Создание наземных установок для запуска «Калибров» – вопрос технический и в принципе достаточно несложный. Но нужно понимать, что выход американцев из договора и планируемое размещение ракет средней и малой дальности вокруг России – попытка США сохранить статус однополярного мира. Но такие же ракеты будут угрожать и Китаю, что отчасти противоречит усилиям США в воспрепятствовании сближения России и КНР в военно-технической области. Это требует от нас усиления политической работы с Пекином и не только – наверняка стоит подтягивать в переговоры Индию, некоторые другие страны. Общая задача – не допустить силового доминирования со стороны США. Ракеты они будут размещать и в европейских странах, и в Японии, а значит, нужно работать с их правительствами. Им важна безопасность? Мы предлагаем альтернативу: еще в 90-е выдвигалась идея системы коллективной безопасности, и к ней стоит вернуться. Важно также максимально широко воздействовать на общественность этих стран, мягко донося до них наши возможные жесткие меры: если что, обстрелу подвергнутся не только позиции американских пусковых установок. Наши ракеты могут быть нацелены и на Брюссель, и на другие столицы. И конечно, стоит рассмотреть возможности нацеливания наших ракет на территорию США и не столько на военные базы, сколько на объекты Федеральной резервной системы, поскольку в основе американской активности лежит господство финансовых структур. Такой комплексный подход, вполне возможно, подвигнет американцев как-то изменить свою политику. Не следует забывать, что процесс ограничения и сокращения стратегических наступательных вооружений пошел только после Карибского кризиса и инициаторами во многих вопросах были американцы – стоило им ощутить, что Хиросима и Нагасаки могут повториться на их территории.

Важно максимально широко воздействовать на общественность европейских стран, мягко донося до них наши возможные жесткие меры: если что, обстрелу подвергнутся не только позиции американских пусковых установок

Не стоит их пугать, но взять территорию США под прицел не только межконтинентальных, но и крылатых и баллистических ракет средней дальности все-таки необходимо.

Основной причиной выхода США из Договора РСМД можно считать то, что у Китая большая часть стратегических ракет как раз средней дальности и китайцы как бы очертили зону, в которую не намерены пускать американцев. США хотят развязать руки себе в этом регионе. Хотя давайте вспомним: в 2008 году на Генассамблее ООН мы вместе с Китаем предложили расширить число участников Договора о ракетах средней и меньшей дальности, но ни одна страна из тех, кто обладает подобными ракетами (ни Израиль, ни Пакистан, ни Индия, ни КНДР), рассматривать данный вопрос не согласилась.

Так что сейчас время активной политико-дипломатической работы с Пекином. Договор РСМД подписывался в одних условиях, сейчас совершенно другая ситуация. И наверное, есть смысл России и Китаю объединить усилия по обеспечению безопасности или даже комплексно решать проблему в формате ШОС. Высказывались идеи предложить Китаю и России заключить двусторонний договор по типу ДРСМД, и тогда, мол, Штаты успокоятся. Я же в свое время предлагал другой договор – для противодействия американской глобальной системе противоракетной обороны. Была идея объединить возможности России и Китая для прорыва системы ПРО – в случае удара по одной из стран со стороны США ответ осуществляют оба наших государства. Думаю, возможность совместного ответного удара может отрезвить американцев, они очень боятся нашего военного союза с Китаем.

Нанесение неприемлемого для США ущерба мы можем сделать ракетами, подпадающими под нынешний Договор РСМД, даже со своей территории: не будем забывать, что от Чукотки до Аляски – всего 80 километров. И когда Рейган объявил о начале работ по стратегической оборонной инициативе, порой называемой «звездными войнами», американцам стало известно: мы проводим рекогносцировку на своих крайних восточных рубежах для размещения там мобильных комплексов «Пионер» (SS-20). Это сразу усилило в Соединенных Штатах желание начать с нами договариваться.

Леонид Ивашов,
президент Академии геополитических проблем, генерал-полковник