• ,
    Лента новостей
    Опрос на портале
    Облако тегов
    crop circles (круги на полях) knz ufo ufo нло АЛЬТЕРНАТИВНАЯ ИСТОРИЯ Атомная энергия Борьба с ИГИЛ Вайманы Венесуэла Военная авиация Вооружение России ГМО Гравитационные волны Историческая миссия России История История возникновения Санкт-Петербурга История оружия Космология Крым Культура Культура. Археология. МН -17 Мировое правительство Наука Научная открытия Научные открытия Нибиру Новороссия Оппозиция Оружие России Песни нашего века Политология Птах Роль России в мире Романовы Российская экономика Россия Россия и Запад СССР США Синяя Луна Сирия Сирия. Курды. Старообрядчество Украина Украина - Россия Украина и ЕС Человек Юго-восток Украины артефакты Санкт-Петербурга босса-нова будущее джаз для души историософия история Санкт-Петербурга ковид лето музыка нло (ufo) оптимистическое саксофон сказки сказкиПтаха удача фальсификация истории философия черный рыцарь юмор
    Сейчас на сайте
    Шаблоны для DLEторрентом
    Всего на сайте: 90
    Пользователей: 0
    Гостей: 90
    Архив новостей
    «    Апрель 2024    »
    ПнВтСрЧтПтСбВс
    1234567
    891011121314
    15161718192021
    22232425262728
    2930 
    Апрель 2024 (437)
    Март 2024 (960)
    Февраль 2024 (931)
    Январь 2024 (924)
    Декабрь 2023 (762)
    Ноябрь 2023 (953)
    Старые трубы против Старого континента

    «Дружба» дружбой

     Сербия и Венгрия на днях согласовали планы сооружения нефтепровода протяжённостью примерно в 300 км между двумя странами. Речь идёт о локальной ветке от продолжающего благополучно функционировать нефтепровода «Дружба». От нефтеперерабатывающего завода (НПЗ) Сазхаломбатта южнее Будапешта она пойдёт в Сербию для прокачки российской нефти.

    Намечен маршрут от трубного перекрёстка в австрийском Баумгартене, где, кстати, находится и центрально-европейский газовый хаб, на Суботицу — Нови-Сад — Белград. Далее — на близлежащий к сербской столице НПЗ в Панчево. Об этом заявил официальный представитель правительства Венгрии Золтан Ковач, отметив соответствующие договорённости Виктора Орбана и Александра Вучича.

    Подчеркнём: эта артерия станет первым «пророссийским» нефтеэкспортным проектом в условиях экономических санкций против РФ. Как известно, коллективный Запад, в том числе почти все балканские страны, исключая Сербию, ввели их вскоре после 24 февраля 2022 года.

     Проект планируется реализовать в течение максимум полутора лет. В настоящее время стороны уточняют трассу нефтепровода, объёмы финансирования и поставок профильного оборудования для этого проекта. Другие подробности пока официально не сообщаются.

    Европе вопреки

    Сепаратное решение Будапешта и Белграда, вполне очевидно в пику ЕС, продолжающего давить на них, обусловлено прежде всего негативной позицией Венгрии и Сербии по поводу антироссийских санкций. И тем, что вне санкций ЕС остаётся нефтепровод «Дружба», перекачивающий с середины 60-х — начала 70-х российскую нефть в Восточную Европу.

    Чёрное золото как шло, так и продолжает идти через Белоруссию — в Польшу и Восточную Германию (до весны 2022-го — и в Литву); через Украину — в Венгрию, Чехию и Словакию. Вдобавок ЕС в апреле сего года исключил Сербию из перечня стран, подлежащих санкциям из-за импорта российской нефти.

    В настоящее время Сербия получает почти весь объём российской нефти — свыше 80 % объёма своего нефтеимпорта — по трубопроводу из Хорватии: с адриатического терминала Омишаль. Но, во-первых, расстояние перекачки здесь до Сербии почти на треть больше, чем по проекту нефтепровода Венгрия-Сербия. А во-вторых — перекачка в Сербию через Хорватию, по оценке З. Ковача,

    «едва ли станет возможной ввиду санкций ЕС против России, затронувших и морские перевозки российской нефти.»

    По уточнённым данным сербского минэнерго (14 октября), трубопровод Хорватия-Сербия будет законсервирован с середины ноября или не позже 5 декабря. В такой ситуации российская нефть будет поставляться только через Венгрию по железной дороге — и то, если Киев не закроет железнодорожный нефтетранзит из России.

    Блокада.net

    Но повторим, что перекачка по «Дружбе» Евросоюзом не ограничивается. Не препятствует работе этой артерии и Украина (по крайней мере, в настоящее время). Но для политической страховки маршрута «Дружбы» в Сербию весьма целесообразным было бы многостороннее межгосударственное соглашение РФ, Украины, Сербии и Венгрии о недопустимости перерывов в работе данной артерии по политическим причинам.

    Такое соглашение возможно даже под эгидой ЕС, причём подспорьем к нему вполне может стать сохраняющаяся чёткой позиция Будапешта и Белграда по недопустимости санкций против российской нефти.

     В то же время А. Вучич в складывающейся ситуации не исключает блокады нефтепоставок в Сербию из России любым видом транспорта. Тем более что эти поставки невозможны даже по Дунаю, так как Российская Федерация исключена из Дунайской Комиссии весной 2022 г., которая фактически присоединилась к антироссийским санкциям ЕС.

    Поэтому 8 октября сербский президент заявил о запланированной проработке с Албанией и Северной Македонией запасного варианта: проекта нефтепровода порт Дуррес (Албания) — Тетово – Скопье (Северная Македония) — Ниш – Белград (Сербия). Такой маршрут нацелен на ввоз не российской нефти и обусловлен фактором Косово.

    Косово — не Албания

    Трубопровод здесь, в Косово, был бы на 20 % короче упомянутого, но по понятной политической причине труба Белграду нужна в обход Косово. Впрочем, и в Албании не заинтересованы в усилении для неё транзитной роли Косово: не реализуется даже железнодорожный проект ещё середины 90-х порт Шенгин – Шкодер – Кукес (Албания) – Призрен (Косово).

    Это прямое следствие того, что практически все политические элиты «послесталинской» Албании по-прежнему не хотят допускать косоваров в её властные структуры. И тем более объединять Косово с Албанией. Соответственно, пробуксовывает и стародавний проект «Великой Албании», неофициальным приверженцем которой был даже «Албанский Сталин» – Энвер Ходжа...

     Кстати, советская сторона в 1972-1973 гг. предлагала Югославии ту же ветку нефтепровода «Дружба» из Венгрии в Сербию и далее в Македонию. И даже создание «трансболгарского» нефтепровода из порта Бургас на Белград, далее в Боснию и Герцеговину. С продлением какой-либо из этих веток до черногорских портов Бар или Ульцинь.

    Однако маршал Иосип Броз Тито тогда однозначно предпочёл — во всяком случае, для Сербии и Македонии — трубопроводный импорт из Ближнего Востока и Магриба: с 1972 г. для этого ввели в действие нефтепровод порт Салоники (Греция) — Скопье (Македония) — Ниш – НПЗ Панчево – Белград (Сербия).

    В 1998-2001 гг. по этой артерии нефть в Сербию не перекачивалась в связи с антисербскими санкциями США и ЕС. И навряд ли такая труба, в отличие от «Дружбы», будет перекачивать российскую нефть Сербии, особенно с учётом антироссийских санкций Запада...
    Автор: Алексей Чичкин, Алексей Подымов

    Использованы фотографии:
    bnr.bg, tportal.hr, dnevnenovine.rs

    Источник - Военное Обозрение .

    Комментарии:
    Информация!
    Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
    Наверх Вниз