• ,
    Лента новостей
    Опрос на портале
    Облако тегов
    crop circles (круги на полях) ufo нло «соотнесенные состояния» АЛЬТЕРНАТИВНАЯ ИСТОРИЯ Альтерверс Англия и Ватикан Атомная энергия Беженцы. Война на Ближнем Востоке. Борьба с ИГИЛ Брайс Де Витт Вайманы Венесуэла Внешний долг России Военная авиация Вооружение России ГМО Газпром. Прибалтика. Геополитика Гравитационные волны Два мнения о развитии России Евразийство Жизнь с точки зрения науки Информационные войны Историческая миссия России История История возникновения Санкт-Петербурга История оружия Источники энергии Космология Крым Культура. Археология. МН -17 Малороссия Мегалиты Металлы и минералы Мировое правительство Мировые финансы Народная медицина Наука Наука и религия Научная открытия Научные открытия Нибиру Новороссия Опозиция Оппозиция Оружие России Османская империя Песни нашего века Подлинная история России Политология Президентские выборы в США Природные катастрофы Пространство и Время Птах Роль России в мире Романовы Российская экономика Россия Россия и Запад Россия. Космические разработки. СССР США Сирия Сирия. Курды. Старообрядчество Тартария Творчество наших читателей Украина Украина - Россия Украина и ЕС Философия русской иммиграции Хью Эверетт Церковь и Власть Человек Экономика России Энергоблокада Крыма Юго-восток Украины борь грядущая война информационная безопасность исламизм историософия масоны международные отношенияufo многомирие нло нло (ufo) общественное сознание сказки сказкиПтаха социальная фантастика фальсификация истории фантастическая литература физика философия футурология христианство черный рыцарь юмор
    Архив новостей
    «    Сентябрь 2019    »
    ПнВтСрЧтПтСбВс
     1
    2345678
    9101112131415
    16171819202122
    23242526272829
    30 
    Реклама. Яндекс
    Реклама. Яндекс
    Погода
    Теория Хью Эверетта – перспектива нового «коперниканского» переворота?
    29 мая 2007 года на базе Московского Государственного Университета имени М.В.Ломоносова состоялось заседание «Время и история с точки зрения эвереттики», проведенное совместно Факультетом глобальных процессов МГУ, Российским междисциплинарным семинаром по темпорологии при МГУ и Международным Центром Эвереттических Исследований. Оно было посвящено 50-летию со дня выхода статьи Хью Эверетта «Формулировка квантовой механики через "соотнесенные состояния"» в июльском номере журнала «Reviews of Modern Physics» [1, С.10; 2, С.13]. На заседании обсуждались проблемы становления нового научного мировоззрения – эвереттики, теории времени с эвереттической точки зрения, выдвигались новые взгляды на исторические факты и процессы.

    Открывая заседание, доцент МГГУ имени Н.Э.Баумана, руководитель Международного Центра Эвереттических Исследований Ю.А.Лебедев заявил, что научный переворот, сделанный теорией Хью Эверетта, вполне можно сравнить с переворотом, совершенным Николаем Коперником.

    Как известно, «коперниканский переворот» не только заменил геоцентрическую систему мира на гелиоцентрическую, но и завершил процесс выделения науки из философии. Гелиоцентризм это не только новая позиция (не геоцентрическая) для рассмотрения небесных явлений, это начало нового мировоззрения, в котором человек смотрит с «позиций Господа Бога» (Н. Коперник). Такая позиция достигалась благодаря выполнению двух требований: унифицированное объяснение явлений на основе единого принципа и объединение небесного и земного.

    Первое требование закладывало гносеологическое основание новой науки. В то время как Птолемей описывает движение каждой планеты различным образом, Коперник настаивает на объединении реальных движений всех планет в логически согласованную систему, в которой единый для небесного и земного движения объяснительный принцип опирается на физически обоснованное понимание движения.

    Второе требование является фундаментом новой метафизики. В учении средневековых схоластов Космос имеет строго иерархическую структуру, где у каждой вещи есть свое собственное место. С позиций гелиоцентризма фундаментальные свойства мира инвариантны относительно системы отсчета и, тем более, относительно наблюдателя. Принцип Коперника, согласно которому не существует «привилегированных» мест в пространстве, постулировал независимость свойств реальности от человека, а также возможность описывать мир с «ничьей» точки зрения.

    Таким образом, было заложено основание для появления экспериментального метода и формирования новой рациональности, понимаемой как измерение. Но не слишком ли самонадеянно сравнивать с Коперником Хью Эверетта?

    Хью Эверетт родился 11 ноября 1930 года в Вашингтоне в семье кадрового военного Хью Эверетта Младшего (1904-1980). Поэтому в энциклопедиях и популярной литературе он часто именуется Хью Эвереттом Третьим (Hugh Everett ІІІ). На самом деле подобные случаи – когда мужчины носят не только одну фамилию, но и одно и тоже имя – нередки для англосаксонских семей. Уже в двенадцать лет он написал «ученое» письмо самому Эйнштейну, который в своем ответе отметил завидную остроту ума юного дарования. Альберт Эйнштейн угадал правильно: именно это качество отличало Хью Эверетта Третьего всю его жизнь [2, С.16].

    По окончании школы Эверетт поступил на инженерно-химический факультет Католического Университета Америки (Вашингтон) и в 1953 году получил диплом бакалавра. Получив поддержку Национального Научного Фонда и военного ведомства, Эверетт продолжает учебу в Принстонском университете, где в 1954 году на втором курсе аспирантуры переходит под руководство знаменитого Джона Арчибальда Уилера, одного из ведущих разработчиков американского ядерного проекта и, пожалуй, самого остроумного физика ХХ века. В какой-то мере это и предопределило неоднозначную научную судьбу Хью Эверетта.

    Теория, сделавшая Эверетта знаменитым, была порождением его безудержного остроумия. Она родилась на пирушке, которую в 1954 году устроили молодые физики Хью Эверетт, Чарльз Мизнер и ассистент Нильса Бора Ааг Петерсен. Двое последних стали провоцировать славящегося своей находчивостью Эверетта каверзными вопросами о парадоксах квантовой механики. В ответ он разгромил готовую диссертацию Чарльза Мизнера (тот вынужден был даже переработать ее) и на ходу сформулировал тезисы, ставшие основой теории, в будущем потрясшей многие представления о мире [2, С.17].

    Причиной появления работы Эверетта стало давнее противоречие между двумя разными квантовомеханическими формулировками ‑ волновой и матричной. Идея Эверетта заключалась в преодолении одного из главных парадоксов копенгагенской интерпретации квантовой механики – парадокса коллапса волновой функции. Например, того факта, что элементарная частица может теоретически находиться сразу во многих местах пространства (с разной вероятностью в каждом из них), меж тем как измерение обнаруживает ее только в каком-то одном. Другими словами, происходит коллапс волновой функции электрона – она «стягивается» к области реального наблюдения. Но коллапс порождает резкое противоречие со специальной теорией относительности – в ней абсолютно запрещена мгновенность передачи информационного сигнала. И Эверетт нашел логически безупречный выход, предположив, что, на самом деле никакого коллапса не происходит, а все члены суперпозиции становятся реальными, но… в разных мирах [1, С.71, 85; 3, С.27].

    Согласно такой трактовке, ни один из возможных исходов квантового взаимодействия не остается нереализованным, каждый из них осуществляется таким образом, что в результате образуется Альтерверс – причинно связанная система миров в конкретной ветви Мультиверса. По современным оценкам инфляционных сценариев возникновения физического мироздания космологический Мультиверс представляет собой огромное множество (по меньшей мере 10500 вселенных с различными формами физических законов и мировых констант) и в каждой из них при всяком взаимодействии порождается эвереттический альтерверс. Термин «альтерверс» был предложен М.Б.Менским и введён в научный оборот в работе [4]. То есть признается реальным физическое многомирие. Вселенная в каждый микромомент времени ветвится на «параллельные миры». Каждый такой мир представляет собой некую комбинацию микро- и макрособытий, которая могла бы реализоваться вследствие вероятностной изменчивости мира. Другими словами, каждый такой мир – как бы ветвь колоссального Древа Времен, развивающаяся с момента ответвления по общим для данной ветви Мультиверса физическим законам, но по альтернативным причинно-следственным путям [1, С.56].

    В основе концепции Эверетта лежит утверждение, что в замкнутой Вселенной всякое наблюдение за объектом (взаимодействием) само является взаимодействием, причем не существует какого-то «супервнешнего наблюдателя», который мог бы изучать процесс нашего наблюдения, не взаимодействуя с ним.

    Далее, нам следует понять значение термина «соотнесенное» состояние». Согласно Эверетту, он означает, что в любой сложной системе, состоящей из выделенных по каким-то правилам подсистем, «подсистемы не имеют состояний, независимых от состояний остальных частей системы». То есть: все связано со всем. (Хотя, разумеется, степень связи может быть различной) [3, С.27].

    Под «наблюдателем» Эверетт понимает не только человека, но и любую механическую или электронную систему, способную запоминать предыдущие результаты и действовать в соответствии с последним результатом наблюдения. В зависимости от состояния объекта, состояния наблюдателя будут различными, а «истинное» определяется как суперпозиция (сумма) всех физически возможных состояний. Иными словами, именно пара «объект-наблюдатель» при каждом событии (взаимодействии внутри объекта и фиксации результата) «расщепляется» и принимает состояния, соответствующие физически возможным результатам такого взаимодействия. Но, поскольку пара – это подсистема, вместе с ней делится, ветвится, расщепляется и вся система, то есть Вселенная. Это ветвление Вселенных – самое важное в теории Эверетта.

    Пятнадцать лет спустя после выхода фундаментальной статьи Эверетта один из основоположников теории квантовой гравитации Брайс Де Витт обосновал свою мысль так: «...Такой мир постоянно делится на чудовищно большое число ветвей, возникающих вследствие аналогичных измерениям взаимодействий между мириадами его компонент. Кроме того, каждый квантовый переход, происходящий в каждой звезде, в каждой галактике, в каждом далеком уголке нашей Вселенной приводит к ветвлению нашего локального мира на Земле на мириады копий» [Цит. по: 3, С.28].

    Почему вообще возникает этот процесс ветвления? Дело в том, что в отличие от классической картины мира, в квантовой механике установлено, что в процессе взаимодействия объект наблюдения не может остаться неизменным. Но наблюдение – это всегда взаимодействие наблюдателя с объектом: освещение, нагрев, механические операции для получения информации от объекта. И даже при пассивном наблюдении мы получаем информацию об объекте путем «изъятия» из окружающей объект среды, по крайней мере, части квантов излучения, что влияет и на состояние объекта, и на состояние наблюдателя, который, получив информацию об объекте, также меняет свое состояние.

    Это принципиально отличает трактовку Эверетта от «стандартной» – в квантовой механике рассматривается изменение только объекта. Но, как следует из теории Эверетта, кроме физического, крайне важно учитывать и информационное изменение в состоянии наблюдателя. Это важнейшее дополнение Эверетта к понятийному аппарату квантовой механики следует из того, что – функция наблюдателя в качестве параметра содержит его память. Если наблюдателем является прибор (фотопластинка, счетчик Гейгера, камера Вильсона и т.п.), то изменение его памяти детерминировано свойствами прибора (засветка, импульс тока, конденсация паров и т.п.). Если же наблюдатель разумен, то картина существенно усложняется [1, С.74-75]. Но в любом случае – является ли наблюдателем данного события нобелевский лауреат по физике или лабораторная уборщица – изменение состояния разумного наблюдателя определяется не только информацией, полученной из опыта, но и волевой интерпретацией этой информации.
    Здесь следует согласиться с комментарием одного из первых в нашей стране, и, безусловно, самого информированного биографа Эверетта Е.Б.Шиховцева: «Эверетт поступил с внешним наблюдателем так же, как Эйнштейн с выделенной системой координат» [Цит. по: 5]. Здесь важно не сравнение Эверетта с Эйнштейном, а подчеркивание равновеликой революционности их вклада в физику.

    Таким образом, можно считать доказанным, что теория Хью Эверетта действительно содержит в себе потенциал интеллектуального переворота, равного коперниканскому: Эверетт превратил нашу Вселенную из единственной в одну из многих и заложил основу нового подхода, новой рациональности в науке: переход от логики факта к логике допущения (вероятностная логика).

    Тем не менее, современники не оценили революционные идеи молодого физика, а попытка объясниться с Нильсом Бором привела к тому, что Хью Эверетт бросил науку и занялся бизнесом (и стал, между прочим, миллионером), а Нильс Бор никогда и ни при каких обстоятельствах до конца жизни не упоминал Эверетта… Принять теорию Эверетта ученый мир опасается, опровергнуть не может, а расстаться не хочет. Еще не так давно патриарх отечественной астрофизики И.С. Шкловский высказался, что современная наука не в состоянии даже подойти к проблеме многомирия и придется подождать по крайней мере до XXI века. XXI век уже наступил. Время эвереттовских вселенных пришло.
     
    Литература:
    1. Лебедев Ю.А. Эвереттическая Аксиоматика. ‑ М.: ООО Фирма «Леже», 2010‑ М.: ООО Фирма «Леже», 2009 – 269 с.
    2. Лебедев Ю.А. Многоликое мироздание. Эвереттическая проблематика. ‑ М.: ООО Фирма «Леже», 2010 – 330 с.
    3. Гуларян А.Б., Лебедев Ю.А. Неоднозначное мироздание // Лицейское и гимназическое образование. 2008. № 3. С.22-32.
    4. Новиков И.Д., Кардашёв Н.С., Шацкий А.А., «Многокомпонентная Вселенная и астрофизика кротовых нор», УФН, т. 177, 9 сент. 2007. С. 1017–1023.
    5. Лебедев Ю.А. Многомирие и эвереттика // http://www.chronos.msu.ru/old/RREPORTS/lebedev_doklad/lebedev_doklad.htm
     
    Артем Гуларян

    Источник - http://oldfil.samgtu.ru/node/49.


    Комментарии:
    • #1 написан 17 августа 2015 17:35
    • Статус:
    • Группа: Гости
    • Зарегистрирован --
    pl | Комментариев: 0 | Публикаций: 0
    Спасибо за статью, Артём. А как понимается Время в многомировой эвереттовской интерпретации? Одно на всех или сколько миров, столько и времён?
    0
    Информация!
    Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
    Наверх Вниз