Другое заметное нововведение — запрет на использование смартфонов на уроках. Как считают в Минпросвещения, ученики на них слишком много отвлекаются. А Роспотребнадзор настаивает на отмене запрета для тех, кому телефон нужен по медицинским показаниям. Это, пожалуй, правильная мера, но вопрос безопасности остается открытым — во время стрельбы в учебных заведениях информация передавалась в мессенджерах между учащимися и в том числе поэтому принимались меры. Кажется нецелесообразным отменять телефоны до тех пор, пока не налажена безопасность учебных заведений.
Что касается непосредственно качества образования и его доступности для широких слоев населения, то тут власти не умеют признавать ошибки, поэтому сначала вводят Болонскую систему, затем ЕГЭ, теперь собираются отменить Болонскую систему, но ЕГЭ оставить. Чиновники говорят о некой своей уникальной системе образования, но что это будет на практике, точно никто сказать пока не может. Никто из власть предержащих не учится на своих ошибках — в самый раз об этом говорить 1 сентября, в день знаний. ЕГЭ внедрялся изначально для установления равенства между абитуриентами и возможной подачи документов в разные вузы, но по последним исследованиям равенства нет ни среди сельских и городских поступающих, ни среди бедных и богатых.
Высшее образование, согласно выводам социологов, становится социальной нормой для той части молодежи, уровень ежемесячных среднедушевых доходов в домохозяйствах которой превышает два местных медианных дохода. Среди выходцев из таких семей высшее образование имеют более 60% молодежи. В домохозяйствах с доходами ниже двух медиан наиболее распространенным для молодежи является среднее специальное образование. Таким образом, материальное положение семьи и место проживания выступают важными факторами для возможности претендовать на высшее образование.
Зато кулуарно учителям в школах намекают на то, чтобы они доставали советские учебники и начинали преподавать по ним. Разговоров о патриотическом развороте на этом фоне становится все больше, но ведь одни только советские учебники сами по себе ничего не изменят. "Сословное" образование очень медленно, но целенаправленно пробирается в систему и далее будет распространяться на все общество, а, как мы знаем, кто не успел — тот "не вписался в рынок".
Ну а пока… пока в министерствах образования и просвещения заигрывают с советской системой, чтобы никто не заметил подвоха, ведь даже ЕГЭ уже дает и другие трещины. В этом году некоторые российские вузы, в том числе ведущие (такие как МГУ), зачислили абитуриентов со значительно более низким баллом по ЕГЭ, чем в прошлом году. Чаще всего такое явление встречается на технических специальностях, где нужны были ЕГЭ по профильной математике и физике. Так, в МГТУ им. Баумана на направление "Прикладная математика и информатика" был зачислен абитуриент с 272 баллами (худший показатель из всех поступивших), а в прошлом году у "худшего поступившего" было 290 баллов. Аналогичная картина (с разницей от 20 до 70 баллов к прошлому году) на таких направлениях как "Информатика и вычислительная техника", "Информационные системы и технологии", "Математика и компьютерные науки", а также на "Прикладной механике" и на направлении "Радиоэлектронные системы и комплексы". А ведь стране нужны инженеры, математики, IT-специалисты, в общем, технари.
Признают ли власти провал образовательных реформ последних 20 лет? Вопрос, скорее, риторический. О дне "незнаний" с Накануне.RU своим мнением поделился политический обозреватель, соавтор проекта "Последний звонок" Константин Семин:
Фото: концептхаб— Сейчас отменять те преобразования, которые в системе школьного обучения были произведены в течение последних 20 и более лет, уже поздно, так, по крайней мере, считает Министерство просвещения — об этом сразу было сказано, как только мы отпраздновали отказ от Болонской системы. Поэтому все эти изменения настолько укоренились, что вырывать их сейчас — значит строить заново что-то. А строить никто неспособен, и никаких свежих идей на этот счет нет. Кроме того, школа и высшее образование и так измучены бесконечными реформами, поэтому, мне кажется, вполне закономерно, что и бакалавриат, и систему тестирования при поступлении в вузы решили оставить нетронутыми, по крайней мере, пока.
Да, эта система не обеспечивает главной цели и главной задачи, которая декларировалась с самого начала — она не ликвидирует неравенство. Но это неравенство происходит не из тестирования, а в первую очередь от того, что школа сегодня является отражением в целом той картины, которую мы наблюдаем в обществе. Это неравенство есть во всей стране: неравенство между регионами, неравенство в доходах между гражданами... И было бы странно, если бы система учета оценок в школе не была подчинена тем же самым правилам.
Фото: minobr.krasnodar.ru
Кроме того, естественно, что одно из последствий введения ЕГЭ, мы говорили об этом в фильме "Последний звонок" — это уничтожение в целом фундаментального образования. Это то, что для поступления в вузы родители и дети класса с 9-го, а с учетом ОГЭ и раньше, нацеливаются на натаскивание по нескольким избранным предметам. При этом ведется строгое, жесткое профилирование, человека заставляют в еще незрелом возрасте определяться с его профессиональной специализацией.
Соответственно, те дисциплины, которые раньше, в советское время, являлись неотъемлемой частью фундаментального образования, которые обязан был получить каждый человек, неважно, будет он физиком или лириком, они в школе постепенно отмирают. Так, "базовой" становится математика для гуманитариев, то есть сводится примерно к устному счету, а литература и русский язык перестают иметь существенное значение для тех, кто нацелился на инженерные или технические дисциплины. А о промежуточных предметах таких, как биология или химия и других, которые и раньше, в 90-е, особенно никому были не нужны, теперь вообще приходится забыть. Если, конечно, перед выпускником не стоит задача поступления на профильный факультет.
Если сегодняшний школьник откроет учебники советского образца, у него, как мне кажется, произойдет помутнение сознания, потому что в них до такой степени реальность не совпадает с тем, что ребенок видит вокруг себя теперь. Понадобится переводчик, чтобы эти учебники можно было использовать по-настоящему. Так что, мне кажется, что весь этот "флирт" с советской образовательной системой отчасти напоминает ностальгию в целом, институционализированную на государственном уровне ностальгию по советскому величию. Но ни переизданием советских учебников, ни стряхиванием с них пыли невозможно ликвидировать пропасть между советским, социалистическим общественным укладом и живодерским рыночничеством, в котором мы живем сегодня. Мне кажется, использование советских учебников — это просто жест, нежели реальные действия, которые могут привести к переменам.
Главное, что и теперь, 1 сентября, существенных перемен не произошло, и произойти не может до тех пор, пока в стране сохраняется нынешняя социально-экономическая модель. Единственное нововведение, о котором говорят все, и которое бросается в глаза — это внедрение в школьную программу обязательных уроков патриотизма, на которых будут теперь, как я понял, в школах объяснять нюансы специальной военной операции, и несмотря на то, что по закону политика в таких вводных уроках не должна присутствовать, школа постепенно становится частью государственной пропагандистской машины. Вот это новшество, которое нельзя не отметить. Все остальные вещи остаются на прежнем месте.
Автор:Евгений Иванов