Лента новостей
Опрос на портале
Облако тегов
Сейчас на сайте
Пользователей: 0
Гостей: 54
Архив новостей
Популярные новости
Самое обсуждаемое
Погода
- 18 апрель 2018
| - 22:33
| - Просмотров: 1 338
| - Комментарии: 8
|Пожаловаться
России необходимо проведение принципиально новой экономической политики в стране. Без этого страна не сможет справиться с внешними и внутренними угрозами
Владимир Путин © KM.RU, Алексей Белкин
Как уже отмечалось в предыдущей статье, на фоне тех серьезных внешних и внутренних вызовов, стоящих перед Россией, необходимо проведение принципиально новой экономической политики в стране. Без этого Россия не сможет справиться с внешними и внутренними угрозами.
Но успешное проведение экономических реформ невозможно без проведения масштабной кадровой реформы. И представляется, что кадровой реформе должен быть отдан приоритет, так как без нее невозможно обеспечить стабильный и существенный экономический рост, так как прорывные инициативы в области экономики сдерживаются неповоротливым государственным аппаратом, перегруженным «балластом».
Сегодня в России наблюдается крайне нездоровая ситуация с кадровой политикой в государственном аппарате. Велика роль клановости, кумовства, знакомств для устройства на госслужбу и карьерного роста. Также большую проблему представляет укоренившаяся в чиновничьей среде культура «лакейства», когда продвижение по службе в первую очередь зависит не от профессиональных качеств чиновника, а от его беспрекословного подчинения и попыток во всем угодить начальнику.
Как следствие, такой чиновник превращается из «слуги народа» в «слугу начальника». Показателями эффективности работы являются способность грамотно подготовить отписку на обращение гражданина и направить письмо в другое ведомство по поручению начальника, а не реальное решение стоящих перед страной вопросов.
Все это приводит к крайне нерациональным расходам государства на бюрократический аппарат и крайне непроизводительному расходованию рабочего времени чиновниками. Многие перспективные молодые люди поэтому избегают государственной службы, не желая исполнять роль «лакеев» и сталкиваться с самодурством начальства, неэффективностью и нерациональным употреблением профессиональных навыков и способностей.
Можно уверенно утверждать, что кадровая политика царского правительства в начале 20 века и кадровая политика КПСС после Хрущева стали одними из главных факторов крушения Российской империи и СССР. Именно протекционизм, назначение на должности из соображений угодничества и личной преданности, безынициативность, безответственность и непрофессионализм высших чиновников привели Российскую империю к краху в 1917 году.
Примерно те же самые причины привели и к краху СССР в 1991 году: не нашлось людей мужественных, инициативных, профессиональных, готовых брать на себя всю полноту ответственности в критический момент, так как кадровая политика КПСС не предполагала появления таких людей.
Разумеется, и перед Российской империей накануне 1917 года и перед СССР накануне 1991 года стояли масштабные социально-экономические проблемы. Но именно отсутствие людей, готовых и способных взяться за решение этих проблем, а также понимающих как действовать, привело и в одном и в другом случае к краху.
По сути, культура чиновничества из царской России практически без изменений перешла к советской России (некоторым исключением можно назвать сталинский период и частично хрущевский, когда на многие высшие посты в государстве действительно попадали талантливые люди, но не за счет изменения самой системы, а за счет кардинального обновления кадрового состава – в частности, из-за репрессий), а из советской России – к современной России. И сегодня нам необходимо наконец извлечь уроки из истории и кардинально изменить кадровую политику.
Начинать кадровую реформу необходимо с Правительства России.
Существующее правительство Медведева не сможет решить стоящие перед страной внутренние проблемы по следующим причинам:
1) инерции своих действий и своих идей (правительство на протяжении 6 лет действовало осторожно и в рамках либеральной экономической парадигмы, в значительной степени основанной на «вашингтонском консенсусе», доказавшей свою несостоятельность в условиях такой большой страны, как Россия, находящейся под сильным внешним давлением);
2) неспособности за 6 лет предъявить осязаемые результаты своей деятельности;
3) недоверия народа к министрам и председателю правительства (Д.Медведев вызывает ассоциации с фразой «денег нет, но вы держитесь»). Должен ли сам Д.Медведев сохранить свой пост в условиях максимального внешнего давления (по принципу «на переправе лошадей не меняют»), решать президенту. Однако, очевидно, что если это произойдет, то премьер-министр должен быть готов проводить совершенно другой курс внутренней и экономической политики.
Очевидно, что новый курс должны осуществлять новые люди. Это же можно отнести и к главе Центробанка. Как минимум, среди функций главы Центробанка должна появиться ответственность за экономический рост, так как в большинстве развитых стран мира главы Центробанков отвечают в том числе и за рост экономики.
Новая кадровая политика должна быть постепенно внедрена на всех уровнях управления страной и во всех сферах. Необходимо избавиться от застарелых и неработающих методов управления, а главное - от людей, воспринимающих свою должность с точки зрения личного благополучия, а не общественного служения.
Для прорыва в экономике должны появиться амбициозные, энергичные, патриотично настроенные и ответственные люди, не связанные прежними образцами бюрократического поведения, такими как услужливость перед начальником, отсутствие инициативы и безответственность перед гражданами.
Для внедрения кадровой политики можно предложить 2 основных этапа:
1) назначение на большинство министерских постов новых людей из числа наиболее профессиональных специалистов в своих областях;
2) внедрение по всей стране программы подготовки кадрового резерва для отбора наиболее перспективных молодых людей, чтобы на смену вновь назначаемым министрам приходили еще более профессиональные кадры.
Необходимо при отборе и оценке кадров обращать внимание не столько на лояльность и угодничество начальству, сколько на следующие моменты:
1) Профессионализм (отличное знание той области деятельности, которой чиновник руководит);
2) Оценка по результатам. Каждому министру или чиновнику высокого ранга должны ставиться измеряемые и прозрачные задачи, по результатам выполнения которых его необходимо оценивать. Разумеется, задачи должны предполагать заметные улучшения в той или иной сфере экономики и социальной политики.
3) Ответственность перед гражданами (министры, позволяющие себе пренебрегать интересами простых людей, ведущие себя чванливо или даже по-хамски, должны незамедлительно покидать свои должности).
С приходом новых людей, ориентированных на профессионализм и ответственность, постепенно будет меняться и культура чиновничьей среды: от культуры «служения начальнику» к культуре «служения народу», как и должно быть в любой современной, уважающей себя стране. Помимо решения основных проблем страны это повысит уважение к государственному аппарату среди населения.
Таким образом, именно новая экономическая и кадровая политика в стране и представляют те возможности для России сделать мощный рывок вперед, которые так важно использовать именно сейчас.
Автор: Михаил Чистяков