• ,
    Лента новостей
    Опрос на портале
    Облако тегов
    crop circles (круги на полях) knz ufo ufo нло АЛЬТЕРНАТИВНАЯ ИСТОРИЯ Атомная энергия Борьба с ИГИЛ Вайманы Венесуэла Военная авиация Вооружение России ГМО Гравитационные волны Историческая миссия России История История возникновения Санкт-Петербурга История оружия Космология Крым Культура Культура. Археология. МН -17 Мировое правительство Наука Научная открытия Научные открытия Нибиру Новороссия Оппозиция Оружие России Песни нашего века Политология Птах Роль России в мире Романовы Российская экономика Россия Россия и Запад СССР США Синяя Луна Сирия Сирия. Курды. Старообрядчество Украина Украина - Россия Украина и ЕС Человек Юго-восток Украины артефакты Санкт-Петербурга босса-нова будущее джаз для души историософия история Санкт-Петербурга ковид лето музыка нло (ufo) оптимистическое саксофон сказки сказкиПтаха удача фальсификация истории философия черный рыцарь юмор
    Сейчас на сайте
    Шаблоны для DLEторрентом
    Всего на сайте: 24
    Пользователей: 0
    Гостей: 24
    Архив новостей
    «    Март 2024    »
    ПнВтСрЧтПтСбВс
     123
    45678910
    11121314151617
    18192021222324
    25262728293031
    Март 2024 (119)
    Февраль 2024 (931)
    Январь 2024 (924)
    Декабрь 2023 (762)
    Ноябрь 2023 (953)
    Октябрь 2023 (931)
    Пилотируемая разведывательная авиация НАТО в Европе.

    После инцидента с беспилотником MQ-9 Reaper (Жнец) произошло некоторое снижение активности разведывательной авиации НАТО. Но испуг прошёл и снова у наших рубежей круглосуточно висят самолёты-разведчики.

     

    Накопительная схема полётов разведывательной авиации в регионе Украины и запада России.

    Последний отчёт такого вида. Видимо канадскому блогеру Denis украинского происхождения который ежемесячно рисовал их, настоятельно порекомендовали больше этого не делать. Но и этот достаточно показателен.

    Многие из нас часто слышат или видят в новостных лентах в интернете сообщения об очередном полёте над Чёрным морем беспилотного разведывательного ЛА RQ-4B Global Hawk. По продолжительности и частоте разведывательных миссий он лидирует по сравнению с любым другим самолётом-разведчиком в этом районе. Над Чёрным морем действуют фактически только БПЛА. Однако пилотируемые самолеты всегда будут иметь больше технических возможностей для разведки, включая более разнообразное оборудование и бо́льшую энергетику. Беспилотники ограничены своими размерами и не могут нести такое оборудование, как пилотируемые самолеты. Читатель возразит – а что мешает сделать беспилотный самолёт-разведчик размером с E-3С Sentry или RC-135V/W? Ничего. Просто стоить он будет в несколько раз дороже. Дороже пилотируемого. И нисколько не проще в эксплуатации.

    Для наиболее важных и сложных миссий привлекаются в первую очередь такие самолёты как RC-135V/W. Это на сегодняшний день самый главный разведывательный самолёт США и НАТО, дающий наиболее полную разведывательную информацию. Часто сообщается в СМИ о полётах P-8A Poseidon, и «самолёта Авакс». Только первый не совсем разведчик, а противолодочный патрульный самолёт, а второй, правильно называемый «E-3C Sentry c системой AWACS», самолёт ДРЛОиУ. То есть один разведывает морскую обстановку, другой воздушную. Наземная для них – опциональная, а не основная задача.

    Короче. Увидеть в небе беспилотные разведывательные летательные аппараты с массами в десятки и более тонн – маловероятно.

    Поэтому пилотируемая авиация продолжит выполнять наиболее сложные, глубокие и комплексные разведывательные миссии ещё много лет.

    Вот основные самолёты разведчики, действующие у наших западных границ.

      
     Инфографика автора
    В таблице выдержан единый масштаб для всех типов. И не нужно говорить, что за счёт миниатюризации в беспилотники втиснули крутую аппаратуру. Объективно мало места, мало мощности питания.

    Столько потратил времени и сил на эту таблицу, а первый же читатель заявил в Курилке, что она кривая. Что все RC, и E построены на базе одного Боинг 707 и должны быть одинаковыми. Обидно. Пришлось сделать ещё одну таблицу, чтобы развеять это заблуждение.

      
    Подтверждаю, что масштаб правильный, и что двигатели на всех типах разные. В короткой статье невозможно детально рассказать о каждом самолёте-разведчике. Поэтому я уделю больше внимания RC-135V/W, поскольку он имеет наиболее полный состав разведывательного оборудования. Про другие самолёты я скажу только об их нетиповых возможностях. Грузить вас, читатель, простым перечислением ТТХ вместо интересной информации не стану. Но сначала общее.

    Каковы же возможности разведывательной авиации?

    Прежде всего осознаем, что вся разведывательная информация, добывается авиацией с помощью систем РЭР – радиоэлектронной разведки. Иностранцы обозначают её SIGINT - Signals intelligence (SIGINT) – анализ сигналов. В ней несколько видов:

    - радиотехническая (РТР) – фиксация сигналов РЛС и других радиоэлектронных средств (РЭС), перехват информации в каналах связи между РЭС;

    - радиоперехват – прослушивание и запись переговоров между людьми;

    - радиолокационная – наблюдение наземной, морской и воздушной обстановки при помощи различных активных радаров;

    - электронно-оптическая и лазерная – то же, но с помощью оптико-локационных и лидарных станций;

    - мониторинг полей – физических полей подводных лодок, следов ядерных испытаний или аварий и т.п.;

    - телеметрическая – перехват телеметрической информации при испытаниях ракет и другого оружия.

    Глубина радиоэлектронной разведки может достигать 800 км при полёте самолёта-разведчика на высотах от 10 км.

    А вот классическая фоторазведка теперь практически полностью отдана космическим аппаратам. Прошли времена, когда для получения снимка аэродрома или военно-морской базы требовалось проникнуть в воздушное пространство противника.

    Что могут обнаруживать эти летательные аппараты?

    В первую очередь работу различных РЭС. Этим занимается радиотехническая разведка. Разведываются не мифические «коды РЛС», которыми СМИ прожужжали нам уши. Прежде всего выясняются две характеристики: позиция радара (с помощью триангуляции) и несущие частоты. Далее более подробно: ширина и периодичность следования импульсов, виды модуляции и ряд более тонких параметров зондирующих сигналов, графики работы дежурных средств, порядок смены частот. А вот коды государственного опознавания (Свой-Чужой) не записываются – бесполезное занятие. На взламывание таких кодов нужно слишком много вычислительных мощностей и времени. За период смены кодов не успеть.

    Любой самолёт в воздухе облучается тысячами, а над Европой или Северной Америкой даже десятками, если не сотнями, тысяч различных источников электромагнитного излучения, в том числе тысячами радаров. В этой каше бортовой аппаратуре РТР нужно найти – отселектировать, говорят радиоинженеры, нужные. Для этого самолёты оборудуются огромным количеством различных антенн от маленьких до огромных.

      
     https://commons.wikimedia.org/wiki/File:USAF_-_RC-135W_Rivet_Joint_-_Waddington_Airshow_2012_(7495900798).jpg
    Разведывательный самолёт RC-135W Rivet Joint (Заклепочное соединение).

    Утыкан антеннами, как ёж колючками. «Щёки» скрывают антенны РЛС бокового обзора – РЛСБО, о ней ниже.

    Приёмные устройства получаются многоканальными и очень сложными. Принятые сигналы оцифровываются — вот тут-то и есть вершина сложности радиоэлектронных систем разведчика. Сверхвысокие частоты, множество каналов. Почти всё оборудование можно сделать из широкодоступных полупроводников, кроме АЦП – аналого-цифровых преобразователей радиолокационных сигналов, это наиболее сложные узлы на специализированных чипах.

    В разведывательной аппаратуре на борту имеются огромные библиотеки сигнатур - "электромагнитных портретов", большинства РЛС планеты Земля – наземных, морских, самолётных. Это результат кропотливой работы нескольких поколений специалистов радиоэлектронной разведки. Электромагнитные «портреты» обнаруженных в данном полёте источников изучаются и сравниваются с хранящимися в библиотеках. Если встречается неизвестный ранее радар, радиостанция и т.д., её данные каталогизируются и пополняют библиотеку. Само собой аналитики на земле обеспечат этими данными и другие разведывательные системы, а также их "прошьют" их в библиотеки систем предупреждения об облучении всех боевых самолётов.

    Работой таких сложных комплексов радиотехнической разведки управляет несколько – в зависимости от конкретного типа ЛА, операторов. Их число, например на RC-135V/W, может доходить до 16 плюс 1-2 инженера, и это без учёта лётного экипажа. Разумеется, даже самые классные специалисты ничего не смогли бы сделать без мощных вычислительных комплексов на борту.

      
     https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/f/fa/RC-135_Rivet_Joint_maintenance_2006-11-16.jpg/1280px-RC-135_Rivet_Joint_maintenance_2006-11-16.jpg
    Это только один из нескольких отсеков для операторов RC-135V/W.

    Именно вот этот самолёт и обнаруживает все плановые или по неисправности выключения наших РЛС и ЗРК, маневр их на другие позиции, тем самым помогая выбирать момент для запуска БПЛА вглубь нашей территории.

    Пассивная разведка обеспечивает и радиоперехват различных линий связи с оперативной дешифровкой. В таких операциях тоже нужно отселектировать, скажем, переговоры стропальщик-крановщик на стройке, но взять на контроль переговоры диспетчера и топливозаправщиков на аэродроме и по ним (вместе с другими РЭС в той же локации) вычислять время взлёта стратегических бомбардировщиков. Случаев радиоигры через самолёты-разведчики не отмечалось, но и это исключать нельзя.

    Перехват обмена данными в различных каналах связи – важнейшая задача. Бо́льшая часть операторов на борту заняты именно её выполнением. И здесь особое место у RC-135V/W и суперсекретного Bombardier Challenger 650 Artemis(Артемида).

      
    Фото армии США
    Bombardier Challenger 650 Artemis (Артемида).

    Таких самолётов всего два и принадлежат они не военным, а частным подрядчикам Пентагона LASAI AVIATION LLC и TENAX AEROSPACE LLC. Самый засекреченный на сегодняшний день самолёт-разведчик США. Минимум информации о нём просочилось в СМИ. Изюминкой этого самолёта является применение в разведывательных системах искусственного интеллекта. Разведывательную миссию выполняют два пилота и всего лишь 4 оператора.

    Способности по перехвату информации в линиях связи проиллюстрирую собственным опытом. Служил недалеко от Анадыря в 81-84-м годах прошлого века. RC-135 предыдущих модификаций часто приходили к Чукотке и по 10-20 часов лазали вокруг неё. Особенно любили делать это в нелётную для анадырского аэродрома погоду, когда истребители с него не могли взлетать. Самая интересная тема для разведки у них была – позиции ракетных комплексов РСД-10 «Пионер» в посёлке Гудым. Для работы по ним они ходили в Анадырском заливе по треугольному маршруту со стороной 100 км без нарушения нашей границы. Так вот, однажды один из них, обнаглев в отсутствии истребителей, всё же рискнул к ней приблизиться. Когда же с КП зенитного ракетного полка в дивизионы поступило предупреждение (не команда) командира – «Быть готовым к боевому пуску», резко развернулся и с быстрым снижением ушёл в море. То есть чётко была услышана и расшифровано предупреждение, передаваемое по проводам и радиорелейной связи, чего теоретически быть не до́лжно было.

    Именно по радиоперехвату натовские разведчики вычисляют начало подготовки к вылету Ту-95 и МиГ-31 и предупреждают украинскую «Противоповетряную оборону». На аэродромах возрастает активность работы всех РЭС, что и пеленгует вероятный противник. Так что внезапность наших ударов невозможна.

    Кроме того. Две слабенькие РЛС обзора передней и задней полусфер этого самолёта не могут обеспечить надёжный сбор информации о воздушной обстановке. Но это с лихвой компенсируется возможностями фиксировать работу бортовых РЛС и других источников электромагнитного излучения самолётов, радиовысотомеров крылатых ракет, точно определять их координаты и типы и даже наводить на них свои истребители.

    Но не просто оперативная информация собирается ими. Все(!) самолёты- разведчики взаимодействуют с главной разведывательной системой Запада – системой «Эшелон», созданной под эгидой американского АНБ (точнее его предшественника - агентства безопасности вооружённых сил США) пятью англоязычными странами по соглашению «UKUSA Agreement» о радиотехнической и разведывательной безопасности США — Великобритания 1947 года. Позже к нему присоединились Австралия, Канада, Новая Зеландия и неофициально его стали называть – Пять глаз.

      
     https://www.hadalsame.com/wp-content/uploads/2021/11/s22.jpg?w=640
    Британская база Raf Menwith Hill, из системы Эшелон

    ECHELON («Эшелон») глобальная система радиоэлектронной разведки. Включает в себя большое количество баз, спутников, центров обработки данных, подвижных объектов, других элементов инфраструктуры по всей планете. Она, цитата из Википедии: «имеет возможность перехвата и анализа телефонных переговоров, факсов, электронных писем и других информационных потоков по всему миру путём подключения к каналам связи, таким как спутниковая связь, телефонная сеть общего пользования, СВЧ-соединения». Добавлю - и даже перехватывать информацию из оптоволоконных линий, с помощью тайно устанавливаемого около маршрутизаторов оборудования.

    Некоторая аппаратура системы была установлена и на всех правительственных самолётах стран-членов НАТО. Нашим якобы желанием завладеть ей поляки обосновывают «сбитие» нами самолёта президента Качиньского.

    Важнейшей задачей самолётов-разведчиков является радиолокационная разведка.

      
     Мастер-сержант Адриан Кадис https://www.dvidshub.net/image/388485/kc-135-refueling-mission-over-afghanistan
    Самолёт RC-135V подходит к танкеру KC-135 для дозаправки. Афганистан 2011

      
    Фото армия США. http://www.airliners.net/photo/USA---Air/Boeing-RC-135V-%28739-445B%29/0641029/L
    Самолёт RC-135W. Хорошо виден обтекатель антенны РЛСБО.

    На фото выше у самолётов RC-135V/W Rivet Joint между кабиной пилотов и корнем крыла на фюзеляже какие-то «щёки». Это обтекатели антенны РЛСБО, они находятся по обоим бортам. Такие РЛС, но меньших размеров есть практически у всех типов самолётов-разведчиков. В соответствии со своим названием они просматривают некую полосу, параллельную маршруту полёта. Примерно от 20-30 км и до 300-400 в зависимости от конкретного разведчика и высоты его полёта.

      
     Инфографика автора
    Для работы эти РЛС часто используют режимы «синтезированной апертуры» (раскрыва) антенны. В таком режиме производится непрерывное сканирование местности. Самолёт движется со скоростью ок. 900 км/ч (250 м/с). Фиксируется непрерывная последовательность радиолокационных «снимков», и если их анализировать попарно прямо на борту мощными компьютерами, например двух сделанных через одну секунду получается, что результирующее изображение как бы сделано эквивалентной антенной длинной 250 м. Такой большой размер позволяет получать радиолокационные изображения фотографического качества! Для этого нужны очень мощные передатчики, соответственно мощное электропитание и исходная физическая антенна побольше.

    Здесь ещё раз проявляется преимущество больших пилотируемых аппаратов перед относительно маленькими беспилотниками.

      
    Инфографика автора
    Есть такое понятие – разрешающая способность. Это важнейшая характеристика РЛСБО. Она присуща всем системам наблюдения: в инфракрасном, оптическом, рентгеновском, радиолокационном и др. диапазонах. Вообще-то она измеряется в угловых величинах, например разрешение человеческого глаза – 1 угловая минута (для человека со 100% зрением). Но для разведывательных систем чаще говорят так – способна различить детали размером 1 м с орбиты высотой 300 км.

    Так вот, разрешение РЛСБО у RQ-4B составляет 6 м – очень плохо, в режиме съёмки полосы 37х110 км и 0.3 м при получении отдельных изображений общим числом до 1900. А у Boeing E-8C JSTARS (Звёздное скопление) - 0.15 м в режиме картографирования. Это позволяет алгоритму распознавать конкретные цели, вплоть до пулемётного гнезда, точно идентифицировать колёсную или гусеничную технику, ЗРК и РСЗО, артиллерию. Возможно использование доплеровского режима для поиска движущихся целей. На экранах операторов будут уже обработанные данные, привязанные к карте, что позволит понять угрозы своим войскам, дать целеуказания боевым подразделения и разным видам оружия.

    Дальность разведки наземных целей также лучше у E-8C – 250 км, у RQ-4B до 170 км.

    15 ноября прошла церемония прощания с последним Boeing E-8C JSTARS. Официально их больше нет на вооружении. Но нет и полноценной замены им. Что-то тут нечисто. Американцы заявили, что вместо них будут использовать космическую разведку, другие самолёты, наземные радары и т.п. Это всё равно что заменить карьерный самосвал десятком седанов.

    Главное, что мог делать этот самолёт – управлять войсками. Фактически это был командный пункт сухопутных сил.

    Предполагается, что Bombardier Challenger 650 Artemis(Артемида), используя искусственный интеллект, тоже может выполнять такую функцию, потому он так засекречен. Но их всего два, да и РЛСБО у него, видимо, несравнимо слабее по параметрам. В тоже время известно, что в 2021 году компания «Northrop Grumman» заключила с ВВС контракт стоимостью 325 млн долларов на пролонгирование технической поддержки и сервисного обслуживания Е-8С. Они остаются в резерве, их не отправили умирать в пустыню Мохаве.

    Особенный раздел радиолокационной разведки – дальний радиолокационный обзор воздушного пространства. Самолётов, занимающимся этим делом в мире много. Я расскажу про тот, что больше всех на слуху – E-3 Sentry (часовой).

      
     Автор: U.S. Air Force photo - http://www.af.mil/shared/media/photodb/photos/021107-O-9999G-024.jpg, Общественное достояние, https://commons.wikimedia.org/w/index.php?curid=463194
    E-3C Sentry

    В нашей медиа и блого сферах сложилось чёткое убеждение, что: - во-первых – этот самолёт называется АВАКС, а во-вторых он очень помогает украинской противоповетряной обороне в борьбе с нашими ракетами и беспилотниками. И то, и другое – неверно.

    1. Правильное название его Boeing E-3 Sentry с системой AWACS (airborne warning and control system — «авиационная система предупреждения и контроля». Букву модификации не указываю, она в каждой стране НАТО своя.

    2. Помощи от него для ППО чуть больше, чем никакой.

    Построен он, как и все варианты RC-135, E-8C, на основе древнего Боинг-707. При этом он больше прадедушки и в длину, и в размахе крыла на несколько метров. Основу системы составляет радар AN/APY-2 (AN/APY-1 в неамериканских машинах). В нём применяется антенна с фазированной решёткой. Антенна и некоторые блоки РЛС находятся во вращающемся «ротодоме» - чечевицеобразном обтекателе из композитных материалов толщиной 1.8 м и диаметром 11 м.

      
     Инфографика автора
    Обслуживание антенны радара AN/APY-1 8-й эскадрильи E-3D Sentry в RAF Waddington Великобритания

    Просматривает радар всего лишь 400 км по целям типа истребитель, 550 по бомбардировщикам и до 650 по высотным целям, но по крылатым ракетам меньше 250 км. Маршруты его проложены не ближе 150 км от западной белорусской и украинской границ и над Чёрным морем он не летает. А над Украиной не летают наши истребители и бомбардировщики. Получается, что давать целеуказание украинской ППО он может только по нашим крылатым ракетам и в узкой – около 100 км полоске вдоль западной границы. Правда некоторые модификации Е-3 имеют в составе своих РЭС станцию пассивной радиотехнической разведки, способную обнаруживать крылатые ракеты по работе их высотомеров, а их нельзя отключать, на дальности до 500 км. Точность целеуказания по таким данным очень низкая, но это позволяет ЗРК выходить в эфир в самый последний момент. Но только такая тактика имела бы смысл ближе к линии боевого соприкосновения, а до западных областей Украины наши Х-31П всё равно не долетают. А, вот где они могут помочь, так это при выводе носителей Сторм шедоу и Скальп, а также БПЛА в атаку на Крым. И главная задача – помочь с выбором момента, когда в воздухе не будет нашего А-50 и истребителей.

    Следующий вид радиоэлектронной разведки - мониторинг полей – физических полей подводных лодок, следов ядерных испытаний или аварий и т.п. В чистом виде таким видом разведки занимается только один тип самолёта WC-135 Constant Phoenix. Он предназначен для обнаружения ядерных взрывов и аварий с выбросами радиационно-опасных материалов.

      
     https://iho.hu/img/repules_16_01/0107_wc135/110319-F-HA566-138.JPG
    Самолёт WC-135 Constant Phoenix

    На борту оборудование для забора проб воздуха и лаборатория для оперативного их исследования.

    Когда был период регулярных обстрелов Запорожской АЭС, он часто посещал Румынию и Польшу, видимо в надежде что-то унюхать. Американцы так и зовут его «ядерный нюхач». Регулярно вышивает вблизи КНДР и КНР.

    Но мониторингом полей активно занимается и другой частый гость Чёрного моря – P-8A Poseidon. У нас в СМИ о нём говорят как о чистом разведчике. Он появляется перед всеми ракетными и беспилотными атаками Крыма. В море выходит редко, предпочитает оставаться над территорией Румынии. Но это всё же противолодочный патрульный самолёт. Разведка наземных целей для него дополнительная задача. Его система РТР не такая развитая, как у RC-135V/W, РЛСБО также слабее. Поиск подводных лодок и даже уничтожение их - основная задача этого самолёта. И здесь ему нет равных.

      
     https://images04.military.com/sites/default/files/media/equipment/military-aircraft/p-8a-poseidon/2014/02/p-8a-poseidon_009.jpg
    Самолёт P-8A Poseidon. Сброс противолодочной торпеды Mk.54 из бомбоотсека

    Подводные лодки и надводные корабли не могут не оставлять следы. Следы в виде различных физических полей: магнитного, гидроакустического, электромагнитного, теплового, оптического, газового и «горба Бернулли» (жарг.). Poseidon имеет полный комплект датчиков, способных все эти следы находить. Это различные радиогидроакустические буи, газоанализаторы и магнитометры, сбрасываемые на парашютах. Это оптико-локационная станция с лазерным дальномером (ещё один вид разведки), способная автоматически засекать перископы и находить кильватерные следы по изменениям цветности воды. И это РЛСБО с режимом поиска «горба Бернулли».

      
     Авторство: Mass Communication Specialist 2nd Class Eric A. Pastor. http://www.navy.mil/management/photodb/photos/140320-N-XY761-002.jpg, Общественное достояние, https://commons.wikimedia.org/w/index.php?curid=31847500
    Выдвижная оптико-электронная станция. Используется для поиска перископов и др. задач. При большой высоте полёта P-8A может наблюдать лодку в подводном положении на глубине до нескольких десятков метров.

    Этот самолёт – один из немногих разведчиков, способный на ударные действия. Собственно говоря, противолодочные самолёты во все времена это могли. На 5 внутренних и 6 наружных точках подвески он может нести до 9 тонн ракетно-бомбового оружия. В арсенале: ПКР AGM-84 Гарпун, ПРР AGM-88 HARM, противолодочные торпеды Mark 46 и Mark 54, глубинные бомбы и морские мины, бомбы JDAM калибром 500-2000 фунтов.

      
     Инфографика автора
    Вооружение самолёта P-8A Poseidon.

    Ведутся работы по интеграции ракет AGM-158 LRASM, крылатых морских мин семейства QUICKSTRIKE (дистанционная установка), планирующих бомб GBU-39 и ложных целей MALD.

    Интересная особенность его РЛСБО – режим поиска ПЛ по «горбу Бернулли». Каждая подводная лодка при движении под водой создаёт над собой волну на поверхности моря. Её невозможно увидеть глазом, но эта РЛС с лёгкостью обнаруживает такой «горб Бернулли» (жарг.) даже если лодка идёт на глубине до 300м! К сожалению, ни Ил-38, ни Ту-142 ничего подобного не умеют.

    Но 21-го ноября американцы утопили такой самолёт на Гавайях. Командир «промахнулся мимо полосы» пишут СМИ. На самом-то деле совпали два фактора – посадка с перелётом, такое частенько бывает, и скользкая от дождя полоса. Самолёт не смог остановиться и выскочил за торец полосы в воду. Экипаж не пострадал. Пока.

    Не намерен насмехаться. Лётчикам с детства завидую чёрной завистью. Работа трудная.

      
     Фото с экрана
    Ещё один противолодочник частенько летает над Чёрным морем, но СМИ о нём практически никогда не сообщают. Потому, что летает он «у себя дома». Это турецкий ATR-72-212A ASW (Anti-Submarine Warfare).

    Оперирует, как правило в пределах своих тервод, в особенности тщательно отслеживает районы вблизи входа в пролив Босфор.

    Может практически всё, что и Poseidon, только «труба пониже и дым пожиже». Уступает P-8A в любом параметре.

      
     Филиппо Новелло https://www.jetphotos.com/photo/8521620
    ATR 72-212A

    Телеметрическая разведка. Эту работу способен выполнять Boeing_RC-135S

      
     Майк Фрир https://www.airliners.net/photo/USA-Air-Force/Boeing-RC-135S-717-158/1318719/L
    Самолёт Boeing-RC-135S Cobra ball

    Это узкоспециализированный самолёт, предназначенный для контроля испытаний и практических пусков баллистических ракет. Их всего три в США. В других странах таких нет. Оснащён РЛС бокового обзора, заточенной на работу выше горизонта и поиск прибывающих на полигоны боеголовок или стартующих и уходящих в космос баллистических ракет. Кроме того, на борту развитая система перехвата каналов телеметрии. Есть три телескопа (в больших иллюминаторах) для изучения оптической и ИК/УФ частей спектра излучения факелов двигателей и свечения боеголовок. Многодиапазонность позволяет судить о составе топлива и материалов покрытия боеголовок. Для предотвращения бликов в телескопах верхняя часть крыла выкрашена матовой чёрной краской.

    Обычный регион его боевой работы – Тихий океан, вблизи нашей Камчатки с полигоном Кура, приближается к КНДР и КНР. Работал неоднократно и над Северным ледовитым, вблизи наших районов пуска БРПЛ. Отслеживает пуски с космодрома Плесецк. Но пару раз заносило его и в окрестности Украины. Очевидно, это были попытки зафиксировать траектории наших Искандеров и Ониксов. Наверное, попытки результатов не дали, больше там не летает.

    За пределами обзора осталось ещё много разных пилотируемых самолётов-разведчиков. Однако выделенные мне редакцией знаки закончились. Но про основные, исполняющие самые важные роли в обеспечении НАТО тактической развединформацией, рассказать, думаю, удалось.

    Источник - Как на самом-то деле? .

    Комментарии:
    Информация!
    Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
    Наверх Вниз