• ,
    Лента новостей
    Опрос на портале
    Облако тегов
    crop circles (круги на полях) knz ufo ufo нло АЛЬТЕРНАТИВНАЯ ИСТОРИЯ Атомная энергия Борьба с ИГИЛ Вайманы Венесуэла Военная авиация Вооружение России ГМО Гравитационные волны Историческая миссия России История История возникновения Санкт-Петербурга История оружия Космология Крым Культура Культура. Археология. МН -17 Мировое правительство Наука Научная открытия Научные открытия Нибиру Новороссия Оппозиция Оружие России Песни нашего века Политология Птах Роль России в мире Романовы Российская экономика Россия Россия и Запад СССР США Синяя Луна Сирия Сирия. Курды. Старообрядчество Украина Украина - Россия Украина и ЕС Человек Юго-восток Украины артефакты Санкт-Петербурга босса-нова будущее джаз для души историософия история Санкт-Петербурга ковид лето музыка нло (ufo) оптимистическое саксофон сказки сказкиПтаха удача фальсификация истории философия черный рыцарь юмор
    Сейчас на сайте
    Шаблоны для DLEторрентом
    Всего на сайте: 105
    Пользователей: 3
    Гостей: 102
    cadabrax Лизхен NormaTrue563149
    Архив новостей
    «    Март 2024    »
    ПнВтСрЧтПтСбВс
     123
    45678910
    11121314151617
    18192021222324
    25262728293031
    Март 2024 (916)
    Февраль 2024 (931)
    Январь 2024 (924)
    Декабрь 2023 (762)
    Ноябрь 2023 (953)
    Октябрь 2023 (931)
    1 сентября — день "незнаний" и "сословных" отличий?

     1 сентября в этом году отметится массой нововведений, которые мало связаны непосредственно с образовательным процессом, а связаны, скорее, с воспитанием. Тут и еженедельное поднятие флага и исполнение гимна, тут и "разговоры о важном" – новый предмет, на котором будут обсуждать в том числе спецоперацию на Украине. Возможно, это и нужная мера, но ведь школы по правилам самих властей должны оставаться вне политики? Впрочем, министр просвещения заявлял, что это сделано по просьбам самих учителей, мол, школьники задают слишком много вопросов, на которые нужно когда-то отвечать.

    Другое заметное нововведение — запрет на использование смартфонов на уроках. Как считают в Минпросвещения, ученики на них слишком много отвлекаются. А Роспотребнадзор настаивает на отмене запрета для тех, кому телефон нужен по медицинским показаниям. Это, пожалуй, правильная мера, но вопрос безопасности остается открытым — во время стрельбы в учебных заведениях информация передавалась в мессенджерах между учащимися и в том числе поэтому принимались меры. Кажется нецелесообразным отменять телефоны до тех пор, пока не налажена безопасность учебных заведений.

    Что касается непосредственно качества образования и его доступности для широких слоев населения, то тут власти не умеют признавать ошибки, поэтому сначала вводят Болонскую систему, затем ЕГЭ, теперь собираются отменить Болонскую систему, но ЕГЭ оставить. Чиновники говорят о некой своей уникальной системе образования, но что это будет на практике, точно никто сказать пока не может. Никто из власть предержащих не учится на своих ошибках — в самый раз об этом говорить 1 сентября, в день знаний. ЕГЭ внедрялся изначально для установления равенства между абитуриентами и возможной подачи документов в разные вузы, но по последним исследованиям равенства нет ни среди сельских и городских поступающих, ни среди бедных и богатых.

    Высшее образование, согласно выводам социологов, становится социальной нормой для той части молодежи, уровень ежемесячных среднедушевых доходов в домохозяйствах которой превышает два местных медианных дохода. Среди выходцев из таких семей высшее образование имеют более 60% молодежи. В домохозяйствах с доходами ниже двух медиан наиболее распространенным для молодежи является среднее специальное образование. Таким образом, материальное положение семьи и место проживания выступают важными факторами для возможности претендовать на высшее образование.

    Зато кулуарно учителям в школах намекают на то, чтобы они доставали советские учебники и начинали преподавать по ним. Разговоров о патриотическом развороте на этом фоне становится все больше, но ведь одни только советские учебники сами по себе ничего не изменят. "Сословное" образование очень медленно, но целенаправленно пробирается в систему и далее будет распространяться на все общество, а, как мы знаем, кто не успел — тот "не вписался в рынок".

    Ну а пока… пока в министерствах образования и просвещения заигрывают с советской системой, чтобы никто не заметил подвоха, ведь даже ЕГЭ уже дает и другие трещины. В этом году некоторые российские вузы, в том числе ведущие (такие как МГУ), зачислили абитуриентов со значительно более низким баллом по ЕГЭ, чем в прошлом году. Чаще всего такое явление встречается на технических специальностях, где нужны были ЕГЭ по профильной математике и физике. Так, в МГТУ им. Баумана на направление "Прикладная математика и информатика" был зачислен абитуриент с 272 баллами (худший показатель из всех поступивших), а в прошлом году у "худшего поступившего" было 290 баллов. Аналогичная картина (с разницей от 20 до 70 баллов к прошлому году) на таких направлениях как "Информатика и вычислительная техника", "Информационные системы и технологии", "Математика и компьютерные науки", а также на "Прикладной механике" и на направлении "Радиоэлектронные системы и комплексы". А ведь стране нужны инженеры, математики, IT-специалисты, в общем, технари.

    Признают ли власти провал образовательных реформ последних 20 лет? Вопрос, скорее, риторический. О дне "незнаний" с Накануне.RU своим мнением поделился политический обозреватель, соавтор проекта "Последний звонок" Константин Семин:

    (2018)|Фото: концептхабФото: концептхаб— Сейчас отменять те преобразования, которые в системе школьного обучения были произведены в течение последних 20 и более лет, уже поздно, так, по крайней мере, считает Министерство просвещения — об этом сразу было сказано, как только мы отпраздновали отказ от Болонской системы. Поэтому все эти изменения настолько укоренились, что вырывать их сейчас — значит строить заново что-то. А строить никто неспособен, и никаких свежих идей на этот счет нет. Кроме того, школа и высшее образование и так измучены бесконечными реформами, поэтому, мне кажется, вполне закономерно, что и бакалавриат, и систему тестирования при поступлении в вузы решили оставить нетронутыми, по крайней мере, пока.

    Да, эта система не обеспечивает главной цели и главной задачи, которая декларировалась с самого начала — она не ликвидирует неравенство. Но это неравенство происходит не из тестирования, а в первую очередь от того, что школа сегодня является отражением в целом той картины, которую мы наблюдаем в обществе. Это неравенство есть во всей стране: неравенство между регионами, неравенство в доходах между гражданами... И было бы странно, если бы система учета оценок в школе не была подчинена тем же самым правилам.

    компьютерный ЕГЭ по информатике(2021)|Фото: minobr.krasnodar.ru

    Фото: minobr.krasnodar.ru

    Кроме того, естественно, что одно из последствий введения ЕГЭ, мы говорили об этом в фильме "Последний звонок" — это уничтожение в целом фундаментального образования. Это то, что для поступления в вузы родители и дети класса с 9-го, а с учетом ОГЭ и раньше, нацеливаются на натаскивание по нескольким избранным предметам. При этом ведется строгое, жесткое профилирование, человека заставляют в еще незрелом возрасте определяться с его профессиональной специализацией.

    Соответственно, те дисциплины, которые раньше, в советское время, являлись неотъемлемой частью фундаментального образования, которые обязан был получить каждый человек, неважно, будет он физиком или лириком, они в школе постепенно отмирают. Так, "базовой" становится математика для гуманитариев, то есть сводится примерно к устному счету, а литература и русский язык перестают иметь существенное значение для тех, кто нацелился на инженерные или технические дисциплины. А о промежуточных предметах таких, как биология или химия и других, которые и раньше, в 90-е, особенно никому были не нужны, теперь вообще приходится забыть. Если, конечно, перед выпускником не стоит задача поступления на профильный факультет.

    Если сегодняшний школьник откроет учебники советского образца, у него, как мне кажется, произойдет помутнение сознания, потому что в них до такой степени реальность не совпадает с тем, что ребенок видит вокруг себя теперь. Понадобится переводчик, чтобы эти учебники можно было использовать по-настоящему. Так что, мне кажется, что весь этот "флирт" с советской образовательной системой отчасти напоминает ностальгию в целом, институционализированную на государственном уровне ностальгию по советскому величию. Но ни переизданием советских учебников, ни стряхиванием с них пыли невозможно ликвидировать пропасть между советским, социалистическим общественным укладом и живодерским рыночничеством, в котором мы живем сегодня. Мне кажется, использование советских учебников — это просто жест, нежели реальные действия, которые могут привести к переменам.

    Главное, что и теперь, 1 сентября, существенных перемен не произошло, и произойти не может до тех пор, пока в стране сохраняется нынешняя социально-экономическая модель. Единственное нововведение, о котором говорят все, и которое бросается в глаза — это внедрение в школьную программу обязательных уроков патриотизма, на которых будут теперь, как я понял, в школах объяснять нюансы специальной военной операции, и несмотря на то, что по закону политика в таких вводных уроках не должна присутствовать, школа постепенно становится частью государственной пропагандистской машины. Вот это новшество, которое нельзя не отметить. Все остальные вещи остаются на прежнем месте.

    Автор:Евгений Иванов

    Источник - Накануне. Ру .

    Комментарии:
    Информация!
    Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
    Наверх Вниз