Правительство РФ подписало распоряжение о предоставлении субсидируемого займа ООО "РЭНЕРА" (входит в ГК "Росатом") для строительства завода по производству ячеек, модулей, паков и стационарных систем на основе литий-ионных ячеек на 4 ГВт*ч в Москве. Средства для реализации инвестпроекта ВЭБ.РФ предоставит синдикату кредиторов в лице "Газпромбанка" и "Сбербанка". Как следует из документа, государство покроет ключевую ставку +2%, а самому ООО "РЭНЕРА" придется заплатить только 1% годовых. Кредит будет предоставлен на 14 лет: с 2024 по 2037 год. Сумма кредитования не уточняется, однако ранее весь проект по производству батарей в Красной Пархе (Новая Москва) оценивался в 52 млрд руб.
Строительство предприятия предусмотрено офсетным контрактом между ГУП "Мосгортранс" и ООО "Рэнера", который был подписан в 2023 году. Еще одной стороной выступает ПАО "КамАЗ", поставляющее электробусы в столицу. Предполагается, что новое производство будет обеспечивать тяговыми аккумуляторами московский общественный транспорт, речные суда и поставлять батареи для автомобилей "Москвич". Объемы производства закладываются впечатляющие: в течение шести лет муниципалитет планирует закупить у "РЭНЕРЫ" порядка 155 тыс. единиц оборудования на 172 млрд руб.
Москва на сегодня является первым городом Европы по оснащению электротранспортом. В столице зарегистрировано 20,5 тыс. единиц такой техники, а в парке ГУП "Мосгортранс" находится свыше 1250 электробусов. Поэтому, как ожидается, именно столица станет основным рынком сбыта продукции.
Второй завод аналогичной мощности (50 тыс. батарей в год) "дочка" "Росатома" строит в Калининградской области в рамках специального инвестиционного контракта с региональными властями. Однако, даже с учетом таких планов, объемов производства не хватит для обеспечения потребностей внутреннего рынка. По оценке Минпромторга, объем российского рынка литий-ионных технологий составляет 900 МВтч, или 17 млрд руб. в год с перспективой увеличения к 2030 году до 22,2 ГВтч, или 350 млрд руб. Согласно концепции развития электротранспорта, именно эта отрасль сохранит за собой статус основного источника спроса на системы накопления энергии в России. К концу 2024 года прогнозируется выпуск не менее 25 тыс. электромобилей, под которые создадут 9,4 тыс. зарядных станций.
Глава Федерации автовладельцев России Максим Едрышов отмечает, что планируемые к строительству мощности невелики и, скорее, нацелены на обкатку технологий.
"По мировым меркам, это капля в море, учитывая, что у нас продают около 1 млн автомобилей в год. Скорее, ставка делается на развитие технологий. Сейчас по батареям вопрос номер один — это запас хода. К примеру, в Китае ведут разработки по увеличению емкости аккумуляторов и уже сейчас они говорят, что готовы выпускать батареи на 1200км. К прочему, в России большая проблема с зарядной инфраструктурой, что ограничивает возможности использования электрокаров, и нельзя путешествовать на длинные дистанции. Но хорошие батареи изменят взгляд потребителей", — отметил собеседник Накануне.RU.
Автоэксперт также обратил внимание на "заоблачную" стоимость отечественных электрокаров. По его словам, самая дешевая модель Evolute с госсубсидией обходится в 2 млн руб., что отталкивает автолюбителей. Возможно, с локализацией производства аккумуляторов ситуация изменится.
Пока львиную долю рынка батарей (порядка 80%) контролируют всего 5 крупнейших копаний из Китая, Южной Кореи и Японии. Впрочем, азиатские корпорации понемногу сокращают объемы и, по прогнозам аналитиков, к 2030 году их позиции сократятся примерно до 70%. Однако мировые производители сталкиваются с дефицитом лития, а растущий спрос на него провоцирует удорожание сырья. Хотя для российских проектов этот вопрос планируется закрыть за счет собственной сырьевой базы.
Известно, что "Норникель" и "Росатом" реализуют проект "Полярный литий" в Мурманской области. По плану, предприятие введут в эксплуатацию в 2030 году. Оно будет включать в себя рудник, обогатительную фабрику для добычи и обогащения порядка 2 млн тонн руды в год, а также химико-металлургический завод производительностью 45 тыс. тонн гидроксида и карбоната лития.
По мнению промышленного эксперта Леонида Хазанова, наметившееся в последние годы снижение цен на литий замедлится. Это связано с сокращением производства самого металла и оживлением потребления со стороны производителей аккумуляторов. А строительство новых предприятий закладывает потенциал для роста в будущем.