• ,
    Лента новостей
    Опрос на портале
    Облако тегов
    crop circles (круги на полях) knz ufo ufo нло АЛЬТЕРНАТИВНАЯ ИСТОРИЯ Атомная энергия Борьба с ИГИЛ Вайманы Венесуэла Военная авиация Вооружение России ГМО Гравитационные волны Историческая миссия России История История возникновения Санкт-Петербурга История оружия Космология Крым Культура Культура. Археология. МН -17 Мировое правительство Наука Научная открытия Научные открытия Нибиру Новороссия Оппозиция Оружие России Песни нашего века Политология Птах Роль России в мире Романовы Российская экономика Россия Россия и Запад СССР США Синяя Луна Сирия Сирия. Курды. Старообрядчество Украина Украина - Россия Украина и ЕС Человек Юго-восток Украины артефакты Санкт-Петербурга босса-нова будущее джаз для души историософия история Санкт-Петербурга ковид лето музыка нло (ufo) оптимистическое саксофон сказки сказкиПтаха удача фальсификация истории философия черный рыцарь юмор
    Сейчас на сайте
    Шаблоны для DLEторрентом
    Всего на сайте: 107
    Пользователей: 1
    Гостей: 106
    Bantikus09
    Архив новостей
    «    Март 2024    »
    ПнВтСрЧтПтСбВс
     123
    45678910
    11121314151617
    18192021222324
    25262728293031
    Март 2024 (907)
    Февраль 2024 (931)
    Январь 2024 (924)
    Декабрь 2023 (762)
    Ноябрь 2023 (953)
    Октябрь 2023 (931)
    Танки против грузовиков – без шансов!

    Этой тарахтелкой можно пугать беременных кошек, но какой прок от неё в бою?

    Генерал Горацио Герберт Китченер

    Если задать даже достаточно образованному и любознательному современному читателю вопрос, что является главным инструментом блицкрига, он уверенно ответит – конечно, танки. И правда, память услужливо подбрасывает описания немецких блицкригов, типа Исаевского. «Серые танки с "балочными крестами" на бортах и мотоциклисты на "Цундапах" и "БМВ" врывались в города в глубоком тылу, когда по их улицам еще ходили трамваи. Брошенные автомашины с распахнутыми дверями, скособочившиеся в кюветах танки, унылые колонны военнопленных в униформе разных стран - эти хорошо известные по фото- и кинохронике картины сопровождали путь немецких танковых войск на протяжении почти трех лет войны. Слово "панцер" (танк), как и "штука" (пикирующий бомбардировщик), стало символом успехов Германии в начальном периоде войны».

    Тем не менее, как показывает опыт войны, все бывало и по-другому. Вот пара цитат из книги Д. М. Проэктора «Блицкриг в Европе. Польша» или «Германо-польская война».

    «Фронтальные атаки трех немецких пехотных и одной танковой дивизий (в действительности – танковый полк «Восточная Пруссия») млавских оборонительных позиций, стойко защищаемых на 15-километровом фронте польскими 20-й пехотной дивизией и Мазовецкой кавалерийской бригадой, не принесли немцам ожидаемого успеха. Стремительного прорыва 3-й немецкой армии на Пултуск — Варшаву не получилось. Особенно много потерь понесло танковое соединение «Восточная Пруссия», которое использовалось неумело в лобовых атаках. Командующий 3-й армией генерал Кюхлер должен был вывести танки из [59] боя. Польская группа «Восток» также вполне успешно отразила атаки 21-го армейского корпуса на Грудзяндз».

    «Около 15 часов 4-я танковая дивизия возобновила атаки Волынской бригады. Компактная масса немецких танков и мотопехоты при поддержке огня шести батарей атаковала 12-й и 21-й уланские полки восточнее деревни Мокра и вскоре достигла района Клобуцка. Вечерело. Командир польской кавалерийской бригады организовал контратаку. Смелая контратака и меткий огонь принесли успех. В боевых порядках немецких танков произошло замешательство. Танки, наступавшие сзади, продолжали двигаться вперед, в то время как головные машины стали поворачивать назад. Дошло до взаимного обстрела. Вся танковая масса отступила». 

    Как видно, танковый прорыв не был панацеей и, зачастую, если танки использовались неправильно, они не только несли большие потери, но и не выполняли поставленные задачи. Особенно хорошо иллюстрируют это высказывание действия французских и советских танковых частей с 1940-го по 1943-ий годы. Так в чем же состоит секрет блистательных побед Вермахта, лишь усвоив который Советская армия смогла не просто переломить ход войны, а стремительно, обогнав богатых англосаксонских союзников, забуксовавших в Италии и Франции, проложить себе дорогу на Берлин.

    Для того чтобы выяснить этот момент, необходимо вернуться обратно на залитые кровью и загроможденные искореженным железом поля у никому неизвестной польской деревни Мокра. Отчаявшись быстро сломить сопротивление отважных польских улан, командир 16-го моторизованного корпуса Эрих Гепнер решил бросить в обход их позиций 1-ю танковую дивизию, которая, обошла поляков с фланга. Движение большого числа немецких танков севернее Ченстохова, как ни странно, осталось незамеченным для командующего армий «Лодзь» генерала Руммеля. Но оно не ускользнуло от авиаразведки главного командования Войска Польского, сосредоточившего в своих руках руководство практически всей польской авиацией. Впрочем, «гонорные паны» никогда не отличались особым чинопочитанием. И генерал Руммель начал отвод своей армии только на следующий вечер. Тем не менее, кавалеристам Волынской бригады повезло. Они не получили смертельного танкового удара во фланг. Взамен генерал Гепнер погнал дивизию Рудольфа Шмидта дальше вглубь польских позиций. Это позволяло 16-му моторизованному корпусу обойти фланг главной позиции обороны поляков по рекам Варта и Видавка еще до отхода на нее войск генерала Руммеля и сделать оборону на этой линии бесполезной. Эту задачу танкисты Шмидта выполнили, но вот дальше… А дальше они встали на месте с пустыми топливными баками, не имея возможности ни атаковать фланг армии «Лодзь», прикрываемый все той же Волынской кавбригадой, ни двигаться дальше. Причина же такого неприятного положения была в том, что наступление 1-ой ТД проходило, можно сказать, по бездорожью. В полосе ее наступления отсутствовали крупные шоссейные и железные дороги, идущие в попутном направлении, которые как раз и прикрывали части армии «Лодзь» и гарнизон Ченстохова. Поэтому немцы наступали по проселочным дорогам, вынужденные пересечь дорогу на Радомско, чтобы обойти «осиное гнездо» польских кавалеристов под Мокрой. И, если, как известно, «танки грязи не боятся», то вот тылы дивизии с артиллерией, запасами и мотопехота на грузовиках, растянулись по проселкам и не смогли поспевать за ними. В результате ценнейший день 3 сентября Шмидт потратил на подвоз снабжения. Тем не менее, именно в этот день в головах у немецких генералов созрел дерзкий план. И на следующий день 16-ий моторизованный корпус получил приказ, не участвуя в сражении с поляками на их главной позиции, совершить бросок прямо на Варшаву.

    Как известно из истории, наступление на Варшаву вышло неудачным. Вспомогательный удар на Гура Кальвария, хотя и достиг цели – захвата переправ, по которым планировалось отступление армии «Лодзь», но не сыграл такой большой роли в военных действиях, как действия 14-ой армии, прорвавшей польскую оборону на Висле на широком фронте. Слабо смотрелись результаты Гепнера и по сравнению с масштабными операциями Гудериана на севере. По этой причине столь важный маневр дивизии генерала Шмидта не привлек к себе внимание ОКХ. Об этом можно с уверенностью говорить, потому что Франц Гальдер изначально планировал в Западном походе новый механизированный вариант плана Шлиффена и Мольке. Но судьбу многих миллионов солдат и мирных жителей, погибших в последующие годы, решил молодой гений генерала Манштейна. Разбирая ретроспективно операции группы армий «Юг», начальник штаба Рундштедта, обратил внимание, насколько фатальной для обороны армии «Лодзь» стала Ченстоховская брешь, образовавшаяся там, где глубокое продвижение 1-ой ТД было теоретически невозможно. Извлек будущий покоритель Севастополя уроки и из неудачи под Варшавой. Причиной которой стало, как теперь известно, перепутывание тыловых частей 1-ой и 4-ой ТД, в результате которого боевые части 16-го корпуса вновь остались без снабжения. Точно такая же ситуация наблюдалась и у советских подвижных соединений во время Польского похода. И наши командиры и немцы поступили в этой ситуации аналогичным образом. Слив остатки топлива из танковых и автомобильных баков, они создавали авангардные команды из танков с десантами на броне и небольших отрядов механизированной пехоты с артиллерией. Правда, советские «кампф-группы» при большем количестве танков, артиллерии и другого обеспечения не имели. Но у Манштейна ведь был опыт разгрома такими группами во встречном бою 19-ой и 29-ой польских пехотных дивизий, внезапно встретившихся с танкистами Гепнера там, где еще не ожидали их увидеть. И  который позволил выработать оптимальный состав боевой группы.    

    Многие считают, что автором арденнского «Удара серпом» в 1940-м году был именно Манштейн. И, действительно, именно здесь в первый раз немцы осмысленно провели свои танки там, где, как считалось, они не могут пройти. Потому что по тем же «горным тропам» нужно было «протащить» не только танки и транспорт с мотопехотой, но и гораздо больше транспортов со снабжением. Эти транспорты состояли из колонн полноприводных грузовиков, способных перевозить грузы по плохим дорогам и бездорожью. Иначе, преодолев арденнскую узость и форсировав Маас, танки группы «А» остановились бы также, как и танки 1-ой ТД 3 сентября. Гитлер поддержал «молодого гения», которого критиковали старые заслуженные генералы времен Первой Мировой, и судьба Франции была решена, а тактика, которую я образно назову «тактикой грузовиков», завоевала сердца стратегов Вермахта.

    И дальше немцы просто «штамповали» эту тактику. Прорыв 3-ей танковой группы Гота через Алитус и Вильнюс (через Федькин огород до Парижу) на Минск привел к минскому котлу, в котором погиб почти весь Западный фронт генерала Павлова. Удар по проселкам южнее Владимир-Волынского обеспечил глубокий прорыв 11-ой ТД немцев в тыл Юго-Западного фронта, а также привел к дополнительным маршам советских мехкорпусов, растерявших на проселках до трети своих танков и оставивших позади без топлива большую часть грузовиков с мотопехотой и артиллерийских тягачей. Удар 1-ой ТГ с Кременчугского плацдарма решил судьбу Юго-Западного фронта. Но наиболее ярким примером «тактики грузовиков» является, конечно, Вяземская оборонительная операция, когда удар левым флангом гитлеровцы наносили в районе севернее Духовщины. Там практически полностью отсутствует транспортная инфраструктура на протяжении примерно 50 километров от начала наступления, а дальше до самой Вязьмы идет лишь шоссе местного значения. Можно много перечислять, но, к 1943 году, советское командование, все-таки, смогло, если не найти противоядие, то научиться купировать ущерб от немецких прорывов. Так неудачей закончилась попытка Манштейна освободить попавшую в окружение под Сталинградом армию Паулюса. Не удалось гитлеровцам и окружить советские войска на Курском выступе. Во всех случаях первоначальный успех парировался ставшими уже более подвижными советскими резервами.

    Успешно же применить впервые немецкую тактику советские войска смогли во время знаменитой операции «Багратион», которая стала наиболее масштабным применением «тактики грузовиков». Удалось это благодаря резкому росту механизации РККА за счет поставок по Ленд-лизу. Несколько сот тысяч Студебеккеров, Шевроле и Фордов позволили совершить то, что считалось невозможным даже профессионалами Вермахта – наступать через Припятские болота. А вот для самих наших союзников по Антигитлеровской коалиции уроки так и не пошли впрок. И в конце 1944 года они опять наступили на те же самые арденнские грабли, которыми получили по лбу и 4 года назад.

    Алик Кантор

    Источник - universe-tss.su .

    Комментарии:
    • #4 написан 20 февраля 2020 13:36
    • Статус: Пользователь offline
    • Группа: Посетители
    • Зарегистрирован 12.08.2017
    Алик Кантор | Комментариев: 2 226 | Публикаций: 11

    Цитата: редактор Князь
    Не так. Гудериан рвался к Москве через Брянск - Калугу, а его развернули на юг на Пирятин.

     

    Хм, я, признаться, не изучал пристально наступление ГУдериана. Но, исходя из того, что, на вскидку, это линия Кричев, Костюкович, Сураж, Унеча, Стародуб и т.д. До Унечи там даже железка есть и назвать те районы бездорожьем я бы не решился. Дальше на юг тоже есть неплохие шоссе. Так что я б не назвал это "наступлением по бездорожью". Тут ситуация была енсколько иная.

     

    Цитата: редактор Князь
    просто не очень понятно, что же вы хотели сказать.

     

    Логика, в-действительности, проста. Случайный и довольно относительный успех 16-го моторизованного корпуса в "Ченстоховской бреши" привел к созданию тактики проорыва фронта в том месте, где этого противник не может ожидать. Там, где он считает, что моторизованные части невозможно будет снабжать. Для обеспечения же прорыва используется большое количество проходимых грузовиков. И такая тактика (за авторством Манштейна) была впервые осознанно опробована во время арденнского прорыва в 40-ом году. Операция принесла успех. И дальше ее тиражировали - южнее Владимир-Волынского, Кременчуг, Вяземская операция и т.п. Между прочим, удар по курскому выступу тоже из этой же оперы. Наши же успешно применили данную тактику впервые в начале 44-го, а массированное применение в операции Багратион. И дальше уже наши "тиражировали" успешную тактику.

    0
    • #3 написан 19 февраля 2020 22:40
    • Статус: Пользователь offline
    • Группа: Администраторы
    • Зарегистрирован 17.11.2013
    редактор Князь | Комментариев: 1 437 | Публикаций: 603

    Цитата: Алик Кантор
    потому что там, ИМХО, есть хорошее шоссе Могилев-Гомель-Чернигов-Нежин, по которому могло идти снабжение.
    Не так. Гудериан рвался к Москве через Брянск - Калугу, а его развернули на юг на Пирятин. При этом он уже дошел до Семеновки, и пришлось на юг идти только танкам.  Это  почти 200 км от этого шоссе. Почти без пехоты, без тылов.   Но это частности.  Что же касается вашей статьи, то действительно, просто не очень понятно, что же вы хотели сказать. Даже для интересующихся военной историей. Тут всё в кучу - и Польша, и Арденны 40 года, и начало Великой Отечественной.  Что же касается отсутствия дорог и наступления по проселкам - так у немцев то и выбора не было.  Одни проселки и направления.  Плюс огромная разница в штатной структуре нашей и немецкой.  Немецкая танковая дивизия - это примерно наш мехкорпус, немецкая пехотная - это 3 наших стрелковых.  Отсутствовавшие у нас в принципе бронетранспортеры и штурмовые орудия, разное и штатное и фактическое количество автотранспорта, и т.д.  Плюс наступающий технику приобретает, а обороняющийся теряет и много-много еще разного. Вроде совершенно разной тактики и стратегии применения механизированных частей. В общем, спор получается такой, с оттенком профессионализма и специфических знаний.



    --------------------
    На всё воля Господа! Но - всё в наших руках!
    +1
    • #2 написан 19 февраля 2020 06:09
    • Статус: Пользователь offline
    • Группа: Посетители
    • Зарегистрирован 12.08.2017
    Алик Кантор | Комментариев: 2 226 | Публикаций: 11

    Цитата: редактор Князь
    Наступать танками без тылового обеспечения глупо?

     

    Не без тылового обеспечения, а без дорог, по которым это тыловое обеспечение можно подезти. До кампании во Франции это тоже всем было понятно и всех этому учили. Из-за этого, собственно и возник позиционный тупик ПМВ.

    А вот Манштейн вязл и предложил пройти "по проселкам" там, где ни кто не ожидает. Учитывая плохое состояние дорог и малую скорость транспорта, даже того, который по ним проходил, существенно увеличивался тыл войск, т.е. нужно было гораздо больше автомашин, а они тянули топливо, з/ч, реммастерские и т.п. Именно поэтому старые гитлеровские генералы и не хотели принимать план Манштейна, им казалось, что вся эта "кишка" растянется на такое болльше расстояние, что передовые части все равно останутся без снабжения, ну и плюс воздействие авиации противника, конечно. 

     

    Тогда получилось, причем, с грохотом и треском. Вот и стали тиражировать, примеры я привел. Вот вы еще привели прорыв Гудериана. Я не стал его приводить, потому что там, ИМХО, есть хорошее шоссе Могилев-Гомель-Чернигов-Нежин, по которому могло идти снабжение. А потом уже раздаваться в войска. И не даром наше командование нацеливало против него Брянский фронт Еременко, т.е. такое движение, как раз, ожидалось и против него принимали контрмеры. Не ожидали прорыва именно с кременчугского плацдарма. 

     

    Цитата: редактор Князь
    Из миллиона двухсот тысяч наших войск каждый шестой водилой был, что ли?

     

    Ну, странно, как мне казалось, тут вполне понятно, что речь идет о поставках большого количества проходимых автомобилей, с которыми у РККА была проблема. овики прям по гатям пошли?  

     

    Цитата: редактор Князь
    И грузовики прям по гатям пошли?  Или все-таки по дорогам после прорывов? 

     

    Бывало и такое. Бывало, что нужно десять-двадцать километров по гатям пройти, чтобы высокчить на дорогу. С которыми там, скажем прямо, не густо.

     

    Цитата: редактор Князь
     А трофейные Опели и Рено чего не считаем?  Их до четверти было примерно.

     

    Ну а вот это уже, ИМХО, придирка. Смысл показать, что массовое внедрение проходимых грузовиков позволило перейти от таранных ударов, при которых победа давалась большой кровью, к изящным операциям, очень быстро разрушившим фашисткую систему обороны. Кстати, вчера только по Звезде повторяли докфильм о прорыве к границе на Украине в начале 44-го. И вот там, как раз, Жуков и применил прорыв по бездорожью. Но из-за малого количества проходимых грузовиков, нашим солдатам пришлось буквально на себе перетаскивать машины со снабжением. И, в результате, все равно, тылы отстали и завершение опреации было смазано - немцы вырвались из котла.

     

    Цитата: редактор Князь
    Как то не очень понял идею

     

    Даже странноunknown
     

    0
    • #1 написан 18 февраля 2020 22:02
    • Статус: Пользователь offline
    • Группа: Администраторы
    • Зарегистрирован 17.11.2013
    редактор Князь | Комментариев: 1 437 | Публикаций: 603

    Как то не очень понял идеюsorry  Наступать танками без тылового обеспечения глупо?  Так этому вроде учат сразу, всех, и очень жестко.  Имея жестокий опыт приграничных сражений и т.п.  Хотя бывало и по другому - поворот Гудериана от Семеновки на юг, на замыкание Киевского котла. Без тылового обеспечения и железной дороги.  И в Арденнах чуть-чуть не получилось - склады с топливом захватили не все.  В баках только на 80 км было. А фраза "Несколько сот тысяч Студебеккеров, Шевроле и Фордов позволили совершить то, что считалось невозможным даже профессионалами Вермахта – наступать через Припятские болота." как то сразу в ступор вводит. Из миллиона двухсот тысяч наших войск каждый шестой водилой был, что ли? И грузовики прям по гатям пошли?  Или все-таки по дорогам после прорывов?   А трофейные Опели и Рено чего не считаем?  Их до четверти было примерно.



    --------------------
    На всё воля Господа! Но - всё в наших руках!
    0
    Информация!
    Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
    Наверх Вниз