• ,
    Лента новостей
    Опрос на портале
    Облако тегов
    crop circles (круги на полях) knz ufo ufo нло АЛЬТЕРНАТИВНАЯ ИСТОРИЯ Атомная энергия Борьба с ИГИЛ Вайманы Венесуэла Военная авиация Вооружение России ГМО Гравитационные волны Историческая миссия России История История возникновения Санкт-Петербурга История оружия Космология Крым Культура Культура. Археология. МН -17 Мировое правительство Наука Научная открытия Научные открытия Нибиру Новороссия Оппозиция Оружие России Песни нашего века Политология Птах Роль России в мире Романовы Российская экономика Россия Россия и Запад СССР США Синяя Луна Сирия Сирия. Курды. Старообрядчество Украина Украина - Россия Украина и ЕС Человек Юго-восток Украины артефакты Санкт-Петербурга босса-нова будущее джаз для души историософия история Санкт-Петербурга ковид лето музыка нло (ufo) оптимистическое саксофон сказки сказкиПтаха удача фальсификация истории философия черный рыцарь юмор
    Сейчас на сайте
    Шаблоны для DLEторрентом
    Всего на сайте: 233
    Пользователей: 1
    Гостей: 232
    cadabrax
    Архив новостей
    «    Апрель 2024    »
    ПнВтСрЧтПтСбВс
    1234567
    891011121314
    15161718192021
    22232425262728
    2930 
    Апрель 2024 (612)
    Март 2024 (960)
    Февраль 2024 (931)
    Январь 2024 (924)
    Декабрь 2023 (762)
    Ноябрь 2023 (953)
    Всемирный народ джан

    Для осмысления того, что может произойти с человечеством в будущем, вовсе не обязательно прислушиваться к мнениям политических гадалок – часто  достаточно обратиться к текстам художественной литературы. Например, к повестям и рассказам Андрея Платонова.  

    В 1931 году из поездки в Туркмению Платонов привозит повесть «Джан». В ней своими размышлениями по поводу  возможной участи человечества он задаст сто очков фору любому философу или политологу. Формально он описывает затерянный в глубине пустыни народ, живущий в крайней нищете и нужде, в полуживотном, если не полурастительном состоянии, с напрочь отключенным сознанием и памятью, само существование в мире ему кажется сном. Единственное, что для него реально – это неубывающее воспоминание о хранящейся внутри душе.

    Неважно, где и как увидел Платонов этот народ: узнал ли от кого о нем,  догадался о его существовании интуитивно, или же просто выдумал. Важно, что народ этот обретает черты реальности при не располагающих, казалось бы, к этой реальности обстоятельствах нашего времени – и уже на уровне всечеловеческом. Есть даже большая вероятность того, что дошедшему до растительного состояния народу в самое ближайшее время может уподобиться все современное человечество в целом.

    В тексте повести есть добрый десяток весьма впечатляющих, отлагающихся в памяти метафор, подходящих к предложенной ситуации, на которых стоит обратить внимание.

    Прежде всего – на несколько вариантов самонаименования народа, немного отличающихся друг от друга, но сходных в главном.

    Первая версия - в разговоре главного героя  с секретарем Ташкентского комитета партии, командирующего его к месту предполагаемому проживания:

    – Я знаю этот народ, я там родился, – сказал Чагатаев.

    – Поэтому тебя и посылают туда, – объяснил секретарь. – Как назывался этот народ, ты не помнишь?

    – Он не назывался, – ответил Чагатаев. – Но сам себе он дал маленькое имя.

    – Какое его имя?

    – Джан. Это означает душу или милую жизнь. У народа ничего не было, кроме души и милой жизни, которую ему дали женщины-матери, потому что они его родили.

    Секретарь нахмурился и сделался опечаленным.

    – Значит, все его имущество – одно сердце в груди, и то когда оно бьется…

    – Одно сердце, – согласился Чагатаев, – одна только жизнь; за краем тела ничего ему не принадлежит. Но и жизнь была не его, ему она только казалась.

    Ближе к концу старейший представитель этого народа предлагает несколько другую версию:

    «Это … общее прозвище, данное им когда-то богатыми баями, потому что джан есть душа, а у погибающих бедняков ничего нет, кроме души, то есть способности чувствовать и мучиться. Следовательно, слово «джан» означает насмешку богатых над бедными». 

    В этом фрагменте отмечено необходимое условие для существования любого  народа: способность чувствовать и мучиться, без которой, вообще-то, он перестанет быть народом и превратится в сонное бесчувственное стадо, ничего не воспринимающее из окружающего и незаметно для себя ведомое на гибель. Так, как это описано в одном из эпизодов: «…у всех их глаза были закрыты, они шли дремлющими, некоторые шептали и бормотали свои слова, привыкнув жить воображением».

    Конечный результат такого состояния Платонов продемонстрирует позже – на примере уже отдельно взятого человека с отключенным от реальной жизни сознанием, пытающимся, тем не менее, отразить выдуманный мир в потоке ничего не значащих и не выражающих слов: «Чагатаев ослабевшими руками искал неизвестного человека, пока не нащупал чье-то лицо. Это лицо вдруг сморщилось под пальцами Чагатаева, и изо рта человека пошел теплый воздух слов, каждое из которых было понятно, а вся речь не имела никакого смысла. Чагатаев с удивлением слушал этого человека, держа его лицо в своих руках, и старался понять, что он говорит, но не мог. «…» Чагатаеву казалось, что он посмеивался над своей речью и над своим умом, который сейчас что-то думает, но выдуманное им ничего не значит. Затем Чагатаев догадался и тоже улыбнулся: слова стали непонятны оттого, что в них были одни звуки – они не содержали в себе ни интереса, ни чувства, ни воодушевления, точно в человеке не было сердца внутри и оно не издавало своей интонации.

    Ум его еще жил, и он, может быть, смеялся в нем, пугаясь и не понимая, что сердце бьется, душа дышит, но нет ни к чему интереса и желания; даже полное одиночество, тьма ночной кибитки, чужой человек – все это не составляло впечатления и не возбуждало страха или любопытства. Чагатаев трогал этого человека за лицо и руки, касался его туловища, мог даже убить его, – он же по-прежнему говорил кое-что и не волновался, будто был уже посторонним для собственной жизни».

    Картина гротесковая, босховская, фантастическая, но ведь почти так же живет,  мыслит и находится в таких же отношениях с ускользающей от сознания реальностью  любой человек нашего времени.  И, больше того – целые народы и страны.

    Тут и обнаруживается до поры не замечаемый подтекст произведения Платонова: народ джан - это не столько конкретное, близкое к исчезновению среднеазиатское племенное сообщество, сколько универсальная модель, которую может примерить на себя практически любой из пока еще сохранивший свою родовую душу народов. Русский, конечно же, прежде всего – хотя бы  из-за постоянного сопротивления навязывающим ему свою волю вождям с автоматизированными мозгами,  лишенных ощущения живой жизни и  неутомимо экспериментирующих над и так уже с трудом дышащим телом страны. Самым главным качеством сопротивляющегося народа должно, в таком случае, стать отсутствие «хотя бы слабого житейского интереса, который необходим для раба». Ибо в случае наличия хотя бы небольшой доли такого интереса уже не будет иметь значения даже радикальные формы протеста, что тоже описано в повести Платонова.  

    «…Народ пошел толпой в Хиву, счастливый и мирный; люди были одинаково готовы тогда разгромить ханство или без сожаления расстаться там с жизнью, поскольку быть живым никому не казалось радостью и преимуществом и быть мертвым не больно. «…»

    Один помощник хана подошел близко к старым людям из Сары-Камыша и спросил их:

    – Чего им надо и отчего они чувствуют радость?

    Ему ответил кто-то, может быть, Суфьян или прочий старик:

    – Ты долго приучал нас помирать, теперь мы привыкли и пришли сразу все, – давай нам смерть скорее, пока мы не отучились от нее, пока народ веселится!

    Помощник хана ушел назад и больше не вернулся. Конные и пешие солдаты остались около дворца, не касаясь народа: они могли убивать лишь тех, для кого смерть страшна, а раз целый народ идет на смерть весело мимо них, то хан и его главные солдаты не знали, что им надо понимать и делать. Они не сделали ничего, а все люди, явившиеся из впадины, прошли дальше и вскоре увидели базар. Там торговали купцы, еда лежала наружи около них, и вечернее солнце, блестевшее на небе, освещало зеленый лук, дыни, арбузы, виноград в корзинах, желтое хлебное зерно, седых ишаков, дремлющих от усталости и равнодушия.

    «…»

    На хивинском базаре народ стал брать разные плоды и наедаться без денег, а купцы стояли молча и не били этих хищных людей. «…» Наевшись, народ стал скучным, потому что веселье его прошло и смерти не было».

    «Наевшись, народ стал скучным» - ключевая фраза: бунт ничего не решил, он произошел всего лишь благодаря живущему в подсознании рефлексу – но не  желания смерти, как думали бунтовщики, а желания сытости. Точнее – на заключительной стадии бунта, как только представилась альтернативная возможность, второй рефлекс победил первый. Так бывает, и довольно часто. В результате бунт народа вполне может быть уподоблен действиям собаки, несколько раз далее не случайно появляющейся в тексте:

    «Черная собака смотрела на Чагатаева, она открывала и закрывала рот, делая им движение злобы и лая, но звука у нее не получалось. Одновременно она поднимала то правую, то левую переднюю ногу, пытаясь развить в себе ярость и броситься на чужого человека, но не могла. Чагатаев наклонился к собаке, она схватила своей пастью его руку и потерла ее между пустыми деснами – у нее не было ни одного зуба. Он попробовал ее за тело – там часто билось жестокое жалкое сердце, и в глазах собаки стояли слезы отчаяния».

    Метафора с собакой имеет продолжение несколькими страницами далее:

    «Она дрожала от утомления – старая, дикая, не в силах закончить и изжить свою мучительную жизнь и все еще уверенная в блаженстве своего существования, потому что в самом терпении ее, в худом дрожащем теле было добро».

    Что делать, если есть возможность реализовать духовный потенциал, но нет возможности жить, а возможность жить возникает лишь в случае полного забвения присущей лишь тебе душе. Наверное, уйти в себя от несуразности жизни, чтобы сохранить хотя бы внутреннее достоинство. А что касается смерти, которая никак не наступает, то ее еще нужно заслужить. И в этом случает именно терпение может стать альтернативой для народа, который, в общем-то, не способен осмыслить ни себя, ни свою конечную цель – при том, что задача жизни в обессмыслившийся реальности ему понятна: жить за счет не кого-то, но лишь самого себя. Тогда останется неповрежденным главное –  душа, ведь место ее нахождения не снаружи, а внутри. И тогда она не будет иметь желания соприкасаться с внешней, оскудевшей до предела жизнью. Поэтому отдаляется для народа джан на неопределенное время долженствующая давно, по всем приметам, наступить смерть, о чем мечтает прикомандированный к народу мелкий - мельче некуда - функционер Нур-Мухаммед, который «глядел на людей чужими глазами», и считал «что сердце народа давно выболело в нужде, ум его стал глуп и поэтому свое счастье ему чувствовать нечем; лучше будет дать покой этому народу, забыть его навсегда или увести куда-нибудь в пустыню, в степи и горы, чтоб он заблудился, и затем посчитать его несуществующим». Нетрудно заметить, что конечная цель примитивного Нур-Мухаммеда идентична цели  теперешних высокообразованных, рафинированных и  хитромудрых реформаторов, выдающих себя за благодетелей русского народа. И объяснения у них общи. Вот как объясняет Нур-Мухаммед свою позицию в разговоре с Чагатаевым:

    «— Что ты сделал здесь за полгода? — спросил его Чагатаев.

    — Ничего, — сообщил Нур-Мухаммед. — Я не могу воскрешать мертвых.

    — Чего же ты ждешь тогда, зачем ты тут?

    — Когда я пришел сюда, в народе было сто десять человек, теперь меньше. Я рою могилы умершим, — их хоронить в болотах нельзя, будет заражение, и я ношу мертвых в дальний песок. Буду хоронить, пока выйдут все, тогда уйду отсюда, скажу — командировка выполнена…

    — Народ сам похоронит своих близких — ты для этого не нужен.

    — Нет, он не будет хоронить, я знаю.

    — Почему не будет?

    — Мертвых должны хоронить живые, а здесь живых нет, есть не умершие, доживающие свое время во сне, ты им не сделаешь счастья, и даже своего горя они уже не знают, они больше не мучаются, они отмучились.

    — Что же нам делать с тобой? — спросил Чагатаев.

    — Ничего не надо, — сказал Нур-Мухаммед. — Человека нельзя долго мучить, а хивинские ханы думали — можно. Долго — он погибает, его надо — понемногу и давать ему играть, а потом опять мучить…»

    «Единственная прелесть его (Нур-Мухаммеда) существования, - присовокупляет Платонов, - заключалась в том, что можно оставить изжитое место и уйти на новое: пусть погибают остающиеся!». И он, собрав отчаявшийся в существовании народ, воплощает свою программу практически: решает вести его по пустыне до тех пор, пока он не вымрет, а оставшихся продать в рабство в чужую страну. А на вопрос, куда он ведет людей, равнодушно отвечает: «Какие люди?... Их души давно рассеялись, им все равно – живут они или нет».

    Осуществлению его задачи благоприятствует то, что и на более высоких властных уровнях народ тоже давно уже считается несуществующим.  «По справке в управлении милиции оказалось, что все души, числившиеся в племени джан, вымерли еще до революции и никакой заботы о них больше не надо».

    Здесь возникает еще один важнейший вопрос, который разрешить куда сложней, нежели первый, и который, конечно же, является главным и для Платонова: что должен предпринять вождь, желающий помочь народу,  если такой вождь и вправду найдется.

    Главный герой повести Назар Чагатаев и выступает в этой роли. Но, что очень существенно для общей концепции повести – роли вождя, толком не знающего что делать с нуждающимся в его заботе существами. « Чагатаев, уходя дальше, хотел вернуться, взять и унести с собой бормочущего человека; но куда его надо нести, если он замучился до того, что нуждался уже не в помощи, а в забвении? Он оглянулся: безмолвная собака шла за ним, в камышовых шалашах лежали люди во сне и в своих сновидениях, по вершинам камышовых зарослей иногда проходила дрожь слабого ветра. «…» Собака вошла «…»  и вышла,  бросилась назад домой, боясь потерять или забыть, где находиться ее хозяин и убежище»».

    Трудность задачи усугубляет то, что Чагатаев, некогда вышедший из народа, а затем вернувшийся к нему новым человеком и оставшийся прежним народ смысл жизни понимают по разному. Для того, чтобы принять вариант жизни, предложенный Чагатаевым, народ должен перестать быть джаном – душой, ищущей  опоры не во внешнем мире, но во внутреннем пространстве собственной души. Все это народ передает в песне, которую он поет ночью возле костра. «В песне говорилось: мы не заплачем, когда придут к нам слезы, мы не улыбнемся от радости, и никто не достигнет нашего глубокого сердца, которое выйдет само к людям и ко всей жизни и протянет к ним руки, когда настанет его светлое время, и время его близко: мы слышим, как спешит в нашем сердце душа, желая выйти к нам на помощь…» 

    Конечно, это не то, что желалось бы слышать новоявленному вождю, который «хотел помочь, чтобы счастье, таящееся от рождения внутри несчастного человека, выросло наружу, стало действием и силой судьбы». По его мнению, «всеобщее предчувствие, и наука заботятся о том же, о единственном и необходимом: они помогают выйти на свет душе, которая спешит и бьется в сердце человека и может задохнуться там навеки, если не помочь ей освободиться».

    Народ же, пожив в человеческих, что называется, условиях и полакомившись никогда не пробуемой прежде пищей, присланной издалека, разбредается от построенного Чагатаевым поселка в разные стороны – к прежней жизни, сосредоточенной не на сытом существовании («продовольствие было все цело. Мешки с рисом и мукой «…» стояли нетронутые». «Народ…не ценил своего существования, а наслаждения, даже от пищи, вовсе не понимал»), но на поиски собственной души уже во внешнем пространстве мира. И тогда Чагатаев понял то, чего он не понимал раннее. «Чагатаев вздохнул и улыбнулся: он ведь хотел из своего одного небольшого сердца, из тесного ума и воодушевления создать здесь впервые истинную жизнь, на краю Сары-Камыша, адова дна древнего мира. Но самим людям видней, как им лучше быть. Достаточно того, что он помог им остаться живыми, и пусть они счастья достигнут за горизонтом». А ведь раньше полагал, что знает о будущем народа гораздо больше, нежели он сам. Оказалось – гораздо меньше: почти ничего не знает.

    Может, сытая жизнь людям и вправду не нужна, по крайней мере - для обретения счастья? Может, как раз обретя сытость они и перестают быть жаждущим высшей правды народом? А может, и даже наверняка – сытость в деле обретения себя как народа вообще не имеет никакого значения? Думается даже, как это ни удивительно звучит, но у отведавшего хоть раз сытой жизни шансов стать преданным рабом того, кто ее ему предоставил, гораздо больше, чем у никогда не знавшего, что из себя представляет такая жизнь.  

    Собственно, об этом говорит Чагатаеву «самый старший из народа» - Суфьян.

    «Суфьян сказал Чагатаеву:

    – Ты думаешь плохо. Народ жить может, но ему нельзя. Когда он захочет есть плов, пить вино, иметь халат и кибитку, к нему придут чужие люди и скажут: возьми, что ты хочешь, – вино, рис, верблюда, счастье твоей жизни…

    – Никто не даст, – ответил Чагатаев.

    – Немного давали, – говорил Суфьян. – Горсть риса, чурек, старый халат, вечернюю песню бахши мы имели давно, когда работали на байских хошарах…

    – Мать велела мне самому кормиться, когда я был маленький, – сказал Чагатаев. – Мы мало имели, мы умирали.

    – Мало, – произнес Суфьян. – Но мы всегда хотели много: и овец, и жену, и воду из арыка – в душе всегда есть пустое место, куда человек хочет спрятать свое счастье. И за малое, за бедную, редкую пищу, мы работали, пока в нас не засыхали кости.

    – Это вам давали чужую душу, – сказал Чагатаев.

    – Другой мы не знали, – ответил Суфьян. – Я тебе говорю, если за маленькую еду мы делались от работы и голода как мертвые, то разве хватит даже нашей смерти, чтобы заработать себе счастье?

    Чагатаев поднялся на ноги.

    – Хватит одной жизни! Теперь наша душа в мире, другой нет.

    – Я слыхал, – равнодушно сказал Суфьян, – мы знаем – богатые умерли все. Но ты слушай меня, – Суфьян погладил старый московский башмак Чагатаева, – твой народ боится жить, он отвык и не верит. Он притворяется мертвым, иначе счастливые и сильные придут его мучить опять. Он оставил себе самое малое, не нужное никому, чтобы никто не стал алчным, когда увидит его».

    Платонов и в этой повести возвращается к своей всегдашней, излюбленной им  мысли: смысл жизни человека определяется способностью мучиться, мучается он тогда, когда нищенствует, но зато через мучение, благодаря внешней нищете обретает потребность мыслить, а уже через эту  потребность обретает способность сопротивляться общей бессмысленности существования, чего напрочь лишены жирующие народные вожди. «Баи думали, что лишь душа лишь отчаянье, но сами они от этого джана и погибли, - своего джана, своей способности чувствовать, мучиться, мыслить и бороться у них было мало, это – богатство бедных…»

    Это богатство бедных есть у каждого из нас, хотя не каждый способен его в полноте ощутить внутри себя. Да и все человечество в совокупности в определенном смысле народ джан, затерянный в глубине пустыни. Вождю, желающему вывести его из этой пустыни, обладай он хоть самыми распрекрасными намерениями, лучше, наверное, идти не впереди нас, и даже – не за нами, но вместе со всеми непрестанно проделывать путь вглубь общенародной души. Если, конечно, он имеет дело с взаправдашним народом, сохранившим внутри себя душу в ее исходном качестве. В противном случае – все, что ни предпринимали бы обе стороны в смысле любого общего делания, а тем более целенаправленного пути – бесполезно.

    Виталий Яровой


    Источник - zavtra.ru .

    Комментарии:
    Информация!
    Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
    Наверх Вниз