• ,
    Лента новостей
    Опрос на портале
    Облако тегов
    crop circles (круги на полях) knz ufo ufo нло АЛЬТЕРНАТИВНАЯ ИСТОРИЯ Атомная энергия Борьба с ИГИЛ Вайманы Венесуэла Военная авиация Вооружение России ГМО Гравитационные волны Историческая миссия России История История возникновения Санкт-Петербурга История оружия Космология Крым Культура Культура. Археология. МН -17 Мировое правительство Наука Научная открытия Научные открытия Нибиру Новороссия Оппозиция Оружие России Песни нашего века Политология Птах Роль России в мире Романовы Российская экономика Россия Россия и Запад СССР США Синяя Луна Сирия Сирия. Курды. Старообрядчество Украина Украина - Россия Украина и ЕС Человек Юго-восток Украины артефакты Санкт-Петербурга босса-нова будущее джаз для души историософия история Санкт-Петербурга ковид лето музыка нло (ufo) оптимистическое саксофон сказки сказкиПтаха удача фальсификация истории философия черный рыцарь юмор
    Сейчас на сайте
    Шаблоны для DLEторрентом
    Всего на сайте: 50
    Пользователей: 0
    Гостей: 50
    Архив новостей
    «    Апрель 2024    »
    ПнВтСрЧтПтСбВс
    1234567
    891011121314
    15161718192021
    22232425262728
    2930 
    Апрель 2024 (545)
    Март 2024 (960)
    Февраль 2024 (931)
    Январь 2024 (924)
    Декабрь 2023 (762)
    Ноябрь 2023 (953)
    Китайский интерес к Байкалу. Дружба дружбой, а вода – врозь

    Недавний паводок в Иркутской области невольно напомнил о водных ресурсах России. Избыточны ли они и можно ли без проблем поделиться с ними с соседями? Например, Китай раз за разом прямо намекает, что он не прочь взять "излишек" себе – целый ряд регионов страны страдает от "жёсткого" дефицита воды.

    Малой кровью

    В Китае, не слишком богатом и другими ресурсами, сегодня, пожалуй, активнее всего продолжают искать воду. И делают это настойчиво и упорно, прежде всего в России, не обращая внимания на отповеди прессы и экологов, причём отнюдь не только российских.

    Страна с долей населения 20% от общемирового располагает лишь 7% запасов водных ресурсов. Северные и центральные провинции КНР постоянно испытывают серьезный дефицит воды. Так, в провинции Ганьсу в прошлом году выпало всего 380 мм осадков. По данным ООН, за последние 50 лет водообеспечение жителей стран Центральной Азии и Китая уменьшилось почти в 3,5 раза. По расчетам GlobalWaterInitiative, этот регион к 2025 году может достичь критической планки: 1,7 куб. метра на человека в год.

    Китай всячески пытается решить свои внутренние проблемы, одна из архиважных – ослабить приток населения в прибрежный пояс мегаполисов. А для этого необходимо развивать центральные и западные районы. Но тут в первую очередь встает вопрос упомянутого "жесткого" дефицита воды. Хотя, по заверениям различных экспертов, КНР имеет вполне значительные внутренние водные ресурсы.

    Это и подземные запасы воды: в центральном Китае создана целая система водохранилищ. К тому же крупными запасами подземной, речной и талой воды располагает северный и северо-восточный Тибет, кстати, сопредельный с засушливыми северо- и центрально-китайскими провинциями. Вполне разумно обратить внимание и на сопредельные страны, такие, как Лаос, Бангладеш, Мьянму, Таиланд, которые обладают избытками водных ресурсов.

    Но КНР смотрит на север – в сторону сибирских регионов России. Населения мало, ресурсов много, в том числе водных. Причем они высокого качества – разве можно сравнить, например, байкальскую воду и мутную водицу какого-нибудь Меконга? Июньский паводок в Иркутской области как будто специально бросил "гирю" на чашу китайских весов: посмотрите – сколько у них воды, от её избытка страдают и даже погибают люди.

    Если "небольшую" её часть переправить на юг, то никто не заметит, более того – удастся на ней даже заработать. А ещё китайцы постоянно указывают на стратегическое сотрудничество между двумя странами, на глобальный проект "Один пояс – один путь", а за спиной держат собственный опыт по практическому освоению бескрайних сибирских ресурсов, и не только лесных.

    Поэтому появление двух, на первый взгляд, "фантастических" проектов по переброске избыточных водных ресурсов из России в Китай, абсолютно не случайно. Речь идет, во-первых, о строительстве в северный Китай водопровода от Оби через Алтай и северо-восточный Казахстан протяженностью почти в 1,5 тыс. километров и годовой мощностью до 1 млрд кубометров. Во-вторых, это строительство водопровода от Байкала до упомянутой китайской провинции Ганьсу, точнее – до ее столицы, города Ланьчжоу. По расчетам, протяженность водопровода составит около 1,7 тыс. километров, он протянется от озерной "жемчужины" России через Монголию в центральную провинцию КНР.

     Но если от байкальского водопровода российские власти вроде бы пока дружно отворачиваются, то алтайский водопровод начинает постепенно обретать реальность, по крайней мере, в головах чиновников. В мае 2019 года проект был фактически одобрен на круглом столе Госдумы РФ "Стратегические проекты сотрудничества России, Казахстана и Китая".

    Инициативу же в умы забросила малоизвестная, но, как оказалось, весьма пробивная структура – Китайское общество по развитию сотрудничества с Россией, Монголией, Казахстаном и странами Центральной Азии. Проект уже внедрился в федеральные ведомства, включая Росводресурсы и МИД РФ. Примечательная реплика депутата Госдумы Алексея Чепы:

    "Проект более чем на 80 млрд. долларов призван решить проблему нехватки воды в северных провинциях Китая. Такие проекты могут быть интереснее, чем торговля нефтью. Его еще должны изучить эксперты, но, надеюсь, проект будет реализован к обоюдной выгоде".

    На первом этапе, до 2026 года, предполагается строительство первой очереди магистрального водопровода через Алтай мощностью около 600 млн. кубометров в год и распределительных сетей. Второй этап рассчитан до 2040 года с привлечением якобы избыточной воды алтайских рек.

    Тут завод, здесь — фабрика…

    Но и от Байкала, судя по всему, Китай не намерен отказываться. Если водопровод пока "фантастичен", то можно начать с малого. С завода по производству байкальской воды в бутылках. В мае 2017 в администрации Иркутской области был рассмотрен инвестиционный проект компании "АкваСиб" по строительству производства бутилированной воды, забираемой из глубины озера Байкал. Объем планируемых инвестиций – 1,5 млрд. рублей, проектная мощность – 528 тысяч литров в сутки.

     Ценой неимоверных усилий Байкал избавили от ЦБК, и "вот опять"

    Ввод в эксплуатацию был намечен на 2021 год. Члены инвестсовета Иркутской области даже приняли решение включить проект в реестр участников региональных инвестиционных проектов – читай: приоритетных. И даже было предложено организовать подачу заявки на конкурсный отбор инвестпроектов в Минэкономоразвития РФ, планируемых к реализации в Байкальском регионе.

    А что тут удивительного? Проект вполне укладывается в федеральную инвестиционную канву. Так, специальный представитель президента РФ по вопросам природоохранной деятельности, экологии и транспорта Сергей Иванов отмечал, что в скором времени страна превратится в крупнейшего экспортера очищенной воды. Точнее, "сейчас мы продаём Китаю байкальскую воду по цене два доллара за литр, без вреда окружающей среде".

    В июне 2018 году проект "АкваСиб" успешно прошел экологическую и строительную экспертизу, предприятие получило разрешение на строительство. Возведение завода началось в январе 2019 года. На "бутилированное" начинание смотрели многие. В соседней Бурятии не скрывали, что они тоже не прочь заняться "водным" бизнесом. Регион предельно дотационный, уровень социально-экономического развития низок, а тут могут прийти внушительные инвестиции, и зарабатывать можно на "дармовом" сырье, которого тут пруд пруди.

    Но после начала строительства култукского завода довольно быстро начали вылезать всякие "неприятности". Выяснилось, что "АкваСиб" на 99% принадлежит китайской компании "Озеро Байкал". А 1% — россиянке Ольге Мульчак. Ее дочь Олеся Мульчак – директор компании-застройщика. По данным Википедии, ее мужа, Сунь Дженьдзюня, несколько лет назад обвинили в масштабной контрабанде леса в Китай. По подложным документам в КНР вывозились значительные объемы лесопродукции. Общий ущерб превысил два миллиарда рублей. Сунь Дженьдзюнь получил за махинации пять лет лишения свободы.

     Но это были ещё "цветочки". Байкальская природоохранная прокуратура обнаружила множество нарушений в проекте, заявив, что строительство завода ведется незаконно. Вопросы возникли к экологической экспертизе, а также в проведении общественных слушаний. Участок, выделенный под застройку, расположен на уникальном болоте, где обитают птицы, в том числе занесенные в Красную книгу.

    Только после этого губернатор Иркутской области Сергей Левченко поручил проверить законность кутлукской стройки, а председатель комитета Госдумы по экологии и охране окружающей среды Владимир Бурматов в марте направил запрос на имя генпрокурора Юрия Чайки с требованием проверить законность возведения завода.

    Возбудилась и общественность. Возникла инициативная группа "Спаси Байкал", которая призвала подписать петицию и выступить против строительства завода. К ней присоединилось уже более 800 тысяч человек. Инициативу поддержали многие артисты и публичные персоны. Известный стилист Сергей Зверев своим одиночным пикетом на Красной площади как раз протестовал против строительства этого завода.

    Стоит ли удивляться, что общественный резонанс принёс свои плоды: была запущена экспертная инспекция, по итогам которой прокуратура обратилась в суд с требованием временно прекратить стройку. А премьер-министр Дмитрий Медведев поручил министру природных ресурсов и экологии Дмитрию Кобылкину осуществить проверку строительства завода на соответствие экологическим стандартам. В начале апреля возведение предприятия было остановлено.

    Многих впечатлили фотографии с места строительства – целый ряд труб тянутся по льду, а затем уходят на глубину озера. Некоторые в соцсетях сравнили трубы с щупальцами морского чудища, который приполз из Китая. И этот образ, думается, будет теперь довлеть над всеми водными проектами, которые захочет реализовать Поднебесная в нашей стране.

    Круги на воде

    На завод могли бы и закрыть глаза, но проблема в том, что экспансия со стороны южного соседа нарастает, и она – многовекторная. Помимо большого интереса к лесным ресурсам, нефти и газу, китайцы занялись активным освоением байкальского региона. Ещё в 2018 году во многих СМИ появились публикации о том, что местные жители недовольны массовой скупкой китайцами земли на берегах озера. Было даже написано коллективное письмо, в котором у местных властей просили ограничить для граждан Китая приобретение земель и туризм в данной местности.

    Но тут, как говорится, только бизнес, ничего личного. За последние несколько лет принципиально изменился состав туристов, посещающих Байкал. По словам губернатора Иркутской области Сергей Левченко, в 2018 году туристы из Китая составили две трети от всех иностранных путешественников.

    Москва, Санкт-Петербург, а теперь и Байкал – вот три центра притяжения для туристов из КНР. Логично, что китайский бизнес начал отвечать на запросы приезжающих – по берегу озера стали расти гостиницы, кафе, которые держат китайцы. Земельные участки гласно и негласно скупаются. Если невозможно напрямую, то подыскивается российский посредник, на которого оформляется недвижимость.

     Казалоcь бы, надо радоваться наплыву туристов из Китая. Но по кругу выходит так, что ни местное население, ни регион, по большому счету, ничего не получает. Китайцы строят замкнутый бизнес-цикл: туристы прилетают на самолетах китайских авиакомпаний, отдыхают в китайских гостиницах, кушают в китайских кафе и трогают байкальскую воду, которая вполне вероятно отправится в тот же Китай. А в финале остаются горы мусора, полуразвалившаяся очистная инфраструктура и мало денег.

    Федеральным властям, в любом случае, придется всерьез браться за байкальские проблемы. Задача заработать на водных ресурсах на самом деле находится далеко на заднем плане. А вот раздражение местного населения и общественности с каждым днем только возрастает.

    Не случайно Сергей Иванов совсем недавно на Всероссийском водном конгрессе признался: "Байкал вызывает все больше беспокойства". Проблемы – бытовые отходы растут "непомерными темпами". По его словам, на Байкал приезжают миллионы туристов, среди которых много "диких". На берегу озера "как грибы" строят маленькие гостиницы, и ни одна из них не имеет очистных сооружений – "всё идет в Байкал". Поэтому рано или поздно, отметил спецпредставитель президента, придется ограничивать приток туристов. Ведь на другие особо охраняемые природные территории не пускают бесконтрольно людей.

     Форумов по Байкалу проводится много, да вот толку от них пока маловато

    Собственно, с этого и надо было начинать: озеро Байкал – это не только визитная карточка России, но и уникальная экосистема. Нужно вводить заповедный режим использования на всей территории байкальского региона, и уже на его постулатах смотреть на туристов и бизнес.

    ЦБК на озере закрыли, так почему возможны проекты создания других предприятий на берегах Байкала, пусть и экологически "бутилированных"? Хочешь попутешествовать – подавай заявку, записывайся в тур, и под присмотром специально подготовленного гида ты пройдешь по интересному маршруту и увидишь все "изюминки" озера. Исходя из этого принципа, конечно, отпадают все вопросы и о строительстве мегатрубопроводов куда-то на юг. Заповедник – и точка!
    Автор: Сергей Осипов, член РГО

    Источник - Военное Обозрение .

    Комментарии:
    Информация!
    Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
    Наверх Вниз