• ,
    Лента новостей
    Опрос на портале
    Облако тегов
    crop circles (круги на полях) ufo «соотнесенные состояния» АЛЬТЕРНАТИВНАЯ ИСТОРИЯ Альтеверс Альтерверс Англия и Ватикан Атомная энергия Борьба с ИГИЛ Брайс Де Витт ВОВ Вайманы Венесуэла Военная авиация Вооружение России ГМО Газпром. Прибалтика. Геополитика Гравитационные волны Ельцин Жизнь с точки зрения науки Законотворчество Информационные войны Историческая миссия России История История оружия Источники энергии Космология Крым Культура. Археология. МН -17 Малороссия Мегалиты Металлы и минералы Мировое правительство Народная медицина Наука Наука и религия Научная открытия Научные открытия Невероятные фото Нибиру Новороссия Опозиция Оппозиция Оружие России Песни нашего века Подлинная история России Президентские выборы в России Природные катастрофы Пространство и Время Птах Роль России в мире Романовы Российская экономика Россия Россия и Запад Россия. Космические разработки. СССР США Сирия Сирия. Курды. Старообрядчество Творчество наших читателей Украина Украина - Россия Украина и ЕС Философия русской иммиграции Хью Эверетт Цветные революции Церковь и Власть Человек Экономика России Энергоблокада Крыма Юго-восток Украины артефакты Санкт-Петербурга безопасность грядущая война детектив информационная безопасность исламизм историософия история Санкт-Петербурга многомирие нло нло (ufo) общественное сознание оптимистическое приключения сказки современная литература социальная фантастика фантастика фантастическая литература фашизм физика философия христианство черный рыцарь юмор
    Архив новостей
    «    Январь 2021    »
    ПнВтСрЧтПтСбВс
     123
    45678910
    11121314151617
    18192021222324
    25262728293031
    Январь 2021 (831)
    Декабрь 2020 (1064)
    Ноябрь 2020 (1125)
    Октябрь 2020 (1274)
    Сентябрь 2020 (1192)
    Август 2020 (1101)
    Реклама. Яндекс
    Реклама. Яндекс
    Погода
    Основоположник идеологии свободного рынка, или Долой нравственность!

    Валентин КАТАСОНОВ

    «Нам – это все понять должны – тщеславье, роскошь, ложь нужны»

    20 ноября исполнилось 350 лет со дня рождения Бернарда де Мандевиля (Bernard de Mandeville). При жизни он был широко известен, сегодня его имя знают лишь в узком кругу специалистов. Между тем его влияние на общественное сознание последних трёх столетий в Европе и мире трудно переоценить.

    В справочниках и энциклопедиях Бернард де Мандевиль (1670-1733) значится как английский философ, сатирический писатель и экономист. Родился в Роттердаме в семье потомков французских эмигрантов (вероятно, нормандских гугенотов). Его предки и родитель были медиками, по этой стезе пошел и Мандевиль. Увлекался философией; учась на врача в Лейденском университете, параллельно изучал философию, находился под влиянием Декарта и в 1689 году защитил диссертацию на тему «Философские рассуждения о действиях неразумных существ».

    Ещё одним увлечением Мандевиля была литература, преимущественно жанр сатиры, басни и притчи. В возрасте 33-34 лет он издаёт три сборника стихотворных подражаний Лафонтену, Эзопу и Скаррону. Мировую и одновременно скандальную славу Мандевилю принесло сатирическое произведение «Ропщущий улей, или Мошенники, ставшие честными» (The Grumbling Hive: Or knaves turn’d honest), вышедшее в 1705 году. Известность этого произведения проистекала не из художественных достоинств, а из морально-философской направленности сатиры. Любая сатира обличает. «Ропщущий рай» обличал «предрассудки нравственности».

    Идея Мандевиля, изложенная в сатире, предельно проста: такие нравственные пороки, как расточительность, жадность, хитрость, обман, способствуют торговле. А рачительность, умеренность, аскетизм коммерции вредят. Сатира вызвала большой резонанс, большинство читателей восприняли её в штыки, она была прямым вызовом тому, что проповедовали католическая церковь, да и протестанты, звавшие к умеренности, к накоплению сбережений. Мандевиль призвал к противоположному: больше потребляйте, сбережения несут вред и человеку, и обществу.

    Сатира в изменённом виде и под новым названием была переиздана в 1714 году: «Басня о пчёлах, или Частные пороки – общественные выгоды» (The Fable of the Bees: Or private vices, publick benefits). Решением суда присяжных английского графства Мидлсекс в 1723 году басня была признана вредной. Против идей басни выступила не только англиканская церковь, но и английские философы: Дэвид Юм, Джордж Беркли.

    До конца жизни Мандевиль проводил мысль: нравственно всё, что способствует развитию торговли. А то, что считается пороком, способствует экономическому прогрессу. Наиболее крупным философским произведением Мандевиля, где он изложил свои революционные взгляды, стала работа «Свободные мысли о религии, церкви и национальном счастье» (Free Thoughts on Religion, the Church and National Happiness, 1720).

    По Мандевилю, приготовления к войнам создают спрос на вооружения и многие обычные товары, это стимулирует экономику и торговлю (в ХХ веке подобную мысль высказывал Джон Мейнард Кейнс). А разрушения в ходе войн в свою очередь создают спрос на товары и работы, необходимые для восстановления экономики. Опять же благо!

    Государство, которое пытается бороться с пороками людей, совершает величайшее зло, ибо тормозит экономический прогресс. Государство должно полностью уйти из экономики и всё доверить рынку. И понятие «невидимая рука рынка» было впервые использовано не Адамом Смитом, а Мандевилем за полвека до Смита.

    Если говорить о влиянии Мандевиля на интеллектуалов и политиков, то, наверное, наиболее сильным оно было в отношении Адама Смита (1723-1790). Именно его считают главной фигурой среди тех, кто создавал «классическую политическую экономию». Кроме него, среди отцов-основателей этой экономической школы – Уильям Петти, Давид Рикардо. В 1773-1776 гг. А. Смит написал своё главное произведение «Исследование о природе и причинах богатства народов». Он начинал свою творческую карьеру, когда Мандевиль уже отошёл в мир иной, но при этом так взбудоражил общественное мнение в Англии, что Смиту пришлось высказать своё отношение к взглядам Мандевиля. Смит ещё сохранял «предрассудки» христианской морали, и по этой причине он выступил с критикой аморализма Мандевиля. Но критика была неглубокой, больше работала на публику. По моему мнению, Мандевиль оказал сильное влияние на Адама Смита, и это проявилось в главном труде Смита «О происхождении богатства». Отмечу главное из идей этого англичанина. Он автор концепции «экономического человека» (homo economicus), у которого главным мотивом жизнедеятельности являются личная выгода и приумножение капитала.

    Второй элемент теории А. Смита – «естественный порядок». Под ним англичанин понимал рыночные отношения, в которых каждый человек основывает своё поведение на личных и корыстных интересах. Рынок суммирует и преобразует эти эгоистические устремления таким образом, что в конечном счете в выигрыше оказывается всё общество. Условием существования «естественного порядка» является наличие «системы естественной свободы». Её основу Смит видел в частной собственности. И «невидимая рука рынка» (выражение, которое Смит перенял у Мандевиля) трансформирует самые эгоистические, самые аморальные поступки человека в пользу для каждого в отдельности и всех в целом.

    Современные экономические учебники говорят, что нынешняя экономика зиждется на тех идеях либерализма и рынка, которые берут начало от Адама Смита. Однако если быть более точным, эти идеи берут начало от Бернарда де Мандевиля. Подмена объяснима: было бы неприлично ссылаться на баснописца, который открыто не только оправдывал любой порок, но и призывал к скорейшему вытеснению пороками добродетелей. Адам Смит облагородил жесткие формулировки своего предшественника, придал им «философскую» форму. Более того, в «Происхождении богатства» фактически Смит отказался даже от тех очень скромных, половинчатых представлений о нравственности, которые за полтора десятилетия до этого он сформулировал в «Теории нравственных чувств». Возможно, потому, что основоположник классической политической экономии поступил на службу в «Ост-Индскую компанию» (с моей точки зрения, «Происхождение богатства» можно считать «социальным заказом» данной компании).

    Бернард де Мандевиль дерзко заявил, что нравственность вредит экономике. И что вообще в условиях рынка говорить о нравственности бессмысленно. В экономике мораль не нужна. Рынок, являющийся основой «правильной» экономики, работает как машина, способная преобразовать любые устремления людей в положительный результат. В ХIX веке экономисты всё чаще стали абстрагироваться от морали, а в ХХ веке уже считалось «ненаучным» включать к экономические теории мораль: использовалось отвлеченное понятие «человека экономического», напоминающего атом в физике.

    Предлагаю познакомиться с басней Бернарда де Мандевиля. После прочтения этой сатиры, родившейся примерно три века назад, у многих будет лучшее понимание происходящего в мире сегодня, когда нарастает хаос, углубляется экономический кризис, начинает пахнуть порохом. Последние три столетия наблюдалось непрерывное одичание человека, и его оправданием служили «процветание торговли» и «экономический прогресс». Такова идеология экономического либерализма, основы которой заложил Бернард Мандевиль.

    P.S. Для тех, кому некогда читать всю басню, привожу её заключительную часть, она называется «Мораль»:

    Да будет всем глупцам известно,
    Что улей жить не может честно.
    В мирских удобствах пребывать,
    Притом пороков избежать –
    Нельзя; такое положенье
    Возможно лишь в воображенье.
    Нам – это все понять должны –
    Тщеславье, роскошь, ложь нужны;
    В делах нам будучи подмогой,
    Они приносят выгод много.
    Конечно, голод – это зло;
    Но без него бы не могло
    Раздобывать себе съестное,
    Расти и крепнуть все живое.
    Лоза плодов не принесет,
    Пока дикаркою растет;
    Чтоб зрели грозди винограда,
    Лозу не раз подрезать надо;
    Но вот подвязана она,
    Вся ссохлась, вся искривлена,
    А сколько нам дает вина!
    Так и порок полезен людям,
    Когда он связан правосудием.
    Чтоб стать народ великим мог,
    В нем должен свить гнездо порок;
    Достатка – все тому свидетель –
    Не даст ему лишь добродетель.
    И те, кто век вернет иной,
    Прекраснодушный, золотой,
    Верша все честными руками,
    Питаться будут желудями.

    * Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации: «Правый сектор», «Азов», «Украинская повстанческая армия» (УПА), «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ, ДАИШ), «Джабхат Фатх аш-Шам», «Джабхат ан-Нусра», «Хайат-Тахрир-аш-Шам», «Аль-Каида», «УНА-УНСО», «Талибан», «Братья-мусульмане», «Меджлис крымско-татарского народа», «Хизб ут-Тахрир»,«Имарат Кавказ», «Нурджулар», «Таблиги Джамаат», «Лашкар-И-Тайба», «Исламская партия Туркестана», «Исламское движение Узбекистана», «Джунд аш-Шам», «АУМ Синрике», «Братство» Корчинского, «Тризуб им. Степана Бандеры», «Организация украинских националистов» (ОУН), С14.

    ** "Голос Америки", "Idel.Реалии", Кавказ.Реалии, Крым.Реалии, Телеканал Настоящее Время, Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi), Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC), "Сибирь.Реалии" -  СМИ, признанные иностранным агентом по решению Министерства юстиции РФ.

    *** «Национальный фонд в поддержку демократии» (The National Endowment for Democracy), Институт Открытое Общество Фонд Содействия (OSI Assistance Foundation), Фонд Открытое общество (Open Society Foundation), Национальный Демократический Институт Международных Отношений (National Democratic Institute for International Affairs), Корпорация «Международный Республиканский Институт» (International Republican Institute), Open Russia Civic Movement, Open Russia (Общественное сетевое движение «Открытая Россия») (Великобритания), OR (Otkrytaya Rossia) («Открытая Россия») (Великобритания) (с 08.11.2018 – HUMAN RIGHTS PROJECT MANAGEMENT), The German Marshall Fund of the United States (GMF) (Германский фонд Маршалла Соединенных Штатов) (США) - организации, деятельность которых признана нежелательной на территории РФ по решению Генеральной прокуратуры.

    Перепечатка материалов сайта приветствуется при условии гиперссылки на электронное издание "Фонд стратегической культуры" (www.fondsk.ru)
     

    Точка зрения редакции сайта может не совпадать с точкой зрения авторов статей.

    Источник - Фонд Стратегической Культуры .

    Комментарии:
    Информация!
    Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
    Наверх Вниз