• ,
    Лента новостей
    Опрос на портале
    Облако тегов
    crop circles (круги на полях) knz ufo ufo нло АЛЬТЕРНАТИВНАЯ ИСТОРИЯ Атомная энергия Борьба с ИГИЛ Вайманы Венесуэла Военная авиация Вооружение России ГМО Гравитационные волны Историческая миссия России История История возникновения Санкт-Петербурга История оружия Космология Крым Культура Культура. Археология. МН -17 Мировое правительство Наука Научная открытия Научные открытия Нибиру Новороссия Оппозиция Оружие России Песни нашего века Политология Птах Роль России в мире Романовы Российская экономика Россия Россия и Запад СССР США Синяя Луна Сирия Сирия. Курды. Старообрядчество Украина Украина - Россия Украина и ЕС Человек Юго-восток Украины артефакты Санкт-Петербурга босса-нова будущее джаз для души историософия история Санкт-Петербурга ковид лето музыка нло (ufo) оптимистическое саксофон сказки сказкиПтаха удача фальсификация истории философия черный рыцарь юмор
    Сейчас на сайте
    Шаблоны для DLEторрентом
    Всего на сайте: 87
    Пользователей: 0
    Гостей: 87
    Архив новостей
    «    Апрель 2024    »
    ПнВтСрЧтПтСбВс
    1234567
    891011121314
    15161718192021
    22232425262728
    2930 
    Апрель 2024 (585)
    Март 2024 (960)
    Февраль 2024 (931)
    Январь 2024 (924)
    Декабрь 2023 (762)
    Ноябрь 2023 (953)
    Европейские санкции способствуют росту прибалтийского транзита российских грузов

    ДМИТРИЙ НЕФЁДОВ

    Энергетический «разворот на Восток» сталкивается с проблемами

     По итогам 2022 года товарооборот между Россией и Евросоюзом ненамного вырос, но, главное, достиг максимума с 2014 года (258,6 млрд. евро) – таковы данные РИА «Новости» на основе европейской статистики. Импорт товаров из России в ЕС вырос на 25% и достиг 203,4 млрд евро – на 230 млн евро меньше исторического максимума 2012 года. Ввоз товаров из ЕС в Россию при этом обрушился на 38,1%, до 55,2 млрд евро – минимум аж с 2005 года.

    В этой связи не вызывает особого удивления заметный рост транзита российских внешнеторговых грузов через прибалтийские (особенно латвийские и эстонские) порты в последние месяцы 2022-го и в начале текущего года. В значительной степени это обусловлено подсанкционностью российских портов, в том числе северо-западных, а также возможностью (ввиду природно-климатических условий) почти круглогодичной эксплуатации портов бывшей советской Прибалтики.

    Разумеется, такая тенденция обусловлена и «двоякой» санкционной политикой марионеточных местных властей, патологическая русофобия которых парадоксальным (или вполне естественным?) образом не противоречит неизменной заинтересованности в российском транзите. Напомним, десятилетиями его доля в ВВП прибалтийских «новоборанцев» Евросоюза и НАТО превышала 25%.

    Просматривается здесь и некий геополитический контекст: не исключено, что транзитная политика прибалтийских стран в связи с текущими санкциями Евросоюза тем или иным образом согласована с Брюсселем. Вероятная цель – восстановление зависимости РФ от прибалтийского транзитного направления в ущерб развиваемой в последние годы коммуникационной инфраструктуре Ленинградской области.

    К примеру, объём перевалки грузов в рижском Baltic Container Terminal (ВСТ) возрос в 2022 году по сравнению с годом предыдущим на 10% (впервые за 10 с лишним лет). Контейнерная погрузочно-разгрузочная компания порта достигла рекордно высоких объемов грузооборота, улучшив результат предыдущего года на 16%. Фактически было перегружено 326 тысяч единиц TEU (единица измерения загруженных контейнеров), что, по данным латвийской стороны, «является самым высоким годовым оборотом в истории терминала». Высокий уровень контейнерной перевалки здесь сохраняется и в начале 2023 года.

    По мнению Freeport of Riga Authority, статистика всех портов бывшей советской Прибалтики свидетельствует о «благоприятном» влиянии санкций и конфликта на Украине на контейнерные перевозки. При этом порт Санкт-Петербург, ранее являвшийся крупнейшим контейнерным портом в регионе, потерял в 2022 году 64% объема соответствующих грузоперевозок. Напротив, в портах Рига, Клайпеда и Таллинн наблюдался рост контейнерного грузооборота, равно как и в финляндских портах Хельсинки и Хамина Котка, расположенных невдалеке от российско-финляндской границы в Ленинградской области.

    Член правления вышеупомянутого старейшего рижского портового терминала (с 1999 года – в собственности мальтийского холдинга Mariner) Дмитрий Киселёв говорит о том, что с началом введения в 2022 году санкций «контейнерные линии Балтики бойкотировали российские порты, используя контейнерные терминалы стран Балтии для размещения и хранения контейнеров, предназначенных для российского рынка, что привело к быстрому увеличению грузооборота на терминале BCT». Позже экспортеры и импортеры «адаптировались к ситуации и использовали Рижский порт для отправки товаров, ранее отправляемых через российские порты», что и привело, по его мнению, «к увеличению потока российских импортных, как и экспортных контейнеров, направляемых в том числе в страны Азии». К этому можно добавить, что в 2022 году там же работали, как и прежде, 6 международных контейнерных линий, причём все они продлили на 2023-й контракты с терминалом.

    Грузооборот порта Вентспилс, 2022 – январь 2013 гг.

    Следует также обратить внимание и на взрывной рост грузооборота латвийского порта Вентспилс, за январь 2023 года возросший на 40% по сравнению с аналогичным месяцем предыдущего года и достигший 1,57 млн тонн. В том числе было перегружено 809 тыс. тонн наливных (-5,5%), 543 тыс. тонн балкерных (рост в 2,8 раза) и 224 тыс. тонн генеральных грузов (+13,7%), следует из сообщения администрации порта. На экспортно-импортные грузы РФ приходится не менее 25% этих объёмов, причем тенденция на рост грузооборота усиливается с середины ноября 2022 г. Именно Вентспилсу принадлежит одно из ведущих мест по транзиту в Евросоюз российского мазута и газойля: по данным Reuters, в январе было отгружено из РФ в ЕС до 210 тыс. тонн, в том числе через Вентспилс – 80 тыс. тонн (заметим, в начале 2010-х годов нефтепродуктовый транзит РФ через Вентспилс практически прекратился в пользу российских терминалов).

    Примечателен и фактический отказ латвийских властей, вопреки первоначальным планам, от экспроприации параллельных нефтепровода и нефтепродуктопровода из России и Белоруссии в сторону того же Вентспилса, похоже, с явным расчетом на расширение  использования означенного порта для экспорта российских нефтепродуктов. «Тишина» (пока?) и с аналогичными планами Вильнюса относительно отрезка этой же транзитной линии, частично подходящей к Вентспилсу через литовско-латвийское приграничье, с ответвлением к НПЗ в Мажейкяе и близлежащему терминалу в Бутинге. К слову, этот самый НПЗ в Мажейкяе – единственный в прибалтийском регионе.

    На сохранение поставок российских нефтепродуктов в сторону враждебной Европы через «внесанкционные» артерии, порты и танкеры благодаря замысловатым кульбитам Брюсселя обращает внимание аналитик Фонда национальной энергетической безопасности Игорь Юшков: «Вызывает удивление тот факт, что с 5 февраля известно только о двух ценовых потолках: для дизельного топлива и для мазута. Почему нет диверсификации по каждому виду нефтепродуктов? Почему де-факто под одну цену хотят подвести и дизель, и бензин, и керосин и т. д.? Это странно». Как представляется, по крайней мере отчасти эта странность объясняется в недавнем разъяснении Еврокомиссии: «Если российские нефтепродукты перерабатываются в третьей стране путём смешивания с произведёнными в другом государстве, то российские нефтепродукты больше не считаются российскими, и предельная цена не применяется». Как пояснили в Еврокомиссии, в результате смешения появляется товар с другим таможенным кодом, который может продаваться без учёта ценовых ограничений, а европейские компании получают возможность беспрепятственно оказывать услуги по страхованию и транспортировке.

    …С закручиванием санкционных «гаек» (пока с вышеупомянутой «лазейкой», призванной сохранить западное экспортное направление на выгодных Брюсселю условиях) в России много говорится о транзитно-экспортном «развороте на Восток», однако и здесь, мягко говоря, не всё гладко. Только за первую неделю февраля дальневосточные порты отклонили 14% поданных заявок, будучи не готовыми перевалить даже согласованные объемы нефтепродуктов. «Российские железные дороги» принимают грузы с учётом объёмов выгрузки в портах, не позволяющих наращивать транспортировку нефтепродуктов. Только за первую неделю февраля 2023 года портами Дальнего Востока отклонено 14% поданных заявок, заявил 9 февраля глава компании Олег Белозеров на встрече с нефтяниками по вопросам вывоза продукции по железной дороге. По его словам, терминалы оказались не готовы перевалить даже согласованные объёмы нефтепродуктов, из-за чего количество вагонов с нефтепродуктами на инфраструктуре общего пользования превысило нормативы в 2,5 раза.

    С учётом всех упомянутых факторов и трендов трудно предположить, что транзитные возможности бывшей советской, а ныне русофобствующей Прибалтики не останутся не востребованными и впредь…

    Источник - Фонд Стратегической Культуры .

    Комментарии:
    Информация!
    Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
    Наверх Вниз