• ,
    Лента новостей
    Опрос на портале
    Облако тегов
    crop circles (круги на полях) knz ufo ufo нло АЛЬТЕРНАТИВНАЯ ИСТОРИЯ Атомная энергия Борьба с ИГИЛ Вайманы Венесуэла Военная авиация Вооружение России ГМО Гравитационные волны Историческая миссия России История История возникновения Санкт-Петербурга История оружия Космология Крым Культура Культура. Археология. МН -17 Мировое правительство Наука Научная открытия Научные открытия Нибиру Новороссия Оппозиция Оружие России Песни нашего века Политология Птах Роль России в мире Романовы Российская экономика Россия Россия и Запад СССР США Синяя Луна Сирия Сирия. Курды. Старообрядчество Украина Украина - Россия Украина и ЕС Человек Юго-восток Украины артефакты Санкт-Петербурга босса-нова будущее джаз для души историософия история Санкт-Петербурга ковид лето музыка нло (ufo) оптимистическое саксофон сказки сказкиПтаха удача фальсификация истории философия черный рыцарь юмор
    Сейчас на сайте
    Шаблоны для DLEторрентом
    Всего на сайте: 134
    Пользователей: 1
    Гостей: 133
    NormaTrue563149
    Архив новостей
    «    Март 2024    »
    ПнВтСрЧтПтСбВс
     123
    45678910
    11121314151617
    18192021222324
    25262728293031
    Март 2024 (921)
    Февраль 2024 (931)
    Январь 2024 (924)
    Декабрь 2023 (762)
    Ноябрь 2023 (953)
    Октябрь 2023 (931)
    Александр Калягин: «Неприлично покидать страну, когда ей тяжело...»

    Известный театральный деятель о том, как противостоять «временным трудностям»

    Председатель Союза театральных деятелей России (СТД), худрук Московского театра Et Cetera Александр Калягин накануне Международного дня театра, рассказал журналистам о том, как восстанавливается театральная жизнь страны и так ли страшны санкции со стороны Запада для театральной сферы России.

    Выступление Калягина, как бы он ни желал отрешиться от политики, во многом перекликалось с репортажами коллег, освещающих спецоперацию на Украине. Начать с того, что девизу Международного дня театра «Театр как средство взаимопонимания и укрепления мира между народами» не соответствовали торжества в огромном количестве стран. Праздновали, да совсем не то, что задумано. В России профессиональный праздник, не имеющий, правда, официального статуса, по традиции отметили в 60-й раз.

    «Западные страны живут сегодня под девизом ненависти к России, – сказал Калягин, – запрещают Чайковского, не пускают наших деятелей культуры, срывая зарубежные гастрольные контракты и поступая несправедливо прежде всего по отношению к зрителям». Надеясь, что здравомыслие восторжествует, привёл в пример свой театр Et Cetera, в котором с успехом идут спектакли по пьесам украинских драматургов – «Прекрасный блаженный остров» украинского классика Николы Кулиша и «Лодочник» Анны Яблонской, писавшей по-русски. Никому и в голову не пришло, что сейчас нельзя ставить украинских авторов.

    Признав «новую реальность, в которой мы должны отстоять свою независимость и достоинство», Калягин со всей убедительностью заявил, что способность театра выживать в любых условиях связана со зрителями. «Наши зрители, – сказал он, – нас не предали и в пандемию, когда тоже были санкции, играть приходилось при 75- и 50-процентной заполняемости зала, все были в масках, но зрители не оставили нас, и вместе с ними мы разделили наши тревоги и боль».

    Очень неуважительно отозвался Калягин о запретах со стороны Запада:

    «Поверьте, нет таких санкций и не будет, которые помешали бы появлению новых талантов, которые пишут пьесы, играют на сцене, ставят спектакли. Западные меры, конечно, сыграют свою роль, но это будут, мне кажется, "временные трудности", логистика, конечно, изменится, но всё равно в нашу пользу».

    Возобновление зарубежных гастролей по обычным маршрутам на ближайшее время поставил под сомнение. Проведение всемирно известного Чеховского фестиваля тоже. А вот об открытии 15-й Международной театральной школы в подмосковном Доме творчества «Звенигород» сообщил с удовольствием.

    Как и запланировано, Школа пройдёт с 1 по 29 июня. Это проект СТД России, который собирает молодых драматургов, режиссёров и актёров со всего мира на мастер-классах, лекциях и тренингах. Участников, конечно, поменьше, чем обычно, но в списке значатся не только Узбекистан и Армения, но и Италия, Финляндия, Ливан. «Как видите, существуем неплохо, – сказал Калягин, – и по-прежнему рады видеть своих молодых коллег в Одинцово, куда они приезжают на полное обеспечение. А с остальным мы справимся, так что западные санкции не сильно отразятся на жизни театра, разве что со световыми фильтрами, которые не производим, будет проблема, но и её решим».

    Новая «реальность», конечно, диктует своё. Кто-то уже задумался о патриотических постановках, на которые, по логике вещей, должен появиться спрос, но самое интересное в том, что зрители, чувствуя, что в свете происходит что-то необычное, переворачивается с ног на голову, стали по-иному реагировать на многие вещи в давно идущих спектаклях. Новые ощущения возникают и у актёров, которые чувствуют реакцию зрителей порой совсем не в тех местах, где она была привычна.

    «А если говорить о патриотических постановках, – замечает Калягин, – согласен, что они нужны, но каждый театр будет сам решать, что ставить. Хотелось, чтобы это были по-настоящему талантливые вещи, а для того, чтобы написать хорошую пьесу на злобу дня, должно пройти время, а ставить можно и «Бег» Булгакова, как выяснилось, это современная пьеса. У нас в театре идёт «Борис Годунов» в постановке Петера Штайна, тоже современная вещь, в которой можно хорошо напитаться патриотизмом. Так что предвижу, что худруки и главные режиссёры будут мучиться над тем, что нужно зрителю: может, отдохновение, чтобы чаще улыбаться, а, может, спектакль-ода или поэма, и то, и другое прекрасно, главное, не оставлять зрителя равнодушным».

    Александр Александрович сосредоточил внимание и на чисто театральных проблемах, как, например, необдуманном объединении театров. Обсуждали этот вопрос и в кулуарах, и на заседаниях, но обнаружить логику, зачем это некоторые делают, так и не удалось.

    Объединялись не по эстетическим принципам и художественным идеям, и даже не будучи связанными общими корнями, и в этом самая большая печаль, потому что индивидуальность актёра превыше всего. Где-то СТД удавалось вмешаться и предотвратить нелогичные объединения, а где-то нет, потому что узнавали постфактум: так быстро проворачивали операцию.

    Так что и для этой проблемы предстоит искать выход. «Но главное, – подчеркнул Калягин, – сохранить наш репертуарный театр, то, перед чем преклоняется весь театральный мир. Это счастье, что ты можешь играть свою роль много лет, пока не придёт пора уходить, но дело даже не в этом, репертуарный театр – это своего рода ансамбль, в котором говорить надо на одном языке, как говорили в своё время во МХАТе, Вахтанговском театре, на Таганке. Индивидуальность – самое главное, что привлекает нас в жизни».

    Часто ли режиссер видит эту самую индивидуальность на просмотрах выпускников театральных вузов, на что обращает внимание прежде всего? «На сцене важна личность актёра, – говорит Калягин, – роль можно сыграть хорошо или не очень, но личность актёра должна быть интересной всегда. Увидишь сразу, читал ли он книгу, что видел, где вообще находится со своей головой и чувствами. Не хочу брюзжать, но в последние годы вижу, в основном, хорошую техническую оснащенность претендентов. Молодые люди умеют петь, танцевать, общаться, органично говорить роль, у них есть темперамент… Ну а дальше: какой темперамент, как общается, что делает во время пауз – отдыхает или мыслит: пока не могу сказать, что этим я доволен». Следует отметить, что многим молодым актёрам пришлось учиться во времена ковида, и, конечно, это сказалось на их подготовке. Сказывается и сейчас на работе в театре.

    По словам Калягина, его мечта о театре такова, чтобы там не были заняты только производством спектаклей, чтобы вокруг театра, как планеты вокруг Солнца, крутилось много культурных мероприятий, встреч, дискуссий.  

    И рассказал о выставке юных художников-абстракционистов «Дети солнца», которая объехала много российских городов и весей, в ней участвовало 600 полотен. Это благотворительный проект художника Сергея Даса, миссия которого – поддерживать детей с ограниченными возможностями и находящихся в трудных жизненных обстоятельствах. На мастер-классах художник адаптирует их к жизни.

    Каждый месяц в Et Cetera устраивают экскурсии по театру, показывают сцену, закулисье, грим-уборные, проводят по театральным коридорам. Зрителям всегда интересно пройти тем путем от гримёрки до сцены, которым идёт их любимый актёр.

    Добрых слов председателя СТД удостоились инициативы государства с нацпроектом «Культура» и Пушкинской картой, по которой молодые люди могут бесплатно посещать театры и музеи. То, что молодых зрителей стало больше, худрук Et Cetera заметил по своему театру. По признанию Калягина, особенно ясно он увидел, что государство стало уделять внимание культуре и новым талантам, когда объявили Год театра и потрясающе провели его по России. Благодаря нацпроекту, был дан толчок развитию федеральных проектов «Культурная среда», «Творческие люди», «Цифровая культура»: открыто 600 модельных библиотек в 81 регионе страны, выделены средства на строительство, капремонт и реконструкцию сельских домов культуры и кинотеатров в малых городах. «Так мы все вместе работаем над повышением культурного уровня населения страны», – резюмировал председатель СТД.

    Задумались даже о возрождении культурных обменов по принципу «не было бы счастья, да несчастье помогло», мол, не подтолкнет ли к благому делу сложившаяся ситуация. «Должна подтолкнуть, – уверен Калягин, – если губернатор, мэр или префект округа понимает, что такое культура, сейчас нельзя оставлять человека один на один с тяжёлыми мыслями. Да, идёт переустройство порядков, и эти новые знаки надо учитывать, но главное в том, что жизнь продолжается. Мне бы хотелось, чтобы возобновились межгосударственные отношения, и артисты Узбекистана приехали к нам с гастролями, а потом мы к ним, в Москве проживает много диаспор, и именно сейчас надо этим заниматься. «Не хлебом единым жив человек», и надо помочь нашему человеку прийти в себя и продолжать жить и верить. Мне бы очень хотелось, чтобы театры приняли в этом участие».

    Под занавес Александр Калягин прокомментировал ситуацию с отъездом из страны некоторых деятелей культуры, в частности, Чулпан Хаматовой. «Когда деятели культуры, – сказал он, – не разобравшись, по первому-третьему дню выносят своё громкое решение, мне кажется это опрометчивым.

    Я думаю, что талантливая пьеса о современности появится не сразу, должно пройти время, так и здесь, – как можно судить о нынешней ситуации, едва увидев происходящее?! Не следует забывать и о том, что твоё суждение повлияет на людей, а, стало быть, надо очень ответственно подбирать слова.  

    Знаете, когда Пётр I рубил головы, говорили только об этом, а сейчас, благодаря ему, знаем, что такое Петербург и много чего другого, связанного с его именем. Дайте пройти времени, даже судья на время покидает своё кресло, чтобы принять решение, посмотрите ещё раз на ситуацию, не судите. Творческие люди эмоциональны, только этим частично можно их оправдать, но вообще неприлично покидать страну, когда ей тяжело, и когда она, возможно, нуждается в вас. Никого не ругаю и ни на кого не вешаю ярлыков, это их личное дело. Замечу только, что, говоря – «неприлично», имею в виду понятие «совести».

    Нина Катаева
    Специально для «Столетия»



    Источник - stoletie.ru .

    Комментарии:
    Информация!
    Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
    Наверх Вниз