• ,
    Лента новостей
    Опрос на портале
    Облако тегов
    crop circles (круги на полях) knz ufo ufo нло АЛЬТЕРНАТИВНАЯ ИСТОРИЯ Атомная энергия Борьба с ИГИЛ Вайманы Венесуэла Военная авиация Вооружение России ГМО Гравитационные волны Историческая миссия России История История возникновения Санкт-Петербурга История оружия Космология Крым Культура Культура. Археология. МН -17 Мировое правительство Наука Научная открытия Научные открытия Нибиру Новороссия Оппозиция Оружие России Песни нашего века Политология Птах Роль России в мире Романовы Российская экономика Россия Россия и Запад СССР США Синяя Луна Сирия Сирия. Курды. Старообрядчество Украина Украина - Россия Украина и ЕС Человек Юго-восток Украины артефакты Санкт-Петербурга босса-нова будущее джаз для души историософия история Санкт-Петербурга ковид лето музыка нло (ufo) оптимистическое саксофон сказки сказкиПтаха удача фальсификация истории философия черный рыцарь юмор
    Сейчас на сайте
    Шаблоны для DLEторрентом
    Всего на сайте: 218
    Пользователей: 1
    Гостей: 217
    Главный редактор Gopman
    Архив новостей
    «    Апрель 2024    »
    ПнВтСрЧтПтСбВс
    1234567
    891011121314
    15161718192021
    22232425262728
    2930 
    Апрель 2024 (543)
    Март 2024 (960)
    Февраль 2024 (931)
    Январь 2024 (924)
    Декабрь 2023 (762)
    Ноябрь 2023 (953)
    Последние из могикан

    От автора

    Как-то, будучи в 2011 году по служебным делам на Кавказе, сделал остановку в населённом пункте Верхняя Балкария. Образовалась вынужденная пауза в делах, в связи с чем появилось свободное время и возможность испытать на себе знаменитое кавказское гостеприимство. И в ходе застолья разговорились за жизнь с местным молодым парнем, принявшим нас в гости. И коснулись истории этого географического места. На удивление, мой собеседник, не особо погружаясь в воспоминания, сразу выдал имена всех своих предков по мужской линии от настоящего времени и вплоть до времени похода в эти земли знаменитого Тимура Хромого. Более того, он пересказал все детали похода той армии через горы с такими подробностями, как например общая численность войска и численность той его части, которая навсегда осталась в этих горах из-за нашествия неизвестной эпидемии. Из-за этой эпидемии армия Тимура вначале встала, а затем повернула обратно, и это был единственной случай возвращения без победы в истории этого полководца (могу ошибаться, историки, поправьте). Могилы умерших воинов Тимура находились неподалёку, и даже поступило вполне серьёзное предложение съездить в то место на экскурсию прямо сейчас. И в течение часа поступило много информации о том, какие народности пришли с Тимуром и так и остались на Кавказе, какие фамилии носят эти народности и какие фамилии носят исконные жители этого края, кто такие аланы и как они попали на Кавказ, и много чего ещё. Все эти истории сопровождались обильным кавказским угощением. Впечатление от подобной лекции было неоднозначным. Конечно же, в познавательном плане всё было великолепно. Терзал несколько другой вопрос – почему в нашей средней полосе Московии любой местный житель не знает хотя бы по рассказам предков свою историю ранее третьего поколения? А что будет, если какой-нибудь житель Московии вспомнит эту реальную историю и выложит на паблик?

    Этот непраздный вопрос лез в голову уже очень много лет назад. Наверное, впервые он встал с особой актуальностью на уроке литературы, в начале 80-х годов 20 века. Учительница вызвала к доске и попросил охарактеризовать старуху Хлёстову из знаменитого произведения Грибоедова «Горе от ума». Про данного персонажа (Хлёстову) почему-то в памяти на то время ничего не отложилось, и пришлось нести всякую случайно попавшую в голову информацию. Естественно, учительница оборвала её на полуслове, и прочитала довольно нудный и пространный монолог о том, как государство старается ради нас, советских детей, а мы ничего не учим и только пакостим. Но про старуху Хлёстову она всё же рассказала, естественно, в том контексте, в каком это преподносили советские учебники по литературе.

    - Ты историю вообще учишь? Во времена Екатерины отменили все повинности для высшего и среднего сословия российского общества, и это дало им невиданную свободу. Дворянам и помещикам было разрешено эксплуатировать крестьян так, как они захотят. В войсках было разрешено "расходовать" солдат именно так же, причём богатым было позволено официально откупаться от воинской службы. И во всех прочих общественных делах также начались неравенство, расслоение и жесточайшая эксплуатация. Массово расцвело взяточничество. Хотя современники называли время правления Екатерины «золотым веком», но фактически это был век загнивания российской власти, что привело к эпидемиям, войнам и дальнейшему разложению государственности, что в свою очередь стало важной предпосылкой для свершения Великой октябрьской революции. Грибоедов в своём произведении специально создал эпизодического героя – старуху Хлёстову, молодость которой прошла в том самом «Золотом веке». Он хотел показать высшее сословие времени «Золотого века» как неграмотное, грубое, бескультурное и какое угодно ещё плохое. Спустя всего лишь несколько десятилетий после этого «Золотого века» сам этот период уже начали высмеивать литературные авторы, за что их даже преследовали царские прислужники. И в советской школе вам это целенаправленно преподают, чтобы вы знали, каким было то время, всего лишь чуть более 150 лет назад, и знали, ради чего и на что шли в своё время революционеры…

    Далее шла в общем неинтересная белиберда про Ленина, Партию и Городской отдел народного образования, в стиле известного анекдота про Вовочку. Но почему-то в части «золотого века» этот монолог заинтриговал. Даже не поленился залезть в учебник истории и ознакомиться уже там про этот загадочный период, про который на то время почему-то никто не помнил. И действительно, выяснилось, что такой период в отечественной истории реально существовал. И при нём Россия не проиграла ни одной из многочисленных войн и многократно увеличила свою территорию. Тем не менее, в конце имелась приписка, в общем повторяющая вышеприведённый монолог. По мнению автора учебника, несмотря на все достижения, этот «золотой век» стал причиной дальнейшего разложения и загнивания государственной власти в Империи, что и привело к известным событиям начала 20 века. Ничего, в общем, нового, разве что надолго отложился в памяти сам этот термин «золотой век». Попытки узнать что-либо про него у людей старшего возраста не заканчивались ничем. Максимально, что помнили люди на то время, это были события из второго десятилетия 20 века. Даже никаких преданий от людей предыдущих поколений про более ранние времена не сохранилось, за исключением разве что упоминаний про голод и болезни.

    В другой раз вопрос «золотого века» поднялся уже много позже, в последние годы существования СССР. В то время уже по народу ходили в записях песни известного автора и исполнителя Игоря Талькова, в том числе и эта:

    Листая старую тетрадь
    Расстрелянного генерала,
    Я тщетно силился понять,
    Как ты могла себя отдать
    На растерзание вандалам.

    Из мрачной глубины веков
    Ты поднималась исполином,
    Твой Петербург мирил врагов
    Высокой доблестью полков
    В век золотой Екатерины.
    Россия…

    И эта песня сильно наводила на мысли. Каким, интересно, образом Петербург мирил врагов высокой доблестью полков? И каких таких врагов? Но школа была уже позади и спросить было не у кого. Да и в тот непростой для СССР период вся отечественная история начала пересматриваться с точностью до наоборот. Так бы может всё и забылось, если бы на момент прослушивания этой песни я не находился бы в деревне, у родной сестры своего деда. Деревня располагалась уже в черте современного города Спас-Клепики Рязанской области. К тому моменту бабушка имела очень приличный возраст и была единственной дожившей до того времени из своих братьев и сестёр. В один прекрасный летний вечер мы сели за стол, и я спросил её, что там было в те времена, и что все это значит в части «золотого века». Надо отметить, что подобные разговоры в части жизни прошлых лет нами велись достаточно часто, и рассказанное полностью не укладывалось в сознании по ряду причин. И в этот раз ожидания не обманули. Была поведана очень интересная история, которая ранее передавалась из поколения в поколение, причём история была достаточно недавняя – за период её действия до появления на свет моей рассказчицы (начало 20 века) сменилось всего три поколения людей. Много лет спустя после наших бесед вышел на экраны известный фильм «Титаник». При просмотре начала этого фильма, где старушка начинает рассказывать о своей юности, память почему-то упорно рвалась в Спас-Клепики.

    Собственно, спустя годы эти рассказы совсем не забылись. Более того, с каждым новым годом жизни страны они всё чаще и чаще вспоминались вновь. И при появлении других рассказов от более молодых родственников, а также собственных воспоминаний, этот массив информации начал выстраиваться в единый стройный логический вид. История была замечательной, но выглядела она как большая сказка для соответствующей категории слушателей. Но благо, на дворе уже вовсю шёл 21 век, со своими цифровыми возможностями. Очень многие факты из этой сказки удалось идентифицировать и найти пруфы. Это и позволило превратить историю в удобоваримый для читателя литературный вид. Конечно же, этому рассказу надо было появиться одним из первых, но увы, упомянутая идентификация завершилась только сейчас по ряду причин.

    Ну и прежде, чем приступить к повествованию, несколько слов о той самой главной рассказчице. Женщина всю жизнь прожила в деревне, в том районе, где родилась. Это был южный берег той самой Мещёрской долины. Была два раза замужем, имела детей, но ни один не дожил до 10 лет из-за болезней. Всю жизнь придерживалась старой веры и была очень богомольным человеком, и ни разу в своей жизни не употребляла алкоголь. Имела очень сильные лидерские качества, из-за чего всю жизнь чем-то руководила. В то же время была очень грамотным от природы человеком. В высшей математике, конечно же, не разбиралась, но газеты читала и очень хорошо ориентировалась в том, что там было написано, и где находятся те страны, про которые написано. Это не говоря о других нужных в сельской жизни познаниях. Все изложенные ей рассказы сохранились только благодаря тому, что староверы были в общем закрытым для внешнего мира этносом, поведение в котором постоянно «администрировалось» жизненным укладом, сложившимся годами (если не веками).

    Ну и поскольку никаких релевантных фотографий по понятным причинам не сохранилось, по ходу повествования приводятся те фотографии, изображённые на которых предметы были подобраны по описаниям. В том случае, где будут использованы оригинальные фото, будет дан соответствующий комментарий. Ну и разбиение на исторические этапы к действующим лицам никакого отношения не имеет, это уже выполнено автором.
    Итак, поехали.

    Конец золотого века

    В одно прекрасное время на территорию современной Европы пришла неизвестная доселе Армия. Её численность была огромной. Армия пришла с моря, и сразу же начала наступление на восток. Использовалась техника и оружие, которого сейчас не существует.*

    Последние из могикан tech_dancer

    *-Откуда разработчики компьютерных игр представляют себе объекты на подобных картинках? Это очень интересный вопрос. Задайтесь им при просмотре следующих иллюстраций.

    Армия с боями начала освобождение громадной территории. Все существующие постройки она полностью уничтожала своим мощным оружием. Всё местное население, оказывающее сопротивление, также уничтожалось.

    Последние из могикан tech_dancer

    Спустя годы, никакой другой информации про ту Армию не сохранилось. Откуда она взялась, не известно. Все народы, жившие на территории современной западной и центральной Европы, Армия начала изгонять на освобождённые восточные земли. Опустевшие и уцелевшие города Европы занимались солдатами Армии.

    Последние из могикан tech_dancer

    Масштаб происходившего был очень значительным – по сохранившимся данным, переселению подверглись все народы, начиная с берегов Атлантики. Бесконечные вереницы шли на восток. И была интересная деталь – и Армия, и изгоняемые ей народы имели один символ, означавший Солнцеворот (не совсем Солнцеворот, но об этом позже). Да-да, тот самый символ, за публикацию которого в наше время можно нажить неприятностей. По завершению этой восточной войны переселяемые народы осели на новых отвоёванных территориях, и им была предоставлена свободная жизнь. Ну или не совсем свободная, с рядом ограничений, которые ввела новая власть. Это всё, что сохранилось в народных преданиях про то сложное время.

    Среди выселяемых таким образом племён было племя, называвшее само себя куршаками. Их исторической родиной было место, из которого начинается та самая современная Куршская коса. Не сохранилось никаких сведений, сражалось ли это племя за свою историческую родину или нет. Факт свершился – оно снялось со своих обжитых мест и ушло на восток вместе со всеми. Кроме этого факта, сохранилось и то, что куршаки жили практически по всему балтийскому побережью от современных б.Пруссии до Санкт-Петербурга. Несмотря на всё это, подобных географических названий в свою бытность жития там они не знали. Равно как не считали себя славянами или русами – таких определений в то время тоже не было. Сами себя они собирательно считали иринеями. Забегая вперёд, непонятно по какой причине в конце 19 века власть назвала оставшихся представителей этого этноса в тех местах вначале белополяками, затем более политкорректно белорусами (прошу не путать с современными поляками или белорусами – авт.). Белый цвет был одним из главных символов тех племён, а белый свет для них был священным (об этом также позже), да и внешность их полностью соответствовала этому цвету. Все как один имели волосы пшеничного цвета, светлую кожу и серые глаза.

    На новых землях племя остановилось на берегу большого озера. Оно напомнило им своё Балтийское море. Хотя при этом какая-то часть племени ушла в другие земли, а какая-то часть даже осталась на старом месте, спрятавшись в труднодоступных местах. В преданиях было известно то, что очень много представителей этого народа осели в районе «синего камня и моря за бором» (очевидно, Плещеево озеро возле Переславль-Залесского – авт.), другая часть ушла ещё далее на восток. Несмотря на все сложности будущих времён, общение между куршаками, даже с оставшимися на своих старых территориях, шло вплоть до 20 века. Прекратилось оно уже во времена СССР. Племя, осевшее на берегу большого озера, принесло с собой (как ни странно) в эти края топоним своей исторической родины – Рязань. Их настоящая Рязань осталась где-то там, на западе. Возможно, она существует и сейчас, но под другим русским именем (наверное, все догадались, что сначала под немецким, но после известных событий середины 20 века снова под русским, но уже другим - авт.).

    На момент прихода будущих «рязанцев» все города от старых жителей этих земель лежали в руинах. Какие названия носили те города, не известно. Какая-то часть коренного побеждённого народа присягнула на лояльность новой власти, за что им были выделены под застройку и проживание руины разрушенного города. Это место впоследствии стало называться Касимов, вероятно, по имени правителя той оставшейся в живых части побеждённых. Жителям Касимова позволили сохранить свой язык и культуру. Но это был единственный известный случай, чтобы поблизости жили коренные завоёванные народы. Впрочем, с населением Касимова куршаки жили дружно, и "татары" очень скоро перестроились на новый, куршский лад.

    Озеро, на котором поселились свежеиспечённые «рязанцы», было ими названо в своей манере Мещё-ра (на их языке озеро мещан, или горожан). И по преданиям, основанный ими заново в мещёрских землях город Рязань не имел никакого отношения ни к современной Рязани, ни к тому месту, где её как будто уничтожил хан Батый. А где сейчас эта Рязань находится, есть тайна, покрытая мраком (спойлер – она близко). Про ту, тайную Рязань по преданиям было известно только то, что она стояла на перекрёстке сразу нескольких больших водных путей. Собственно, легче от этой особой приметы не стало, в старину все города делались на подобных пересечениях. Если их в наше время не просматривается, то это ни о чём не говорит. Надо выяснять, куда они потерялись, причин может быть масса.

    Итак, по преданиям, наше племя куршаков благополучно осело на южном берегу Мещёрского озера, которое сейчас совсем не озеро, а набор малых озёр и болот с кочками в огромной низине. Именно так о ней воспел великий поэт Мещёры Константин Паустовский, любивший ходить туда ночевать с палатками вдвоём со своим другом Рувой Фраерманом. Интересно, что их там связывало? Ни за что не догадаетесь. Мещёру, надо отдать должное, он очень красочно описал. Продолжим.

    Тем не менее, по преданиям, Мещёрское озеро в момент заселения на её берега куршаков являлось огромным внутренним морем. Она имело прямое водное сообщение с Шатурой на западе и Муромом на востоке. Вдоль южного берега Мещёры, от Егорьевска до Гуся-Железного, побережье озера было заселено полностью. В том числе, предки автора этих строк заселили местность, которую они называли Верейский стан.*

    *- Услышав впервые слово «стан» применительно к Рязанской области, в своё время был слегка удивлён. В то время (начало 80 годов 20 века), это слово было в ходу у местных стариков и обозначало различные географические локации. Поскольку в школе в то время проходили татарское иго, где целая глава была посвящена поражению Рязани, слово «стан» вызвало некоторый интерес. Ну и как любознательный школьник, решил спросить об этом у родственников. После их ответа удивления стало ещё больше. Оказалось, что все малые озёра, в обилии находящиеся в округе Спас-Клепиковского района, некогда были заливами большого озера, и там находились причалы кораблей и лодок. Вот они и являлись станами (пристанями). Этих заливов уже не было, но станы в простонародной речи остались и не собирались исчезать. И татарское административно-территориальное деление здесь совсем не при чём.

    Много лет спустя, в 2017 году, довелось побывать в итальянском городе Триесте, который стал итальянским в 20 веке, после раздела Австро-Венгрии. Оказалось, что совсем недавно город был славянским, и его название образовалось от словосочетания «три стана». Эти три стана видно на спутниковой карте и сейчас, только два из них уже засыпаны и являются городскими площадями (на фото приведён только один засыпанный стан, второй при желании найдёте на спутниковой карте самостоятельно без особого труда).

    Последние из могикан tech_dancer

    Последние из могикан tech_dancer

    Стан служил тупиком водного пути, в конце которого стоял дворец. Вероятно, «последнюю милю» до дворца проходить пешком его посетителям было не по статусу, и они заходили во дворец прямо из средств передвижения по воде. Для этого и был сделан подобный канал. Основным транспортом передвижения даже внутри городов ещё в 19 веке был водный транспорт. Дороги и дураки, очевидно, есть изобретения более позднего времени. Кстати, будучи как-то в Ростовской области, слышал нечто похожее от местных жителей. Они уверены, что станицы есть не просто населённые пункты, а остатки от тех причальных сооружений как минимум на тихом Доне, и как максимум, на некоем широком проливе, соединявшем когда-то Азов и Каспий. Тут им, как говорится, виднее.

    При работе над данной статьёй излазил все возможные источники, в которых была хоть малейшая возможность найти на карте современной Рязанской области примерное расположение тех станов. Кроме словесной информации на форуме историков-любителей, нет вообще ничего. Везде упоминается стандартное – Рязанская губерния, как и любая географическая область в Империи, была поделена на волости и уезды. Даже в Википедии эта карта волостей присутствует. Но станов - даже близко нет.

    Последние из могикан tech_dancer

    Очень как-то странно выглядит Верейская волость. Населённый пункт на севере, а волость идёт далеко на юг. Кто был когда-нибудь в Костромской области, поймёт, каково там добираться из дальнего угла в областной центр. Но здесь вроде как нарезали административные границы со здравым смыслом. Или при царе тоже были дураки? Судя по тому, что «золотой век Екатерины» в идеологии СССР был веком загнивания царской власти, то не исключено. А что за два выступа на Верейской волости с боков? Наверное, сепаратисты решили отделиться. Кто их там знает. Википедия в этом плане странная вещь, надо уметь её читать, возможно, там всё и написано.

    Где же наши рязанские станы? Будем искать.

    А вот с вереёй всё оказалось намного сложнее. Тут уже необходимо освежить предания о жизни куршаков.

    Сведений о том, как жили куршаки после переселения, дошло этнографическим способом немного (хотя этого "немного" может хватить на целый фильм). Но по сохранившейся информации, выглядели они совсем не так, как описывали похожих людей в советской литературе и кинематографе – в лаптях, онучах, рубищах из мешковины и кожаных шнурках, поддерживающих волосы, и поклоняющихся идолам. Скорее наоборот, советские люди со своим Ильичом перед куршаками выглядели именно так. Староверами (старообрядцами) куршаки стали только при советской власти, сами того не зная. Даже в 19 веке они этих слов совсем не слышали. Эээ… как-бы и слова «вера» им даже до определённого времени было не знакомо. Да-да, именно «вера».*

    *- В своё время, будучи в Спас-Клепиках ещё в детском возрасте, был знаком со многими местными жителями, объединёнными той самой «старой верой». Они во многом были уже преклонного возраста, и постепенно уходили в мир иной, как и положено. Среди них была женщина пожилого возраста по имени Вера. Ничего необычного, это женское имя в нашей средней полосе было распространено тогда, да и сейчас тоже. Но один раз уже в юности там же случайно довелось залезть в поминальную книгу (а записывали в неё всех очень скрупулёзно). Удивлению не было предела. Оказывается, настоящим именем этой женщины было Верея. Кроме того, все имена умерших предков, и своих, и чужих были совершенно иные. Вопросы, естественно, были заданы. Первый ответ – Верея есть некий странный объект, который остался в прошлой жизни. Именно от него пошло русское слово «вера», как привязанность к чему-либо. Ну и по совместительству это стало женским именем, что обычное явление, все прочие женские имена тоже что-то обозначают из того времени. Второй ответ – все людские имена из прошлой жизни очень сильно подавлялись при советской власти. Их не вписывали в документы, если они не соответствовали общепринятым. Чтобы обезопасить детей, при советской власти им давали официальное имя и тайно ещё одно. Но после неких событий в 30-х годах и это делать перестали (к этим событиям ещё придём). Ответ, в общем, был убедительным. В то время боролись и с христианством, и с его субтечениями (а с последними ещё сильнее). На фильм «Тучи над Борском» целенаправленно водили все классы школы несколько раз в учебном году.

    По описаниям из преданий удалось только установить, что верея есть некое сооружение, чем-то напоминающее карусель в одной современной рекламе. Только была эта карусель в оригинале гигантских размеров.

    Последние из могикан tech_dancer

    Были у вереи простейшие формы, выполняемые из подручных предметов, в основном верёвок. Главное, чтобы верёвки образовывали нужную вереницу связей от купола до земли. Такие вереи были как правило переносные.

    Последние из могикан tech_dancer

    Были более сложные формы, которые выполнялись с применением камня и железа. Эти вереи уже были стационарными.

    Последние из могикан tech_dancer

    В 20 веке эти конструкции превратили в балаган.

    Последние из могикан tech_dancer

    Последние из могикан tech_dancer

    Или в обычное украшение ландшафта.

    Последние из могикан tech_dancer

    Но в прошлой жизни куршаков верея была знаковым объектом. Именно в ней человек преображался и входил в какое-то иное состояние, в котором ему были совершенно чужды плохие человеческие качества. Именно верею ставили эти люди на своих землях первым делом, чтобы после посещения этого объекта творить самое лучшее в мире. Как там в писании, «и наступал мир, где нет скорби, алчности и стяжательства». И этот мир … наступал в реалии.

    Последние из могикан tech_dancer

    Примерный облик настоящей вереи

    И не весь оставшийся народ считал этих людей ненормальными, а они считали таковыми всех. Более того, вокруг вереи создавали тот самый райский сад, и играющий внутри вереи оркестр приводил в неописуемое душевное состояние всех посетителей этого сада. Люди общались между собой неким языком общения, не имеющим ничего общего с известными человеческими органами чувств. Собственно, из-за этого всех людей, создающих для себя верею, и называли язычниками. Сейчас этот язык утрачен.*

    Последние из могикан tech_dancer

    Примерный облик райского сада вокруг вереи

    *- Совсем недавно, перебирая конструкции музыкальных киосков, сделал одно интересное открытие – оказывается, тот самый джаз в Америке всю жизнь в транскрипции назывался «язз». Официально, джазом называлась музыка афроамериканцев, борящихся с гнётом американского капитализма (как нам преподавали в советской школе). Джаз – всего лишь сладкая приятная инструментальная музыка. Откуда он мог взяться в Америке, если в Африке у местных народов даже отдалённо похожей музыки нет?

    Последние из могикан tech_dancer

    Но всё становится понятным, когда смотришь на карту подводных кабельных коммуникаций начала 20 века.

    Последние из могикан tech_dancer

    Там отдельным цветом выделены кабели, идущие на Владивосток, Порт-Артур, Гуам, Аляску, Орегон. Нетрудно догадаться, чьи это кабели. И очень неожиданно выглядит то, что этим же цветом кабели идут на побережье Перу, и северной части Мексиканского залива. Кто там жил? Неспроста говорят, что гражданская война в США 19 века является одной из самых закрытых тайн. Совершенно нет ни одного фото реальных сражений этой войны, несмотря на то, что фотодело в то время вовсю процветало. Как, впрочем, нет фотографий сражений (но не последствий сражений) Франко-Прусской войны, и Парижской коммуны.

    Что может связывать jazz и язычников? Полагаю, все уже догадались. Под могиканами в своём бессмертном произведении Джеймс Фенимор Купер подразумевал явно кого-то другого. А может, он описал кого надо, просто литературные произведения имели свойство исправляться в угоду политической коньюнктуре. Примеров тому масса. Могикане исчезли, а их вереи предприимчивые шустрые афроамериканцы удачно приспособили под свою культуру. Потом, правда, вереи отобрали, но они и без них сподобились блистать со сцены. Молодцы, что сказать. Хрущёва на них нет. Как же могикане смогли попасть в Америку? Наверное, всему виной тот самый загнивающий «золотой век».

    По преданиям, тот самый "язык" при нахождении вереи возле водоёма вселял непонятные чувства в карасей, и они от восторга начинали выпрыгивать из воды. За это их звали язями. А птицы сами залетали в клетки, выполненные в форме вереи, распевались там на все голоса и не улетали. Комары тучами собирались в закомарах у верей. И все животные преображались в другой вид, который им сейчас не ведом. Это была гармония всего живого с природой.*

    Последние из могикан tech_dancer

    По Википедии тот золотой век описывается примерно так: Золото́й век — представление, присутствующее в мифологии многих народов мира, блаженное («райское») состояние первобытного человечества, жившего в гармонии с природой. Согласно легендам, во время золотого века люди и боги жили совместно; тогда не было ни войн, ни частной собственности, ни болезней, а земля сама, без обработки, приносила людям свои плоды.[конец цитаты]

    При этом особо умиляет современная реконструкция языческого храма.

    Последние из могикан tech_dancer

    Ну, в общем, для своего уровня они не сильно ошиблись. Почти пальцем в небо. Вспоминается ещё один анекдот про Вовочку, где он плакал и кричал, что хочет жить в Советском Союзе. Полагаю, что любой после увиденного захочет выйти на балкон и заорать, что хочет жить в том самом загнивающем "золотом веке".

    Но есть один нюанс, который тоже стал известен благодаря преданиям - новая власть не разрешила куршакам делать вереи в том виде, какие у них были на Курше. Она потребовала выполнения ряда условий. Во-первых, полностью запрещались переносимые разборно-сборные вереи, т.к. с их помощью в любом месте можно было развернуть то самое сильнейшее оружие. Во-вторых, впервые за историю куршаков в вереях обязали использовать некие артефакты и "образы" людей, которых они до этого никогда не знали (надеюсь, все поняли, о чём я). И в третьих, с каждой единицы стационарной вереи вводился налог. Всё прочее из жизни куршаков власть совершенно не интересовало. Можно сказать, куршаки эту власть вовсе не замечали. Не было абсолютно никаких преданий о том, что существовало крепостное право в том виде, как его описывали, или фактов "забривания" мужчин в солдаты на очень большой срок. Воевать было абсолютно не с кем - кругом были свои общины. Вести себя "асоциально" при воздействии верей было физически невозможно. Народ жил в той самой описанной выше гармонией между собой и природой. Жил и наслаждался, работая во благо человека и напевая песни.

    Подобное "присоединение церкви к государству" прошло практически безболезненно. В той самой Верейской волости куршаки создали свою стационарную огромную верею, которая и стала градообразующим объектом. Вероятно, в связи с исключительной красотой этой вереи она выделялась из общего числа других. В каждом населённом пункте была своя верея, но эта, видимо, была особенной. И выглядела она, судя по описаниям, примерно так.

    Последние из могикан tech_dancer

    Примерный облик вереи возле деревни Верея Спас-Клепиковского района

    Разве что вместо наверший на куполах находились совсем другие элементы, на которых находились специальные стеклянные шары. В темноте они светились ярким белым светом. Тем самым верея напоминала куршакам свою западную родину - Светию.

    Ну, и по давней российской традиции, суровость законов компенсировалась необязательностью их выполнения. Те самые "образа" куршаки принесли в свои вереи, но особого внимания на них не обращали, а потом даже привыкли к ним. Основным в их вереях было совсем другое. Этим были те предметы, которые позволяли общаться тем самым "языком". И в своих "восторженных пениях" внутри вереи они обходили эти инородные для них предметы стороной.

    Последние из могикан tech_dancerПримерный внутренний вид вереи

    В вереи ходили каждый день, все от мала до велика, и местные, и гости. Там свершали все "таинства", какие только могли быть (эти "таинства" стали так называть только в 20 веке). Праздников как таковых не было. Были только дни, определяемые неким положением солнцестояния. По этим дням назначали время начала постов. Посты были, и блюли их очень строго. Во время постов категорически запрещалось употреблять пищу, неким образом реагирующую на тот самый верейский "язык". По некоторым сведениям, самыми "некошерными" здесь являлись человеческое мясо и свинина. Последняя, очевидно, как наиболее близкая по внутренней структуре к человеческой плоти. По некоторым данным, свинину стали употреблять только во второй половине 19 века, и то с рядом ограничений.

    Во время посещения верей "прихожане" пели особые песни, подробные тексты которых до нашего времени не дошли. В них они восхваляли солнце (опять вспоминаются африканцы из Boney M), землю, воду и прочие стихии, а также все свои священные (из-за того самого купольного света) объекты. Все песни шли на эмоциональном подъёме, абсолютно по зову сердца.*

    *- Вспоминается далёкий 1980 год, тот самый, когда по телевизору летом целый месяц шла эйфория от Олимпиады, а зимой после этого из-за разгона облаков к той Олимпиаде помёрзли все яблони в садах. Той самой зимой обучали "староверским" полупесням-полумолитвам автора этих строк, в то время ещё отрока. Диалог был примерно такой.

    - Повторяй- "Благодатная Кормилица, диву радуйся..."
    - А что такое "Благодатная Кормилица"?
    - Благодатная Кормилица - это наша покровитель и благодетель. Она помогает всем нам и оберегает нас от лукавого.
    - А где её можно найти и посмотреть (тупой детский вопрос)?
    - Её нет, она спрятана. В молитвах по новой вере её заменили Богородицей. Не спрашивай, повторяй как тебе говорят!

    Вернулся в память этот диалог буквально сейчас (август 2020 года), в связи со случайной поездкой по этим местам спустя почти 40 лет. И не просто вернулся, а как будто вдарило током. Впрочем, всё по порядку.

    В верее были только технические работники, обслуживающие средства общения тем самым "языком" (по некоторым сведениям, их называли "схима" или "хима"), и среди этого персонала был один главный специалист - "схимник". Отдельно при каждой верее имелась кладовая неких расходных материалов и оборудования, управляемая обычным гражданским лицом. Весь персонал назначался общиной. Вновь пришедшие "схимники" получали опыт обслуживания верей у своих более старших коллег. Никаких иерархий не было и в помине. Хоть и называлось это потом с презрением "беспоповщиной", подобный уклад продолжался ещё очень много лет.

    Как все наверное уже догадались, той вереи из одноимённой деревни не существовало уже давно. Если про многие снесённые в СССР храмы информацию о датах сноса можно хоть как-то найти, то в данном случае нет вообще ничего, что говорит о большой давности этого события. Сие, собственно, ничуть не противоречит преданиям. Попытки найти ту самую верею (или то, что от неё осталось) на современной местности привели к неожиданно интересным результатам.

    Последние из могикан tech_dancer

    На старой карте неопределённого года видно, что несмотря на наличие деревни Верейская, сама Верея (как будто ещё один подобный населённый пункт) находится прямо на дороге. Совсем рядом справа находится деревня Кобылина (очевидно, по фамилии владеющего ей помещика, и по слухам, родственника того самого знаменитого Сухово-Кобылина). И крестиком прямо на дороге обозначена наша верея как объект культа. Подобными крестиками на этой карте обозначены все имеющиеся на тот момент храмы в других населённых пунктах, и ошибок тут нет. А что у нас на современной карте?

    Последние из могикан tech_dancer

    Найти деревни Верея (на старой карте Верейская) и Кобылинка не составило особого труда. По всей видимости, частично старая дорога стала фрагментом современного Егорьевского шоссе. Но как-то сбил с логического пути и сделал задачу совсем неинтересной находящийся уже в черте современной деревни Кобылинка, в западной её части, обведённый знак кладбища. Вот она, верея. Или то место, где она была. На местных ресурсах краеведов-любителей скупо упоминается некая примирительная церковь, стоявшая здесь ранее и служившая для примирения староверов и обычных мирян. Как всегда, стояла деревянная неопределённого года постройки, и как всегда, сгорела (можно примерить эту легенду на любой населённый пункт, никогда не ошибёшься). Даже кладбище когда-то делилось на две половины. При натурном исследовании это оказалось довольно крупным и старым кладбищем с кирпичными воротами, гулять по которому совершенно не хотелось. Захоронения там начинались как минимум с первой половины 20 века. Но впечатлило другое.

    Последние из могикан tech_dancer

    Мда... Обмельчала Верея. Блажен ты, великий народ... И кем же ты там рулишь?*

    *- Пока ходил по этим местам, после лицезрения баннера на въезде в Кобылинку, лезла в голову малоизвестная песня одного знаменитого в прошлом певца шансона.

    Последние из могикан tech_dancer

    Где-то через год после той самой Олимпиады-80 двоюродный брат матери (тоже из того же рода-племени) привёз из какой-то своей очередной загранкомандировки кассету с этим исполнителем. Как оказалось, он привёз её в нашем провинциальном районе один из первых. По дороге из Мурома в Спас-Клепики (около 4 часов) кассета в древней автомагнитоле гонялась без конца, из-за чего все песни пришлось выучить наизусть. Весёлое было время. Но до этого родственника мы ещё дойдём.

    По преданиям, данная верея стояла на берегу Мещёрского озера, причём не просто на берегу, а на пересечении каких-то водных путей. По тем же преданиям, этих водных путей на южном берегу было очень много. Вот тут задача идентификации зашла в тупик. Ни на современных картах, ни на старых ничего подобного даже близко нельзя было рассмотреть. Но тут, как и в своё время Ильичу, пришлось пойти другим путём.

    Источник - tart-aria.info .


    Комментарии:
    Информация!
    Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
    Наверх Вниз