Архив новостей
Популярные новости
Самое обсуждаемое
Погода
- 27 май 2022
| - 13:46
| - Просмотров: 252
| - Комментарии: 0
|Пожаловаться
Вчера Алексей Кудрин выступил в Государственной Думе с отчетом о работе Счетной палаты в 2021 году. Само выступление было скучным и неинтересным. Однако Кудрин здесь ни при чём: должность обязывает оперировать унылыми цифрами статистики.
Зато сразу после выступления обер-либерала с весьма здравым предложением к Кудрину обратился Вячеслав Володин, выразив волю всего депутатского корпуса:
Или смотреть тут
В общем, Кудрину отвертеться не удалось. Госдума в очередной раз очень ярко показала истинное лицо системного либерала. Заранее понятно, что он напишет в своем экономическом обосновании.
Однако вопрос, который поднял Володин, действительно, является важным. В 90-е годы либералы отдали Западу целые отрасли нашей экономики. Однако высокотехнологичные производства Запад предпочёл развалить. В том числе, с помощью "наших" олигархов. А вот в сферу добычи полезных ископаемых зашёл активно, выкачивая из России природные ресурсы. О чем говорить, если в свое время одной из крупнейших нефтяных компаний на отечественном рынке была British Petroleum.
По Сахалину-2 и вовсе получилась возмутительная ситуация. В 90-е годы либералами был принят закон о СРП (Соглашение о разделе продукции), по которому иностранному инвестору предоставлялись беспрецедентные льготы в нефтегазовых проектах. К слову, одним из разработчиков данного документа был лидер партии "Яблоко" (пока еще не признана иностранным агентом) Григорий Явлинский.
Впрочем, в 2004 году Путину удалось отменить этот закон, а также расторгнуть 260 из 262 соглашений. Правда, по двум соглашениям (Сахалин-1 и Сахалин-2) лоббистские возможности Запада оказались слишком сильны. Выход западных компаний с Сахалина тогда лежал не столько в экономической, сколько в политической и геополитической плоскости. Впрочем, в том же "Сахалине-2" Кремлю в 2006 году после тяжелых переговоров с западными компаниями все же удалось получить контрольный пакет (50%+1 акция) через "Газпром". До этого все 100% акций контролировали англо-голландцы и японцы.
Что касается Сахалина-2, о котором заявил Володин, то структура акционерного капитала управляющей проектном компании (Сахалин Энерджи) является следующей:
- Газпром - 50% + 1 акция
- Shell - 27,5% - 1 акция
- Mitsui - 12,5%
- Mitsubishi - 10%
Две последние компании являются японскими, куда, собственно говоря, и направляется СПГ с Сахалина-2.
Отчет о финансовом результате за 2021 год компания "Сахалин Энерджи" не представила, однако в 2020 году она заработала 1,08 млрд долларов, что по среднему курсу того года составляет 77,94 млрд. Однако тогда, как мы помним, стоимость СПГ устанавливала антирекорды. В мае 2020 года она и вовсе составляла 40-50 долларов за тысячу кубометров за спотовым рынке Европы (хаб TTF).
Более правильными при оценке прибыли Сахалина-2 являются цифры 2018 года, когда показатель составил 128 млрд рублей. В прошлом 2021 году, когда произошло ценовое ралли, чистая прибыль, судя по всему, составляла уже в районе 150 млрд рублей, продолжив увеличиваться в первом квартале этого года. Эти цифры сопоставимы с бюджетом целой Сахалинской области.
В общем, японцам и англо-голландцам по прошлому году досталось около 75 млрд рублей. Кто-то может сказать, что не такие уж и большие деньги по сравнению с цифрами федерального бюджета, но именно подобным образом мы и разбазаривали наши ресурсы, закрывая глаза то на Сахалин-2, то на 44% иностранных акционеров в Сбере, то на офшоризацию металлургической отрасли. В итоге, если суммировать все эти цифры, то и получается, что за прошедшие десятилетия из России было выведено более триллиона долларов.
Что касается "Сахалина-2", то англо-голландцы с японцами так и не выходят из проекта. Да, Shell ведет какие-то там переговоры с индусами и китайцами, но пока что рассчитывает переждать. Да и если все же продаст долю, то получит за это огромные деньги.
Государству здесь следует поступить следующим образом. А, именно, заморозить долю Shell и японцев в Сахалине-2, зачисляя прибыль на специальный счет до того момента, пока Евросоюз и Япония не снимут наложенные на Россию ограничения (разумеется, они этого не сделают). Поэтому средства со специального счета можно направлять на прямые инвестиции в проекты реального сектора экономики. Например, через механизм покупки облигаций. Как было сказано выше, разморожены для иностранных компаний эти деньги будут, к примеру, когда ЕС и Япония разморозят наши резервы.
Что касается вхождения в капитал индийских или же китайских компаний, то здесь необходимо вести переговоры. Конечно, их присутствие в Сахалине-2 нам выгодно, поскольку гарантирует постоянный рынок сбыта для СПГ и частично привязывает энергетическую безопасность Индии и Китая соответственно к России. Однако вхождение азиатских компаний в Сахалин-2 на предыдущих условиях Соглашения о разделе продукции бессмысленно. Даже дружественным государствам мы не можем делать столь щедрые подарки. Поэтому если изъявят желание участвовать в проекте, мы можем передать им в управление доли Shell, Mitsui, Mitsubishi хоть бесплатно с разморозкой прибыли (во избежание неприятностей КНР и Индия могут создать новые специальные компании с нуля), однако прибыль с проекта должна распределяться по совершенно иной формуле.