• ,
    Лента новостей
    Опрос на портале
    Облако тегов
    crop circles (круги на полях) knz ufo ufo нло АЛЬТЕРНАТИВНАЯ ИСТОРИЯ Атомная энергия Борьба с ИГИЛ Вайманы Венесуэла Военная авиация Вооружение России ГМО Гравитационные волны Историческая миссия России История История возникновения Санкт-Петербурга История оружия Космология Крым Культура Культура. Археология. МН -17 Мировое правительство Наука Научная открытия Научные открытия Нибиру Новороссия Оппозиция Оружие России Песни нашего века Политология Птах Роль России в мире Романовы Российская экономика Россия Россия и Запад СССР США Синяя Луна Сирия Сирия. Курды. Старообрядчество Украина Украина - Россия Украина и ЕС Человек Юго-восток Украины артефакты Санкт-Петербурга босса-нова будущее джаз для души историософия история Санкт-Петербурга ковид лето музыка нло (ufo) оптимистическое саксофон сказки сказкиПтаха удача фальсификация истории философия черный рыцарь юмор
    Сейчас на сайте
    Шаблоны для DLEторрентом
    Всего на сайте: 246
    Пользователей: 1
    Гостей: 245
    cadabrax
    Архив новостей
    «    Март 2024    »
    ПнВтСрЧтПтСбВс
     123
    45678910
    11121314151617
    18192021222324
    25262728293031
    Март 2024 (916)
    Февраль 2024 (931)
    Январь 2024 (924)
    Декабрь 2023 (762)
    Ноябрь 2023 (953)
    Октябрь 2023 (931)
    Наполеоновская «легенда». Реальные события и нереальные намерения

    Наполеон на острове Св. Елены. Зандманн (XIX век)

    Возникновение «легенды»

    «Легенда» берет начало с Итальянской кампании 1796-1797 гг. Великие победы, одержанные Наполеоном, прославили его имя на всю Европу. Бонапарт, будучи человеком внимательным и сообразительным, понял будущую пользу и успех от своей собственной пропаганды. 20 июля 1797 года он учреждает две газеты: «Курьер итальянской армии» и «Вид на Францию из Италии». Над финансированием газеты Наполеону думать не приходилось, так как они целиком содержались за счет военных трофеев.

    Вышеназванные газеты прославляли подвиги Бонапарта, делали из него истинного защитника завоеваний революции, несущего свободу порабощенным народам. Наполеон старался, чтобы газету увидело максимальное количество людей, так что часто он раздавал газеты бесплатно.

    Именно эти газеты стали отправной точкой в создании образа героя. Например, в одном из номеров газеты говорилось: “Ганнибал спит в Капуе, но деятельный Бонапарт не спит в Мантуе”. Или же газета "Курьер итальянской армии" повествует: “Бонапарт стремителен, как молния, и настигает, как раскат грома. Он всеведущ и вездесущ…” . "Вид на Францию из Италии" повествовал:

    Заглянув в его душу, мы увидим обыкновенного человека, охотно расстающегося в семейном кругу с атрибутами своего величия. Его мозг, как правило, отягощен какой-нибудь великой мыслью, часто лишающей его сна и аппетита. С доверительным достоинством он может обратиться к тому, кто пользуется его расположением: “Передо мной трепетали цари, в моих сундуках могли бы храниться пятьдесят миллионов, я мог бы притязать на все, что угодно, но я − гражданин Франции, я − первый генерал Великой Нации, и я знаю, что грядущие поколения воздадут мне по заслугам!

    18 брюмера

    Когда Наполеон стал первым консулом, совершив государственный переворот, перед ним встала задача убедить народ, что его власть законна. В связи с этим он совершенствует свою "легенду", внедряя в нее новые установки. Бонапарт объясняет, что переворот был вынужденной мерой, спасшей Францию. Он говорил, что страна погрязла в коррупции, обмане, интригах, борьбой между фракциями и т. д. Единственный способ сохранить завоевания революции — смена режима.

    Наполеон намеревался показать французскому народу, что его власть обеспечивает спокойствие и счастье для всех классов общества. Бонапарт утверждал, что не выражает волю какого-то отдельного класса. К слову, вся внутренняя и внешняя политика Наполеона заключалась в следующем: нужно угождать обеим группам третьего сословия — крестьянству и буржуазии. С крестьянами было гораздо проще, чем с буржуазией. Чтобы обеспечить поддержку крестьянства, нужно было дать им гарантию незыблемости их владений, которые они приобрели в период революции. Поддержку же буржуазии нужно было заслуживать более сложными путями. В период Итальянской кампании Бонапарт понял, что буржуазия жаждет мира, которого он вскоре добился, хотя Директория была против этого, так как продолжение войны есть гарантия пребывания Директории у власти. Финансовая реформа, Французский банк, Гражданский кодекс, континентальная блокада, войны — все эти жесты были направлены на буржуазию с целью заполучить их поддержку.

    Пропаганда прославляла Наполеона, делая упор на следующие достижения: ликвидация бандитизма, прекращение гражданской войны в Вандее, успехи в борьбе с коррупцией.

    Консульство

    После того как Наполеон утвердился на своем месте и перестал бояться за свою власть, он начал распространять свою пропаганду в такие сферы, как живопись, театр, литература, архитектура, музыка и т. д. Например, Бонапарт приказывает лучшим художникам Франции писать батальные полотна на сюжеты наполеоновских войн. Огромный вклад в развитие "легенды" в сфере живописи внес гениальный художник Антуан Гро. Именно он написал шедевр "Наполеон на Аркольском мосту", положивший начало серии картин, прославляющих Бонапарта. На этой картине изображен момент боя при Арколе, когда Наполеон выхватывает знамя и увлекает за собой солдат. Эта атака, предпринятая в первый день сражения, захлебнулась.

    Антуан Жан Гро. Наполеон Бонапарт на Аркольском мосту (1796—1797)

    Немалое значение в развитие "легенды" внесла картина "Наполеон в госпитале чумных в Яффе", написанная все тем же Антуаном Гро. Художник сначала хотел изобразить Бонапарта обнимающим больного, но эту версию отвергли, так как она была слишком неправдоподобной. В итоге на картине был изображен настоящий храбрец, который собирал в себе все лучшие человеческие качества, притрагиваясь к опухоли больного. В действительности же Наполеон не притрагивался к больным и держал немалую дистанцию.

    Наполеон навещает больных чумой в Яффе. Гро (1804)

    Продуман до мелочей был и образ Наполеона. В отличие от своих маршалов и генералов, носивших поистине роскошный мундир, он был одет в простой серый сюртук и небольшую шляпу. Все это создавало видимость "народности" Бонапарта. Даже свою знаменитую треуголку он носил немного не так, как все остальные офицеры высшего состава: он носил ее под углом, открывая лицо.

    Пропаганда утверждала, что Наполеон — гений, причем во всем. Под полным воздействием этого аспекта "легенды" была написана знаменитая книга Мережковского "Наполеон". Оказывается, гениальность Наполеона абсолютна, она гораздо шире его военных даров или личного бесстрашия. Он, к примеру, гениальный человек движения, гений не только памяти, но и воображения, то есть поэт, чей герой — невыразимое молчание, в которое он в решающие мгновения жизни вслушивается. Даже мещанство в нем, по оценке Мережковского, гениальное.

    Империя

    Пропаганда в этот период старалась подчеркивать, что вассальные страны получают одни выгоды и плюсы от сотрудничества с Францией. Создавался образ сплоченности между странами, которые вместе идут к общей цели. В качестве плюсов приводилось следующее: установление свободы вероисповедания, ликвидация феодализма, введение Гражданского кодекса, установление всеобщего равенства перед законом, отмена внутренних таможенных барьеров, реорганизация системы административного управления, улучшение финансов и пр.

    Наполеону придавали и образ миролюбия. По "легенде", Наполеон всегда жаждал мира и делал все, чтобы он свершился. Это дело всегда портила зловещая Англия, которая постоянно финансировала и формировала новые коалиции против Франции. Примечательно, что всегда в своих войнах Наполеон пытался дать им вид "освободительных". Так, например, в своем воззвании к саксонцам он говорил:

    Саксонцы, Пруссия захватила вашу землю. Я иду, чтобы освободить вас. …Разве вы не сделаете правильный выбор между теми, кто желает вас поработить, и теми, кто хочет защитить вас? Мой успех обеспечит существование и независимость вашей нации.

    В период империи Наполеона впервые начали представлять как наместника бога на земле. В новом катехизисе, обязательном для всех католиков, император уподоблялся Богу: "Господь, – говорилось в VII наставлении, – сделал так, чтобы он был владыкой нашим, земным подобием и исполнителем Его воли. Почитать и любить императора нашего – то же самое, что почитать и любить Бога".

    Сто дней

    После отречения Наполеона в 1814 году иностранные державы посадили на трон Франции Людовика XVIII, представителя династии Бурбонов. Наполеон, находясь на острове Эльба, прекрасно видел, что Бурбоны неспособны успокоить все классы французского общества. Народ не был доволен своим королем, он вновь захотел себе императора. У экс-императора во Франции была собственная сеть агентов, возглавляемая Сиприани, снабжавшая его всей необходимой информацией о положении дел в стране. Выждав нужный момент, Наполеон бежал с острова Эльба, высадившись 1 марта 1815 года во Франции.

    Наполеону была необходима причина, по которой он вернулся во Францию. В качестве таковой он назвал плохое правление Бурбонов. Наполеон говорил:

    Незаметно прежние законы, прежняя несправедливость и феодальные порядки были бы восстановлены… Готовилась страшная реакция. Возмущенный и уставший народ захотел бы сбросить иго Бурбонов, и не прошло бы и года, как большинство из вас, господа, были бы повешены, да, повешены! Когда я понял это, я решил вернуться во Францию, спасти этот славный народ, который не заслуживает того, чтобы его унижали.

    В период годового правления Людовика XVIII Наполеон предстал как узурпатор, тиран и деспот, который не имеет ни малейших прав на власть. Наполеону снова пришлось доказывать свои права на престол. Доказывая свою легитимность, Наполеон в то же время стремился внушить идею о незаконности правления Бурбонов и об их несовместимости с постреволюционной Францией.

    Наполеон решил стать конституционным монархом и перейти на курс либерализации. Тогда возникает вопрос: почему Наполеон раньше не стал конституционным монархом, если он всегда придерживался либеральных взглядов?

    В своей беседе с либералом Бенжаменом Констаном Наполеон объяснял:

    Нация в течение двенадцати лет отдыхала от политических волнений, в течение года она отдыхает от войн. Этот двойной отдых вернул ей потребность в деятельности. Она хочет или думает, что хочет, иметь трибуну и ассамблеи. Она не всегда их хотела. Она бросилась к моим ногам, когда я пришел к власти. Вы должны помнить об этом, вы же попробовали быть в оппозиции. Где была ваша опора, ваша сила? Нигде. …Я хотел построить мировую империю, и, чтобы добиться этого, мне была необходима неограниченная власть. Для управления одной Францией, возможно, конституция лучше. …Посмотрите, что вам кажется возможным. Дайте мне ваши идеи. Публичные прения, свободные выборы, ответственные министры, свобода слова — на все это я согласен. …Я человек из народа; и если народ действительно хочет свободы, я ее ему дам.

    Карл Штейбен. «Возвращение Наполеона с острова Эльба» (1834)

    Остров Святой Елены

    После битвы при Ватерлоо и отречения Наполеон неожиданно для всех решил предоставить свою дальнейшую судьбу англичанам. Дело в том, что экс-император намеренно подвергал себя неудобствам и мучениям на Святой Елене, чтобы навсегда обессмертить себя и предстать мучеником в глазах человечества.

    С этой точки зрения становятся более понятными непрекращающиеся жалобы императора на скверный климат острова и на дурное обращение с ним губернатора Гудзона Лоу: свои страдания Наполеон рассматривал не только как испытания, через которые ему суждено было пройти, но и как необходимый элемент для создания собственной “легенды” и наиболее действенный способ ее укоренения в сознании народных масс.

    Вывод

    Несомненно, бонапартистская "легенда" получила широкое влияние на народные массы. Десятилетиями Наполеон формировал свой образ, формировал так, как он хотел видеть себя в глазах потомков. У него это, бесспорно, получилось. Справедливости ради хочу отметить, что не все утверждения "легенды" являются мифами. Наполеоновская "легенда" представляет собой реальные события, но им приписывают нереальные намерения.

    Список использованной литературы

    1. Дживелегов А.К. Александр I и Наполеон. М. : "Захаров", 2018. 312 с.
    2. Стерликов А.А. Возникновение наполеоновской "легенды".
    3. Стерликов А.А. Сто дней Наполеона и бонапартистская "легенда".
    4. Ундалов А.М. О некоторых методах влияния наполеоновской пропаганды на общественное мнение.
    5. Кузнецова Е.И. Образ и имидж Наполеона.
    6. Толмачев В.М. Мережковский и Наполеон.

    Автор: Артем Лаврентьев

    Использованы фотографии: ru.wikipedia.org

    Источник - Военное Обозрение .

    Комментарии:
    Информация!
    Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
    Наверх Вниз