• ,
    Лента новостей
    Опрос на портале
    Облако тегов
    crop circles (круги на полях) knz ufo ufo нло АЛЬТЕРНАТИВНАЯ ИСТОРИЯ Атомная энергия Борьба с ИГИЛ Вайманы Венесуэла Военная авиация Вооружение России ГМО Гравитационные волны Историческая миссия России История История возникновения Санкт-Петербурга История оружия Космология Крым Культура Культура. Археология. МН -17 Мировое правительство Наука Научная открытия Научные открытия Нибиру Новороссия Оппозиция Оружие России Песни нашего века Политология Птах Роль России в мире Романовы Российская экономика Россия Россия и Запад СССР США Синяя Луна Сирия Сирия. Курды. Старообрядчество Украина Украина - Россия Украина и ЕС Человек Юго-восток Украины артефакты Санкт-Петербурга босса-нова будущее джаз для души историософия история Санкт-Петербурга ковид лето музыка нло (ufo) оптимистическое саксофон сказки сказкиПтаха удача фальсификация истории философия черный рыцарь юмор
    Сейчас на сайте
    Шаблоны для DLEторрентом
    Всего на сайте: 31
    Пользователей: 0
    Гостей: 31
    Архив новостей
    «    Апрель 2024    »
    ПнВтСрЧтПтСбВс
    1234567
    891011121314
    15161718192021
    22232425262728
    2930 
    Апрель 2024 (398)
    Март 2024 (960)
    Февраль 2024 (931)
    Январь 2024 (924)
    Декабрь 2023 (762)
    Ноябрь 2023 (953)
    Ломоносов XX века

    К 160-летию выдающегося русского учёного Владимира Вернадского

    Людмила Обуховская

     «Ломоносов XX века» – так называют за творческую многогранность русского и советского учёного-естествоиспытателя, основателя фундаментальных научных школ, основоположника учения о биосфере и о Земле, мыслителя мирового масштаба Владимира Вернадского.

    О его открытиях написано нынче немало, имя Владимира Вернадского прочно вошло в анналы цивилизационного достояния. Его почитают на родине, в Санкт-Петербурге, в Москве, где трудился многие годы. Но особенную память о себе он оставил в Крыму, который до сих пор питают его открытия. Полуостров стал местом его плодотворных трудов и счастливых дней.

    К благословенной южной российской земле взор учёного впервые был обращён в 1882 году, когда девятнадцатилетний студент Петербургского университета описал знаменитую Балаклавскую бурю 1854 года, отметив её значение для организации Всемирной метеорологической службы. С этого начался цикл трудов по крымскому естествознанию. И в последнем из них – «Несколько слов о ноосфере» 1944 года он не преминул упомянуть полуостров как одно из мест, где рождались его открытия.

    В 1890 году коренной петербуржец Вернадский писал: «Я хочу иметь возможность жить где-нибудь, где теплее, где лучше природа, где больше лета и больше свободы. Меня привлекает поэтому очень Крым… Меня влечет в Крым в сильной степени моя любовь к греческой древности. К той эпохе, когда человеческая, и физическая, и духовная личность достигла такой красоты». Такова предтеча крымских дней и научных исследований Владимира Вернадского.

    Первое длительное посещение влекущего края – лето 1893 года, когда он прекрасно провёл время с семьёй в родовом имении Кёппенов-Келлеров в Карабахе, куда его пригласил друг студенческих лет Владимир Келлер. Здесь, естествоиспытатель по природе своей, сполна насладился первозданной красотой, тишиной, морскими и горными просторами. Человек общительный, он посещал старых знакомых, заводил новых. И укрепился в желании обосноваться на благословенном полуострове.

    А для крымчан его появление на полуострове стало настоящим подарком: так много было сделано им и во времена посещения Крыма, и когда стал его постоянным жителем, а потом и ректором университета в Симферополе.

    Когда в 2004 году в Киеве вышла книга «В. И. Вернадский и Крым: люди, места, события...», показалось, что в ней дана исчерпывающая информация о чрезвычайно ярком периоде жизни и деятельности крупнейшего ученого-энциклопедиста. А с учетом того, что довоенный архив ведущего крымского вуза утрачен, тему сочли исчерпанной. Но историк, архивист и краевед, доктор исторических наук, профессор, заведующий кафедрой истории России Таврической академии Крымского федерального университета имени В. И. Вернадского Сергей Филимонов выяснил, что это не так.

    – Пересматривая крымские газеты периода Гражданской войны, я обнаружил новые ценные сведения, – рассказывает Сергей Борисович. – Среди них ранее неизвестные высказывания Вернадского, благодаря которому главный вуз полуострова приобрёл основные свои черты. Через четыре дня после избрания Владимира Ивановича ректором Таврического университета 10 октября 1920 года было опубликовано интервью с ним в симферопольской газете «Таврический голос», в котором он отметил: «Считаю Таврический университет единственно свободным на всей территории России, так как в нем полностью осуществляется принцип свободы и автономии. Таврический университет может и должен развиваться: состав научных сил в нём, за исключением немногих кафедр, полный и достаточно яркий».

    – С чего ректор начал осуществлять «укоренение» вуза в крымской столице?  поинтересовалась я у учёного.

    – Справедливо считая, что это зависит от общественных кругов города и, в первую очередь, от симферопольского городского управления, он поставил вопрос о предоставлении вузу достаточного участка земли для размещения всех его составляющих. Именно здесь он завершил наработки по геохимии. И на берегах Салгира, протекавшего неподалеку от Воронцовского дворца в городском парке «Салгирка», обдумывал концепцию биосферы и ноосферы. В дневнике он записал: «Сижу на балконе старого Воронцовского дворца. Всюду звуки – птиц… Я сейчас полон мыслей и планов». А в 1920 году, считая невозможным оставить начатое дело подготовки молодых специалистов для процветания России, отказался от эмиграции. Можно сказать, что Крым сохранил выдающегося учёного Отечеству. Об этом непростом времени решений и свершений он скажет: "Одно из лучших мною прожитых". Ректор призывал студентов «рука об руку с профессурой работать во имя науки и культуры России». И это, как нельзя лучше, характеризует человеческую суть Вернадского.

     Что еще удалось узнать вам о выдающемся человеке?

    – В симферопольской газете «Южные ведомости» 22 апреля 1920 года была напечатана статья Владимира Вернадского «Памяти профессора Климента Аркадьевича Тимирязева». Она доселе не значилась в библиографическом указателе трудов академика, а представляет большой интерес, так как посвящена памяти знаменитого ученого, которого Вернадский высоко ценил за выдающийся вклад в развитие науки и культуры: «Тимирязев верил в науку и её силу, во благо, которое она должна принести народу, человечеству. Это было то, что теснейшим образом связывало его с людьми, даже теми, кто отошел от его научного и философского мировоззрения». Вернадский подчеркнул: «Он был одним из первых организаторов исследований, связанных с задачами практического земледелия. Тысячи людей, изучив работу учёного «Жизнь растений», получили не только знания, но и стимул, определивший их жизненную деятельность». Думаю, это немаловажные штрихи к личности Вернадского, умевшего ценить коллег, разбиравшегося во многих отраслях. В Крымском государственном архиве хранятся документы, свидетельствующие о том, как при Врангеле Вернадский спасал своих коллег от службы, реквизиций и преследований.

    Значительный вклад в изучение творчества Владимира Вернадского внёс кандидат филологических наук Валерий Лавров.

    – Для меня основополагающими в оценке личности учёного стали слова «Я верю в силу России, – отмечает Валерий Васильевич. – Волею судьбы Вернадский стал свидетелем всех потрясений, которые охватили Россию, начиная со свержения монархии в феврале 1917 года и заканчивая жестокой развязкой – эвакуацией врангелевской армии из Крыма в ноябре 1920 года. Перед тем, как оказаться в Крыму 20 января 1920 года, Владимиру Ивановичу пришлось поскитаться по дорогам Гражданской войны, оставив революционный Петроград, «кукольную республику» Скоропадского, деникинский Ростов, казачью Кубань. Россия, оказавшись на самом дне разрыва всех священных государственных устоев бытия, вызывала серьёзную обеспокоенность у Вернадского. Ещё в июле 1917 года он с болью писал: «С тревогой смотрю в будущее, но я верю в силу России». Эта «вера-сила» и определяла его путь в истории тяжёлого затяжного конфликта начала ХХ века. Как учёный Вернадский осознавал, что даже на дне разрыва может явиться, а затем и подняться нечто скрепляющее всё заново – и оно может оказаться даже прочнее, чем прежде.

     И что он поставил во главу угла?

    – Уже в начале 1918 года он формирует для себя, как бы сегодня сказали, повестку дня: «В этот грозный час надо отдавать себя жизни не только организационной или планам, но творческой в самом подлинном смысле, в создании духовных ценностей, исходящих от человеческой личности, а не от тех или иных форм государственной или общественной жизни. Надо помогать России тем, в чём ты силён».

     В чём тогда проявилась его сила?

    – Во многом. Достаточно вспомнить хотя и непродолжительную, но весьма эффективную работу на посту заместителя министра народного просвещения в составе Временного правительства, многообразную и плодотворную научно-организационную деятельность в Полтаве и, конечно, в Украинской академии наук с её Национальной библиотекой в Киеве. Особое место в его биографии занимает Крым, ставший поистине родной стороной, исторически связанной с Россией. Он отмечал: «Крым давно привлекал внимание российских учёных. Каждые лето, весну и осень в Крым издавна, с каждым годом всё чаще направлялись натуралисты, историки искусства, археологи. В столицах давно созданы были центры изучения Крыма, всегда были крепкие связи с местной жизнью, и существовали в Крыму учреждения Петроградской академии наук, Леденцовского общества опытных наук в Москве, Российской археологической комиссии и т. д…». Надо сказать, что за годы Гражданской войны Крым не утратил ни одного из своих научных центров, созданных ещё до революции. Более того, в октябре 1918 года в Симферополе открыли двенадцатый российский университет – Таврический, привлёкший к себе внимание крупных учёных из других регионов страны. В апреле 1920 года Вернадский приступил к чтению лекций в Таврическом университете, одновременно организовав на базе Салгирской помологической станции в Симферополе экспериментальную лабораторию по изучению живого вещества. В мае 1920 года возглавил при Обществе естествоиспытателей и любителей природы особую Комиссию по изучению естественных производительных сил Крыма, а также стал председателем научного совета естественно-исторического музея Таврического губернского земства. Далеко не случайно именно Владимир Вернадский был избран ректором Таврического университета.

     Какова роль Вернадского в становлении университета?

    – Его отличала забота не только о формировании преподавательских кадров , но и о создании надлежащих условий для студентов, многие из которых потеряли в Гражданскую войну родных и близких, а значит, лишились какой-либо материальной поддержки. На весь университет выделялось лишь 30 стипендий, и большинству приходилось постоянно где-то работать. Большую обеспокоенность вызывало и материальное положение профессоров и преподавателей, многие из которых не имели собственных квартир, а зарплата профессоров в пересчёте на золото едва доходила до 10 рублей. Но, несмотря на отсутствие оптимистических перспектив, ректор Вернадский не уставал поднимать на щит значение современной научной мысли, науки, как великой силы человечества, особо подчёркивая роль становления полноценного Таврического университета, дающего всестороннее фундаментальное образование студенчеству, как продолжателю лучших научных традиций. Призывал осмыслить новую миссию русской интеллигенции, в том числе и в становлении поистине народного образования. И подчёркивал, что от всего этого зависит судьба России.

    На встрече со студентами, которая состоялась накануне решающего этапа борьбы Красной и Белой армий за Крым, свою речь Вернадский начал такими словами: «Несмотря на то, что фронт приблизился к нам, и мы, может, даже именно поэтому здесь, ибо работа научной мысли не должна прерваться ни на минуту, Россия возродится! Россия будет, во что бы то ни стало, и ей мы должны подготовить кадры сильных научным знанием работников!».

    Своих юных воспитанников, будущие научные кадры ректор напутствовал: «Вы только пустились в путь. Я чувствую ваши живые души. В ваших глазах надежда: Россия будет, мы жить будем, по-новому жить будем, в России новой жить и творить будем! Идите смело и помните, что мы сильны! Мы – велики, мы – от великого русского народа, который давал, даёт и будет давать миру! И верьте: Россия, показавшая миру бездну падения, покажет и чудо великого возрождения!».

    Студенты питали к ректору глубочайшее уважение. Среди многочисленных свидетельств – воспоминание одного из тех, кто слушал лекции Вернадского, а впоследствии стал профессором, доктором географических наук, лауреатом Государственной премии СССР Борис Федорович: «Каждое его слово запоминалось надолго и приносило всегда максимум новых знаний. Уже тогда, в 1920 году, перед нами раскрывались самые глубины естествознания… А когда прерывалась его лекция, оказывалось, что всё погружено в абсолютную тишину, и ещё некоторое время мы не могли прийти в себя, – так действовала на нас глубина раскрываемых перед нами тайн природы, где всё едино и взаимосвязано, находится в вечном движении и развитии, и сохраняя неизменность в самой своей сути».

    Деятельность Вернадского не ограничивалась стенами университета в Крыму. Представителям органов власти он говорил о необходимости усиления местного самоуправления, о пересмотре положения творческих производительных сил страны, считая главнейшими из них крестьянство и интеллигенцию.

    «Мы должны пересмотреть все основы нашей жизни, – подчёркивал Владимир Вернадский, – пересмотреть смело, до конца, тронуть самое дорогое, ибо в том, что произошло, мы все виноваты, и мы все обязаны понять урок жизни и найти выход из этого положения, в каком сейчас находимся, – из междоусобной войны, из царства нищеты, голода и разрухи».

    – Величие Вернадского и в гениальности его идей, в философском осмыслении жизни, и в том, что он сумел заглянуть в далёкое, наше с вами будущее, – подчёркивает Валерий Лавров. – Вот почему он принадлежит не какому-то определённому времени – XIX веку, когда формировались его взгляды, XX столетию, когда он их поведал миру, или нынешнему XXI веку, когда мир начинает сполна постигать всю глубину его научных идей и мыслей, пророческих предвидений. Он среди тех великих, кто внёс вклад в парадигму развития цивилизации. Это поистине фигура планетарного масштаба.

    В 1999 году Таврическому университету присвоено имя Владимира Вернадского. Ныне это Крымский федеральный университет, в котором всесторонне развиваются идеи Вернадского, на всех факультетах читается курс его учения о взаимодействии природы и общества, включающий законы и идеи формирования концепции устойчивого развития цивилизации – ноосферологии.

    Студенты приходят сюда по проспекту имени академика Вернадского. У входа в главное здание университета их встречает памятник Почётному крымчанину Вернадскому, установленный в его честь.

    Его именем названа малая планета Солнечной системы, открытая учёными Крымской астрофизической обсерватории, а также один из залов Мраморной пещеры горного массива Чатырдаг и карстовая пещера горного массива Бабуган. Мемориальные доски установлены на четырёх зданиях в Симферополе, где жил и работал учёный. Документальный фильм «Постигая разум. Крымская Одиссея Вернадского, созданная при участии крымских учёных, отмечена Государственной премией РК. Слава учёного не меркнет. Память о нём передаётся из поколения в поколение, и будет передаваться. На карте нашей планеты немало мест, которые носят его имя. И даже кратер на обратной стороне Луны. Академия наук России ежегодно присуждает премию имени Вернадского за выдающиеся научные работы в области минералогии, геохимии и космохимии и вручает Золотую медаль «Владимир Вернадский».

    Мы помним слова выдающего учёного, как и он, верим: «Россия, покажет чудо великого возрождения!».

    Источник - Столетие .

    Комментарии:
    Информация!
    Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
    Наверх Вниз