• ,
    Лента новостей
    Опрос на портале
    Облако тегов
    crop circles (круги на полях) knz ufo ufo нло АЛЬТЕРНАТИВНАЯ ИСТОРИЯ Атомная энергия Борьба с ИГИЛ Вайманы Венесуэла Военная авиация Вооружение России ГМО Гравитационные волны Историческая миссия России История История возникновения Санкт-Петербурга История оружия Космология Крым Культура Культура. Археология. МН -17 Мировое правительство Наука Научная открытия Научные открытия Нибиру Новороссия Оппозиция Оружие России Песни нашего века Политология Птах Роль России в мире Романовы Российская экономика Россия Россия и Запад СССР США Синяя Луна Сирия Сирия. Курды. Старообрядчество Украина Украина - Россия Украина и ЕС Человек Юго-восток Украины артефакты Санкт-Петербурга босса-нова будущее джаз для души историософия история Санкт-Петербурга ковид лето музыка нло (ufo) оптимистическое саксофон сказки сказкиПтаха удача фальсификация истории философия черный рыцарь юмор
    Сейчас на сайте
    Шаблоны для DLEторрентом
    Всего на сайте: 85
    Пользователей: 0
    Гостей: 85
    Архив новостей
    «    Март 2024    »
    ПнВтСрЧтПтСбВс
     123
    45678910
    11121314151617
    18192021222324
    25262728293031
    Март 2024 (885)
    Февраль 2024 (931)
    Январь 2024 (924)
    Декабрь 2023 (762)
    Ноябрь 2023 (953)
    Октябрь 2023 (931)
    Как и зачем девушки Афганистана выдают себя за парней

     

    Как и зачем девушки Афганистана выдают себя за парней
    © Федеральное агентство новостей /

    «Бача-пош», в переводе с фарси — «одетая как мальчик». Культурный феномен, породивший немало видеорепортажей и статей, довольно широко известен и вместе с тем тщательно скрываем. Западные исследователи и журналисты, собирающие материал, сталкиваются с недоумением афганцев и словами о том, что подобные случаи, во-первых единичны, а во-вторых канули в прошлое.

    Однако странная, на западный взгляд, традиция, превращающая дочерей в сыновей, и не думает отмирать. В ноябре 2018 года только в двух провинциях Кабул и Нангархар насчитывалось 1463 бача-пош.

    Telegram-канал «Афганская голубка» рассказывает об особенностях жизни «подпольных девочек» Афганистана.

    «Усама» и ее подруги

    Бача-пош стали частью афганской действительности в конце 90-х годов, когда страной правил «Талибан»1(экстремистская организация, запрещена в РФ), лишивший женщин всех возможных прав и свобод и запретивший им не то что работать, но и громко смеяться.

    Тепло встреченный на западе фильм «Усама» рассказывает такую историю: где-то в разрушенном войной Кабуле живут три женщины — бабушка, мать и дочь. Муж и брат матери давно погибли. У власти талибы: женщинам нельзя выходить на улицу без сопровождения мужчин и героиням грозит голодная смерть. И вот падают на пол отрезанные косички, а девочка, переодетая в отцовскую одежду и превратившаяся в мальчика по имени Усама, отправляется работать в лавку. Теперь только она может всех спасти — или, в случае разоблачения, погубить.

    Подобное случается и в фильме «Дождь» иранца Маджида Маджиди, где героиня заменяет на строительной площадке получившего травму отца, и в мультфильме «Добытчица», где глава семьи арестован талибами, а единственный сын слишком мал.

    То же самое происходит с сотнями девочек по всей стране, которые идут на улицу торговать водой, книжками, сигаретами и другой мелочью, или просить милостыню. Под видом мальчиков, разумеется.

    Особенности патриархальной логики

    За пределами крупных городов вроде Кабула и Герата мышление афганцев остается весьма консервативным. В книгах по этнографии разница в отношении к дочерям и сыновьям очевидна: когда рождается сын, устраивают большой праздник с угощениями и стрельбой, хорошую новость разносят по всей округе, родня и соседи приходят пожелать счастья маленькому мужчине. Когда рождается дочь… На этот счет есть несколько поговорок. Неудачливой матери в утешение говорится, например: «Ничего, девочка тоже радость» или «Лучше родить девочку, чем щенка».

    Патриархальная логика предельно ясна: мальчик унаследует отцовское имущество и имя. Мальчик будет защищать страну и дом, заботиться о чести этого дома. Чем больше мальчиков, тем в большей безопасности находится семья, тем быстрее растет ее богатство, тем спокойнее будет старость родителей. Мальчик будет учиться или работать. В классическом патриархальном обществе девочка таких возможностей лишена — это позор (а во времена «Талибана» и суровое наказание).

    Что же, согласно патриархальной логике, делает девочка? Она помогает матери по хозяйству, нянчит младших, иногда ходит в школу (в университет — далеко не всегда, потому что мало кто посватается к образованной). Потом она выходит замуж (точнее, ее выдают) и уходит в семью мужа. Конечно, за нее можно взять большой выкуп с семьи жениха, но в целом девочки — это пустые хлопоты и траты. К семьям, где рождаются одни дочери, консервативная общественность относится с жалостью и долей презрения.

     

    «Бача-пош» на улицах Кабула
    © Федеральное агентство новостей /

    Семьи проявляют изобретательность: одна из дочерей стрижет волосы, надевает мужскую одежду, берет мужское имя, обретая на время все мужские права и обязанности. Зачастую это происходит по выбору родителей и изредка добровольно. Кстати, есть еще одно суеверие: если переодеть дочь в мужскую одежду, следующий рожденный в семье ребенок точно будет мальчиком.

    Знают ли о превращении соседи и родня? Весьма вероятно. Но Афганистан редко выдает свои семейные тайны. Бача-пош мало кого удивляет, а социальный статус семьи временно повышается. В книге «Подпольные девочки Кабула», фундаментальном исследования жизни бача-пош, шведская журналистка Дженни Нордберг рассказывает такую историю. Афганка Азита Раффат, став членом парламента, превратила в «сына» одну из своих четырех дочерей. Общественность отнеслась к перемене благосклонно и некоторое время смотрела сквозь пальцы на возмутительную «неженскую» работу Азиты.

     

    Азита Раффат
    © Федеральное агентство новостей /

    Афганские Жанны д’Арк

    К вопросу о «неженском». Превратить девочку в мальчика может, помимо уже названных причин, политическая нестабильность.

    О женщинах, исполнявших мужские обязанности, упоминается еще в летописях 18 века, хотя тогда, вероятно, само понятие «бача-пош» еще не существовало. Мать племенного вождя Мирвайса, носила на поясе меч и участвовала в битвах, мать Ахмад Шаха Дуррани заменяла на троне сына-правителя, ходившего в походы на Индию. Позднее встречаются упоминания о женщинах, наравне с мужчинами участвовавших в англо-афганских войнах (одной из них была «афганская Жанна Д’Арк» — Малалай, героиня битвы при Майванде).

    В 20-м веке женщинам тоже приходилось браться за оружие. Одна из таких — Биби Хакмина по прозвищу «король женщин», по сей день здравствует в провинции Хост. Во время Афганской войны (1979—1989) старший брат Биби учился в Кабуле, а младший был слишком мал, и отец решил, что дочь тоже сможет удержать в руках АК. Она смогла. Воевала, совершила паломничество в Мекку, стала одним из племенных вождей. Даже книгу написала.

    «Такой же мужчина, как любой другой!», — говорят о ней соплеменники.

     

    «Король женщин» Биби Хакмина из Хоста
    © Федеральное агентство новостей /

    Побочные эффекты

    Как правило, дочь продолжает играть роль сына до тех пор, пока не достигнет брачного возраста (в среднем до 15-16 лет). К тому времени ей на смену подрастает следующая младшая сестра.

    После замужества жизнь бача-пош круто меняется: девочка, почти всю жизнь обладавшая мужскими правами и свободами, привыкшая воспринимать себя как мужчину, превращается в служанку в доме мужа. Разумеется, о том, что требуется от жены, она знает мало: когда она была «сыном», ее не учили стирать или готовить. Мысль о том, чтобы смириться и подчиняться, для нее новость, потому что до недавнего времени подчинялись ей. Замужество для бача-пош — как минимум психологическая катастрофа.  

    Исследований на тему гендерной идентичности переодетых девочек, разумеется, не проводилось, однако смена социальных ролей не может не сказаться на восприятии себя. В книге Нордберг описан и такой случай: Сетаре была «бача-пош» до рождения брата Али, но и после родители воспитывали ее как мальчика. В шестнадцать она продолжала носить мужскую одежду, играть в футбол и встречаться с подругой, которая говорила, что ей все равно, кто Сетаре — девушка или юноша.

     

    Сетаре
    © Федеральное агентство новостей /

    Женские права: теория vs. практика

    На бумаге о неравноправии женщин, порождающих феномен «бача-пош», нет и речи. Афганская конституция образца 2004 года гарантирует равенство граждан перед законом (невзирая на пол), право женщин на образование, здравоохранение, на представительство в обеих палатах парламента, а также подчеркивает, что Афганистан уважает Устав ООН и Всеобщую декларацию прав человека. Однако узнать о своих многочисленных правах могут далеко не все: по данным ЮНЕСКО на март 2020 года, уровень грамотности среди взрослого населения страны составлял 43%. Среди женщин тот же показатель составлял 29.8% (лучший результат был, разумеется, в Кабуле).

    Да, все больше девочек ходят в школы. Да, женщин назначают на руководящие, а то и министерские посты. Казалось бы, жизнь налаживается, но проблема в следующем: двадцать первый век наступил далеко не во всем Афганистане. На подавляющей части страны еще не кончился четырнадцатый — сейчас на дворе 1399 год солнечной хиджры, а вместе с ним патриархальные ценности, «убийства чести», магия и так далее. В средневековой картине мира равноправие и равноценность мужчин и женщин по определению невозможны.

    К сожалению, ни ООН, ни ЮНЕСКО не в состоянии подсчитать, у какого процента афганских граждан мышление остается средневековым. Да и конца политической нестабильности пока не видно.

    1 Организация запрещена на территории РФ.

    Источник - riafan.ru .

    Комментарии:
    Информация!
    Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
    Наверх Вниз