Лента новостей
Опрос на портале
Облако тегов
Сейчас на сайте
Пользователей: 0
Гостей: 85
Архив новостей
Популярные новости
Самое обсуждаемое
Погода
- 6 сентябрь 2020
| - 21:54
| - Просмотров: 1 000
| - Комментарии: 0
|Пожаловаться
«Бача-пош», в переводе с фарси — «одетая как мальчик». Культурный феномен, породивший немало видеорепортажей и статей, довольно широко известен и вместе с тем тщательно скрываем. Западные исследователи и журналисты, собирающие материал, сталкиваются с недоумением афганцев и словами о том, что подобные случаи, во-первых единичны, а во-вторых канули в прошлое.
Однако странная, на западный взгляд, традиция, превращающая дочерей в сыновей, и не думает отмирать. В ноябре 2018 года только в двух провинциях Кабул и Нангархар насчитывалось 1463 бача-пош.
Telegram-канал «Афганская голубка» рассказывает об особенностях жизни «подпольных девочек» Афганистана.
«Усама» и ее подруги
Бача-пош стали частью афганской действительности в конце 90-х годов, когда страной правил «Талибан»1(экстремистская организация, запрещена в РФ), лишивший женщин всех возможных прав и свобод и запретивший им не то что работать, но и громко смеяться.
Тепло встреченный на западе фильм «Усама» рассказывает такую историю: где-то в разрушенном войной Кабуле живут три женщины — бабушка, мать и дочь. Муж и брат матери давно погибли. У власти талибы: женщинам нельзя выходить на улицу без сопровождения мужчин и героиням грозит голодная смерть. И вот падают на пол отрезанные косички, а девочка, переодетая в отцовскую одежду и превратившаяся в мальчика по имени Усама, отправляется работать в лавку. Теперь только она может всех спасти — или, в случае разоблачения, погубить.
Подобное случается и в фильме «Дождь» иранца Маджида Маджиди, где героиня заменяет на строительной площадке получившего травму отца, и в мультфильме «Добытчица», где глава семьи арестован талибами, а единственный сын слишком мал.
То же самое происходит с сотнями девочек по всей стране, которые идут на улицу торговать водой, книжками, сигаретами и другой мелочью, или просить милостыню. Под видом мальчиков, разумеется.
Bacha posh kızları, yalnız alışveriş yapmak için dışarı çıkabilir, kız kardeşlerini okuldan
— Mithuna (@mithuna_mithuna) November 16, 2019
getirebilir, iş bulabilir, spor yapabilir ve toplumdaki bir çocuğun rolünü oynayabilir. Uygulamanın kökenleri hala bilinmemektedir, ancak giderek daha iyi tanınmaktadır. pic.twitter.com/yInqqjreLq
Особенности патриархальной логики
За пределами крупных городов вроде Кабула и Герата мышление афганцев остается весьма консервативным. В книгах по этнографии разница в отношении к дочерям и сыновьям очевидна: когда рождается сын, устраивают большой праздник с угощениями и стрельбой, хорошую новость разносят по всей округе, родня и соседи приходят пожелать счастья маленькому мужчине. Когда рождается дочь… На этот счет есть несколько поговорок. Неудачливой матери в утешение говорится, например: «Ничего, девочка тоже радость» или «Лучше родить девочку, чем щенка».
Farsça “kız gibi giyinmiş oğlan” anlamındaki ‘bacha posh’ kavramıyla anılıyor gelenek. Oğlu olmayan aileler böylece hem kendini eksik hissetmiyor, hem de kızlarının okumak, çalışmak, kız kardeşlerine refakat etmek gibi erkeklerin yapabildiği şeylerden yararlanmasını sağlıyor.++ pic.twitter.com/AQfgYLCBXV
— Toplumsal Eşitlik Platformu (@teplatformu) August 17, 2020
Патриархальная логика предельно ясна: мальчик унаследует отцовское имущество и имя. Мальчик будет защищать страну и дом, заботиться о чести этого дома. Чем больше мальчиков, тем в большей безопасности находится семья, тем быстрее растет ее богатство, тем спокойнее будет старость родителей. Мальчик будет учиться или работать. В классическом патриархальном обществе девочка таких возможностей лишена — это позор (а во времена «Талибана» и суровое наказание).
Bacha posh, Afganistan'ın bazı bölümlerinde, oğulları olmayan bazı ailelerin bir erkek olarak yaşamak ve davranmak için bir kızı seçeceği kültürel bir uygulamadır. Bu, çocuğun daha özgürce davranmasını sağlar: okula gitmek, kız kardeşlerine halka eşlik etmek ve çalışmak. pic.twitter.com/Iqi8xBynKi
— Kübra Kayhan (@kubrarnkayhan) August 9, 2020
Что же, согласно патриархальной логике, делает девочка? Она помогает матери по хозяйству, нянчит младших, иногда ходит в школу (в университет — далеко не всегда, потому что мало кто посватается к образованной). Потом она выходит замуж (точнее, ее выдают) и уходит в семью мужа. Конечно, за нее можно взять большой выкуп с семьи жениха, но в целом девочки — это пустые хлопоты и траты. К семьям, где рождаются одни дочери, консервативная общественность относится с жалостью и долей презрения.
Семьи проявляют изобретательность: одна из дочерей стрижет волосы, надевает мужскую одежду, берет мужское имя, обретая на время все мужские права и обязанности. Зачастую это происходит по выбору родителей и изредка добровольно. Кстати, есть еще одно суеверие: если переодеть дочь в мужскую одежду, следующий рожденный в семье ребенок точно будет мальчиком.
Знают ли о превращении соседи и родня? Весьма вероятно. Но Афганистан редко выдает свои семейные тайны. Бача-пош мало кого удивляет, а социальный статус семьи временно повышается. В книге «Подпольные девочки Кабула», фундаментальном исследования жизни бача-пош, шведская журналистка Дженни Нордберг рассказывает такую историю. Афганка Азита Раффат, став членом парламента, превратила в «сына» одну из своих четырех дочерей. Общественность отнеслась к перемене благосклонно и некоторое время смотрела сквозь пальцы на возмутительную «неженскую» работу Азиты.
Афганские Жанны д’Арк
К вопросу о «неженском». Превратить девочку в мальчика может, помимо уже названных причин, политическая нестабильность.
О женщинах, исполнявших мужские обязанности, упоминается еще в летописях 18 века, хотя тогда, вероятно, само понятие «бача-пош» еще не существовало. Мать племенного вождя Мирвайса, носила на поясе меч и участвовала в битвах, мать Ахмад Шаха Дуррани заменяла на троне сына-правителя, ходившего в походы на Индию. Позднее встречаются упоминания о женщинах, наравне с мужчинами участвовавших в англо-афганских войнах (одной из них была «афганская Жанна Д’Арк» — Малалай, героиня битвы при Майванде).
В 20-м веке женщинам тоже приходилось браться за оружие. Одна из таких — Биби Хакмина по прозвищу «король женщин», по сей день здравствует в провинции Хост. Во время Афганской войны (1979—1989) старший брат Биби учился в Кабуле, а младший был слишком мал, и отец решил, что дочь тоже сможет удержать в руках АК. Она смогла. Воевала, совершила паломничество в Мекку, стала одним из племенных вождей. Даже книгу написала.
«Такой же мужчина, как любой другой!», — говорят о ней соплеменники.
Побочные эффекты
Как правило, дочь продолжает играть роль сына до тех пор, пока не достигнет брачного возраста (в среднем до 15-16 лет). К тому времени ей на смену подрастает следующая младшая сестра.
После замужества жизнь бача-пош круто меняется: девочка, почти всю жизнь обладавшая мужскими правами и свободами, привыкшая воспринимать себя как мужчину, превращается в служанку в доме мужа. Разумеется, о том, что требуется от жены, она знает мало: когда она была «сыном», ее не учили стирать или готовить. Мысль о том, чтобы смириться и подчиняться, для нее новость, потому что до недавнего времени подчинялись ей. Замужество для бача-пош — как минимум психологическая катастрофа.
Исследований на тему гендерной идентичности переодетых девочек, разумеется, не проводилось, однако смена социальных ролей не может не сказаться на восприятии себя. В книге Нордберг описан и такой случай: Сетаре была «бача-пош» до рождения брата Али, но и после родители воспитывали ее как мальчика. В шестнадцать она продолжала носить мужскую одежду, играть в футбол и встречаться с подругой, которая говорила, что ей все равно, кто Сетаре — девушка или юноша.
Женские права: теория vs. практика
На бумаге о неравноправии женщин, порождающих феномен «бача-пош», нет и речи. Афганская конституция образца 2004 года гарантирует равенство граждан перед законом (невзирая на пол), право женщин на образование, здравоохранение, на представительство в обеих палатах парламента, а также подчеркивает, что Афганистан уважает Устав ООН и Всеобщую декларацию прав человека. Однако узнать о своих многочисленных правах могут далеко не все: по данным ЮНЕСКО на март 2020 года, уровень грамотности среди взрослого населения страны составлял 43%. Среди женщин тот же показатель составлял 29.8% (лучший результат был, разумеется, в Кабуле).
Да, все больше девочек ходят в школы. Да, женщин назначают на руководящие, а то и министерские посты. Казалось бы, жизнь налаживается, но проблема в следующем: двадцать первый век наступил далеко не во всем Афганистане. На подавляющей части страны еще не кончился четырнадцатый — сейчас на дворе 1399 год солнечной хиджры, а вместе с ним патриархальные ценности, «убийства чести», магия и так далее. В средневековой картине мира равноправие и равноценность мужчин и женщин по определению невозможны.
К сожалению, ни ООН, ни ЮНЕСКО не в состоянии подсчитать, у какого процента афганских граждан мышление остается средневековым. Да и конца политической нестабильности пока не видно.
1 Организация запрещена на территории РФ.
Автор: Афганская голубка
Источник - riafan.ru .