• ,
    Лента новостей
    Опрос на портале
    Облако тегов
    crop circles (круги на полях) knz ufo ufo нло АЛЬТЕРНАТИВНАЯ ИСТОРИЯ Атомная энергия Борьба с ИГИЛ Вайманы Венесуэла Военная авиация Вооружение России ГМО Гравитационные волны Историческая миссия России История История возникновения Санкт-Петербурга История оружия Космология Крым Культура Культура. Археология. МН -17 Мировое правительство Наука Научная открытия Научные открытия Нибиру Новороссия Оппозиция Оружие России Песни нашего века Политология Птах Роль России в мире Романовы Российская экономика Россия Россия и Запад СССР США Синяя Луна Сирия Сирия. Курды. Старообрядчество Украина Украина - Россия Украина и ЕС Человек Юго-восток Украины артефакты Санкт-Петербурга босса-нова будущее джаз для души историософия история Санкт-Петербурга ковид лето музыка нло (ufo) оптимистическое саксофон сказки сказкиПтаха удача фальсификация истории философия черный рыцарь юмор
    Сейчас на сайте
    Шаблоны для DLEторрентом
    Всего на сайте: 94
    Пользователей: 1
    Гостей: 93
    SXHRashad9185
    Архив новостей
    «    Апрель 2024    »
    ПнВтСрЧтПтСбВс
    1234567
    891011121314
    15161718192021
    22232425262728
    2930 
    Апрель 2024 (607)
    Март 2024 (960)
    Февраль 2024 (931)
    Январь 2024 (924)
    Декабрь 2023 (762)
    Ноябрь 2023 (953)
    Вазген Авагян. что такое «прогресс экономики»?

    Если ты украл где-то мешок муки лично для себя – это не означает благополучия нации. Это, может быть, благополучие для тебя – если раньше голодал. Но не более того.

    А вот если ты получил мешок муки по закону, согласно которому такой мешок обязан быть предоставлен КАЖДОМУ (за исключением, может быть, провинившихся) – это говорит о благополучии нации.

    Как говорится, почувствуйте разницу!

    Благо нации заключается не в ВОЗМОЖНОСТЬ воровства одного её представителя у другого.

    Благо нации (взятой в целом) как раз в обратном: в ЗАПРЕЩЕНИИ воровства одними у других.

    Нация, взятая, как единство – не может питаться кусками самой себя: вот принцип, перечёркивающий все формы буржуазного национализма.

    +++

    Экзотические мнения о «благе для экономики» связаны с неумением теоретика отделить «свою шерсть от государственной», или намеренным спутыванием этой «шерсти». По этой модели кого у нас только не провозгласили «великим экономистом»: и Александра III, и Франко, и Пиночета, и Кудрина с Гайдаром…

    Рецепт всегда прост: если автор что-то себе украл, и его не наказали – то экономика «правильная». А если не дали украсть или наказали по итогам – то «неправильная». Иногда человека моделирует ситуацию: при Пиночете не жил, но воображает, что при Пиночете лично он неплохо бы устроился[1], и вуаля!

    Загони такого человека на чилийские медные рудники при Пиночете – он, думается, сильно изменил бы своё мнение. И о «дефиците» доступных по цене товаров в советском магазине, и об «изобилии» в рыночном, ставших недоступными…

    Но проблема таких людей в их ограниченности, в их неспособности поставить себя на место другого человека. «Мне комфортно – значит, и для всех это благо». Если оценивать экономику по такому принципу, то к единой оценке никто и никогда не придёт. Всякий станет вспоминать или выдумывать такую систему, в которой лично ему повезло бы хорошо устроиться – и выставлять её «максимой всеобщей пользы».

    +++

    На самом деле – если мы обладаем способность к обобщению мыслей – то «правильная» экономика связана не с чьим-то случайным лотерейным выигрышем, а с принципом ПРЕДОСТАВЛЕННОСТИ.

    Возможность – она как ветер: то прилетела, то улетела, и гадай – куда.

    Возможности – дочери Хаоса.

    Гарантии – дети Разума.

    Гарантии предоставленности основных благ – не всем удобны. Прямо скажем, они неудобны тем, кто устроился получать выше среднего. Кто имеет преимущества и привилегии, и растрачивает свои возможности на общие гарантии.

    Это связано с тем, что повышение выгоды одного человека есть автоматически снижение выгоды другого[2]. И если их начать уравнивать, то будет как в сообщающихся сосудах: в одном уровень жидкости растёт, в другом снижается. То есть тому, кто жил ниже среднего станет, конечно, лучше. А вот тому, кто жил выше среднего – не избежать ностальгии по «старым добрым денёчкам»…

    На самом деле не бывает «экономической выгоды» просто так: она, выгода-то, всегда чья-то!

    Экономика, правильная с точки зрения капиталиста – категорически неправильна с точки зрения рабочего. Экономика, правильная с точки зрения работающего – неправильна с точки зрения безработного. Экономика, правильная с точки зрения горожанина – неверна с точки зрения селянина, и наоборот.

    А единственная по настоящему правильная экономика – та, в которой абстрактному человеку (алгебраическому значку, под который можно подставить вас, меня, любого) гарантировано нечто законом.

    -Гражданин?

    -Да!

    -Получите, распишитесь!

    Это единственная экономика, которая правильна научно, то есть для всех, с любой точки зрения. Всякая остальная «правильность» - пиночетова ли или кудринская – суть есть субъективщина и вкусовщина. «Я там вписался». А если бы не вписался? Топил бы «против», как сейчас топишь «за»? И тогда где научность, где объективность?

    У либералов вообще несть числа «моделям» правильной экономики. Потому что «правильна» для либерала только та экономика, в которой доминирует его банда. А если соседняя – то «рынок неправильный, власть коррумпирована». А поскольку банд много, то и предлагаемых вариантов «правильных» реформ бесчисленное количество. Всякий либерал, которого обошла на раздаче гайдаровская банда – начинает сказки рассказывать, что это «неправильная демократия – она не нас обогатила». А вот если бы нас – тогда б другое дело!

    +++

    Свою привычку измерять качество экономики по личным доходам либералы передали широко в массы. Они научили растленных бездельников «бояться уравниловки» и «кошмара очередей за дефицитом». Всякий тунеядец видит идеал в личном процветании, «остальные же – пофиг».

    Между тем, аргумент «Ad hominem» к научной экономике как раз таки и не приложим. Где в другом месте – может быть, но только не при оценке экономики!

    Справедливость – это не размер.

    И прогрессивность – тоже не размер.

    Это совершенно разные вещи.

    Истории известны миллионы больших и маленьких Пиночетов – которые в ту или иную эпоху лично неплохо устроились. Оттого, что лично они сладко жрали и комфортно себя ощущали – нельзя делать вывод о справедливости или прогрессивности экономики их периода.

    Вообще пора понять, что нет такой экономической системы, которая была бы для всех плохой. В любой, какую не возьми – всегда найдутся те, которым «война-мать родна». И если брать их ностальгические мемуары про «эпоху Александра III» за основу экономической оценки, то экономическая оценка потеряет всякий смысл.

    +++

    Справедливая и прогрессивная система вовсе не та, где лично тебе хорошо. А та – в которой другим не хуже твоего. Тогда вы поровну несёте бремя (что есть справедливость) и сообща думаете о будущем (прогресс).

    Почему о прогрессе можно думать только сообща, на равных основаниях?

    Потому что тому, кто хорошо устроился на чужой беде прогресс совсем не нужен.

    Не нужен, во-первых, потому что и так уже всё есть. Во-вторых, потому что в новой среде это «всё» можно и потерять. Колониальный раджа, пирующий с английскими оккупантами в Индостане рассуждает так: «от добра добра не ищут».

    Чтобы понять отличие справедливости и прогресса общества от собственных привилегий и выгод – нужно иметь абстрактное мышление, способность ставить себя на место другого человека. Понимать, что и у других есть право на твои блага, а у тебя есть обязанность разделять с ними тяготы.

    +++

    Если этого (кстати сказать – единое для всех моральных систем человечества «золотое правило нравственности») не понимать, в силу тупости и узости мышления, то легко перепутать «прогрессивные» реформы с личным обогащением. Как же они не справедливы и не прогрессивны – когда у меня вон сколько благ прибавилось?!

    Но для науки такая аргументация – её конец, её смерть. Она исключает возможность сколь-нибудь объективной оценки и сводит всё к личным ощущениям какого-то отдельно взятого субъекта.

    А при таком подходе «прогрессивных экономик» одновременно и миллион и ноль. Мало ли кому что и где выгодно в текущей ситуации? На таком шатком основании никакого общего правила не выстроишь…

    ______________________________________

    [1] В декабре 2019 года в журнале «Дилетант» вышла статья Дмитрия Быкова, посвященная испанскому поэту Леону Фелипе (1884–1968). Дмитрий Быков снисходительно считает «чудачеством» его ненависть к Франко и выстраивает концепцию, согласно которой неразумные поэты напрасно отвергают строящих капитализм Франсиско Франко и Аугусто Пиночета. В число неразумных помимо Леона Фелипе попадают также Федерико Гарсиа Лорка и Пабло Неруда. Быков признает, что «деятели культуры в абсолютном большинстве становятся на сторону республики и не поддерживают военную архаику». И сожалеет по этому поводу: «Даже если Альенде все делает неправильно и губит чилийскую экономику, а Пиночет потом все будет делать правильно и сохранит в Чили рынок, — Неруда будет на стороне Альенде, Пиночет его поместит под домашний арест и, возможно, отравит, и обстоятельства его смерти будут так же темны, как гибель Лорки. Не бывает, понимаете, поэтов, берущих сторону самых справедливых и профессиональных военных диктаторов».

    [2] «Уравнение оплаты труда» В.Авагяна доказывает, что даже при неизменных ценах (взятом, как условие) при повышении доходов одного трудящегося снижается оставшаяся неизменной оплата труда другого трудящегося. Допустим, вы получали 100 рублей, а другой человек 10. Вы этого человека могли нанять для своих нужд за 10 рублей. Цены не изменились, ваши доходы не изменились – но другой человек стал получать 50 рублей вместо 10. Ваши 100 – уже не такая завидная зарплата. И нанять для своих нужд этого человека за прежнюю сумму вы не сможете. Ваши возможности существенно сократились – даже при условии неизменности цен и ваших прежних доходов. Если другой растёт – вы автоматически становитесь ниже относительно него, даже если не снижаетесь сами!


    Источник - Вазген АВАГЯН, специально для ЭиМ. .

    Комментарии:
    Информация!
    Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
    Наверх Вниз