• ,
    Лента новостей
    Опрос на портале
    Облако тегов
    crop circles (круги на полях) knz ufo ufo нло АЛЬТЕРНАТИВНАЯ ИСТОРИЯ Атомная энергия Борьба с ИГИЛ Вайманы Венесуэла Военная авиация Вооружение России ГМО Гравитационные волны Историческая миссия России История История возникновения Санкт-Петербурга История оружия Космология Крым Культура Культура. Археология. МН -17 Мировое правительство Наука Научная открытия Научные открытия Нибиру Новороссия Оппозиция Оружие России Песни нашего века Политология Птах Роль России в мире Романовы Российская экономика Россия Россия и Запад СССР США Синяя Луна Сирия Сирия. Курды. Старообрядчество Украина Украина - Россия Украина и ЕС Человек Юго-восток Украины артефакты Санкт-Петербурга босса-нова будущее джаз для души историософия история Санкт-Петербурга ковид лето музыка нло (ufo) оптимистическое саксофон сказки сказкиПтаха удача фальсификация истории философия черный рыцарь юмор
    Сейчас на сайте
    Шаблоны для DLEторрентом
    Всего на сайте: 288
    Пользователей: 0
    Гостей: 288
    Архив новостей
    «    Апрель 2024    »
    ПнВтСрЧтПтСбВс
    1234567
    891011121314
    15161718192021
    22232425262728
    2930 
    Апрель 2024 (433)
    Март 2024 (960)
    Февраль 2024 (931)
    Январь 2024 (924)
    Декабрь 2023 (762)
    Ноябрь 2023 (953)
    Удастся ли заместить в России импортные композиты: успехи и проблемы «композитной» промышленности

    Недавно российский вице-премьер Юрий Борисов, посетив особую экономическую зону «Алабуга», провел совещание, посвященное проблемам развития композитной промышленности. Высокопоставленный чиновник говорил, в том числе, и о необходимости создания линейки композитных материалов для российской авиации. В противном случае отставание нашей страны в целом ряде сегментов промышленности будет просто неизбежным.

    Как известно, мировой рынок композитных материалов является одним из наиболее динамично развивающихся. Если в 2016 году его стоимостный эквивалент составлял более 82 млрд долларов, то к 2022 году составит уже более 115 млрд долларов по прогнозам экспертов. На заре композитной промышленности Советский Союз занимал третье место по производству такого рода материалов, а сейчас ситуация изменилась в худшую сторону: потребление композитных материалов на душу населения в России в несколько раз меньше, чем в ряде стран, которые в этом плане относят к развитым. Так что, повод задуматься есть, и в правительстве не зря обратили внимание на проблему состояния "композитной" промышленности.

    Аристар из Переславля-Залесского: новый сверхпрочный материал

    Тем не менее, есть и определенные подвижки. Так, в феврале 2021 года стало известно о создании композита нового поколения. Его разработали и создали сотрудники Научно-исследовательского института космических и авиационных материалов (НИИКАМ) в Переславле-Залесском Ярославской области.

    Новый материал получил название «аристар». Его характеристики впечатляют: при собственной массе 2 грамма пластина шириной 5 мм способна выдерживать груз массой более 500 кг. Это намного выше, чем способность выдерживать груз стали или авиационного алюминия. Поэтому уже сейчас очевиден положительный эффект от использования такого материала в авиационной, космической, судостроительной, атомной промышленности, в противопожарных технологиях.

    Как отметил генеральный директор НИИКАМ профессор Василий Аристов, работы над композитным материалом продолжались 7 лет. При этом в Японии уже 15 лет проводят опыты по созданию подобного материала, а американский материал, хоть и появился раньше российского, но значительно уступает ему по свойствам. Получается, что российские исследователи обошли американцев, пусть и за 7 лет. Новые российские композиты прочнее импортных, но главная проблема – таких материалов пока еще очень мало, и вопрос о том, удастся ли заместить импорт композитов полностью, всё ещё стоит очень остро.

    Проблемы и шансы российской композитной промышленности

    Головокружение от успехов всё же вряд ли уместно. Успехи – успехами, но есть и очень серьёзные препятствия к дальнейшему развитию отечественной "композитной" промышленности. Среди них – дефицит собственно российского сырья, отсутствие российского оборудования для производства композитов, конкуренция со стороны импортных материалов, кадровый дефицит узконаправленных специалистов, пробелы в нормативной документации.

    Конечно, имеет место и финансовая проблема: даже такому стратегически важному направлению промышленности не хватает финансирования для развития новых проектов, проведения новых исследований. Министерство промышленности и торговли РФ выделяет субсидии на развитие композитного производства, существует «План мероприятий («дорожная карта») по развитию отрасли производства композитных материалов», утвержденный Правительством РФ еще в 2013 году.

    Однако многое зависит от реального спроса со стороны тех отраслей, которые заинтересованы в более лёгких и прочных материалах, и здесь на руку отечественной композитной промышленности, как ни странно, сыграли санкции: после наложенных ограничений на поставки материалов из-за рубежа, пришлось искать собственные решения. И они были найдены: так, по сообщению вице-премьера Борисова, с 2019 года России удалось полностью заместить импорт компонентов для композитного крыла и хвостового оперения перспективного российского среднемагистрального пассажирского самолета МС-21-300. Используются российские композиты при производстве современных истребителей и БПЛА для нужд ВКС России. Отдельное направление их применения - отечественная космонавтика, которая без нового импульса для развития потеряет темп, ведь невозможно бесконечно эксплуатировать советское наследие, пусть оно и по-настоящему огромно в этом плане.

    То есть, можем, когда захотим, и шансы на замещение импортных композитов во многих сферах промышленности вполне реальны.

    Автор: Илья Полонский

    Источник - Военное Обозрение .

    Комментарии:
    Информация!
    Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
    Наверх Вниз