• ,
    Лента новостей
    Опрос на портале
    Облако тегов
    crop circles (круги на полях) knz ufo ufo нло АЛЬТЕРНАТИВНАЯ ИСТОРИЯ Атомная энергия Борьба с ИГИЛ Вайманы Венесуэла Военная авиация Вооружение России ГМО Гравитационные волны Историческая миссия России История История возникновения Санкт-Петербурга История оружия Космология Крым Культура Культура. Археология. МН -17 Мировое правительство Наука Научная открытия Научные открытия Нибиру Новороссия Оппозиция Оружие России Песни нашего века Политология Птах Роль России в мире Романовы Российская экономика Россия Россия и Запад СССР США Синяя Луна Сирия Сирия. Курды. Старообрядчество Украина Украина - Россия Украина и ЕС Человек Юго-восток Украины артефакты Санкт-Петербурга босса-нова будущее джаз для души историософия история Санкт-Петербурга ковид лето музыка нло (ufo) оптимистическое саксофон сказки сказкиПтаха удача фальсификация истории философия черный рыцарь юмор
    Сейчас на сайте
    Шаблоны для DLEторрентом
    Всего на сайте: 77
    Пользователей: 0
    Гостей: 77
    Архив новостей
    «    Март 2024    »
    ПнВтСрЧтПтСбВс
     123
    45678910
    11121314151617
    18192021222324
    25262728293031
    Март 2024 (894)
    Февраль 2024 (931)
    Январь 2024 (924)
    Декабрь 2023 (762)
    Ноябрь 2023 (953)
    Октябрь 2023 (931)
    Усиление антитеррористического компонента деятельности ОДКБ

     

    Фото: rt.com
    В 2017 г. при ООН было учреждено Контртеррористическое управление, основная задача которого состоит в том, чтобы сфокусировать имеющиеся у организации ресурсы для борьбы с террористической угрозой на глобальном уровне. Создание специализированного контртеррористического органа при ООН стало первой крупной инициативой А. Гутерриша на посту генерального секретаря.

    А. Гутерриш справедливо объяснял необходимость подобной реформы в ООН тем, что угроза терроризма в современном мире не снижается, а напротив, как показал печальный опыт знакомства международного сообщества с Исламским государством (запрещённая в России террористическая организация), усиливается и получает крайне питательную среду за счет распространения экстремистских идеологий. Поэтому по всему миру борьба с терроризмом должна проводиться на регулярной основе, причем таким образом, чтобы не только предотвращать теракты и их последствия, но и искоренять саму причину явления.

    На обширном пространстве Евразии главной контртеррористической силой, реализующей эту функцию, является Организация Договора Коллективной Безопасности (ОДКБ). В основе деятельности организации по борьбе с терроризмом лежит Глобальная контртеррористическая стратегия Организации Объединенных Наций от 2006 г., на базе которой в ОДКБ выработан собственный план мероприятий. Важная особенность контртеррористической деятельности ОДКБ заключается в том, что она организована в тесном взаимодействии с другими региональными организациями и структурами, например, ОБСЕ, СНГ и ШОС.

    Ввиду обширности зоны ответственности ОДКБ контртеррористическая деятельность ведется сразу по трем направлениям – европейскому, кавказскому и центральноазиатскому. Содержание работы организации и степень опасности угроз разнится на каждом из обозначенных направлений.

    На европейском – это в первую очередь контроль за распространением экстремистской идеологии, транзитом оружия и вербовкой добровольцев. Из-за увеличения миграционных потоков в последние годы (в связи с гуманитарными кризисами, постигшими многие страны Ближнего Востока) террористическая угроза на европейском фланге возросла, однако все же основные транзитные каналы сосредоточены дальше от зоны ответственности ОДКБ.

    Контртеррористическая деятельность ОДКБ на Кавказе во многом имеет схожую специфику, но при этом обладает важным отличием, связанным с активностью локальных террористических ячеек. Основную работу по их поиску и устранению осуществляет Россия, в северокавказских регионах которой преимущественно распространяется местный терроризм.

    Наиболее обширная кооперация усилий, в том числе международных, требуется на центральноазиатском направлении. Центральная Азия является наиболее уязвимым регионом для террористической угрозы по трем основным причинам:

    во-первых, из-за близости к Афганистану, через который экстремисты и носители радикальной идеологии беспрепятственно попадают в соседний центральноазиатский регион;

    во-вторых, из-за особенности государств Центральной Азии, где после распада СССР начался «исламский подъем», что в совокупности с резким ухудшением экономического качества жизни привело к пробуждению интереса к фундаменталистским учениям;

    в-третьих, из-за низкого уровня организации местных мероприятий по борьбе с экстремизмом и невозможности повысить его на данном этапе. По указанной причине Таджикистан и Кыргызстан – страны наиболее уязвимые в плане террористических угроз – являются давними и последовательными участниками ОДКБ.

    Для противодействия террористическим угрозам в Центральной Азии ОДКБ развернула в регионе активную полифункциональную деятельность. В октябре 2016 года страны ОДКБ приняли совместное заявление «О борьбе против международного терроризма и положение в Афганистане», в котором отражены общие подходы организации к афганской проблеме. ОДКБ занимается обеспечением безопасности таджикско-афганской границы, чтобы не допустить проникновения радикалов и экстремистов на территорию Центральной Азии.

    В 2018 г. в связи с ростом угроз, исходящих от запрещённой в России группировки ИГИЛ, ОДКБ начала проводить операцию «Наёмник». В ней задействованы специальные службы и правоохранительные органы всех стран-членов организации. В их задачу входит определение и устранение каналов вербовки, въезда и выезда граждан государств-членов ОДКБ для участия в террористической деятельности, а также нейтрализация ресурсной базы террористических организаций в зоне ответственности ОДКБ.

    На текущий момент были проведены две успешные спецоперации «Наёмник». Страны ОДКБ довольны достигнутыми результатами, которые доказывают востребованность и эффективность операции. За два этапа было задержано более 350 лиц, причастных к террористической деятельности, 61 человек объявлен в международный розыск, предотвращено 16 террористических актов.

    Для того чтобы взаимодействие между странами-участниками ОДКБ и их национальными институтами было наиболее эффективным, ведется работа по формированию общего перечня признанных террористических организаций. В этот перечень помимо организаций, представляющих общечеловеческую угрозу (Аль-Каида*, Талибан*, ИГИЛ*), включены и локальные движения, такие как Хизб ут-Тахрир*, Исламская партия Туркестана* и т.д.

    Для проведения совместных военных акций в ОДКБ сформированы Коллективные силы оперативного реагирования (КСОР), а также Коллективные силы быстрого развёртывания Центральноазиатского региона (КСБР ЦАР), которые были специально выделены для выполнения военных задач в Центральной Азии.

    Отработка совместных действий по предотвращению террористических угроз осуществляется странами ОДКБ во время регулярных учений «Боевое братство», «Нерушимое братство», «Взаимодействие» и т.д. В рамках контртеррористической подготовки отрабатываются сценарии проникновения на территорию ОДКБ боевиков международных террористических организаций, перекрытие каналов поставок оружия, боеприпасов и взрывчатых веществ, выявление и нейтрализация «спящих ячеек».

    От года к году количество совместных тактических мероприятий стран ОДКБ на контртеррористическом направлении возрастает. В 2020 г. состоялись совместные учения ОДКБ, ШОС и СНГ, давшие старт новому формату взаимодействия организаций, в котором контртеррористическому аспекту уделено центральное внимание. 2021 г. обещает стать рекордным для ОДКБ. Запланировано проведение четырёх учений в Таджикистане: «Боевое братство-2021», «Поиск-2021», «Эшелон-2021» и «Взаимодействие-2021», во время которых будет отрабатываться контртеррористический аспект сотрудничества.

    ШОС внимательно следит и поддерживает контртеррористическую деятельность ОДКБ. Являющийся локомотивом шанхайского движения Китай особенно обеспокоен ситуацией в Центральной Азии. Два проблемных региона КНР – Тибет и Синьцзян-Уйгурский автономный район – находятся в непосредственной близости к центральноазиатскому региону и афганским террористическим каналам. Таким образом, контртеррористические мероприятия ОДКБ в Центральной Азии фактически обеспечивают безопасность северо-западных границ Китая.

    В подобном формате сотрудничества с ОДКБ заинтересован также Узбекистан. Страна была участником организации (с 1994 по 1995, с 2006 по 2012 гг.), но из-за сложной внутриполитической ситуации Узбекистан прекратил свое членство и в целом проводил весьма протекционистскую и закрытую политику.

    После избрания президентом Ш. Мирзиёева ситуация начала резко меняться. Узбекистан нормализовал отношения с соседями, присоединился к ряду международных организаций (к ЕАЭС в качестве наблюдателя, к Тюркскому совету в качестве полноценного участника), целиком обновил отношения с Россией. Как показал недавний визит министра иностранных дел РФ в Узбекистан, потенциал двусторонних отношений реализован лишь отчасти. Ташкент готов к развитию как экономических, так и политических отношений, в том числе по антитеррористическому направлению.

    Узбекистан находится под угрозой со стороны Исламского движения Узбекистана*, которое в 1990-е гг. было вытеснено за пределы страны и обосновалось в Афганистане. В случае изменения ситуации в Афганистане, либо ослабления контроля на афганской границе Ташкент может попасть под волну террористической активности. Поэтому не исключено возвращение Узбекистана в ОДКБ по крайней мере в качестве наблюдателя при парламентской ассамблее.

    С началом военной операции России в Сирии антитеррористическая деятельность ОДКБ вышла за пределы территорий стран-участников блока. Она выражается не только в успешных действиях России против обосновавшихся на территории Сирии формирований Аль-Каиды*, Исламского государства* и Джебхат ан-Нусры*, но также в совместных гуманитарных акциях в Сирии, а также в коллективных мероприятиях по возвращению из Сирии и Ирака своих граждан, ставших жертвами экстремистской пропаганды.

    Успех России и её союзников по ОДКБ в Сирии является безоговорочным примером того, что, несмотря на возросшие сегодня вызовы терроризма, последовательная контртеррористическая деятельность и международная кооперация приносят ощутимые результаты. В этом плане вклад ОДКБ в обеспечение глобальной безопасности не проходит незамеченным. ООН высоко оценивает вклад организации в борьбу с мировой террористической угрозой. Меморандумом от 2018 г. налажено прямое взаимодействие между Секретариатом ОДКБ и Контртеррористическим управлением ООН. Организации осуществляют регулярные контакты и обмениваются опытом.

    На площадках ООН одной из главных задач для стран ОДКБ в настоящее время является формирование «широкой международной антитеррористической коалиции». К этому призывал заместитель генерального секретаря ОДКБ В. Семериков на Конференции ООН высокого уровня по борьбе с терроризмом 2019 г. Одним из основных предложений представителя ОДКБ для повышения глобальной устойчивости к террористическим угрозам было создание координационного совета региональных организаций с функцией обмена информацией по всеобъемлющим вопросам безопасности.

    ОДКБ уже делает шаги в данном направлении. В 2018 г. между Секретариатом ОДКБ, Исполкомом РАТС ШОС и АТЦ СНГ был подписан Меморандум о сотрудничестве в борьбе с терроризмом и экстремизмом, который и послужил отправной точной для их более глубокой кооперации. Помимо этого, организация старается оперативно реагировать на новые типы угроз. Внутри ОДКБ постоянно идет обсуждение адекватных мер противодействия киберугрозам, инфоугрозам, биоугрозам, разрабатываются стратегии для защиты национальных финансовых систем, телекоммуникационных сетей и т.д.

    Иван Сидоров

    * Организации и движения, запрещенные на территории России



    Источник - vpoanalytics.com .

    Комментарии:
    Информация!
    Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
    Наверх Вниз