• ,
    Лента новостей
    Опрос на портале
    Облако тегов
    crop circles (круги на полях) ufo нло «соотнесенные состояния» АЛЬТЕРНАТИВНАЯ ИСТОРИЯ Альтерверс Англия и Ватикан Атомная энергия Беженцы. Война на Ближнем Востоке. Борьба с ИГИЛ Брайс Де Витт Вайманы Внешний долг России Военная авиация Вооружение России ГМО Газпром. Прибалтика. Геополитика Гравитационные волны Два мнения о развитии России Евразийство Жизнь с точки зрения науки Законотворчество Информационные войны Историческая миссия России История История возникновения Санкт-Петербурга История оружия Источники энергии Космология Крым Культура. Археология. МН -17 Малороссия Мегалиты Металлы и минералы Мировое правительство Мировые финансы Мозг Народная медицина Наука Наука и религия Научные открытия Нибиру Новороссия Оппозиция Оружие России Османская империя Песни нашего века Подлинная история России Политология Природные катастрофы Пространство и Время Птах Раздел Европы Роль России в мире Романовы Российская экономика Россия Россия и Запад Россия. Космические разработки. СССР США Самолеты. Холодная война с СССР Сирия Сирия. Курды. Старообрядчество Тартария Творчество наших читателей Украина Украина - Россия Украина и ЕС Хью Эверетт Церковь и Власть Человек Экономика России Энергоблокада Крыма Юго-восток Украины Южный поток артефакты Санкт-Петербурга великаны. грядущая война информационная безопасность исламизм историософия масоны мгновенное перемещение в пространстве международные отношенияufo многомирие нло нло (ufo) общественное сознание сказкиПтаха социальная фантастика фальсификация истории фантастическая литература физика философия футурология христианство юмор
    Архив новостей
    «    Сентябрь 2019    »
    ПнВтСрЧтПтСбВс
     1
    2345678
    9101112131415
    16171819202122
    23242526272829
    30 
    Реклама. Яндекс
    Реклама. Яндекс
    Погода
    МЕСТО ЭСХАТОЛОГИИ И АНТИУТОПИИ В СОВРЕМЕННОЙ ФАНТАСТИКЕ
    К рассмотрению жанра антиутопии мы уже обращались в своей статье «Будущее России в зеркале фантастики» [10, 205-240]. Но, как оказалось, сам этот термин нуждается в уточнении. Вопрос, что есть современная антиутопия, поставил Леонид Фишман в своей статье «В системе "двойной антиутопии"»[21, 20-31]. Исходя из классического определения, что антиутопия – это противоположность утопии, и всегда содержит в себе отсылку на первоисточник – утопию, Л.Г.Фишман разделил российскую утопию на «левую» и «консервативно-реакционную». Это деление слишком грубо, и поэтому не совсем точно. В частности, Л.Г.Фишман затруднился с определением жанра романа Сергея Доренко «2008», и, в конце концов, определил её как «неклассическую антиутопию» и «сатиру, считающую себя антиутопией» [21]. С подобным определением мы не можем согласиться, хотя бы потому, что роман Доренко был вполне серьезным политическим проектом российской несистемной политической оппозиции. Классическая антиутопия действительно отталкивается от какого-либо утопического проекта и как бы выворачивает его «наизнанку». Такая антиутопия бытовала в литературе всегда, достаточно вспомнить «451º по Фаренгейту» Рэя Брэдбери,  «1984» Дж. Оруэлла, «Мы» Евгения Замятина и др. В современной России этот жанр представлен, прежде всего, так называемым «либерпанком». Либерпанк определяется самими представителями течения как литература протеста, а также антиутопия, которая рисует читателям общество победившего глобализма, а точнее, всепланетный тоталитарный строй, при котором подавление и «расчеловечивание человеков» ведется в основном экономическими и юридическими методами. Изобрел слово «либерпанк» Владислав Голощапов; Вячеслав Макаров превратил это слово в устоявшийся термин [4]. Литературное течение «либерпанка» объединяется вокруг литературно-философской группы «Бастион», которая провела 12 марта 2005 года конференцию «Либерпанк – литература Сопротивления».

    К жанру «либерпанка» можно отнести романы и повести следующих писателей: Дмитрия Володихина «Убить миротворца» [5], «Долиной смертной тени» [6], Михаила Тырина «Желтая линия» [20], Виктора Косенкова «Моя война» [14],  Михаила Харитонова «Дракон XXI» [22, 359-413], Вячеслава Рыбакова «На будущий год в Москве» [19], Кирилла Бенедиктова «Война за "Асгард"» [3]. Появлению либерпанка способствовала «вакцина глобализации» (выражение Дмитрия Володихина) [7], то есть не прекращающийся в нашей стране спор между её сторонниками и противниками. Отечественная фантастика, для которой социальная проблематика не внове, быстро адаптировала этот спор «под себя», создав новое направление жанра антиутопии.

    Немного отдельно от либерпанка стоит небольшая повесть Геннадия Пашкевича «Золотой миллиард» [17], в которой автор, встав над схваткой (не «за», ни «против» глобализации, которая, по произведению, утвердилась уже в незапамятные времена), пытается нащупать и изучить «болевые точки» этого мира. Дистанцируются от либерпанка произведения Владимира Михайлова «Тело угрозы» [15] и Зиновия Оскотского «Последняя башня Трои» [16], описывающие мир, в котором русские фактически присоединились к «золотому миллиарду» в рамках проекта глобализации. Но при этом сам глобальный проект все равно мыслится этими авторами антигуманным и тоталитарным. То есть, наша современная литературная антиутопия либо антилиберальная почвенническая, либо антилиберальная гуманистическая. Но в обоих случаях – антилиберальная.

    Но, кроме этой классической антиутопии в нашей стране некоторый отрезок времени бытовала особая, эсхатологическая фантастика, которую вполне можно назвать «неклассической антиутопией», так как определенной «точки отталкивания» (по отношению к которому она является контрпроектом) у неё нет. Хотя, может быть, вернее было бы сказать, что «точкой отталкивания» для эсхатологии является не определенный миропорядок, а мир «вообще», как таковой, она исходит из полного его отрицания. Эсхатологические настроения – «ожидание конца времен» и Страшного суда в том или ином виде ‑ всегда обостряются на рубеже смены эпох. Именно так в своё время и появился «Апокалипсис» Иоанна Богослова. Разумеется, подобные настроения не могли не зацепить разваливавшуюся советскую систему. Мы долгое время мечтали осчастливить все человечество. Мы хотели, чтобы нынешнее поколение советских людей жило при коммунизме, на Марсе цвели яблони, а в мире был мир. Философы называют такие настроения мессианизмом, и считают, что они вообще очень характерны для России. Распад советской империи поменял знак этим мессианским настроениям с положительного на отрицательный. Раз нам не удалось принести свет и счастье всему человечеству – мы принесем мрак, распад и ужас. Единственное, что невозможно при мессианском сознании ‑ помыслить себя просто стоящим в стороне.

    К произведениям в жанре эсхатологической фантастики можно отнести произведения следующих писателей: Александра Кабакова «Невозвращенец» [13], Валерия Галечьяна и Валерия Ольшанецкого «Четвертый Рим» [8], Вячеслава Рыбакова «Гравилет "Цесаревич"» [18] (последняя повесть отнесена Леонидом Фишманом к «левой» антиутопии, где она совершенно неправомерно объединена с такими разнородными вещами, как «Ордусский цикл» Хольма ван Зайчика и «Ливиец» Михаила Ахманова). В этих произведениях будущее страны описывается исключительно в черных тонах. России как таковой нет, а на ее обломках идет дележ оставшихся ресурсов и война всех со всеми. И читатель понимает, что демократия и благосостояние – «не про нас», что и в XXI веке россияне обречены существовать на задворках западной цивилизации и питаться подачами с барского стола. Очень изящное решение избрал Вячеслав Рыбаков, совместивший утопию с антиутопией по жюльверновски, «в одном автоклаве». Снаружи автоклава – утопия, в которой с 1871 года не было войн и революций, внутри автоклава – антиутопия, мир отморозков, у которых создатели отключили человечность. Такое резкое противопоставление и предопределило оглушительный успех произведения, награжденного «Бронзовой улиткой», «Странником» и «Франконом-95». Показательно, что это произведение появилось в 1993 году, на пике политических потрясений в России, когда само существование государства было под вопросом.

    Тем не менее, катастрофа всегда одномоментна. Авторы, эксплуатировавшие тему антиутопии и черной эсхатологии, попытались её растянуть, манипулируя эсхатологическими ожиданиями и настроениями общества. Но общество постепенно успокаивалось. Страх перед будущим отступал. Жизнь после развала СССР оказалась не только знакомой, но и привычной. Люди не забыли войну, карточки и ночные очереди – ничего нового, скорее не успевшее забыться старое. Но при этом психологических проблем стало меньше. Нашлось занятие для всех – кормиться и одеваться. Появилось оправдание для каждой несостоявшейся жизни: теперь ни у кого не состоится, не я один такой, и не я виноват. Поэтому эсхатологические идеи уже потеряли власть над россиянами.

    Несмотря на это, некоторые общественные силы продолжают эксплуатировать эсхатологическую тематику. Но это либо издательские бизнес-проекты, либо политический заказ авторам со стороны определенных общественных сил. К наиболее нашумевшим эсхатологическим бизнес-проектам можно отнести серии «Атомный город» и « Вселенная Метро 2033». Оба проекта однотипны; начались с нашумевших романов, в первом случае ‑ Беркема аль Атоми «Мародер»[1] и «Каратель»[2], во втором – Дмитрия Глуховского «Метро 2033» [9], давшем название всей серии. Оба проекта берут начало с интернет-публикаций, и имеют собственные порталы во всемирной паутине (http://www.berkem.ru, http://metro2033.ru/index.php). В обоих проектах участвуют яркие, талантливые авторы, пишущие актуально и остро, но не лезущие при этом в текущую политику. В серии «Атомный город» выпущено уже двадцать два романа, в том числе «Черный день», «Сорок дней спустя» Алексея Доронина, «Мы – силы» Вадима Еловенко, «Еда и патроны» Артема Мичурина. В серии «Вселенная Метро» вышли произведения Дмитрия Глуховского «Метро 2034», «Последнее убежище», Александра Шакилова «Война кротов», Владимира Березина «Путевые знаки», Сергея Антонова «Темные тоннели» и «В интересах революции», Андрея Ерпыльева «Выход силой» и многие другие.
     
    К политическому заказу на «страшилки» следует отнести Леонида Ионина с повестью «Русский Апокалипсис. Фантастический репортаж из 2000 года» [12] и Сергея Доренко с романом «2008» [11]. К слову сказать, эти «страшилки» однотипны, если не сказать односюжетны: обе книги описывают развал Российской Федерации в силу фатальной ошибки высшего руководства страны накануне президентских выборов, в первом случае ельцинского в 2000 году, во втором – путинского в 2008 году соответственно. Но эти «страшилки» либо остались практически незамеченными обществом (произведение Леонида Ионина), либо (во втором случае) не вызвали того резонанса, на который рассчитывал автор и его заказчики.
     
    Гуларян А.Б.
    Третьяков О.В. 
     
    БИБЛИОГРАФИЯ.
    1. Аль Атоми Б. Мародер : [Текст]. ‑ СПб.: Крылов (Атомный город), 2007. – 416 с.
    2. Аль Атоми Б. Каратель : [Текст]. ‑  СПб.: Крылов (Атомный город), 2008. – 384 с.
    3. Бенедиктов К.С. Война за «Асгард» : [Текст]. ‑  М.: Эксмо (Русская фантастика), 2003. – 832 с.
    4. Владимирский В. Сакральная фантастика, либерпанк, викторианская Россия. Интервью с Дмитрием Володихиным // Питерbook. 2005. № 5.
    5. Володихин Д.М. Убить миротворца : [Текст]. ‑ М.: АСТ (Звездный лабиринт), 2003. – 384 с.
    6. Володихин Д.М. Долиной смертной тени : [Текст]. ‑  М.: РИПОЛ Классик (Русская фантастика), 2005. – 320 с.
    7. Володихин Д.М. Война сценариев // http://www.apn.ru/publications/print1596.htm (на 6.12.2011 г.)
    8. Галечьян В.А, Ольшанецкий В.А. Четвертый Рим : [Текст]. ‑  М.: Космополис, 1994. – 544 с.
    9. Глуховский Д.А. Метро 2033 : [Текст]. ‑ М.: Эксмо, 2005. – 400 с.
    10. Гуларян А.Б., Третьяков О.В. Будущее России в зеркале фантастики //  Полдень. XXI век. 2004. № 5. С. 205-240.
    11. Доренко С. 2008 : [Текст]. ‑  М.: Ad Marginem, 2006. – 240 с.
    12. Ионин Л.Г.  Русский апокалипсис Фантастический репортаж из 2000 года : [Текст]. ‑ М.: Арго-Медиа, 1999. – 224 с.
    13. Кабаков А.А. Невозвращенец. // Искусство кино. 1989 № 6.
    14. Косенков В. Моя война : [Текст]. ‑ М., ОЛМА-Пресс (Остросюжетная фантастика), 2003. – 352 с.
    15. Михайлов В.Д. Тело угрозы : [Текст]. ‑ М.: АСТ-Ермак (Звездный лабиринт), 2003. – 496 с.
    16. Оскотский З. Последняя башня Трои : [Текст]. ‑  М.: Захаров (Европейский триллер), 2004. – 368 с.
    17. Прашкевич Г.М. Золотой миллиард : [Текст]. ‑  М.: АСТ-Транзиткнига (Звездный лабиринт), 2005. – 352 с.
    18. Рыбаков В.М. Гравилет «Цесаревич» : [Текст]. ‑ М.: Лань, 1994. – 487 с.
    19. Рыбаков В.М. На будущий год в Москве : [Текст]. ‑ М., АСТ (Звездный лабиринт), 2003. – 352 с.
    20. Тырин М. Желтая линия : [Текст]. ‑ М.: Эксмо (Абсолютное оружие), 2003. – 480 с.
    21. Фишман Л.Г. Картина будущего у российских фантастов : [Текст]. ‑ Липецк: «Крот», 2008. – 68 с.
    22. Харитонов М. Моргенштерн : [Текст]. ‑  М., АСТ-Люкс (Звездный лабиринт), 2004. – 416 с.
     

     

    Источник - http://elibrary.ru/item.asp?id=25882943.


    Комментарии:
    • #1 написан 27 мая 2016 08:45
    • Статус: Пользователь offline
    • Группа: Pедакторы
    • Зарегистрирован 15.01.2015
    Guga | Комментариев: 265 | Публикаций: 66
    Выборы в Думу на носу? Получите и распишитесь - третья заказная "страшилка" в добавление к Ионову и Доренко. Федор Крашенинников После России Без комментариев, ибо они у меня матерные. И снова очередной "политолог", блин!


    --------------------
    Если правители хотят сохранить порядок в государстве, то народу ни в коем случае нельзя знать правду о том, из чего сделаны две вещи - закон и колбаса. Так будет спокойнее спать.

    Атто Мелани, французский шпион и дипломат
    0
    Информация!
    Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
    Наверх Вниз