 1-ое сентября.

    Приехали дети из окрестных сел – Ново-Павловки, Ермолаевки, Бутаевки, свои подошли, дали мне классное руководство в 10-ом классе и пошел я к ним проводить урок обществоведения. Гляжу на детей, все такие крепкие, коренастые, у большинства девчонок щеки кровь-с-молоком, груди рвут форменные платья. Какая им школа – замуж и… в коровник! Но «всеобщее среднее» надо дать. Решение партии и правительства! Так что провел урок, дал задание, потом другой, третий. Выяснилось, что нагрузка у меня будет 30 часов в неделю и еще технический кружок. Причем в одних классах было по 25 и более учеников, а вот в других всего 5-6 – такая вот странная «демографическая ситуация». Молодых учителей кроме нас неожиданно оказалось много: литератор, учившаяся с нами, математичка, еще одна историчка, приехавшая годом раньше, и физичка, уже работавшая здесь и… прославившаяся тем, что вышла замуж за своего ученика, работавшего скотником.

    Ну, мы на это немного поудивлялись, вспомнили поговорку, «любовь зла…» и занялись работой. На следующем уроке вызываю ребят отвечать, а они поднимаются и… молчат! Вроде бы слушали хорошо, учебник под носом, чего еще надо? Практику я проходил в 1-ой школе Пензы, лучшей по тому времени, и когда я там что-то задавал, то на следующий день, что хотелось – то и получал. А тут… что-то странное? «Готов?» Молчание! «Двойку поставлю!» Молчание. И тут, конец-то одна девушка мне говорит, что они раньше не так учились, у старого преподавателя, что был до меня, а так, как я учу, они не привыкли. Спрашиваю – «И как же?» – и они мне рассказывают, что они на уроке по абзацам вслух учебник читали, потом тут же его пересказывали, потом опять читали и пересказывали, глядя в учебник. Ну, как вам методика? Меня в вузе такому не учили, а тут… «новый Песталоцци», мать его… «То есть вы не можете пересказать то, что прочитали дома?» «Не…» Я их и так, и эдак. Рассказываю в учительской про свое «открытие». А мне в ответ – а он был отличник просвещения!!!

    Еще хуже было на английском. Из-за постоянной смены учителей – один приехал, другой уехал, дети учили год английский, год немецкий, год вообще ничего не учили… а теперь им нужно было учить английский по учебнику для 10-ого класса! При базовом знании языка на ноль с плюсом.

     А вот это своего рода «наш ответ Чемберлену». В то время об этом говорили и писали очень много, ну и я тоже высказал свое мнение учителя-низовика.

    Проучились мы так неделю и нам объявляют, что надо помочь совхозу и… выйти «на свеклу». И стали мы работать на уборке свеклы. То есть сначала собирать ее за трактором и складывать в бурты, а потом большими ножами отрубать ей хвостики и перекладывать в кучи. Работали с 5-ого класса. Но малыши только подбирали и носили, а рубили хвосты только старшие.

    И вот вам тут первая и очень серьезная проблема советского среднего образования тех лет. И так сельские дети, ну скажем так, в основной своей массе умом не блистали, а тут еще им официально сокращали учебное время на 1,5, а то и 2 месяца, а наверстывать упущенное время советовали… «за счет педагогического мастерства». Но это еще хорошо, если 2 месяца. В Средней Азии хлопок собирали до декабря, буквально со снегом вместе. Так что получалось, что городские дети в области образования имели значительные преференции над сельскими при декларируемом равенстве всех и каждого.

    Продолжение следует…

    Источник - Военное Обозрение .

    Комментарии:
    • #2 написан 13 января 2019 00:11
    • Статус: Пользователь offline
    • Группа: Посетители
    • Зарегистрирован 6.01.2017
    АН-2 | Комментариев: 1 211 | Публикаций: 0

    Автор, на мой взгляд, не прав в том, что акцентирует на "советской" деревне. Мне кажется, что это акцентирование преднамеренное, и я знаю, почему. Автор не говорит о том, что именно советская власть превращала диких безграмотных аборигенов в строителей новой цивилизации. Люди в деревне, как и в городе, они - разные. Есть и в деревне культурная элита, и всегда была. Есть и в столице пара миллионов быдла. Почему автор рассказывает о деревенском самом быдле и не рассказывает о нормальных людях, как это делал, например, Шукшин? Шукшин не видел этого быдла? Видел. Но, задача нормальной интеллигенции показать народу пример, каким он, народ, должен быть. Идеал, к которому будет подсознательно стремиться самый тупой и пьяный скотник. И я работал в деревне. И до института и после. И сейчас у меня одна квартира в деревне. По началу деревня - это шок. Этот шок был и раньше, когда в школу нашего городка стали привозить в девятый класс деревенских с округи. Это был шок! Мат. Маленькие, страшненькие, распущенные, невменяемые. Щупать девок, ржать, кто из них целка, а кто нет, кто как дро***т, у кого какой х***... Нет, было пара-тройка нормальных ребят и девчонок. Но, в основном, как видится сейчас, животные. И из этих животных советская власть делала строителей, солдат, ученых. Сейчас-то делать уже не из кого, нет деревни. Есть сельские поселения. Выселки ))). Пустыня. А все животные переселились в города, как негры в Европу. 

    Почему автор пошел в пед?

    Кто шел в пед?

    В пед шли дети из семей служащих низшего уровня. У которых не было возможностей поступить в другие вузы (по не важно каким причинам). Едва ли из сотни учителей найдется двое, которые МЕЧТАЛИ стать учителем. Ну, и... подсознательное ощущение внутренней ущербности рано или поздно переносит внутренний негатив на окружающий мир. Что мы и наблюдаем в сочинении автора. Надо поделиться сокровенным хоть с тростником, не то душа не выдержит. А по мне, то что он описал - обычная жизнь, норма, все равно, что описать природу и жизнь в ней зайчиков, белочек и волков. В природе есть что-либо не естественное и отвратительное? Нет. Медведь или лиса могут быть аморальными? Нет. А у автора - могут. Может, автор и на голубей ругается, что на его машину нагадили? 

    0
    • #1 написан 12 января 2019 12:53
    • Статус: Пользователь offline
    • Группа: Посетители
    • Зарегистрирован 12.08.2017
    Алик Кантор | Комментариев: 2 226 | Публикаций: 11

    Однако... пасквиль...

     

    Не буду разбирать все "впечатления и наблюдения", пусть останутся на совести аффтора... Но некоторые моменты явного передергивания и вранья, отмечу.

     

    Это ведь только совсем уж недалекие люди у нас считают, что высшее образование было в СССР бесплатным. Ничуть! Получив его, надо было работать не там, где ты хочешь, а там, «где надо», то есть тебя могли насильно отправить куда угодно, а ты и слова сказать не мог, ведь учился-то «бесплатно». И вместо того чтобы экономически заинтересовывать людей работой в Калмыкии, у самоедов или в Покрово-Березовке, людей просто брали и посылали

     

    А вот мне интересно, ЧЕМ можно было "экономически заинтеерсовать" людей работой в Калмыкии? Дрова бесплатные, жилье бесплатное, зарплата полуторная, хоть и нагрузка для начинающего, конечно, конская (хотя 1200 часов в год - это не 1,5, а почти 2 ставки), но тут уж выбирай, или деньги и нагрузка, или "голая" зарплата и без нагрузки. Сейчас у моложых преподов и нагрузки по 2 ставки и зарплата 20 тыр и это с "дальневосточными", ни о чем.

    А если поедешь к "самоедам", то будешь иметь 2 зарплаты, потому что "северные" надбавки.

    Также отмечу, что образование, все-таки, было бесплатным. Потому что "отрабатывали" все-таки, за зарплату, а не за "похлебку". Пусть и не всегда там, где хотелось. А вообще учиться надо было получше, тогда на распределении был бы первым и остался бы в городе. Да и не так страшен черт, как его малюют. Когда отца распределили после КИИГА в Ригу, и ему не понравилось там отношение к русским, он просто договорился о переводе в Хабаровск. Зато работу не искал,а  сейчас выпускаем половину студентов "на улицу".

     

    не было фирмы «Абсолютно трезвые грузчики», услугами которой я сегодня в Пензе пользуюсь постоянно, а были личные договоренности и «за бутылку».

     

    По-ходу, чел не только в СССР не жил, а даже мультиков соетских не видел.

     

    "А если вы на него бочку катите, то это уже КОНТЕЙНЕРНАЯ перевозка, этим - Трансагентство занимается" (с) Не знаю, трезвые там были грузчики или пьяные, но возили явно не за "бутылку", а "за деньги".

     

    Расставили мы по этим комнатам нашу старую мебель, которая находилась в нашей новой четырехкомнатной квартире еще со времен прежнего, деревянного дома 1882 года, постелили на пол паласы, на стены повесили ковры и стало даже очень «ничего».

     

    Отличная "студенческая" жизнь. 4-хкомнатная квартира НОВАЯ, мебель, ковры. Про хрусталь забыл упомянуть, однако. Когда моя тетка въезжала в квартиру, у нее был только один палас, на котором постелили скатерть и устроили "обмывку" квартиры. Посуда была наша и бабушки. А когда мы перестали снимать квартиры и после 3 лет семейной жизни с ребенком поселились в родительской, все наше имущество перевезли за две "ходки" в легковой машине, грузовик и "трезвые грузчики" оказались не нужны. По-ходу чел был "мажором", а в деревню поехал, чтобы "откосить" от армии. 

     

    В школе, помимо обществоведения, истории, географии, астрономии и труда, пришлось еще вести и кружок технического творчества. Было трудно из ничего делать нечто,

     

    Эт фигня, вот когда пять лет не закупается оборудование и материалы для учебных мастерских (токарка, слесарка и сварка, электромонтажка), а занятия проходят, вот это я понимаю, "сделать из ничего". 

     

    Потом нам бесплатно привезли брикеты и дрова. Не пиленые и не колотые!

     

    Ох, Господи, ну откуда такие люди странные берутся. Ну не продавали тогда "колотых" дров. Сколько себя помню, бабушке, как дед помер, постоянно с отцом дрова и пилил и колол. Даже так "заработок" потерял. Мама пыталась отучить отца курить и у нас стояла бутылка из-под шампанского с надписью "как закуришь сигаретку, положи сюда монетку", и отец туда постоянно кидал медяки, когда курил. И вот, на спор, что он разрубит с пяти ударов здоровую плаху, я поставил отмену этого положения. А он расколол "колуном" и дальше курил "бесплатно".

     

    Кстати, много наших одногруппников как раз в село-то работать и не поехали. В том числе и, даже я бы сказал в первую очередь, те, кто были родом из села. Кто-то вышел замуж и должен был получить распределение по месту работы мужа! Кто-то умело родил так, что ребенку на момент распределения оказалось «до года», кто-то (сын зав. аптекой главной аптеки города) принес справку, что больше двух часов говорить не может – вот как. Куда же такого в село. А кто-то и вовсе… объявил себя психом и одновременно откосил и от села, и от армии.

     

    Обидно-то как, ну небыло тогда возможности мужику "выйти замуж". Не принято было. Да и сейчас еще нету пока у нас в Отечестве, это за бугор ехать надо и "зад подставлять" "мужу". На счет "умело родил, это помогало только городским. Селянин с ребенком ехал бы домой в село. Ну а дибилы были всегда, ведь с такими "справками" работать "по специальности" уже не получилось бы, а во втором случае вообще найти работу выше дворника было бы очень сложно.  По-ходу, группа там подобралась из одних мажоров, которым на работу было плевать, родители устроят.

     

    И тут, конец-то одна девушка мне говорит, что они раньше не так учились, у старого преподавателя, что был до меня, а так, как я учу, они не привыкли. Спрашиваю – «И как же?» – и они мне рассказывают, что они на уроке по абзацам вслух учебник читали, потом тут же его пересказывали, потом опять читали и пересказывали, глядя в учебник.

     

    Знаем мы эти "заходы". Это называется "проверка на вшивость". А чел и уши развесил. Да еще и выводы делает об уровне "блистания умом". Тут ума нет, скоре, у аффтора, коль на разводку учеников повелся. Если занимаешься обучением, нужно всегда помнить "о себе". Как ты хитрил и ловчил во время учебы, чего и чего не мог делать. Но проблема либераста в том, что он считает себя богом, а остальных дибилами, и поэтому может поверить в рассказанную детками сказочку.

     

    И вот вам тут первая и очень серьезная проблема советского среднего образования тех лет. И так сельские дети, ну скажем так, в основной своей массе умом не блистали, а тут еще им официально сокращали учебное время на 1,5, а то и 2 месяца, а наверстывать упущенное время советовали… «за счет педагогического мастерства».

     

    Интерсно, у аффтора был бы инфаркт, если бы я ему сказал, что "о ужас", студентов с занятий "снимают" на субботники, снегоборьбу, переноску архива и т.п. И восстанавливать учебное вермя и сейчас советуют за счет "мастерства". А учителя во время уроков "малые педсоветы" проводят, КВН репетируют и по телефону болтают. Кошмар!!! Вообще-то, любой опытный учитель всегда знает, как и где он может "наверстать" потому что всегда бывают форс-мажоры. начиная от выше перечисленных и до "неусвоения" темы и необходимости ее повтортить, тогда как часов на это не выделено.

    +3
    Информация!
    Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
    Наверх Вниз