• ,
    Лента новостей
    Опрос на портале
    Облако тегов
    crop circles (круги на полях) knz ufo ufo нло АЛЬТЕРНАТИВНАЯ ИСТОРИЯ Атомная энергия Борьба с ИГИЛ Вайманы Венесуэла Военная авиация Вооружение России ГМО Гравитационные волны Историческая миссия России История История возникновения Санкт-Петербурга История оружия Космология Крым Культура Культура. Археология. МН -17 Мировое правительство Наука Научная открытия Научные открытия Нибиру Новороссия Оппозиция Оружие России Песни нашего века Политология Птах Роль России в мире Романовы Российская экономика Россия Россия и Запад СССР США Синяя Луна Сирия Сирия. Курды. Старообрядчество Украина Украина - Россия Украина и ЕС Человек Юго-восток Украины артефакты Санкт-Петербурга босса-нова будущее джаз для души историософия история Санкт-Петербурга ковид лето музыка нло (ufo) оптимистическое саксофон сказки сказкиПтаха удача фальсификация истории философия черный рыцарь юмор
    Сейчас на сайте
    Шаблоны для DLEторрентом
    Всего на сайте: 62
    Пользователей: 0
    Гостей: 62
    Архив новостей
    «    Март 2024    »
    ПнВтСрЧтПтСбВс
     123
    45678910
    11121314151617
    18192021222324
    25262728293031
    Март 2024 (896)
    Февраль 2024 (931)
    Январь 2024 (924)
    Декабрь 2023 (762)
    Ноябрь 2023 (953)
    Октябрь 2023 (931)
    Тридцать лет спустя: в школы возвращают начальную военную подготовку

    Запоздалая реакция

     Министерство просвещения Российский Федерации реагирует на вызовы современности. За этой избитой фразой скрываются совершенно запоздалые инициативы, но уже лучше сейчас, чем никогда.

    В комплексе решений, например, еженедельные классные часы «Разговоры о важном». Идея положительная, но учитель в данной истории выступает простым ретранслятором материалов, подготовленных министерством – на профильном сайте разработаны сценарий занятия, видео, некие интерактивные элементы и прочая инфраструктура.

    Неужели педагог сам не может донести до детей истину о самом важном? Видимо, не может, раз пришлось строить буквально пошаговую инструкцию. 

    Непонятно совсем – зачем человеку высшее образование, если ему предоставляет сценарий не просто с тестом учителя, но и вопросами, которые задаются школьникам. Это неудивительно спустя десятилетия развала педагогического образования и откровенного принижения статуса педагога, что никаким образом не способствовало появлению на уроках мотивированных и талантливых профессионалов.

     Еще несколько нововведений от Министерства просвещения. Сергей Кравцов на последнем «правительственном часе» в Государственной думе анонсировал изменения в преподавании школьной истории. Официальный ресурс российских законотворцев duma.gov.ru освещает выступление министра:

    «Говоря о важности преподавания истории, он сообщил, что события сегодняшнего дня – специальная военная операция, вхождение в состав России новых регионов – будут отражены в учебниках по истории. Сергей Кравцов также отметил, что в преподавании и всеобщей, и отечественной истории сегодня преобладает европоцентричный подход».


    К слову, до последнего времени во всем школьном образовании преобладал этот европоцентричный подход. Начиная от самых модных и, по мнению некоторых педагогов, очень прогрессивных практик преподавания и заканчивая заимствованиями в терминологии. Сколько копий было сломано вокруг «митапов», «хакатонов», «питч-сессии» и прочей ереси, насаждаемой в школе. Сейчас ситуация меняется, но есть очень стойкое ощущение, что после завершения специальной военной операции все вернется на круги своя. Впрочем, это касается не только школы.

    А пока в Государственной думе вдруг вспомнили про важность учительской профессии. Оцените пассаж председателя комитета по контролю ГД Олега Морозова:

    «Советский школьный учитель, по мнению американцев, переиграл их в борьбе за космос. У российского учителя сегодня задача сложнее: он должен сформировать поколение, которое в жесточайшей борьбе обеспечит достойное место России в современном мире».


    Армия со школьной скамьи


    До 1 января будущего года должен быть разработан школьный модуль начальной военной подготовки. Затем этап апробации в пилотных школах, а с 1 сентября полноценное включение в школьные программы. О нюансах этого поговорим чуть позже, а сейчас попробуем разобраться, почему о НВП заговорили только сейчас.

    Предпосылки для возврата школьного курса были еще в 2008 году в связи с переходом на годичную срочную службу. Тем не менее ничего сделано не было. Со стороны Министерства обороны сократили число военных кафедр в вузах, отменили часть отсрочек по состоянию здоровья и прочие послабления. Но это лишь позволило увеличить число призывников, но никак не сказалось на качественной подготовке.

    Подобная ситуация случилась в Советском Союзе в 1967 году, когда аналогично на один год сократили срок службы в армии. Но тогда Верховный Совет вернул в школы курс НВП, который убрали пятью годами ранее.

    В общей сложности, советский школьник должен был освоить не менее 140 часов военной дела. История подсказывала, что и в 2008 году требовалось возвратить курс допризывной подготовки в качестве школьного предмета. Подчеркну, в качестве отдельного учебного плана с квалифицированным педагогом.

    Но оставили только 35-часовые военные сборы для 10-классников. Хорошая идея, но сильно ограничена спецификой населенного пункта. Если поблизости есть войсковая часть, то будущие призывники действительно на себе могли ощутить, что такое срочная военная служба. А в самых эксклюзивных случаях даже проходили полноценный курс обучения, включающий, помимо прочего, сразу шесть часов тактической подготовки.

    По плану десятиклассники изучали современный общевойсковой бой, основные приемы, сигналы управления, оповещения, а также правила и приемы стрельбы, способы ориентирования на местности. Ради интереса, уточните у знакомых выпускников школ, чем они занимались на военных сборах. Особенно у тех, которым не повезло, и сборы они проходили с учителями ОБЖ (физической культуры) у себя в школе. Это когда на два-три класса пять макетов АКМ, десять противогазов и пара-тройка пневматических винтовок.

    Сейчас же нас уверяют, что в рамках НВП парни на уроках займутся, наконец, изучением устройства гранат. Ну, а чем военные сборы плохи в этом случае? В рекомендованном учебном плане для 10 класса шесть часов выделено на тему «Огневая подготовка». В содержании – изучение устройства стрелкового оружия, ручных боевых гранат, подготовку оружия к стрельбе и требования к метанию ручных имитационных гранат. Это же направление дублируется в программе движения «Юнармия» и профильных кадетских классов.

    В общем, инициатива по возврату начальной военной подготовки в школу выглядит больше политической акцией министерства, чем реальной программой действий. Дескать, мы тоже чем можем помогаем.

    Давайте начистоту – современные выпускники школы ни морально, ни физически не готовы к военной службе. Не все без исключения, но абсолютное большинство. В среде старшеклассников гораздо больше разговоров о том, как бы от армии откосить, чем о перспективах военной службы. Тотальная инфантильность подрастающего поколения стала нормой жизни. Где-то на этом этапе запускается тот самый замкнутый круг, когда молодые мужья становятся отцами, не выносят груза ответственности и бросают свои семьи. Мальчики, воспитанные матерями-одиночками, зачастую вырастают такими, как их отцы, инфантильными, и история повторяется вновь.

    Почему выпускники индифферентны к военной службе? Можно бесконечно в этом винить школьных учителей, воспитателей, директоров и прочий «обслуживающий педагогический персонал», но главная ответственность лежит на принятой государственной политике. Армия в новом прочтении должна быть преимущественно профессиональной, а срочную службу можно упразднить до 12 месяцев. Воспитанием офицерского корпуса займутся профильные классы, «Юнармия», кадетские, казачьи, суворовские и нахимовские училища. И все будет хорошо. Как показали последние девять месяцев, все совсем не так.

    Теперь о том, каким образом планируется интегрировать НП в учебный процесс. Места для этого предмета в школьном расписании просто нет. За время смены министров образования в школах добавилась пара совершенно ненужных предметов – астрономия и немецкий язык. Недавно ученых мужей от образования хватила лихорадка финансовой и функциональной грамотности, которой планируют обучить каждого. Пока до отдельного предмета, к счастью, дело не дошло. Сначала у Министерства была идея включить НВП в курс ОБЖ, но «посчитали – прослезились». В предмете и без этого часов недостаточно для освоения элементарных навыков выживания, а здесь еще и углубленная военная подготовка. Конечно, всегда можно выделить пару часов на новый модуль, но это не наш метод.

    В итоге остановились на следующем варианте. Начальная военная подготовка в полной мере будет реализована только в профильной программе ОБЖ старшей школы, где предусмотрен модуль «Элементы НВП». В базовой программе все останется как прежде. Если проще, то военные навыки получат только кадеты, казаки и юнармейцы. А вот для 5–9 классов Министерство просвещения вообще не включает НВП в учебную программу, а предлагает реализовать в виде факультативной внеурочной нагрузки. Примерно на уровне школьных танцевальных и театральных кружков.

    В общей сложности, за весь период обучения школьники должны освоить не менее 335 часов военной подготовки, в ходе которых, по данным РИА Новости, «изучат строевую подготовку, средства индивидуальной защиты и оказание первой медицинской помощи, оружие и правила обращения с ним, основы стрельбы, использование и устройство ручных гранат, навыки действия в современном общевойсковом бою, состав и вооружение мотострелкового отделения на БМП, инженерное оборудование позиции солдата и узнают, что такое одиночный окоп». Только вот это будет необязательный внеучебный предмет, то есть без оценок и итоговой аттестации. И оплата для педагогов будет соответствующая, а значит и отношение к предмету.

    Под громким лозунгом о грядущем возврате НВП многие представили идиллическую картину массовой подготовки будущих призывников в лучших традициях советской школы. Теперь ожидания придется откорректировать.

    Автор: Евгений Федоров

    Источник - Фонд Стратегической Культуры .

    Комментарии:
    • #1 написан 21 ноября 2022 12:15
    • Статус: Пользователь offline
    • Группа: Посетители
    • Зарегистрирован 9.06.2018
    Iosif | Комментариев: 307 | Публикаций: 0

    Читаю и удивляюсь как в Советской Школе (средней, сельской с первой трудовой четвертью на уборке урожая в колхозе)  учились и изучали немецкий язык (английский - факультатив) астрономия, химия. физика, биология , НВП. физкультура, даже уроки изо и пения, не говоря уже об основных предметах: математика, литература  и русский язык  + национальный язык республики, история и обществоведение,  многие достигали в каръерном росте и в жизни успехов, из класса 2 полковника, 3 директора заводов, Матери ставшие уже бабушками с оравой внуков. Жалко смотреть на нынешнее племя  милохиных и пр. тиктокеров и блоХеров плачущих над "делом всей своей жизни" из 300 000 подписчиков   

    0
    Информация!
    Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
    Наверх Вниз