• ,
    Лента новостей
    Опрос на портале
    Облако тегов
    crop circles (круги на полях) knz ufo ufo нло АЛЬТЕРНАТИВНАЯ ИСТОРИЯ Атомная энергия Борьба с ИГИЛ Вайманы Венесуэла Военная авиация Вооружение России ГМО Гравитационные волны Историческая миссия России История История возникновения Санкт-Петербурга История оружия Космология Крым Культура Культура. Археология. МН -17 Мировое правительство Наука Научная открытия Научные открытия Нибиру Новороссия Оппозиция Оружие России Песни нашего века Политология Птах Роль России в мире Романовы Российская экономика Россия Россия и Запад СССР США Синяя Луна Сирия Сирия. Курды. Старообрядчество Украина Украина - Россия Украина и ЕС Человек Юго-восток Украины артефакты Санкт-Петербурга босса-нова будущее джаз для души историософия история Санкт-Петербурга ковид лето музыка нло (ufo) оптимистическое саксофон сказки сказкиПтаха удача фальсификация истории философия черный рыцарь юмор
    Сейчас на сайте
    Шаблоны для DLEторрентом
    Всего на сайте: 35
    Пользователей: 2
    Гостей: 33
    cadabrax Bantikus09
    Архив новостей
    «    Апрель 2024    »
    ПнВтСрЧтПтСбВс
    1234567
    891011121314
    15161718192021
    22232425262728
    2930 
    Апрель 2024 (372)
    Март 2024 (960)
    Февраль 2024 (931)
    Январь 2024 (924)
    Декабрь 2023 (762)
    Ноябрь 2023 (953)
    Зачем Британия возвратилась на Южный Кавказ?

    «Большая игра» XXI века может привести к непредсказуемым последствиям для тех, кто её затеял

    На фоне активного участия Турции в военном конфликте в Нагорном Карабахе остается в тени гораздо более серьезная роль Великобритании, махинации которой в регионе имеют давнюю историю и выстроены в классической колониальной логике. Похоже, что сегодня, после выхода из Европейского Союза, в Лондоне готовы коренным образом изменить расклад сил в Евразии. В частности, переформатирование геополитического пространства Южного Кавказа предварялось слухами о возможном ударе Армении по нефтегазовой инфраструктуре Азербайджана. Не исключено, что эти слухи были инспирированы азербайджанской стороной – в социальных сетях даже выставлялись грубо слепленные фальшивки, едва ли способные произвести впечатление на подготовленных людей. В свою очередь, представитель Минобороны Армении Арцрун Ованнисян в июле заявил, что вооруженные силы Армении не намерены наносить удары по объектам нефтегазовой инфраструктуры Азербайджана, так как  «они принадлежат международным компаниям, и эти компании должны быть уверены, что Армения гарант, а не потребитель безопасности».

    Скорее всего, тут подсуетилась Анкара, убедив «британского льва», что Армения и Россия угрожают британским инвестициям в бакинские нефтепромыслы, в которые Лондон вкладывал фунты стерлингов еще в двадцатом веке.

    Как бы то ни было, Британская Корона начала свою очередную Большую Игру, на этот раз на Южном Кавказе.

    Ещё в октябре 2007 года премьер-министры Великобритании и Турции – Гордон Браун и Реджеп Тайип Эрдоган – подписали в Лондоне соглашение о стратегическом партнерстве между двумя странами. Соглашение  предусматривало открытие британского университета в Турции, развитие торгового сотрудничества, взаимодействие в энергетической сфере и создание регионального энергетического центра, а также совместное сооружение индустриальной зоны в иракской Басре.

    Лейбористское правительство Великобритания в то время поддерживало вступление Турции в Евросоюз. Сейчас эта тема стала неактуальной, но если бы Турция вступила бы всё же в ЕС, то все нынешние проблемы Европы с легальными и нелегальными мигрантами показались бы меньшим злом на фоне мощной экспансии «неоосманов» на просторы  Старого Света. Европа была бы радикально ослаблена, а Турция стала бы диктовать свою волю одряхлевшим белым колонизаторам.

    В феврале 2015 года Азербайджан был включен в программу UKTI «High Value Opportunity», которая оказывает содействие британским компаниям в процессе заключения контрактов и реализации масштабных проектов в нефтегазовой сфере.

    В конце 2017 года в Азербайджане действовало уже свыше 500 британских компаний. К этому времени Великобритания стала лидером по инвестициям в экономику республики. Особо успешно шли дела у корпорации BP, которая участвовала в семи нефтегазовых проектах в Азербайджане, среди которых разработка блока месторождения Азери – Чираг – Гюнешли, нефтепровода Баку – Тбилиси – Джейхан и «Южный газовый коридор».

    Нефтяные месторождения Азери, Чираг и Гюнешли (группа шельфовых нефтегазовых месторождений Азербайджана и Туркмении в южной акватории Каспийского моря, в 90 км к востоку от Баку) были открыты  еще в советское время. Гюнешли было открыто в 1981 г,  Чираг – в 1985 г. и Азери – в 1987 г. Блок месторождений АЧГ представляет собой гигантскую структуру площадью 5 х 50 кв. км, глубиной 1,4 км. Глубина моря в районе месторождения колеблется в интервале 110-180 м.

    Блок АЧГ относится к Южно-Каспийскому нефтегазоносному бассейну.

    Азербайджан не обладал собственными финансовыми ресурсами для развития нефтяной отрасли. Поэтому для разработки этих месторождений был привлечен иностранный капитал.

    В сентябре 1992 года по приглашению тогдашнего президента Эльчибея Баку посетила «железная леди» Маргарет Тэтчер, что способствовало заключению через два года «контракта века» на разработку крупного морского месторождения Азери – Чираг – Гюнешли (1).

    Долевое участие в контракте:

    BP (оператор в Азери-Чираг-Гюнешли) – 35,78 %,
    Chevron – 11,27 %,
    Inpex – 10,96 %,
    AzACG – 11,65 %,
    Statoil – 8,56 %,
    Exxon – 8 % ,
    ТРАО – 6,75 %,
    Itocu – 4,3 %
    Hess – 2,72 % (продала свою долю индийской ONGC).

    ВР ежесуточно добывает более 580 тыс. баррелей нефти на блоке «Азери-Чыраг-Гюнешли», извлекает около 55 тыс. баррелей конденсата и 33 млн кубометров газа с месторождения «Шах-дениз», ведет разведбурение на поиск газа в одном из самых глубоких структур Каспия – «Шафаг/Асиман». Кроме того, у ВР два СРП контракта – один у побережья Абшерона на поиск нефти, а другой в северной части Каспия – на блоке D230, на разведбурение.

    В сентябре 2018 года BP приобрела  61-процентную долю участия в соглашении о разделе продукции (СРП) по проекту Юго-Западный Гобустан в Азербайджане  у Commonwealth Gobustan Ltd., которая является дочкой британской Arawak Energy, входящей в Vitol Group. Также BP получила статус оператора проекта. Блок Юго-Западный Гобустан расположен на востоке Азербайджана на побережье Каспийского моря. В него входят 13 месторождений и неразработанных структур. Среди них  ранее разрабатывавшиеся и заброшенные из-за малой отдачи нефти и газа месторождения Шыхзакирли, Шейтануд, Вюркют, Донузлуг, Нардаран, Илхычы, Гярби Гадживели, Сунди, Шарги Гадживели, Турагай, Кениздаг, Гярби Дуванны, Дуванны, Солахай и Дашгиль.

    Из Баку нефть может транспортироваться по трём нефтепроводам: Баку – Новороссийск, Баку – Тбилиси – Джейхан, Баку – Супса (Грузия). Бакинский газ в Турцию и Европу  транспортируется по газопроводу TANAP. Между азербайджанскими городами Гянджа и Евлах проходит  железнодорожная ветка, а также  нефте- и газопроводы в обход России.

    Теоретически ударить по стратегическим трубопроводам и «обнулить» на некоторое время энергетику Азербайджана и отчасти Турции армянская сторона может не только ракетами, но и имеющимися на вооружении самоходными гаубицами «Коалиция-СВ», а также силами штурмовой авиации. Это нанесёт непоправимый урон и британскому «нефтегазу». В последние годы  Великобритания стали близка к исчерпанию своих месторождений в Северном море и вскоре станет чистым импортером углеводородов. Поэтому её интересы в энергетическом секторе Азербайджана носят в какой-то степени эсхатологический характер.

    В конце сентября этого года британский посол в Азербайджане Джеймс Шарп опубликовал в местной прессе статью, в которой говорится: «На протяжении почти трех десятилетий Великобритания и Азербайджан являются стратегическими партнерами в развитии энергетического сектора Азербайджана, и мы ожидаем, что это партнерство будет также продолжаться в течение следующих трех десятилетий».

    В марте 2020 года Джеймс Шарп встретился с главой  общественной организации «Азербайджанская община Нагорного Карабаха» Туралом Гянджалиевым. «Сегодня состоялась ознакомительная встреча с главой азербайджанской общины Нагорного Карабаха, депутатом Туралом Гянджалиевым. Мы обсудили пути мирного урегулирования нагорно-карабахского конфликта и вклад, который община может внести в это дело», – написал посол 10 марта в своем Твиттере.

    Армянский политтехнолог Виген Акопян в интервью Sputnik Армения отметил: «Не исключено, что руководство Великобритании, через призму British Petroleum, пытается внести свой вклад в процессы вокруг карабахского конфликта».

    Портал «cryptome.org» упоминает Джеймса Лайла Шарпа в числе Чрезвычайных и Полномочных послов Ее Величества, являющихся одновременно офицерами британской разведки МИ-6 (MI6 Officers – Her Majesty’s Ambassadors). Шарп владеет русским, арабским и азербайджанским  языками. Он идеально подходит для координации действий со своим прямым начальником, главой МИ-6 Ричардом Муром, личным другом президента Турции Реджепа Эрдогана.

    Напомним, нынешний глава британской разведки MI-6 до недавнего времени занимал должность посла Великобритании в Турции и является одной из ключевых фигур группы влияния британского премьера Бориса Джонсона, прадед которого Али Кемаль, один из министров султанского правительства после 1918 года, был турком (по одной из версий – черкесом). Ричард Мур – сторонник идеи Великого Турана как проекта по сдерживанию России и Китая. Эрдоган при содействии Мура установил прочные и доверительные контакты с Борисом Джонсоном и получил от него мандат на перехват контроля над стратегическими азербайджанскими  трубопроводами для гарантированного обеспечения их безопасности.

    28 сентября Эрдоган и Джонсон обсудили по телефону ситуацию в Нагорном Карабахе, после чего азербайджанская армия под руководством турецких инструкторов усилила натиск на позиции Армии обороны НКР.

    Есть мнение, что Баку получил гарантию поддержки со стороны не только Турции, но и Великобритании в конфликте вокруг Нагорного Карабаха, заплатив за это де-факто суверенитетом своей страны. Великобритания установила полный контроль над Азербайджаном, отдав туркам операционное управление региональными делами.

    Незадолго до упомянутой встречи британского посла с Туралом Гянджалиевым, аналогичную встречу провёл посол США. Сопоставив все эти факты, можно было предвидеть, что в гипотетическом военном конфликте НКР и Армении с Азербайджаном погрязшая во внутренних противоречиях накануне президентских выборов Америка займет, скорее всего, нейтральную позицию, что и произошло в текущей реальности.

    Армянская дипломатия, однако, проявила очевидную политическую близорукость, что привело республику к нынешнему «эсхатологическому одиночеству» (копирайт армянского военного аналитика Рачьи Арзуманяна). По оценке А. Ованнисяна, подкрепляемой всё новыми документальными доказательствами, армянская армия ведёт тяжёлые бои с превосходящими в несколько раз турецко-азербайджанскими силами, полноценную поддержку которым оказывают ВВС Турции, разведывательные и иные системы, большое количество наёмников, террористов и частные военные кампании.

    Имея на своей стороне поддержку Турции, Великобритании и Израиля, Азербайджан, опираясь на турецкие военные инновации (массированное применение БПЛА), сумел нанести Армии обороны НКР ряд чувствительных поражений, намереваясь вернуть ряд территорий вокруг Нагорного Карабаха. Армения и НКР, помимо политических просчетов, со всей очевидностью готовились к «прошлой войне», и на данном этапе противостояния с тюркско-британской коалицией, утратили стратегическую инициативу.

    В заключение отметим, что британцы перестали бы быть собой, если бы не играли на долгую перспективу. Посольство Великобритании советует своим гражданам в Азербайджане остерегаться террористов, проникновение которых не исключено и дальше – уже как обладателей местных паспортов. Очевидно, как и в случае с запрещённой в России «Аль-Каедой», западные спецслужбы рассчитывают на подконтрольность террористического «франкенштейна», однако не приходится сомневаться в том, что рано или поздно он начнёт кусать и своих хозяев.

    Владимир Прохватилов, старший  научный сотрудник Академии военных наук   

    Примечание

    (1) Позже, в середине 1990-х годов, частым гостем в Лондоне стал Гейдар Алиев, а в Баку – сын Тэтчер, который, как утверждают злые языки, занимался сомнительными коммерческими операциями. С властями прикаспийской страны тесно дружит и сын королевы Великобритании – принц Эндрю, хорошо известный как лоббист транснациональных компаний.



    Источник - vpoanalytics.com .

    Комментарии:
    Информация!
    Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
    Наверх Вниз