Лента новостей
Опрос на портале
Облако тегов
Сейчас на сайте
Пользователей: 0
Гостей: 73
Архив новостей
Популярные новости
Самое обсуждаемое
Погода
- 7 февраль 2021
| - 14:43
| - Просмотров: 549
| - Комментарии: 0
|Пожаловаться
Внезапно для жулика Илона Маска, в России испытывают первый в мире самолёт с электродвигателем на сверхпроводниках.
На аэродроме СибНИА им. Чаплыгина в Новосибирске начались наземные испытания летающей лаборатории на базе самолета Як-40 с гибридной силовой установкой на борту. В состав ее входит и сверхпроводящий электрический двигатель, впервые созданный в летном исполнении для крылатых машин такого класса.
Как отметил Андрей Дутов (гендир НИЦ «Институт им. Жуковского»), с предложениями о сотрудничестве в этой области к российским ученым обращаются крупнейшие мировые компании, действующие в сферах самолетостроения и энерготехники.
Гибридная силовая установка, в состав которой входит новый двигатель на сверхпроводниках, тестируется на базе летающей лаборатории Як-40. В ближайшие пару лет планируется повторить эксперимент, но уже на базе Ил-114 и без вспомогательных двигателей.
С экспериментального Як-40 выкинут средний турбореактивный двигатель, и вместо него на нос установлен электромотор с тянущим винтом. Довольно разумная конфигурация, да и выбор самолета удачен — Як-40 имеет очень низкую крейсерскую скорость (510 км/ч) для турбореактивного самолета, зато эта скорость удачна для турбовинтовой машины. А поскольку лобовое сопротивление в воздухе пропорционально квадрату скорости, чем медленнее самолет летит — тем меньше он кушает керосина на километр полета.
Вообще сибирякам нравятся Як-40 как отправная площадка для экспериментов с самолетами региональной авиации. Надо отметить, что планер у этой машины весьма неплох, и если бы не ужасные украинские моторы — судьба самолета могла бы сложиться иначе.
В 2012 году в СибНИА были начаты инициативные работы по ремоторизации Як-40 на нормальные двигатели вместо украинского прожорливого хлама. На одной из машин заменили сначала один, а позднее два двигателя на Garrett TFE-731. После успешной обкатки третий двигатель в фюзеляже был демонтирован, и вместо него установлена вспомогательная силовая установка с соответствующими аэродинамическими накладками на месте демонтированных воздухозаборника и сопла. В ноябре 2016 года модернизированный самолёт в двухдвигательном исполнении, получивший наименование Як-40МС, совершил свой первый полёт.
Впоследствии двухдвигательная машина стала основой для отработки элементов перспективного воздушного судна для региональных и местных авиаперевозок по заказу Минпромторга, и преобразована в демонстратор технологий СТР-40ДТ. В 2018 году на нём полностью заменили крыло на композитное.
В декабре 2018 года самолёт начал выполнение программы испытательных полётов. Предполагалось, что НИОКР закончится созданием прототипа нового полностью композитного самолёта в размерности и компоновке Як-40.
«ОКБ имени Яковлева нам не мешает. Оно однозначно дало понять, что не заинтересовано в работе над этой машиной» — заявил Сергей Иванцов, ведущий инженер опытно-конструкторского бюро СибНИА.
Финальный самолёт будет полностью композитным — фюзеляж, силовые элементы, обшивка крыла, вертикального и горизонтального оперения, элементы механизации, рули высоты и направления, створки шасси, откидной трап. Планируется обновление авионики: самолёт оборудуют «стеклянной кабиной». От исходной конструкции Як-40 останется шасси — передняя и основные стойки.
Кстати, возможна установка моторов АИ-222-25, производимых в России на «Салюте» для УБС Як-130. Но проблема в том, что это моторы военные и как бы секретные, для гражданского применения у них нет допуска.
Благодаря новым двигателям, использованию современных материалов, новому крылу меньшей площади, но большего удлинения, топливная эффективность самолёта будет на 15−20% лучше аналогов, например Falcon 900.
Еще более высокую летную эффективность собираются получить от электросамолета. Криомотор в носу самолета имеет мощность 500 кВт (680 л.с.) — самолет на этом моторе уже бодро носится по ВПП на скорости 140 кмч. Разумеется, взлететь на нем он не может, но вот для горизонтального полета этой мощности должно быть достаточно.
Источник - Proper .