• ,
    Лента новостей
    Опрос на портале
    Облако тегов
    crop circles (круги на полях) knz ufo ufo нло АЛЬТЕРНАТИВНАЯ ИСТОРИЯ Атомная энергия Борьба с ИГИЛ Вайманы Венесуэла Военная авиация Вооружение России ГМО Гравитационные волны Историческая миссия России История История возникновения Санкт-Петербурга История оружия Космология Крым Культура Культура. Археология. МН -17 Мировое правительство Наука Научная открытия Научные открытия Нибиру Новороссия Оппозиция Оружие России Песни нашего века Политология Птах Роль России в мире Романовы Российская экономика Россия Россия и Запад СССР США Синяя Луна Сирия Сирия. Курды. Старообрядчество Украина Украина - Россия Украина и ЕС Человек Юго-восток Украины артефакты Санкт-Петербурга босса-нова будущее джаз для души историософия история Санкт-Петербурга ковид лето музыка нло (ufo) оптимистическое саксофон сказки сказкиПтаха удача фальсификация истории философия черный рыцарь юмор
    Сейчас на сайте
    Шаблоны для DLEторрентом
    Всего на сайте: 58
    Пользователей: 1
    Гостей: 57
    Главный редактор Gopman
    Архив новостей
    «    Апрель 2024    »
    ПнВтСрЧтПтСбВс
    1234567
    891011121314
    15161718192021
    22232425262728
    2930 
    Апрель 2024 (398)
    Март 2024 (960)
    Февраль 2024 (931)
    Январь 2024 (924)
    Декабрь 2023 (762)
    Ноябрь 2023 (953)
    Мифы и легенды народов мира. Миф 9. Остров Крит(фестский диск)

    «Возможно, рано или поздно лавровый венец, который обещал своему дешифровщику этот загадочный круглый кусок глины, возложит на себя один из «мастеровых» славного «цеха» исследователей. Возможно, в тайну этих покрытыми рисунками спиралей, в этот новый лабиринт острова Миноса проникнет и, как новый Тесей, найдёт из него выход какой-нибудь гениальный любитель. Но, может быть ему предначертано судьбой остаться в веках немым и таинственным памятником того мира, которому всё труднее и труднее скрывать свои тайны?»

    (Эрнст Добльхофер)

    ХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХ

    А почему бы и нет, сказал я себе, и на два года погрузился в эту удивительную историю четырёх поколений своих предшественников ... В мире нет ничего прекрасней чем загадки, которые бывают исследователям не по зубам. Так произошло и с «Фестским диском». Что только не придумывали исследователи, учёные, и просто любители повеселить народ своими попытками всевозможных переводов этого двустороннего диска, найденного на острове Крит во время археологических раскопок периода Минойской цивилизации. Столетиями велись дискуссии, ломались копья, проводились всевозможные международные семинары и симпозиумы. При этом каждый раз сообщалась сенсационная новость о том, что «наконец диск дешифрован и переведён». Потом всё это опровергалось и начиналось всё заново. Выйти за пределы замкнутого круга не удалось. А истина в это время, как говорится, была где-то рядом.
    Попытаемся приблизиться к этой нелёгкой загадке и дать ответ, что на самом деле представляет из себя кусок глины, неразгаданное «Чудо света» и почему человечество билось над ним более ста лет так и не разгадав. Ответ находился под ногами в прямом смысле этого слова. В этой работе будет дан далеко не окончательный ответ, что из себя представляет фестский диск, какому территориальному объекту он принадлежит, а так же когда и кем был сотворён. Остров Спиналонга и есть тот самый ответ на загадку. Раскрыв тайну фестского диска, появилась возможность более широкого обсуждения и детализации этого загадочного явления на более качественном уровне.

    ГЕОРГИЙ.МАКСИМЕНКО

    ***

    ИСТОРИЯ ВОПРОСА

    "Фестский диск» — уникальный памятник, предположительно минойской культуры эпохи средней или поздней бронзы, найденный в городе Фест на острове Крит. Его точное назначение, а также место и время изготовления достоверно не были известны до настоящего времени. Найден был в развалинах комплекса строений «Фестского дворца». Имеет две стороны с нанесёнными на нём знаками (символами). В радиусе 3 км от этих развалин имеется ещё один археологический объект примерно такого же типа. Оба были разрушены предположительно извержением вулкана Санторин, на острове Тира (Фира) в Эгейском море, в результате чего погибла Минойская культура. Извержение датируется периодом 3645 — 3600 лет назад. Оба объекта данной культуры были объединены между собой основательной по тем временам дорогой, что характеризует их взаимную связь и сразу наводит исследователя на мысль, что фестский диск имеет прямое отношение к этим объектам и каким-то образом с ним связан.

    Древний Крит прошёл несколько этапов величия. Антонисом Котсонасом (Antonis Kotsonas) из университета Цинциннати был сделан доклад на 117-й ежегодной конференции Американской археологической ассоциации и Общества исследования античности. В его докладе расцвет острова Крит традиционно относят к III-II тысячелетиям до н.э. — к эпохе так называемой минойской культуры. Здесь, по легенде, правил сын Зевса, царь Минос, и при нем остров достиг небывалого расцвета, мощи и богатства. Остров был покрыт множеством удивительных построек, возведенных великим архитектором Дедалом, его берега охранял мощный флот ...

    Многочисленные легенды, местом действия которых был Крит, как выяснилось, во многом соответствовали действительности. Во всяком случае, британский археолог Артур Эванс, почти полвека копавший на Крите, обнаружил здесь мощную культуру, развалины огромного Кносского дворца, потрясающие фрески и явные признаки культа священного быка. Все эти находки относились как раз к минойскому периоду.

    Судя по археологическим находкам и сведениям А. Котсонаса в середине II тысячелетия до н.э. на Крите произошла какая-то катастрофа. Здесь видны следы разрушений и пожаров, поселения уменьшаются и становятся куда более бедными. В это же время меняется письменность. Все говорит о том, что остров стал разрушительной жертвой извержения вулкана Санторин и после этого инородного вторжения. Существуют и другие гипотезы объяснения произошедшего упадка Крита, например, такие как объявление его обломком древней Атлантиды, погибшей после взрыва вулкана Санторин. Но эту версию рассматривать не будем, т.к. данная тема была рассмотрена в работе по изучению места расположения и времени гибели Атлантиды, приходящейся на период около 11500 лет назад в совершенно другом регионе и к данной эпохе отношения не имеет.

    Исследованию Фестского диска посвящено множество работ специалистов и любителей, причём последние неоднократно делали заявления о дешифровке надписи на его поверхности. Однако ни одно из предложенных прочтений не стало общепризнанным в научном сообществе. Работа по изучению Фестского диска продвигается медленно, что связано в первую очередь с краткостью сообщения и изолированностью применённой в нём системы дешифровки. По мнению большинства специалистов реальная перспектива дешифровки Фестского диска может появиться только после обнаружения других памятников этой же письменности. Существует ряд гипотез о нелингвистическом характере изображений Фестского диска, к которой склоняется и автор этих строк.

    Как будет показано ниже, учёные ошибались в своих выводах и дешифровать диск удалось без какой - либо дополнительной помощи. Достаточно просто отойти от «текстовой» гипотезы и взглянуть на проблему с другого ракурса.

    ДАТИРОВКА

    Все предположения о времени изготовления Фестского диска (далее ФД) строятся на отчёте Л. Пернье. Диск относят как к среднеминойскому (4100 — 3700 лет назад), так и к позднеминойскому (3600 — 3200 лет назад) периодам. Это связано с периодом разрушения минойской цивилизации. Условная датировка ФД— 3700 лет назад — эпоха третьего среднеминойского периода. К этой эпохе относится найденная рядом с диском табличка известная под индексом PH-1.3

    ВНЕШНИЙ ВИД И РАЗМЕРЫ

    «Памятник представляет собой диск из терракоты, изготовленный без помощи гончарного круга. Его диаметр колеблется в пределах 158-165 мм, толщина составляет 16-21 мм. На обеих сторонах нанесены борозды в виде спирали, разворачивающейся из центра и содержащей 4-5 витков. Обе стороны покрыты рисунками-иероглифами, которые расположены внутри полосы спирали, разделяясь поперечными линиями на группы (поля). Каждое такое поле содержит от 2 до 7 знаков. Иероглифы-знаки вдавлены с помощью деревянных или каменных печатей в мягкую глину до обжига диска, и, таким образом, представляют собой оттиски ...». Следует обратить внимание на то, что сами оттиски были подвергнуты ручной обработке, что в свою очередь делает каждый знак уникальным и не повторяющимся при сличении. На это не обратил внимание ни один из дешифровщиков и исследователей диска. По крайней мере такие факты не известны. Считаю это серьёзным упущением и недоработкой, т.к. одно это уже могло отвлечь от самой идеи увидеть на диске какие - либо древние тексты и сосредоточить внимание исследователей на поисках других гипотез. Как выглядели обе стороны ФД можно посмотреть на рис. 1 и 2.

    ПОПЫТКИ ДЕШИФРОВКИ ДИСКА

    Лингвистическая гипотеза.

    По утверждению А.А. Молчанова (1992) ФД содержит имена правителей Крита с указанием городов, находящихся в их владении, является «мандатом» на правление и выдавался царём Кносса правителям остальных городов. По его мнению в каждом из критских дворцов должен находиться подобный диск. Т.е. сам диск несёт в себе лингвистические свойства письменности. Технология прочтения заключалась в разбитии диска на 16 частей, каждая из которых начинается именем владыки и топонимы территорий правителей. Сама технология и варианты прочтения текста подробно описываются в трудах и книге «Посланцы погибших цивилизаций» (1992 г). Однако следует отметить, что к началу II тысячелетия до н.э. на острове Крит сложилось всего четыре местных царства с центрами в городах Кноссе, Фесте, Малии и Закросе. В начале I тысячелетия до н.э. на Крите появились дорийцы, образовав более 20 полисов, во главе которых стоял була, состоявший из 30 членов и 10 космов во главе с протокосмом. Ни о каких 16-ти правителях истории ничего неизвестно.

    Высокую оценку методике дешифровки ФД дали: академик А.В. Арциховский, И.Д. Амусин, Л.А. Гиндин, О.С. Широков. Однако другие исследователи скептически отнеслись к его методике и результатам полученным Молчановым. Они были подвергнуты критике наряду с другими авторами, пробовавшими дешифровать ФД лингвистическим методом и путём извлечения из него текста. Ряд замечаний в 1980 г высказал филолог Н.Н. Казанский (1980) в своём труде «Некоторые соображения о письменности фестского диска. Диахрония и типология языков. Лингвистические исследования». А также В. Откупщиков, указавший на ряд серьёзных уязвимостей в исходных позициях автора. В результате, по мнению Ю.В. Откупщикова, очередная попытка проникнуть в тайну ФД провалились и не получила известности за пределами России.

    По мнению Откупщикова «характерной особенностью многих работ о ФД является неумеренная увлеченность, порой доходящая до маниакальности. Так, одна из авторов писала, что наиболее трудные места были дешифрованы ею с помощью самого великого Шелли, который являлся исследовательнице в образе золотого змея. Видимо, ФД в этом отношении может занять достойное место в одном ряду с теоремой Ферма, квадратурой круга и perpetuum mobile».

    По данным Википедии: Ю. В. Откупщиков убеждён, что ни одна из существующих дешифровок не является верной, ни одна из них не хуже и не лучше других в плане своей необоснованности. Значит ли это, что всё написанное о ФД, представляет собой, образно выражаясь, «макулатуру»? Отнюдь нет. Целый ряд вопросов, связанных с анализом ФД, можно считать решёнными или близкими к решению. Так, силлабический характер письменности ФД можно считать доказанным... Мало кто сомневается в наши дни также в местном происхождении ФД, в его принадлежности к эгейской культуре. Многое сделано в области анализа техники штамповки знаков, следов корректур в тексте ФД... Вместе с тем многие важнейшие вопросы... до сих пор остаются неразрешёнными.

    Гюнтер Нойман в своих работах по ФД отмечает, что «Тот, кто выберет этот памятник в качестве объекта своего исследования, должен трезво установить границы своих возможностей, если он желает, чтобы кто-нибудь, кроме него самого верил в правильность его положений. Практически сразу после находки Фестского диска и на протяжении всего XX века появлялись «дешифровки», предлагающие его полное прочтение. Загадка диска захватывала воображение как специалистов - историков письма, так и энтузиастов- любителей. Действительно, создаётся обманчивое впечатление лёгкости прочтения надписи диска, необязательного наличия глубоких специальных знаний для успешной её расшифровки. Из-за крайне небольшого объёма материала (фактически, диск - «вещь в себе») охватить все имеющиеся о нём достоверные сведения можно за несколько часов и приступить к выдвижению гипотез и непосредственно к дешифровке. Однако результаты таких «дешифровок» всегда как минимум неубедительны и бездоказательны, а зачастую парадоксальны и фантастичны. Дешифровщики, как правило, используют в своих попытках три метода: «акрофонический», «сравнительный» и «статистический» (или их сочетание, предварительно выбрав основной). 9

    Г. Нойман отвергает пригодность всех этих методов при исследованиях и подвергает их критике.

    Используя методы, описанные выше, энтузиасты набросали десятки дешифровок ФД в печати и сотни в Интернете, как правило, начинающиеся со слов «Сенсация. Наконец-то ФД дешифрован ...» и в этом непременная заслуга очередного автора. Хочу подчеркнуть, по мнению учёных, занимающихся данной проблематикой многие годы, показывают обратное, что по состоянию на сегодняшний день с этой работой пока справиться не удалось ни профессионалам, ни любителям. Ни одна из гипотез не принята в научном мире. Шансы у тех и других являются равными и мало чем отличаются друг от друга в плане профессионализма дешифровки.

    Первые попытки прочтения ФД появились ещё век назад, как только он был найден, на основе различных диалектов древнегреческого языка. За основу брались и другие языки Средиземноморского региона, включая: анатолийские (хеттский, лувийский, ликийский, карийский), семитские и даже реконструированный «прото-ионический». Ни один из них не привёл к положительному результату. Одни придерживаются в своих попытках к общепризнанным разработкам и опыту Ипсена и Порцига, другие пробуют начать произвольно с чистого листа. Чего только там не находили авторы таких «дешифровок» от календарей и молитв, военных гимнов, стихов, поговорок, до сводов законов, списков распределения земельных наделов, перечня правителей и прочих ... В 1970 году ФД «пробовали на зуб» советские лингвисты А.М. Кондратов и В.В. Шеворошкин, прибегая к «минойской теме» на современном русском языке.

    Гипотеза календаря.

    Из нелингвистических гипотез о предназначении Фестского диска на сегодняшний день являются гипотезы о его календарном характере. В их подтверждение исследователями приводятся различные математические вычисления. Так например, число полей на сторонах диска (30 и 31) соотносят с числом дней в коротких и длинных месяцах. Подсчёт знаков при двукратном переворачивании диска (123+119+123=365) приводит к числу равному числу дней в году. С помощью чуть более сложных манипуляций можно получить продолжительность лунного года, драконического и т. д. Ни одно из опубликованных исследований не предлагает чёткого объяснения как именно использовать этот календарь и для каких целей он применялся — для земледельческих работ, как расписание для сбора податей, военных учений и т. д. Некоторые авторы предполагают, что «календарём» полностью регулировалась повседневная жизнь всего населения Крита. Однако ничем, кроме абстрактных вычислений, такая точка зрения не подтверждается.

    Гипотеза жертвенного предмета.

    По одной из версий диск является жертвенной «лепёшкой» морскому богу. Другими словами, Фестский диск, скорее всего шаблонный молитвенный текст морскому богу-владельцу лабиринта (водоворота).

    Гипотеза настольной игры.

    Фестский диск представляет собой поле для игры, в которой участники передвигают фишки на определённое число ходов. Задача игрока — первым дойти до конца спирального «лабиринта». Исследователями приводятся примеры подобных игр у различных народов.

    Спекуляции.

    В Википедии подчёркивается: Некоторые авторы используют Фестский диск в откровенно спекулятивных целях для обоснования собственных фантастических теорий и снискания популярности у обывателей. Часто характерным признаком таких «дешифровок» является заявляемая авторами «глобальность» их последствий для мировой истории - диск, по их мнению, хранит секреты працивилизаций (например, Атлантиды), сокровенные знания древних (возникновение Вселенной, геном человека и т. д.), свидетельства о контактах с инопланетянами - «дешифровка»якобы приносит сенсационные результаты, полностью переворачивает устоявшиеся представления в той или иной области знания. Отдельно можно выделить ряд псевдонаучных «дешифровок», авторы которых стремятся обосновать претензии той или иной культуры на право считаться «колыбелью» современной европейской цивилизации.

    Подавляющее большинство исследователей считает, что на диске нанесена уникальная письменность, изолированная от всех прочих известных систем письма, в том числе и критского. Другие пытаются сблизить его с линейным письмом. Попыток множество, но результат остаётся неизменным. Фестский диск - не дешифрован. Пробовали поработать с ФД в 1983 году французский археолог Ив Дюу, в 2005 году немец Торстена Тимма «Der Diskos von Phaistos» и ряд других авторов.

    Приговор всем этим изысканиям на сегодня таков: «В настоящее время Фестский диск не дешифрован». Автору данной работы остаётся согласиться с мнением учёных. ФД до настоящего времени не дешифрован и все попытки извлечь из него письменное содержание носят провальный характер. Искать ответ на вопрос, что из себя представляет ФД, надо с выдвижением совершенно новых гипотез и искать в них новые подходы к существующей проблеме.

    СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ РАБОТ ПО ПЕРЕВОДАМ

    Образцы переводов ФД (даны в переводе на современный русский язык). А. М. Кондратов и В. В. Шеворошкин (на«минойскую тему»):

    © Диск A:

    Говорят царя Мормикатата-слова, говорят навеки царя-слова, словеса мудрейшие.

    Диск B:

    Царя Миноса велением; царевичу Мишуве, сыну моря; перевезти грузов корабль. Храни грузов вес, милость нашу!

    П.П. Орешкин

    © A: 1. РОГОВ 2. ЧТО 3. ПОУВЕШАЛИСЬ 4. РОГОВ 5. В ЛЮБВИ 6. УЧТИТЕ 7. ТЯЖЕЛО 8. ЛЕПЯТСЯ 9. ПО-ЗАВЕСИЛИСЬ 10. ЗЛИТЕСЬ 11. ЧТО 12. ПОБЕЖДЕНЫ 13. ЗЛОСТЬ 14. БЕРЕТ 15. ПОУВЕШАЛИСЬ 16. ЗЛИТЕСЬ 17. ЧТО 18. ПОБЕЖДЕНЫ 19. ВЫ 20. РАБСКОЙ 21. ЗЛОСТЬЮ 22. ВЛЕКОМЫ 23. ВОЗЛЕ 24. ВОПИТЕ 25. МОЛЯСЬ 26. НО ЗАТО 27. РЕЛИГИЯ 28. ЭТА 29. КОТОРАЯ 30. (О) ТЕЛАХ 31. ПЕЧЁТСЯ Б: 1. ЧТО 2. СБЫЛОСЬ 3. ЗАБЫЛОСЬ 4. СПУТАТЬ 5. МОЖНО 6. (О)ПОБИТЫХ 7. ЖИТЕЛЯХ 8. ВОПЯЩИХ 9. ЗАБЫТЬ 10. МОЖНО 11. ЗАТО 12. ИМЕТЬ 13. МОЖЕТЕ 14. ЧЕСАТЬ 15. РАЗУВАЯ 16. ЦАРИЦЫ 17. ПОВЕСЯ 18. ВОЛОСЫ 19. (К)ЦАРИЦЕ 20. ЛЕСТЬЮ 21. ВЛАЗЯ 22. ЗАГАЖЕННЫЕ 23. ПОЧЁСЫВАЯ 24. РУКИ 25. ЗА ПОБЕДЫ 26. КОРОНУ 27. САЖАЯ 28. РАБСКИ 29. ВТИХОМОЛКУ 30. ЗЛЯСЬ.

    Г.С. Гриневич

    © А: "Горести прошлые не сочтешь, однако горести нынешние горше. На новом месте вы почувствуете их. Все вместе. Что вам послал еще господь? Место в мире божьем. Распри прошлые не считайте. Место в мире божьем, что вам послал господь, окружите тесными рядами. Защищайте его днем и ночью: не место - волю. За мощь его радейте. Живы еще чада Ее, ведая, чьи они в мире божьем".

    Сторона Б: "Будем опять жить. Будет служение богу. Будет все в прошлом - забудем, кто есть мы. Где вы пребудете, чада будут, нивы будут, прекрасная жизнь - забудем, кто есть мы. Чада есть - узы есть - забудем, кто есть. Что считать, господи! Рысиюния чарует очи. Никуда от нее не денешься, не излечишься. Не единожды будет, услышим мы: вы чьи будете, рысичи, что для вас почести, в кудрях шлемы; разговоры о вас. Не есть еще, будем Ее мы, в этом мире божьем".

    Г. Йенсен

    А: Боговину его ищат они. Подобны богам оттого арии. Богу речешь, на бога надеешься, научат в раю. - Ому (Уму). Снова каждый - юный бог. Созидаешь жизнь Яви. Снова каждый - юный бог. Бог каждый. Бог, имеющий юность. Каждый бог - юноша Нави. Содействуешь обожению жизни иной - Нави.

    Б: Если обожиться в Живе, - здесь его свод... Иные лета жизни ты вкушаешь, пьёшь сому, юный. Видишь её воин пути в неё ищет. В неё уйти. Вон смотри: твой путь течет тоже. В него уйти! В колею его. Видишь, где он. Чти.

    Отсутствие при сравнении смыслового текстового ряда между переводами авторов не оставляет надежды на успех текстового прочтения диска с какой стороны не пытались перевести его переводчики: от центра к краю, от края к центру, справа налево, слева направо, обнаружить текста не удаётся. Из чего можно сделать единственно правильный вывод, никакого текста на ФД, в той последовательности, что представлена в таблице А. Эвансона (рис. 3) - нет. Нанесённые на него фигуры и символы несут в себе другую информацию и исследовать его надо с применением иных подходов при изучении.

    ПОИСК РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ

    Чтобы выдвинуть свою гипотезу необходимо правильно идентифицировать нанесённые на ФД знаки, дать объяснение каждому из них и показать, какую информацию они могут нести в сочетании. Данная гипотеза выдвигается впервые и не имеет аналогов в изучении «Фестского диска». Обратим внимание на требования предъявляемые к выдвигаемым гипотезам:

    - целенаправленность (обеспечение объяснения всех фактов, характеризующих решаемую проблему);

    - релевантность (опора на факты, обеспечивающие допустимость признания гипотезы в науке и на практике);

    - возможность прогнозирования результатов исследования;

    - проверяемость эмпирическим путем на основе наблюдения или эксперимента;

    - непротиворечивость - достигаемая логической согласованностью всех структурных компонентов гипотезы;

    - совместимость с существующими научно-теоретическими и практическими знаниями; потенциальность и её проста.

    Всех этих принципов предстоит придерживаться при обосновании данной гипотезы. Сама гипотеза разбита на несколько частей. Часть перваяпредставляет краткую информацию о ФД, включающую в себя: внешний вид и размеры диска (рассмотрено выше); рабочие гипотезы и попытки соотнести изложенную на диске информацию с привязкой к местности. Основная часть гипотезы будет посвящена работе над её построением. В неё войдёт обоснование знаков (символов) нанесённых на «Фестском диске» и в чём их расхождение в свете выдвинутой гипотезы.

    Выстраивая гипотезу следует подчеркнуть, что другими авторами ранее была продела большая работа по нумерации фрагментов, шкалы имеющихся знаков нанесённых на ФД, которой будем придерживаться в нумерации А. Эвансона (рис. 3). Это необходимо для удобства понимания о каком знаке на диске идёт речь независимо от места расположения знака с учётом их повторяемости. Хотя здесь следует сделать отступление и указать на то, что автор не учёл то обстоятельство, что сами знаки, несмотря на их схожесть, имеют ряд отличий их характеризующих, что может повлиять на конечный результат. Исследователи Луи Годар и Гюнтер Ипсен проделали большую работу систематизировав как знаки, так и их сочетание в блоках по обе стороны диска, но с работой своей справились только частично (рис. 4). Но я счёл необходимым показать для сравнения эту таблицу, чтобы выявить ошибки. Это одна из самых непростых задач, стоящих перед дешифровкой диска и требует к себе не только осторожного отношения, но и повышенного внимания. Автор допускает возможность некоторых ошибок, т.к. вся работа велась в камеральных условиях и уточнить некоторые детали на местности не представлялось возможности. Поэтому автор будет благодарен конструктивной критике в данном вопросе.

    Эвансон.

    Этой нумерации, разработанной А. Эвансоном, и будем придерживаться в дальнейших исследованиях. Вопросы: Что увидели исследователи в данных изображениях при построении своей гипотезы. Как работало их воображение и в каком направлении двигались при дешифровке ФД. Условное наименование (рис. 4) дал Луи Годар, итальянский археолог и филолог, специализирующийся на микенской культуре, автор фундаментальных исследований микенских табличек с линейным письмом и ряда эгейских письменностей. В 1982 году он организовал археологическую экспедицию на Крит с Гюнтером Ипсеном. С того времени мало что изменилось в исследованиях по этому направлению, в результате чего данная таблица вошла в информационное пространство Википедии как одна из основных таблиц нумерацией которой пользуются многие дешифровщики диска.

     

    Рис. 4. Условные наименования знаков и их интерпретация Л. Годаром и Г. Ипсеном.

    Изучив данную таблицу более детально, следует подчеркнуть, что авторы не учли ряд существенных моментов, влияющих на исход конечного результата. Проведя необходимые исследования сторон А и Б фестского диска, можно отметить, что сам диск привязан к конкретной местности, является планом, либо путеводителем определённой местности, расположенной, предположительно, в районе острова Крит. На поиски этого места были направлены усилия. Начнём с двух наиболее известных археологических объектов: Кносского и Фестского дворцов, где был найден фестский диск. Фест по значению для археологической науки занимает второе место после Кносса. Он являлся очень богатым, многолюдным и независимым городом. Был заселен в эпоху неолита. Раскопки на территории города дали значимые находки минойского и эллинистического периодов. Сравним вид объекта, сделанного со спутника (рис.5-6), с данными, нанесёнными на диске.

     

    Сходство с информацией, нанесённой на Фестском диске, обнаружить не удалось. Перейдём к Кносскому дворцу (рис. 7-8). Кносский дворец был одним из культурных и политических центров минойской цивилизации 3900—3450 лет назад. Во времена своего расцвета и могущества Кносс был одним из самых влиятельных полисов по всему Средиземноморью. В Кносском дворце впервые в истории человечества применены такие инженерные и архитектурные идеи, как многоэтажные здания, естественное и искусственное освещение, водопровод и канализация, вентиляция, отопление, а также мощеные дороги. События, происходившие в Кноссе, повлияли на греческий эпос, появившийся несколькими веками позже.

     

    Обследование данных объектов на разных уровнях застройки показали, что план застройки, указанный на фестском диске, не может принадлежать ни к одному из этих объектов. Но если гипотеза верна, следует продолжить исследования по всему острову. Такая работа была проведена и наконец увенчалась успехом. Такой объект был найден на прилегающем к острову Крит острове под названием Спиналонга, который совпал с планом указанном на фестском диске. Его исследуем в качестве основной гипотезы.

    ОБОСНОВАНИЕ ГИПОТЕЗЫ

    В результате поисков объектов, обозначенных на фестском диске, была обнаружена его идентичность с островом Спиналонга (старое название Калидон). Сам остров сегодня необитаем, расположен напротив деревень Плака и Элунда в восточной части Крита около полуострова Спиналонга. В XVI веке был реставрирован венецианцами и превращён в неприступную крепость, контролировавшую вход в залив Элунда.

    Из первоначального плана, нанесённого на фестском диске, хорошо видно, что реставрационные работы проводились по древним фундаментам минойской цивилизации и мало чем отличаются от того, как выглядел этот остров в далёкие времена гибели минойской цивилизации около 3600 лет назад. Часть острова после землетрясения была обрушена, что затрудняет его первоначальную реконструкцию, но не на столько, чтобы фестский диск в этом плане был неузнаваем.

    По разным сведениям из исторических первоисточников, собранных в Википедии: Спиналонга является остатком суши, на которой находился город Олус и которая ушла под воду после землетрясения. По данным археологических музеев о. Крит - Спиналонга не всегда был островом. По сведениям венецианского картографа Винченцо Коронелли, в 1526 году венецианцы решили отделить часть полуострова Спиналонга и создать остров для усиления защиты порта Элунда от постоянных пиратских набегов.

    В 1579 году венецианцами по приказу губернатора Джакопо Фоскарини на острове была построена крепость на развалинах древнего акрополиса для защиты залива Спиналонга и бухты Мирабелло. Фортификационные сооружения были созданы на вершине холма и это сделало крепость на острове Спиналонга неприступной. (рис. 10).

    Известно также что Спиналонга являлся одним из островов, где находился лепрозорий. Правда, от него уже мало что осталось, как впрочем и от крепости, и от следов минойской цивилизации. Сюда отправлялись люди, у которых обнаруживалась проказа. Их поселяли в небольшие дома и снабжали продовольствием. Медицинская помощь была скудной. Вступать в брак не разрешалось, однако этот запрет не соблюдался и люди образовывали семьи. Если у двоих больных рождался здоровый ребенок, его забирали и отправляли на материк. После изобретения вакцины жители острова излечились полностью и покинули его пределы. Более подробная информация об этом периоде изложена на FB.ru:

    http://fb.ru/article/239072/leprozoriy-chto-takoe-kak-jivut-bolnyie-leproy

    В дальнейшую судьбу острова как современного туристического объекта вдаваться не будем, т.к. эта тема выходит за рамки исследований. Приступим к самой идентификации и проведению сравнительного анализа фестского диска с разрушенными и реконструированными объектами на острове. Начнём с двух основных деталей, без идентичности которых дальнейшие сравнения являются бессмысленными, это центральная часть диска сторон А и Б, и их начальная часть (вход на сам остров). Для этого сориентируем оба диска строго по расположению острова Спиналонга (рис. 12-13).

     

     

     

    Приступим к дешифровке знаков (символов), отображённых на Фестском диске, и попытаемся идентифицировать их на местности. Исследования показали, что преимущественное большинство из 46 знаков представляют объекты местности, флоры и фауны, отдельные строения, с использованием для этих целей знаков, разработанных автором фестского диска. Для удобства сравнения сохраним нумерацию предметов, сделанную Эвансоном. Однако прежде чем приступить к самой дешифровке, требуется найти ответ на вопрос, что же на самом деле представляет собой сам диск. Он может содержать план местности, застройки этой местности, либо её символичное описание, включая и путеводитель по объектам местности. Следует подчеркнуть, что не всегда зарисовки археологов точно соответствовали оригиналу и несли в себе смысловую нагрузку такую, как они её себе представляли. Поэтому придётся в пределах имеющейся нумерации дать своё видение этой дешифровке, изображённой на рис. 16.

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

    НЕКОТОРЫЕ КОММЕНТАРИИ К ТАБЛИЦЕ УСЛОВНЫХ ЗНАКОВ

    Знак 01 имеет 11 повторов. При внимательном их изучении на рисунках видно, что все фрагменты с изображёнными на них людьми хоть и похожи на первый взгляд, на самом деле разные и положения их тел практически не повторяются. Этот момент был упущен исследователями. Имеются подсказки в виде черты (46), на что следует обратить особое внимание. Постановка рук, ног, положение головы и тела на рисунках разное, что не характерно для ряда других предметов и свидетельствует в пользу демонстрации определённой информации при нанесении рисунка автором. Это несёт в себе дополнительную смысловую нагрузку и относить их к одному знаку не следовало. Необходим был поиск решения каждого фрагмента в сочетании с остальными.

    Знак 03, имеющий два повтора, и принятый исследователями за «татуированную голову» показал несоответствие такому представлению и был идентифицирован как человек заражённый проказой. Проведённые исследования показали, что на самом деле их три и проказа показана на одном из охранников (02). Знак 06, имеющий четыре повтора, тоже следует разделить минимум на две части, т.к. на одном из них изображена богиня Таурт, покровительница беременных женщин, а на трёх остальных показана сама беременная женщина в ряде ситуаций. Не менее интересна ситуация и со знаком 07 имеющим 18 повторов, который следовало разделить по своей значимости на три группы: колокол, головной убор и заградительный вал, которые по схожести знаков были сведены в одну группу.

    Флора и фауна острова автором диска была показана знаками: 13/32/33/34/35/37/38. Среди них следует отметить четыре повтора знака33, т.к. во всех четырёх случаях показаны разные семейства рыб обитающих в районе острова: акула, осётр, золотополосный саган и ёрш. Без учёта этих нюансов трудно будет понять что хотел подчеркнуть автор диска изображением на нём рыбы. Знаком 34 (пчела) автор показал, что на острове качался мёд и место расположения следов от ульев на острове. Показаны лечебные и опасные для жизни травы, такие как борщевик и огонь-трава (35 /37).

    Заслуживает отдельного комментария знак 11, демонстрирующий основной вход на остров через тоннель с хорошей привязкой, высеченной в скале формы в вице крокуса, обозначенных на диске «А» и принятых исследователями за лук со стелой. Оказалось что на диске это обозначенный вход в тоннель. Второй вход, делящий остров на две части, обозначенный на диске «Б», почему-то был обойдён вниманием, видимо из-за своей схематической схожести, хотя он играет не последнюю роль в дешифровке диска.

    Не смогли исследователи правильно идентифицировать такие знаки, как обрывы (21), развилки и схождение дорог (22/36), степени с тупиками (23), маяки (24), оборонительные сооружения (25) приняли за ладьи, опасные участки дорог (26) за ручьи, обрывы и камнепады (42/43/44/28/21). Покажем некоторые фрагменты, как они расположены на острове мелким (рис. 17-18) и крупным планом (рис. 19-21).

     

     

    В ЗАКЛЮЧЕНИЕ, найдя место объекта, остаётся определить время и предполагаемого автора-составителя фестского диска. Отнести его к эпохе минойской цивилизации было бы большой ошибкой. Пока загадкой остаётся вопрос, как диск мог попасть в развалины дворца. Причина его появления там, в потайном месте развалин - это ещё одна загадка, которая может быть разрешена путём последующих исследований. Очевидным остаётся факт, что диск был изготовлен уже после того как отгремели все исторические баталии минойской цивилизации. Его изготовление следует отнести к более поздним историческим событиям, когда в 1579 году венецианцами по приказу губернатора Джакопо Фоскарини на острове была построена крепость на развалинах древнего акрополиса для защиты залива Спиналонга и бухты Мирабелло. Фортификационные сооружения были, очевидно, созданы на древних фундаментах и это сделало крепость на острове Спиналонга неприступной.

    Когда в 1669 году о. Крит вошёл в состав Османской империи, венецианцы сохраняли контроль над островом Спиналонга, и продолжали ещё 46 лет до его сдачи в 1715 году. Турки построили рядом с крепостью деревню, чтобы жители Крита не имели возможности там селиться. «После провозглашения Грецией независимости остров долго находился под контролем турок. Греки, решив прогнать турок с острова, собрали прокажённых со всей Греции и отправили их к острову. Турки, испугавшись заразы, сбежали с острова».

    Где-то в этом промежутке времени и следует искать ответ на вопрос, кто и когда мог создать фестский диск и кто мог спрятать его в раскопах Феста.

    Изучив историю Спиналонги данного периода, можно прийти к предварительному заключению, что наиболее вероятным автором набросков историографии острова должен быть человек, обладающий знаниями по истории островов Средиземноморья, географии и картографии. Такими характеристиками (в совокупности) мог обладать только один человек того времени - Винченцо Мария Коронелли

    (Vincenzo Maria Coronelli, 1650 - 1718) - итальянский историк, географ, космограф, энциклопедист и издатель картографических работ. Он являлся доктором теологии и генералом ордена миноритов. Родился 16 августа 1650 г., в Венеции, Италия и умер 9 декабря 1718 г., в Италии. Его труды хранятся в библиотеке Universale Sacro-Profana. Будучи географом и работая на стыке естественных и общественных наук, он занимался составлением карт, отсюда и на диске мы видим зарисовки флоры и фауны острова Спиналонга в сочетании с привязкой к конкретной местности, отражённой на картах-схемах (рис. 10-11). При этом на карте (рис.10) хорошо видна авторская работа Винченцо Коронелли по изображению общего плана горной местности крепости Каттаро, сделанного в «Атласе Морей» (Коронелли 1680).

    Сравним их на рис. 22.

    Остаётся попытаться решить загадку, как диск мог оказаться в развалинах Фестского дворца, разрушенного в период заката минойской цивилизации. Диск был найден в очередной рабочий день 3 июля 1908 года итальянской экспедицией, раскапывавшей руины царского дворца в Фесте. Находку обнаружил археолог Луиджи Пернье, занимавшийся расчисткой одного из подсобных помещений дворца (рис.23). По археологическим данным, Фестский диск следовало датировать примерно 3600 лет назад— периодом становления крито-минойской цивилизации. Как изделие XVII века смогло попасть в развалины, остаётся загадкой. Попытаемся разрешить и её.

    Луиджи Пернье (1874 -1937, о. Родос) — итальянский археолог. Известен, в первую очередь, своими раскопками в Фесте, где группа под его руководством нашла знаменитый Фестский диск. Л. Пернье проводил раскопки минойской и этрусской культуры с 1900 по 1908 год. Он также проводил масштабные раскопки на Крите: в Агиа Триада и Фесте. В 1907 году Л. Пернье провёл тщательные раскопки древнего этрусского города Тарквинии, а с 1902 года Пернье занимал должность смотрителя археологического музея Флоренции. Он также был преподавателем в Королевском Институте высших научных исследований во Флоренции с 1920 по 1923 год, вёл дисциплины, связанные с археологией.

    Возникают три варианта поиска ответа: первый - неверная датировка периода изготовления диска; второй - диск был спрятан в развалинах после его отработки неизвестным автором; и вариант третий - диск был подброшен и выдан за историческую древность (артефакт) минойской цивилизации автором находки. Подчеркну одно обстоятельство - ссору Л. Пернье после многолетней дружбы с основным его работодателем и главным археологом раскопок Фестского и Кносского дворцов А. Эвансоном и последующим увольнением Л. Пернье.

    Здесь интерес представляет заключение эксперта в области древнего искусства Джерома Эйзенберга, который заявил, что диск и текст на нем не являются реликвией 3700-летней давности "Этот диск, - уверяет эксперт, - всего лишь подделка итальянского археолога Луиджи Пернье, уверявшего, что он якобы нашел этот диск во время раскопок города Фест на острове Крит в 1908 году". К такому выводу Эйзенберг пришёл во время оценки стоимости данного диска для Государственного казначейства США и музея. В своём заключении эксперт сообщил: "Все знают, что этот терракотовый диск имеет аккуратно обрезанные края. Однако во втором тысячелетии до н.э. нельзя было так идеально обжечь предмет. Известно даже школьникам, что минойские глиняные плиты обжигались случайно, как получится. Я думаю, что Пернье об этом просто не думал" - отмечает доктор Эйзенберг. Эйзенберг высказал предположение, что Пренье сам изготовил данный диск из зависти к нашедшему Трою Шлиману. Тогда Пернье, видимо, решил, что единственным способом изменить положение может быть находка артефакта, которая бы затмила открытия других археологов.

    На мой взгляд, это послужило причиной появления фестского диска в раскопках. С той лишь разницей, что Эйзенберг предположил изготовление самого диска руками Пернье, а я предполагаю, что он его не изготовлял. Это становится очевидным после того как была найдена сама местность (о. Спиналонга). По видимому диск был подброшен Л. Пернье, чтобы ввести ученых начала 20 века в заблуждение. За это он и поплатился увольнением, а «сор» было решено не выносить на обозрение.

    ВЫВОДЫ:

    На Фестском диске схематично (условными знаками) изображена информация острова Спиналонга, примыкающего территориально к острову Крит;

    Фестский диск является схематичным наброском описания историографии острова Спиналонга для дальнейшей его дешифровки в камеральных условиях;

    Предположительный автор и период изготовления Фестского диска - Винченцо Мария Коронелли (Vincenzo Maria Coronelli), 1675 - 1680 гг;

    Фестский диск оказался в раскопах в период проведения археологических работ 1908 г. И был доставлен туда в качестве артефакта, предположительно, руководителем археологических работ Л. Пернье.

    Георгий Максименко

    http://dna-academy.ru/proceedings/

    ******************************************

    Источник - СМОТРИ И ДУМАЙ... .

    Комментарии:
    Информация!
    Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
    Наверх Вниз