• ,
    Лента новостей
    Опрос на портале
    Облако тегов
    crop circles (круги на полях) knz ufo ufo нло АЛЬТЕРНАТИВНАЯ ИСТОРИЯ Атомная энергия Борьба с ИГИЛ Вайманы Венесуэла Военная авиация Вооружение России ГМО Гравитационные волны Историческая миссия России История История возникновения Санкт-Петербурга История оружия Космология Крым Культура Культура. Археология. МН -17 Мировое правительство Наука Научная открытия Научные открытия Нибиру Новороссия Оппозиция Оружие России Песни нашего века Политология Птах Роль России в мире Романовы Российская экономика Россия Россия и Запад СССР США Синяя Луна Сирия Сирия. Курды. Старообрядчество Украина Украина - Россия Украина и ЕС Человек Юго-восток Украины артефакты Санкт-Петербурга босса-нова будущее джаз для души историософия история Санкт-Петербурга ковид лето музыка нло (ufo) оптимистическое саксофон сказки сказкиПтаха удача фальсификация истории философия черный рыцарь юмор
    Сейчас на сайте
    Шаблоны для DLEторрентом
    Всего на сайте: 72
    Пользователей: 0
    Гостей: 72
    Архив новостей
    «    Март 2024    »
    ПнВтСрЧтПтСбВс
     123
    45678910
    11121314151617
    18192021222324
    25262728293031
    Март 2024 (894)
    Февраль 2024 (931)
    Январь 2024 (924)
    Декабрь 2023 (762)
    Ноябрь 2023 (953)
    Октябрь 2023 (931)
    Трансформация образа американского супергероя

    Оглавление

    • 1 Введение
    • 2 Американский героизм
    • 3 Трансформация образа супергероя в фильмах
      • 3.1 Хэнкок 2008
      • 3.2 Железный человек 2008
      • 3.3 Хранители 2009
      • 3.4 Зелёный шершень 2011
      • 3.5 Американский герой 2015
      • 3.6 Дэдпул 2016
      • 3.7 Отряд самоубийц 2016
    • 4 Противостояние супергероев
    • 5 Заключение
    • 6 Видеообзоры по теме статьи

    «Культурная работа, которую выполняли боги и эпосы, сегодня выполняется рекламой стиральных порошков и героями комиксов…»
    Ролан Барт

    Введение

    Издревле люди очень любили истории о героях. Достаточно вспомнить древнегреческую мифологию: подвиги Тесея и Геракла, истории про Одиссея, Ахиллеса и т.д. Во всех культурах мира до сих пор существуют свои герои, существуют свои мифы, сказки, сказания, былины, эпосы о героических подвигах. Иногда героями в историях выступают не люди, а «боги»! Тогда, как правило, эти истории являются частью некоего религиозного учения. И, возможно, эта связь с религией далеко не случайна.

    При рассмотрении данной проблематики стоит задаться одним вопросом: «Какую функцию в культуре общества несут истории о героях? Являются ли эти истории чистым развлечением или же они выполняют какую-то иную роль?»

    Учитывая тот факт, что истории о героях существуют во всех культурах, очевидна их необходимость. Люди тянутся к подобным историям, и если раньше это были мифы и сказки, то сейчас в качестве героев могут выступать вполне реальные персонажи. Многие люди с удовольствием изучают биографии своих кумиров, смотрят автобиографичные фильмы о том, как человек стал известным и добился успеха. Даже в современной истории уже на столь значительном этапе развития культуры мы всё равно нуждаемся в героях и ищем их либо в реальной жизни, либо в вымышленных мирах. Но для чего это нам? Неужели нам интересна жизнь совершенно чужого человека, с которым мы даже не знакомы? Неужели жизнь какого-то медиаперсонажа нам важнее, чем своя собственная?

    Для того, чтобы понять, для чего нам нужны герои, необходимо в первую очередь ответить на вопрос: «А кто такой – герой? Что отличает героя от всех остальных?»

    В словаре В. Даля, например, приводится следующее определение:

    Герой – это:
    храбрый воин, доблестный воитель, богатырь, чудо-воин;
    доблестный сподвижник вообще, в войне и в мире, самоотверженец. 

    Словарь Д. Ушакова даёт такое определение:

    Геро́й (от др.-греч. ἥρως, «доблестный муж, предводитель») — человек исключительной смелости и доблести, либо одно из главных действующих лиц литературного произведения.

    Очевидно, что в данных определениях под главным качеством, каким должен обладать настоящий герой, понимается доблесть. То есть герой – это доблестный персонаж (в определении Даля – преимущественно военный). Такое определение герою, безусловно, отвечало вызовам той эпохи, во времена которой В. Даль и Д. Ушаков писали свои словари.

    В совершенно упрощённом виде герою можно дать следующее определение:

    Герой – это персонаж, обладающий определённым набором качеств, которые выделяют его из общей массы людей, возвышают его, позволяют ему справляться со сверхсложными задачами, нести груз взваленной на него ответственности глобального масштаба.

    Сейчас «героями» часто также называют персон, обладающих таким набором качеств, которые позволяют добиться признания в обществе, то есть стать богатым, успешным, популярным, влиятельным. Здесь достаточно привести в пример таких людей как Стив Джобс, Билл Гейтс, Марк Цукерберг и многих звёзд, перечислять которых бессмысленно в силу их массовости. И действительно, кто не хочет сейчас добиться всего того, чего добились эти люди? Выпускаются книги об их жизни из жанра «история успеха», в журналах постоянно публикуются статьи о том, как они шли к своей мечте, в социальных сетях постоянно мелькают посты с их цитатами и мыслями. Разве всё это не подтверждает ранее высказанный тезис, что мы до сих пор нуждаемся в героях?!

    В определении герою мы сказали, что выбор набора качеств, характеризующих его, не является случайным, а отвечает определённым требованиям. Почему мы хотим видеть в герое именно эти качества, а не какие-то другие? В ответе на этот вопрос содержится ключ к пониманию того, зачем нам вообще нужны герои. Герои нам нужны, потому что мы стремимся подражать им. Герой – это некий идеал без страхов, комплексов, изъянов, без всего того, что обременяет нас, тянет вниз. Это описание того, к чему мы должны стремиться, чему мы должны соответствовать. Общество будет воспевать те качества, которые способны проложить дорожку к тому, что оно (общество) считает ценным и важным.

    Если сейчас ценностями в обществе являются успех, популярность, власть, деньги, то очевидно, что героями всё чаще и чаще будут певцы, музыканты, актёры, главы каких-то крупных компаний и проектов и т.д.

    А вот у В. Даля и Д. Ушакова, упомянутых выше, было совершенно иное понимание образа героя, так как страна и народ жили в культуре военного времени. Даль начал писать свой словарь в начале девятнадцатого века и писал пятьдесят три года, за это время Россия пережила семь войн!!! Словарь Ушакова вышел в 1935-1940 годах – во времена, когда страна только что пережила Первую мировую войну, революцию, гражданскую войну и находилась на пороге новой войны, ещё более страшной. Очевидно, что в таких условиях требуется возвышение совершенно других качеств. В условиях военного времени человек должен равняться на смелых, сильных, доблестных, самоотверженных героев. Поэтому героизм в трактовках Даля и Ушакова выглядит иначе.

    Американский героизм

    Итак, мы выяснили, кто такие герои и зачем они нужны обществу, а также какое воздействие они оказывают на культуру в целом. Теперь давайте рассмотрим вопрос об американском героизме. Почему он так интересен? США – очень молодая страна по сравнению с Европой, Россией и многими другими странами мира. Если считать от момента подписания декларации о независимости — с 4 июля 1776 года, то история США как государства насчитывает чуть более двухсот лет.

    В отличие от нас или от Европы, где история героизма уходит своими корнями в прошлое, где есть своя древняя культура, архитектурные и литературные памятники, которые отображают определённую героику, формировавшуюся на протяжении тысячелетий, Америка не прошла такого длительного периода становления культуры.

    Конечно, учитывая, что население США не появилось из ниоткуда, и большую его часть составляют выходцы из европейских стран, то неминуемо в культуру Америки привнесена часть европейских ценностей и образцов.

    Однако народностей, заселивших территорию Северо-Американского континента, много, поэтому, достаточно поварившись в этой каше, развивая капиталистические принципы построения общества, в США сформировалась совсем новая культура, не имеющая ничего общего со своей европейской колыбелью.

    В этой культуре стали появляться свои герои, в чем большую роль сыграли комиксы – рисованные рассказы или рассказы в картинках. Само название «комикс» происходит от английского слова «comic», что означает «смешной», и в начале своего появления комиксы носили чисто юмористический характер.

    Ситуация в корне изменилась в XX веке, когда появился первый настоящий супергерой с простым и говорящим именем Супермен, то есть суперчеловек. Рисованная история про Супермена была выпущена в июне 1938 года компанией DC Comics, и эту дату принято считать началом золотого века комиксов в США. Затем появился мрачный герой Бэтмен. Затем индустрия комиксов, прощупав жилку в чаяниях общества, начинает бурно развиваться. Появляются многие другие супергерои: Флэш, Человек-паук, Капитан Америка, Железный человек, Халк, Доктор Стрендж, Черепашки-ниндзя и т.д.

    Всего за период только одного золотого века было создано около четырёхсот супергероев – своеобразный аналог пантеона древнегреческих богов.

    Почему комиксы оказались столь востребованы в США? Ведь сами журналы с рисованными рассказами так и не удалось распространить на весь мир. Да и узнали мы о пресловутых американских супергероях только благодаря крупнобюджетным экранизациям.

    Именно ожившие на телеэкранах истории о людях с суперспособностями сделали сюжеты комиксов популярными на весь мир. Теперь каждый школьник в любой точке планеты (исключая совсем бедные и отсталые регионы с очень низким уровнем жизни, где нет телевизора и интернета) прекрасно знает «своих» героев: Человека-паука, Флэша, Супермена, Бэтмена и т.д. Кино подарило комиксам вторую жизнь.

    Капитализм – не самая справедливая система жизнеустройства общества. Поэтому появление героя, который борется с несправедливостью, защищает слабых и бедных – есть закономерный результат общественных процессов. Помните историю про Робина Гуда из Шервудского леса? Её появление явилось ответом бедного населения Англии на вседозволенность и жадность королевской знати. Именно поэтому Робин Гуд стал столь популярным персонажем, и не важно, являются ли вымыслом баллады о нём или нет.

    Обществу Америки, в котором из года в год нарастали противоречия, необходимы были свои герои. Но где их взять? История нового государства, появившегося на карте, насчитывает не так много лет. Стоит ли ворошить кровавое прошлое и искать героев в войне между Югом и Севером? Копошение в исторических событиях поднимало уйму вопросов касательно угнетения «цветной» части населения США. Когда вопрос о равноправии с белыми даже не стоял на повестке дня, развлекательная индустрия работала на белое население США, поэтому можно было спокойно снимать вестерны и делать героями ковбоев, которые не только виртуозно умели стрелять из револьверов, но ещё и занимались уничтожением индейцев.

    Сейчас, судя хотя бы по медиаиндустрии, элиты США в условиях сложившегося «равноправия» всех граждан своей страны хотят каким-то образом стереть различия между белыми и чёрными в широких слоях населения, проповедуют толерантность. («12 лет рабства», «Джанго освобождённый», «Ограда», «Найти Форрестера» и т. д.).

    Для объединения общества, опять же, нужны свои герои, и появление рисованных суперлюдей – это как спасательная соломинка в подобной ситуации, и не важно, что они – ненастоящие, ведь супергерои были созданы, в первую очередь, для детей. По тонкому расчёту именно дети должны стать основным потребителем контента комиксов, именно детям нарисованные человечки будут давать представления о справедливости, нравственности, о героизме.

    Взрослое поколение когда-нибудь сменится более молодым, воспитанным на совершенно других образах (образцах) и ценностях. И это молодое поколение в США уже действительно выросло, и супергерои для многих из них до сих пор являются кумирами: многие собирают редкие издания комиксов, некоторые фигурки супергероев имеют коллекционное значение и стоят бешеных денег и т.д. То есть для общества США на данный момент супергероизм – это одна из фундаментальных категорий, безусловно, являющаяся частью мировоззрения среднестатистического американца. В силу глобального характера распространения голливудской продукции остальные страны тоже не остались в стороне от этой тенденции.

    Самый главный вывод здесь: учитывая, что супергерои комиксов являются важной частью культуры США, то они являются и неплохим инструментом влияния на эту культуру. Их искусственность, их отсутствие в реальной действительности делает их ещё очень удобным инструментом, так как образы героев достаточно пластичны, и авторы историй о суперлюдях могут довольно легко подвергать их трансформации, тем самым создавая новые образцы для подражания.

    ЛЮБОЕ ИЗМЕНЕНИЕ В ПОВЕДЕНИИ ГЕРОЕВ КОМИКСОВ БУДЕТ НЕИЗБЕЖНО ВЛИЯТЬ НА КУЛЬТУРУ США И ТЕХ СТРАН, НАСЕЛЕНИЕ КОТОРЫХ РЕГУЛЯРНО СМОТРИТ ПРОДУКЦИЮ ГОЛЛИВУДА.

    ***

    Какими были образы супергероев изначально? С какими врагами они сражались? Изначально герои комиксов боролись с преступностью, искали справедливости, защищали слабых и беспомощных и т.д. Образ героя соответствовал некоему эталону нравственности, этим он отличался от остальных. Он никогда не стремился использовать свою суперсилу во вред, в своих корыстных интересах, даже если сам испытывал затруднения в быту, в обычной негеройской жизни. К примеру, у Питера Паркера, известного как человека-паука, часто были финансовые проблемы, но его никогда не посещала мысль, используя свои суперспособности, ограбить банк или обчистить казино, и затем уже в безбедности бороться с несправедливостью. Более того, многие герои используют маску. Таким образом, они скрывают своё истинное лицо, остаются инкогнито. Многие из них не ищут славы, при этом совершают настоящие геройские поступки.

    Как правило, мелкие проблемы заканчиваются крупными неприятностями: по сюжету появляется какой-нибудь суперпреступник-злодей или угроза, которые могут уничтожить весь мир или стереть человечество с лица Земли. Таким образом, рано или поздно супергерою приходится брать на свои плечи глобальный уровень ответственности: теперь он ответственен не просто за спасение своей страны или города, но и всего человечества. Это добавляет одно интересное качество американскому мировоззрению: многие американцы верят в некую уникальность своего народа, в его миссию, считают, что можно спокойно вмешиваться во внутренние дела других государств. И делают они это, в первую очередь, исходя из своих идеалов, следуя своим образцам для подражания, с верой, что они несут мир, свободу и справедливость всему человечеству, что они способны решать и решают глобальные проблемы.

    По крайней мере, если в элитах США и присутствует злой умысел, то простое население США, исходя из сформировавшейся культуры, легко убедить в благих намерениях.

    Ещё одна очень важная особенность героизма США – это его индивидуальность. Супергерой – это почти всегда одиночка, который самостоятельно, без какой-либо помощи, ведёт войну против преступности. Часто по сюжету ситуация доходит до крайности: только один-единственный супергерой способен спасти человечество или Землю от гибели (более подробно об этом читайте в материале «Коллектив и личность в западном кинематографе»).

    Идея индивидуализма является главенствующей в западном мировоззрении, поэтому она, безусловно, отражается в культуре США и тех продуктах, которые эта культура воспроизводит. Здесь стоит упомянуть произведения знаменитой американской писательницы Айн Рэнд, которая все свои творения посвятила разрушению коллективисткой морали, альтруистической идеи самопожертвования и служения обществу. Супергерои американских комиксов в разной степени также несут в себе эту идею индивидуализма, являющуюся основой концепции западного (американского) мировоззрения.

    Следующая характерная черта американского героизма – это способы противодействия сложившейся ситуации. Все супергерои действуют, выражаясь в управленческой терминологии, на силовом приоритете, то есть буквально воюют с преступниками или врагами. У супергероев, как правило, нет стремления разобраться в причинах сложившейся ситуации и ликвидировать сам источник проблемы.

    Например, человек-паук сражается с различными суперзлодеями-мутантами, такими же, как и он. Человек-паук и всего его враги появились на свет благодаря корпорации, которая занимается опасными научными экспериментами и разработками, финансирует сомнительных фанатиков и откровенных психопатов. Почему бы не уничтожить саму корпорацию, и тогда преступники просто перестанут появляться? Но человек-паук не стремится найти источник проблемы –  он упорно продолжает побеждать суперзлодеев.

    Преступность в Готеме, где действует ещё один известный герой – Бэтмен, также обусловлена определёнными факторами. В городе наблюдается серьёзное классовое расслоение с неотъемлемым атрибутом коррумпированности элит, где богатые развлекаются на фуршетах и живут беззаботной жизнью, а бедные еле-еле сводят концы с концами. Бороться с преступностью, конечно, нужно, но уверен, что Брюс Уэйн мог бы сделать на своём мирном поприще гораздо больше, чем Бэтмен, создавая рабочие места с достойной оплатой, центры и фонды помощи бедным, бездомным и прочим категориям социально незащищённых граждан, занимаясь развитием города и его инфраструктуры, вкладываясь в образование, и самое главное – постепенно меняя систему в целом, чтобы в ней не воспроизводилось такое расслоение на бедных и богатых. Но всей этой созидательной деятельности нет – есть только бесконечные драки, взрывы и погони. Что показательно, именно это ярко оформленное дорогими спецэффектами силовое противостояние и запоминается детям при просмотре подобных фильмов, о чём свидетельствуют результаты исследования: «Супергерои учат детей агрессии и насилию».

    Возможно, в этом состоит один из главных замыслов создания супергероев: внимание общества уводят от решения реально существующих проблем, предлагая бороться с симптомами, но не с самой болезнью. Если уж совсем углубляться в теорию заговора, то, возможно, контент про супергероев – это часть огромного плана по формированию совершенно определённого мировоззрения, у носителей которого никогда не возникнет мысли или идеи, что общество устроено как-то неправильно, что существует какая-то социальная несправедливость, эксплуатация человека человеком.

    Источник - whatisgood.ru .


    Комментарии:
    Информация!
    Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
    Наверх Вниз