• ,
    Лента новостей
    Опрос на портале
    Облако тегов
    crop circles (круги на полях) ufo нло «соотнесенные состояния» АЛЬТЕРНАТИВНАЯ ИСТОРИЯ Альтерверс Англия и Ватикан Атомная энергия Беженцы. Война на Ближнем Востоке. Борьба с ИГИЛ Брайс Де Витт Вайманы Венесуэла Внешний долг России Военная авиация Вооружение России ГМО Газпром. Прибалтика. Геополитика Гравитационные волны Два мнения о развитии России Евразийство Жизнь с точки зрения науки Информационные войны Историческая миссия России История История возникновения Санкт-Петербурга История оружия Источники энергии Космология Крым Культура. Археология. МН -17 Малороссия Мегалиты Металлы и минералы Мировое правительство Мировые финансы Народная медицина Наука Наука и религия Научная открытия Научные открытия Нибиру Новороссия Опозиция Оппозиция Оружие России Османская империя Песни нашего века Подлинная история России Политология Президентские выборы в США Природные катастрофы Пространство и Время Птах Роль России в мире Романовы Российская экономика Россия Россия и Запад Россия. Космические разработки. СССР США Сирия Сирия. Курды. Старообрядчество Тартария Творчество наших читателей Украина Украина - Россия Украина и ЕС Философия русской иммиграции Хью Эверетт Церковь и Власть Человек Экономика России Энергоблокада Крыма Юго-восток Украины борь грядущая война информационная безопасность исламизм историософия масоны международные отношенияufo многомирие нло нло (ufo) общественное сознание сказки сказкиПтаха социальная фантастика фальсификация истории фантастическая литература физика философия футурология христианство черный рыцарь юмор
    Архив новостей
    «    Сентябрь 2019    »
    ПнВтСрЧтПтСбВс
     1
    2345678
    9101112131415
    16171819202122
    23242526272829
    30 
    Реклама. Яндекс
    Реклама. Яндекс
    Погода
    Тема грядущей войны в отечественной фантастике. Очерк 1.
    Тема грядущей войны в отечественной фантастике.  Очерк 1.
    Тема грядущей войны в отечественной фантастике.
    Очерк 1. Игрушка для отставников.
    Расхожее мнение гласит, что история «учит тому, что ничему не учит». Эта сентенция верна на двести процентов по отношению к такому социокультурному явлению, как война. Каждый раз и победители, и побежденные клянутся, что «эта война станет последней в истории человечества». Но потом «эта война» становится предпоследней, а потом и вовсе отодвигается все дальше в историю новыми войнами…

    Когда же начинается новая война? Когда исчезает страх перед грядущими войнами. Показателей (индикаторов) того, что общество больше не боится военных лишений, и готово к новой войне, много. Одним из таких показателей является, например, добровольчество: «Я хату покинул, ушел воевать, чтоб землю в Гренаде крестьянам отдать». Добровольческое движение – участие в чужих войнах – является показателем того, что общество готово вести и собственную войну. Добровольчество наблюдалось перед Русско-турецкой войной 1877-1878 годов. Перед Великой Отечественной войной наши добровольцы довольно плотно повоевали в Китае и Испании. Добровольчество наблюдалось в «ревущие девяностые», когда наши парни воевали в Приднестровье, в Югославии – и страна, что бы там не говорили, сдюжила-таки две чеченские войны. Так что проигрыш первой чеченской компании объясняется проблемами с политической волей тогдашнего руководства, а не отсутствием в обществе желания вести собственную войну. Но добровольчество – это отдельная тема, только отчасти соприкасающееся с темой, заявленной нами.

    Одним из важнейших показателей готовности общества к новой войне является появление сценариев грядущей войны в литературе. А так как это сценарии «войны в будущем», проходить они должны по жанру фантастической литературы – «военной фантастики» или «военной утопии/антиутопии». Сценарии вымышленных войн нередко становились прологом действительных событий, «угадывали» характер и контуры будущих сражений. Ведь они отражали эпоху и господствующие в обществе общественные настроения. Как правило, действие таких сценариев развивается в самом ближайшем будущем (через 5-10 лет от времени написания романа, иногда сроки «прогнозов» сужались до 1-2 лет), описываются исторически возможные военные конфликты между страной автора и ближайшим враждебным государством.

    На разных континентах, в различных странах, включая тихую и спокойную Швецию (до 90-х годов прошлого века шведские писатели постоянно «предостерегали» соотечественников о возможности советско-шведской войны), появлялись и появляются литературные сценарии грядущей войны.

    Вот далеко неполный список сценариев грядущей войны на английском языке. В конце XIX века английские писатели писали повести и рассказы о войне Великобритании против Франции и России – «Великая война 189…» Ф.Коломба (1891), «Последняя война» Л.Трэйси (1893), «Отравленная пуля» У.Леке (1893). В начале ХХ века англичане были больше озабочены перспективой войны с Германией – «Новый Трафальгар» А.Кертиса (1902), «Загадка песчаных отмелей» (иногда переводится на русский как «Загадка песков») Роберта Эрскина Чайлдерса (1903). После Второй Мировой войны главным противником англичан и американцев в книгах становятся русские ‑ «Август 1988 г.» Д.Фрезера, «World War 3» под редакцией Ш.Бидвелла (авторский коллектив Е.Гериц, К.Хант, Д.Мур), «Третья мировая война» Д.Хэккета. После развала СССР в романах о грядущей войне все чаще звучат мотивы борьбы за передел мира между англосаксами и Японией или Китаем ‑ «Война 2020 года» Ральфа Петерса, «Долг чести», «Медведь и дракон» Тома Клэнси, (последний писатель реализует в своих романах современную голубую мечту англосаксонской расы – войну ни на жизнь а на смерть между Россией и Китаем).

    Не прошли мимо темы грядущей войны и классики фантастического жанра: Герберт Уэллс с романами «Когда спящий проснется» (1899), «Война в воздухе» (1908), «Освобожденный мир» (1914) и Карел Чапек с пьесой «Р.У.Р.» (1921) и романом «Война с саламандрами» (1935). При этом на примере этих двух классиков хорошо видно, как повлияла на восприятие общественным сознанием перспективы грядущих войн Первая Мировая война. Книги Герберта Уэллса о войнах будущего воспринимались современниками только как развлекательное чтиво, несмотря на провидчество и гениальность писателя. И только после Первой Мировой войны к подобным произведениям стали относиться как к предупреждению. Так, пьеса «Р.У.Р.» Карела Чапека ознаменовала появление одной из навязчивых фобий человечества о бунте машин, которую до сих пор эксплуатируют писатели и режиссеры. «Война с саламандрами», описавшая столкновение человечества с иной разумной расой, воспринималась современниками писателя как предупреждение о возможности столкновения Европы с нацистской Германией. Верховный Саламандр воспринимался ими как аналог Гитлера, а государство саламандр по своему социальному строю оказалось очень похоже на Третий рейх.

    Не чурались пророчеств о характере грядущих войн и «серьезные» писатели, такие как Гюнтер Рейман, написавший книгу «Грядущая война и германская химическая промышленность» (в русском переводе опубликована в Ленинграде, в издательстве «Прибой» в 1928 г.)[1] или Синсаку Хирата «Как мы будем воевать» о грядущей войне с Советским Союзом (в русском переводе опубликована в журнале «Военный зарубежник» в 1933 г.)[2], или Гейнц Гудериан «Внимание – танки! История создания танковых войск» (1937)[3], в которой выдающийся военный специалист подробно проработал стратегию и тактику применения танков в будущей войне.

    То есть жанр сценария грядущих войн стал выполнять две социально значимые функции: предупреждения о надвигающейся войне и мобилизации общественного сознания в предвоенный период.
    Не прошли мимо темы грядущей войны и отечественные писатели фантасты.
    ***
    Тему грядущих войн в отечественной литературе уже рассматривали различные исследователи – писатели, ученые, журналисты. Из писателей следует выделить Г.М.Прашкевича, написавшего очерки «Гибель шахмат» и «Адское пламя» (вышли двумя изданиями – 2003 и 2007 годов)[4]. Из ученых - историка Н.Ю.Кулешову, опубликовавшую статью «"Большой день": грядущие войны в литературе 1930-х годов» в журнале «Отечественная история» в 2002 году[5]. Из литературных критиков ‑ Е.В.Харитонова с небольшой, но очень емкой статьей «Без войны они скучают», существующей в виде двух ссылок – на сайте общественно-политической газеты «Киевский телеграф» и в блоге LitForum[6]. Отдельно следует отметить послесловие В.Гончарова «Между Сциллой и Харибдой (Военные альтернативы и альтернативные войны)» к известному роману С.В.Анисимова «Вариант "Бис"»[7]. К сожалению, в этих двух статьях имеются серьезные фактические ошибки.

    Геннадий Прашкевич фактически написал комментарий к неосуществленному проекту двухтомника антологии научной фантастики 1920-х – 1940-х годов. Это не критическая статья в строгом смысле этого слова, не литературная аналитика, это очерки. Геннадий Мартович попытался представить читателям панораму фантастической литературы, забытой в позднем СССР. Эта попытка нашла понимание не у всех читателей. По словам литературного критика Романа Арбитмана, составитель несостоявшегося сборника «остается один на один с фантастами, забытыми совершенно справедливо и не способными выдумать ничего, кроме завлекательного названия»[8]. Но ведь и книга самого Романа Арбитмана «Поединок крысы с мечтой», откуда позаимствована эта цитата, посвящена рецензированию точно таких же книжек, завлекательных по названию, но пустых по содержанию, только современных (и ведь Арбитман нашел возможным уделить им толику внимания). Во всяком случае, Геннадию Мартовичу удалось показать, что многие довоенные произведения были забыты по политическим соображениям, ибо содержали в себе неудобные для властей сценарии, в том числе ставшие неудобными сценарии грядущей войны. Во всяком случае, именно чтение очерков Геннадия Прашкевича обратило внимание автора данной статьи на тему будущей войны в отечественной фантастике.

    Наталья Кулешова написала добротную научную статью, в которой проанализировала предвоенное состояние умов и влияние массовой литературы на состояние этих умов, но эта статья освещает только предвоенный период. В статье подробно рассмотрены всего три произведения: Владимира Киршона, Петра Павленко и Николая Шпанова. Но не одни эти литераторы писали в это время о грядущей войне Советского Союза с капиталистическим окружением.
    Евгений Харитонов убедительно показал, что «оборонная фантастика» и «военно-утопический роман» появились как литературный жанр еще в 70-е годы XIX века, и связал появление этого жанра со стремительными успехами научно-технического прогресса, которые провоцировали конфронтацию между «великими» державами. В своем очерке Евгений Харитонов подробно разобрал забытые ныне произведения авторов конца XIX ‑ начала ХХ веков; как до революции, так и тревожных 20-х годов. Однако невозможно согласиться с его утверждением, что «военно-утопический роман» и «оборонная фантастика» как жанр ушли в прошлое. Этот жанр и в наши дни живет и процветает. В 2005-2006 годах издательства «Эксмо» и «Яуза» издали серию «Войны Будущего» из пятнадцати книг. В 2009 году создана серия «Войны завтрашнего дня». Книжные полки магазинов забиты творениями Георгия Савицкого, который последовательно разгромил всех врагов России, а заодно и её ближайших соседей.

    Отдельно следует упомянуть послесловие Владислава Гончарова к роману Анисимова, в котором В.Гончаров относит сценарии грядущих войн к жанру «сослагательного наклонения в истории», то есть к альтернативной фантастике. Эта мысль интересная, хотя и не безупречная: в альтернативную историю сценарии грядущих войн переходят только после того, как проходят указанные в них сроки, или исчезают условия для их осуществления. В тоже время более любопытно наблюдение Владислава Гончарова, что до Первой Мировой войны сочинение сценариев грядущих войн было делом почтенным и уважаемым, особенно для действующих и отставных военных, ибо «большинство упомянутых произведений рассматривалось в первую очередь как разновидность военно-теоретической, а не художественной литературы»[9].

    Интересный материал о сценариях грядущих войн, написанных в Англии, выложен в «Живом журнале» Виктора Куликова в статье «Англичане о германском «вторжении» на Британские острова в конце XIX – начале XX века»[10].
    Все перечисленные работы в той или иной степени использовались при работе над настоящей статьёй.
    ***
    В российской литературе сценарность грядущих войн зарождается и развивается вместе с фантастикой, и претерпевает те же изменения, что и фантастическая литература. Фантастику будущих войн в отечественной литературе можно условно разделить на пять периодов: дореволюционные сценарии, сценарии 1920-х годов, сценарии 30-х – начала 40-х гг., бесценарный период (середина 40-х – середина 80-х гг.), современный период – 90-е гг. ХХ – 10-е годы XXI века.

    Одним из первых русских литераторов, обратившимся к написанию сценария грядущей войны, стал писатель В.В.Крестовский, который был не только автором нашумевших «Петербургских трущоб» (1864), но и одним из первых военных журналистов, участником русско-турецкой войны за освобождение Болгарии. В упомянутых выше очерках Евгения Харитонова «Без войны они скучают» и Владислава Гончарова «Между Сциллой и Харибдой» указывается, что В.В.Крестовский опубликовал в 1882 году на страницах журнала «Исторический вестник» два небольших очерка «Наша будущая война» и «По поводу одного острова (Гадания о будущем)».

    При этом в упомянутых выше очерках Евгения Харитонова и Владислава Гончарова утверждается, что «Наша будущая война» повествует о войне на Востоке – с Китаем и Японией. Но в статье о В.В.Крестовском из Военной энциклопедии, помещенной в Интернете[11], указывается, что военно-политический очерк «Наша будущая война» написан писателем о возможном столкновении с Германией. Это разночтение заставило меня обратиться к первоисточнику, и посмотреть «Исторический вестник», тома 8 и 9. Оказалось, что очерк «Наша будущая война» имеет подзаголовок «На Западе» и повествует о возможной войне с Германией, и что непосредственным поводом к написанию очерка явилось знаменитое воинственное заявление генерала М.Д.Скобелева в защиту балканских народов, против агрессивной политики Германии и Австро-Венгрии[12].

    Что же касается очерка «По поводу одного острова (Гадания о будущем)» посвященного необходимости организации русской военно-морской базы на острове Цусима (sic!) для грядущей войны на Дальнем Востоке, то его автором является не Крестовский, а совсем другой человек, Е.В.Ларионов[13].

    Появление двух этих очерков в соседних номерах журнала не случайно. В это время шла острая полемика между сторонниками «западного» и «восточного» направления внешней политики Российской империи. Эта борьба, а также события Кульджинского кризиса 1879-1881 годов, когда в дальневосточные воды была послана русская эскадра, для которой требовалась постоянная незамерзающая база, послужили причиной для появления очерка Ларионова рядом с очерком Крестовского. Кстати, в действительности первая попытка организовать на Цусиме русскую военно-морскую базу была предпринята еще в 1861 году (так называемый «Цусимский инцидент»).

    Рассматривая возможность войны с Германской империей, Всеволод Крестовский отметил, что подобная война со стороны Германии может быть только а) наступательной и б) молниеносной. Ибо в противном случае Германия рискует «предоставить ужасам войны свою собственную территорию» или, в случае затягивания войны, ее ждет банкротство собственной экономики. России Всеволод Крестовский предлагает в свою очередь всеми силами затягивать войну: отступать, но не дать немцам разгромить свою регулярную армию, проводить на оставляемой территории тактику выжженной земли («Мы будем жечь все – и города, и села, и нивы – все, начиная с достояния тех же немецких колонистов» (sic!)) и наполнять тыл немцев летучими отрядами казаков и башкир. В общих чертах это тактика войны 1812 года.

    Автору данной статьи, однако, было совершенно невозможно удержаться от искушения процитировать отрывок из очерка Всеволода Крестовского, в котором он дает свою оценку разговорам о германской военной угрозе в современном ему российском обществе: «При каждой прямой или косвенной угрозе из заграницы, у нас, в известной части печати и общества, на ней воспитанного, тотчас подымаются панические возгласы: "Наш курс наш несчастный курс!... Помилуйте, берлинская биржа, еще прежде объявления войны, может довести нас до окончательного банкротства!... Немцы отхватят у нас Западный край и Прибалтийские провинции ранее, чем мы успеем мобилизовать нашу армию, Австрийцы займут Подолию и Волынь, Румыны—Бессарабию, Турки—Балканские проходы... В Польше поднимется новое восстание... на Кавказе восстание... у себя ‑ нигилисты... Нас отодвинут на двести лет назад, за Двину, за Днепр, и т.д., и т.д." ‑ знакомые все речи... Однако, полно, так ли это, господа? Верите ли вы сами, в глубине души своей, во все то, о чем каждый раз находите нужным уверять и вопиять в своих газетах и в обществе? Не пользуетесь ли вы всем этим, как еще одним лишним аргументом, в своих домогательствах о водворении в России жидо-плутократо-адвокатских и барских "правовых порядков", купно с политикою обособления окраин?...»[14] Как говорится, комментарии излишни.

    Вторым писателем в рассматриваемом жанре, после Всеволода Крестовского, необходимо назвать военно-морского офицера (ушел в отставку из-за злоупотреблений в чине капитана 2-го ранга) А.Е.Конкевича, который сотрудничал с журналами правой ориентации – «Гражданин», «Русские ведомости». В 1886 году он начал публикацию в журнале «Русское судоходство» военно-утопического романа «Крейсер "Русская надежда"»[15]. Роман был посвящен актуальной по тем временам теме: возможным вариантам противостояния «владычице морей» Англии, отношения с которой к 80-м годам были изрядно обострены. Сюжет поражал своим размахом: описания грандиозных морских баталий перемежались с описанием политических и военно-тактических интриг. Автор романа представил читателям (и, вероятно, военачальникам) впечатляющий проект подготовки морской войны против Британской империи.

    В 1887 году Александр Конкевич публикует новый военно-утопический роман «Роковая война 18?? года»[16] – своеобразное продолжение предыдущего. Он изобразил грядущую морскую войну России против коалиции Италии, Турции и Австро-Венгрии. В процессе боевых действий русский флот наконец-то осуществляет давнюю русскую мечту и захватывает черноморские проливы, а итальянская эскадра в отместку высаживает морской десант... в районе Владивостока. Но в конце романа посланная из Кронштадта русская эскадра громит супостатов.

    Не прошел мимо разработки сценариев грядущей войны прославленный русский флотоводец, океанограф, вице-адмирал С.О.Макаров, одновременно – теоретик судостроения и автор теории непотопляемости (борьбы за живучесть) корабля. В феврале и марте 1886 года в журнале «Морской сборник» он опубликовал свою работу «В защиту старых броненосцев и новых усовершенствований». В этом очерке Степан Макаров попытался использовать художественную беллетристику для описания своих военно-технических идей. Для этого он подробно описал фантастическое сражение между эскадрами «Синей» и «Белой» республик, расположенных на островах Тихого океана, в котором побеждают «синие», использующие сверхсовременный броненосный флот, что делает их владыками морей.

    Художественные достоинства рассматриваемых произведений весьма слабые. Но их авторы выигрывают у профессиональных писателей-беллетристов точностью прогноза.

    Всеволод Крестовский сумел предсказать фабулу будущей войны с Германией, два (!) раза осуществленную в ХХ веке (пресловутый Der blitz Krieg); Евгений Ларионов указал на значение острова Цусима для доминирования военно-морского флота в Желтом и Японском морях.

    Отставной капитан Александр Канкревич использовал в романах свой богатый военно-морской опыт, чтобы проиллюстрировать новые приемы военно-морской тактики. Евгений Харитонов в своем очерке делает вывод, что в отношении «тактических идей» автор романа во многом предвосхитил современную тактику ведения морских сражений. Да и совершенно фантастическое нападение итальянцев на Владивосток во втором романе отставного моряка служило вполне прагматической цели: подвигнуть правительство России на техническое перевооружение армии и флота (и более конкретно – на начало строительства Транссибирской железной дороги).

    О переоснащении и техническом усовершенствовании военного флота мечтал и адмирал Степан Макаров. Но погибнуть ему было суждено по описанному в собственном очерке сценарию: броненосец «Петропавловск» в точности повторил судьбу одного из кораблей, описанную в фантастическом очерке (взрыв «букета мин» под днищем судна с последующей детонацией артиллерийских погребов корабля)...

    То есть указанные произведения можно рассматривать не как беллетристику, а как военно-теоретическую литературу, полигон для отработки идей и сценариев.

    Показательно, что до революции 1917 года Россия в жанре сценариев грядущих войн движется в одном потоке со всем остальным миром. Для этого достаточно сопоставить несколько произведений российских и зарубежных авторов. Так, почти одновременно (с разницей в пять дет) с адмиралом Степаном Осиповичем Макаровым пишет свой роман «Великая война 189…» английский контр-адмирал Филипп Коломб ‑ исследователь в области морской тактики и разработчик тактических приемов для выступившего в то время на сцену броненосного парового флота. В этом романе английский военно-морской теоретик описывает войну на Балканском полуострове (sic!), в которую втягиваются два блока континентальных держав – Германия и Австро-Венгрия против России и Франции. Великобритания сохраняет «блестящую изоляцию», и вступает в войну на завершающей стадии против… Франции. То есть Макаров довольно точно «предсказал» собственную гибель, а Филипп Коломб довольно точно предвидел «Балканский кризис» начала ХХ века, расстановку сил на Континенте накануне Первой Мировой войны и… довольно точно предсказал позицию Англии в июле и в первые дни августа 1914 года.

    В романе А.Кертиса «Новый Трафальгар» описана картина молниеносного удара германского флота по Великобритании во время отсутствия в портах английской эскадры. Но в запасе у Англии оказался новый линейный корабль, который один побеждает вражескую эскадру. Такое впечатление, что Кертис читал «Крейсер "Русская надежда"» А.Г.Канкревича…

    Заслуживает внимания также роман «Загадка песчаных отмелей» («Загадка песков») Роберта Эрскина Чайдлерса – юриста, летчика, военного разведчика, одного из лидеров ирландского движения за независимость. Этот роман считается первым триллером и первым шпионским романом в истории литературы. Его герои, Кэрратер и Дэвис, совершают путешествие на яхте «Далсибелла» по Северному морю к Фризским островам, через канал имени Вильгельма и вдоль всего морского побережья Германии. Раз за разом они наталкиваются на странные явления – подведение разветвленной железнодорожной сети к побережью Северного моря, оживление, царящее на ничего не значащих для обороны германского побережья мелях, каналах, протоках, огромное количество сосредоточенных там барж. В результате, после различных приключений герои обнаруживают, что являются свидетелями тайных совместных маневров германской армии и флота. По плану операции армада морских лихтеров (барж), переполненных солдатами, должна выйти семью флотами с помощью мощных буксиров одновременно из семи различных мест, под эскортом германского флота пересечь Северное море и десантироваться на английском берегу[17]. Мы не знаем, насколько роман Александра Канкревича «Роковая война 18?? года» действительно подвигнул царское правительство к строительству Транссиба, но историкам литературы хорошо известно, что именно «Загадка песков» подвигла английский парламент выделить деньги на создание базы английского флота в Скапа-Флоу.

    Выходили в России и чисто художественные фантастические произведения, где художественность вымысла писателя-беллетриста берет верх над прогностическими возможностями военного специалиста. Эти писатели не отставали от генералов и ученых, придумывая все новые и новые способы уничтожения себе подобных в будущих войнах, но способы чисто фантастические. Наступает эпоха «волшебных» изобретений, вытесняющих со страниц романов «устаревшие» пушки и пулемёты. В начале ХХ века интерес к грядущим морским сражениям резко упал. Ставки делались на стремительно развивающуюся авиацию. В.С.Семенов, морской офицер, участник Цусимского сражения и небесталанный писатель, издал два романа о войне в воздухе (практически одновременно с Гербертом Уэллсом, что очень симптоматично). В первом романе «Царица мира» (1908) Владимир Семенов описывает гигантский воздушный аппарат, построенный неким русским инженером. Этот инженер – пацифист по своим убеждениям, желает навсегда покончить с войнами. Установив на «Царице мира» свое «волшебное» изобретение – аппарат, вызывающий детонацию взрывчатых веществ, он облетает планету и уничтожает все военные арсеналы. Но лишенное взрывчатки человечество не прекращает войн, а начинает воевать по старинке, холодным оружием. Мораль ясна – спасти человечество от самого себя невозможно. Во втором романе «Цари воздуха» (1908) Владимир Семенов изобразил ближайшее будущее, в котором Англия, изрядно опередив в самолетостроении другие державы, устанавливает воздушное господство над миром, правда, в конце концов, она терпит поражение. Возможные аспекты применения авиации в военных действиях рассматривает в своей «аэрофантазии» «Гибель воздушного флота» (1911) и инженер Сергей Бекнев. В романе Павла Ордынского (Плохова) «Кровавый трон», описан могучий воздушный корабль, оснащенный «волшебным» изобретением – «лучами смерти», беззвучно поражающими аппараты врага[18].

    О неизбежности войны с Германией русские писатели-фантасты начали писать задолго до ее реального начала. Некоторые писатели окрашивали надвигающуюся войну в розовые цвета «ура-патриотизма», когда мы можем всё, а наши враги – только то, что мы им позволим. Романы Льва Жданова «Два миллиона в год», (1909); некоего Петра Р-цкого «Война "Кольца" с "Союзом"», (1913) или, например, «Конец войны. Последние дни мировой борьбы», (1915) рисовали неизбежную и легкую победу Антанты над Германией. Ощущением надвигающейся катастрофы пронизана повесть «Хохот Желтого Дьявола» талантливого сибирского писателя А.С.Сорокина. Впервые она появилась в печати в 1914 году, однако написана много раньше – в 1909. В отдельных деталях сибирский писатель угадал черты отдаленного будущего. К примеру, в повести описаны «фабрики смерти» – удивительно точный прообраз фашистских концлагерей Второй мировой войны...

    [1] Рейман Г. Грядущая война и германская химическая промышленность ‑ Л.: «Прибой», 1928.

    [2] Хирата с. Как мы будем воевать // Военный зарубежник – 1933. №  9.

    [3] Guderian Н. «Achtung — Panzer!» Die Entwicklung der Panzerwaffe, ihre Kampftaktik und ihre operativen Möglichkeiten. — Stuttgart, 1937.

    [4] Прашкевич Г.М. Шпион в Юрском периоде: Сб / Г.Прашкевич, ‑ М.: АСТ, 2003. ‑ С.517-608.; Его же: Адское пламя. Новосибирск, Свиньин и сыновья, 2007. – 196 с.

    [5] Кулешова Н.Ю. «Большой день»: грядущая война в литературе 1930-х годов //  Отечественная история. —2002. № 1. — С.181-191.

    [6] Харитонов Е.В. «Без войны они скучают» // http://telegrafua.com/world/11848/print/$ Харитонов Е. Взгляд на фантастику // http://litforum.ru/lofiversion/index.php/t24348.html

    [7] Гончаров В. Между Сциллой и Харибдой // В кн.: Анисимов С.В. Вариант «Бис». — М.: АСТ, Ермак, 2003 — 544 с

    [8] Арбитман Р.Э. Поединок крысы с мечтой. О книгах, людях и около того. — М., 2007. — С.324

    [9] Гончаров В. Между Сциллой и Харибдой // В кн.: Анисимов С.В. Вариант «Бис». С.523.

    [10] http://viktorkulikov.livejournal.com/9693.html#sdendnote28anc

    [11] http://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_biography/63607

    [12] Крестовский В.В. Наша будущая война // Исторический вестник. Историко-литературный журнал. Т.8. С-Пб, Тип. А.С.Суворина, 1882. С.157-167.

    [13] Ларионов Е.В. По поводу одного острова (Гадание о будущем) // Исторический вестник. Историко-литературный журнал. Т.9. С-Пб, Тип. А.С.Суворина, 1882 С.129-163.

    [14] Исторический вестник. Т.8. С.156-157.

    [15] Русское судоходство. 1886. № 2-9.

    [16] Роковая война 18?? года //Русское судоходство. 1887. № 20-21.

    [17] Куликов В. Англичане о германском «вторжении» на Британские острова в конце XIX - начале ХХ века // http://viktorkulikov.livejournal.com/9693.html#sdendnote16sym

    [18] Харитонов Е. «А без войны они скучают» // http://telegrafua.com/world/11848/

    Гуларян А.Б.
    2013

    Источник - http://samlib.ru/g/gularjan_a_b/gryaduschayawar.shtml.


    Комментарии:
    Информация!
    Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
    Наверх Вниз