• ,
    Лента новостей
    Опрос на портале
    Облако тегов
    crop circles (круги на полях) knz ufo ufo нло АЛЬТЕРНАТИВНАЯ ИСТОРИЯ Атомная энергия Борьба с ИГИЛ Вайманы Венесуэла Военная авиация Вооружение России ГМО Гравитационные волны Историческая миссия России История История возникновения Санкт-Петербурга История оружия Космология Крым Культура Культура. Археология. МН -17 Мировое правительство Наука Научная открытия Научные открытия Нибиру Новороссия Оппозиция Оружие России Песни нашего века Политология Птах Роль России в мире Романовы Российская экономика Россия Россия и Запад СССР США Синяя Луна Сирия Сирия. Курды. Старообрядчество Украина Украина - Россия Украина и ЕС Человек Юго-восток Украины артефакты Санкт-Петербурга босса-нова будущее джаз для души историософия история Санкт-Петербурга ковид лето музыка нло (ufo) оптимистическое саксофон сказки сказкиПтаха удача фальсификация истории философия черный рыцарь юмор
    Сейчас на сайте
    Шаблоны для DLEторрентом
    Всего на сайте: 80
    Пользователей: 0
    Гостей: 80
    Архив новостей
    «    Апрель 2024    »
    ПнВтСрЧтПтСбВс
    1234567
    891011121314
    15161718192021
    22232425262728
    2930 
    Апрель 2024 (430)
    Март 2024 (960)
    Февраль 2024 (931)
    Январь 2024 (924)
    Декабрь 2023 (762)
    Ноябрь 2023 (953)
    Виктор Садовничий: «По фундаментальным знаниям мы лидируем в мире»

    Беседа с ректором МГУ имени М.В. Ломоносова, президентом Российского Союза ректоров

    Виктор Антонович, что представляет собой «университетская Россия» сегодня?

    – Это более 800 образовательных организаций. В том числе два классических университета, 10 федеральных, 29 национальных исследовательских, 17 из них – технического профиля. Это 260 тысяч человек профессорско-преподавательского состава и почти 200 тысяч специалисты высшей квалификации – кандидатов и докторов наук. Это четыре миллиона студентов, 83 тысячи аспирантов. Общая численность аспирантов в России – 92 тысячи. Не трудно подсчитать, что 90 процентов аспирантуры находится в университетах.

    Президент страны в своем выступлении на недавно прошедшем XI съезде Российского Союза ректоров привел такие цифры. С 2000 по 2016 год расходы консолидированного бюджета на высшее образование увеличились с 24,4 до 523,3 миллиарда рублей. Увеличены зарплаты преподавателей и научных работников, созданы лаборатории и исследовательские центры в вузах.

    Улучшилась и научно-технологическая инфраструктура российских университетов. 582 центра коллективного пользования оснащены современным оборудованием. 343 уникальные научные установки. При этом больше половины из того, что я назвал, находится в системе высшей школы. Конечно, университеты должны сотрудничать и с Академией наук. Это наше общее богатство.

    Чему учить и как учить современного студента, Виктор Антонович?

    – Это вопрос вопросов. Время так стремительно меняется, что нет смысла учить чему-то одному. Пусть даже работе в какой-то очень продвинутой отрасли. Все очень быстро меняется, и готовый, казалось бы, специалист становится не готов к очередным вызовам времени. Время требует новых подходов к самой системе образования. На вопрос, чему учить, мы даем следующий ответ – в эпоху постоянных вызовов времени учить надо фундаментальным знаниям. То есть, главное – научить студента учиться. Не стараться научить, пусть даже очень «продвинутым» и новейшим технологиям или прорывным научным направлениям, а давать именно фундаментальные знания. Через два-три года возникнут новые направления, новые возможности, откроются новые горизонты, и человек окажется безоружным, если он не умеет учиться, не научен мыслить.

    У математиков есть термин «сингулярность». Речь идёт о всё более ускоряющихся и всё менее предсказуемых изменениях технологической и социальной реальности. Окружающая нас среда становится всё более цифровой. В аналитическом докладе международной экспертной группы Digital McKinsey «Цифровая Россия: новая реальность» отмечалось, что с 2011 по 2015 год цифровая экономика в России выросла в восемь с половиной раз! Это быстрее, чем рост экономики в целом в России. И этот рост цифровой экономики обеспечил четверть прироста ВВП. Но потенциал не исчерпан, и мы обязаны его использовать.

    Наш вывод. Главное – научить учиться, научить мыслить. Известны слова философа и педагога, который прожил 100 лет, Джона Дьюи. Он сказал: «Мы лишаем детей будущего, если продолжаем учить сегодня так, как учили вчера».

    Для этого необходимы фундаментальные знания. Это, конечно, и математика, и другие фундаментальные науки, в которых наша российская школа очень сильна.

    По фундаментальным знаниям мы лидируем в мире, даже по тем рейтингам, которые проводятся не в России. За 20 лет (с 1992 по 2012-й) скорость компьютеров увеличилась в восемь тысяч раз. Но за счет математических идей за это же время, независимо от компьютеров, скорость расчёта увеличилась в 400 тысяч раз. Ясно, что эффект от развития математики в 50 раз превышает эффект развития компьютерных технологий. В своём докладе на съезде я привёл эти данные, чтобы подчеркнуть важность математического образования. На это обращал внимание и президент страны. Россия сильна своими математическими школами. На днях команда МГУ стала абсолютным чемпионом мира. Не остались без наград и команды МФТИ и ИТМО Санкт-Петербурга.

    Виктор Антонович, научиться фундаментальным знаниям – это хорошо. Только вот Россия огромная страна, что само по себе уже вызов. Очень разные регионы. Разные школы, разные университеты…

    – На огромном пространстве нашей страны, конечно, нельзя не видеть определённого дисбаланса в развитии регионов, который сказывается и на высшей школе У нас 30-40 ведущих вузов, которые находятся на передовом уровне в мире, а хотелось бы минимум 150 из 600. Как сделать стандарты одинаковыми? Как укрепить единое образовательное российское пространство, чтобы не было потока талантливых студентов в один-два центра, а на периферии оставались бы проблемные учебные заведения с низким уровнем работы и в школах, и в университетах? Вот в чём вопрос.

    И как же?

    – Понятно, что все университеты не могут иметь одинаковый потенциал, одинаково развитую инфраструктуру. Но все университеты обязаны готовить хороших специалистов, востребованных в своих регионах. Молодые люди должны иметь возможность самореализации там, где они получили образование. Всё это в итоге должно работать на сохранение единства и целостности нашей страны.

    Как поднять потенциал регионального вуза? У Российского Союза ректоров есть предложение создавать научно-образовательные консорциумы или кластеры. Например, головной университет из категории ведущих национальных исследовательских берёт обязательства по определённой тематике, актуальной для профильной отрасли региона, и помогает организовать в региональных университетах соответствующие кафедры и лаборатории. Эти университеты готовят научные проекты, руководят аспирантами, создают там научную школу, научную среду… Главное – укрепляют связи с промышленностью, формируют благоприятные условия для поддержки молодых учёных, которые оканчивают местные университеты.

    Сильные университеты должны сделать все, чтобы подтянуть региональные вузы. Сотрудничать с ними. Я выдвинул программу, которую назвал «Вернадский». Это программа научно-образовательной мобильности.

    И как это будет выглядеть на практике?

    – Ведущие университеты страны устанавливают конкретные связи с университетами в дальних регионах России по наиболее продвинутым направлениям. Организуют совместные кафедры, совместные лаборатории, совместные центры коллективного пользования. Готовят студентов на кафедрах в региональных университетах, готовят их в аспирантурах, создавая там, если нужно, аспирантуру. Периферийные студенты могут приехать на полгода в центральные вузы. Задача – создать в региональных университетах научные школы достойного, а может быть, и мирового уровня. Подтянуть периферию до центрального уровня.

    А почему ваша программа называется «Вернадский»?

    – Дело в том, что именно академик В.И. Вернадский создавал такие научные школы во многих городах тогдашней страны. Он работал в Московском, Санкт-Петербургском, Киевском университетах. Создал университет в Симферополе. Не зря Крымский университет носит его имя.

    Программа «Вернадский» и есть наш первый шаг по образованию единого образовательного пространства России. Это ответ на один из вызовов единству территории, связности территории.

    На съезде Российского Союза ректоров вы выдвинули идею комплекса школа-колледж-вуз. В чем ее суть?

    – На базе университетов можно создавать учебные кластеры: школа- колледж- вуз. Это, безусловно, поможет дальнейшей профориентации ребят, подготовке кадров для региона, пополнит их необходимыми интеллектуальными ресурсами ведущих университетов.

    Университеты должны прийти в школу. В отдалённые районы, в сельские школы придут молодые педагоги с хорошим образованием и, главное, с позитивным настроем. За университетами – подготовка таких учителей с учётом вызовов времени. Такой опыт у нас есть. Те же съезды учителей-предметников, на которых университетские преподаватели делятся с учителями школ опытом, обогащаются идеями. Но это должно работать на едином образовательном пространстве.

    Возникла и такая идея – универсариум. Когда в школе ученики проходят подготовку с профессорами. Происходит интеграция университета и школы. Школьники как бы получают статус предуниверсантов.

    Насколько известно, мы в свое время бросили заниматься средним профессиональным образованием. Сейчас, выходит, снова догоняем?

    – Во всяком случае, должна быть единая цепочка: школа – колледж (где можно уже профессионально ориентировать) – вуз. Очень много делает Москва в этом направлении. По абитуриентам видно, что и область неплохо готовит учеников. Видимо сказывается близость к столице.

    Одно из поручений президента было связано с созданием независимого международного рейтинга университетов. Что-то уже в этом направлении сделано?

    – Безусловно. Российский Союз ректоров разработал и создал Московский международный рейтинг «Три миссии университета». Три миссии – это образование, наука и общество. Разработав принципы оценки деятельности университетов мира, мы пригласили более 20 экспертов из разных стран – из Канады, Соединённых Штатов, Великобритании, Индии, Китая… Они поддержали наш подход. Рейтинг действует, он проведён. По его оценкам, в топ-100 вошли университеты из 39 стран, от России – 13 университетов.

    Это существенно отличается от других показателей рейтинговых международных агентств. Мы дали другую оценку российской системе образования, мы показали её по-настоящему высокий уровень. Московский международный рейтинг «Три миссии» уже признан в мире. Он предложил свои правила игры на том поле, где до сих пор играли по другим правилам и, соответственно, присуждали иные призовые места.

    Сегодня стоит задача большего вовлечения зарубежных университетов в наш рейтинг. Ведётся интенсивная переписка с университетами, которые пожелали участвовать в будущем рейтинге. А их большое количество. В сентябре эта версия будет готова для оглашения. Словом, рейтинг «Три миссии» набирает силу. У нас принято чаще говорить о зарубежных рейтингах, но мы хотим, чтобы и наш рейтинг был на уровне с зарубежными. Считаем его даже более объективным.

    Виктор Антонович, было немало хлопот и споров вокруг фанзоны МГУ. Стадион в Лужниках в дни чемпионата мира можно будет сравнить с кратером вулкана, а ведь он рядом с МГУ. Футбольный форум планеты не помешает работе приемной комиссии, выпускным экзаменам студентов?

    – Более красивое и правильное название фанзоны – «Фестиваль болельщиков». Такие фестивали, зоны болельщиков – непреложное правило международной федерации футбола (ФИФА), принятое в мире. Каждая страна, принимающая чемпионат, обязана предоставить площадки для фестивалей болельщиков. Я читал, что когда Штаты боролись за право принять чемпионат мира по футболу, если не изменяет память, девять университетов предлагали свои площадки для таких фестивалей. Когда Россия выиграла конкурс, стали определять такие площадки и у нас, в городах, принимающих чемпионат.

    После длительных консультаций в правительстве Москвы, в ФИФА, в правительстве России однозначно выбрали Воробьевы горы. Правда, в первой схеме, которую мне показали, фанзона находилась близко к главному зданию МГУ. Я выступил с резким несогласием с этим. Отправил десятки жестких писем, возражений в разные солидные инстанции. Было принято решение перенести площадку фестиваля болельщиков так, чтобы она не касалась территории МГУ. Документ подписал заместитель мэра Горбенко, отвечающий, в частности, и за спорт.

    Экран, на котором будут демонстрироваться матчи чемпионата, вынесен за Университетский проспект. Болельщики будут находиться на Воробьевых горах, но до Университетского проспекта. Весь квадрат: Ломоносовский проспект – Мичуринский – Университетский – Вернадского будет закрыт для болельщиков.

    Так что МГУ будет работать в обычном режиме. И сессия, и приемная кампания пройдут в обычном установленном порядке. Сделано все, чтобы не создавать никому неудобств. Всем, кому всё-таки будет мешать шум, мы предлагаем переселиться на время в новые общежития на Мичуринском проспекте. Мы никого не выселяем из общежитий, хотя по правилам летом общежития должны освобождаться.

    Будет поставлена шумозащитная стена от экрана. Я хотел бы всех успокоить и проявить понимание. Чемпионат мира – важнейшие событие для России!

    Виктор Антонович, в будущем году истекают ваши полномочия на посту ректора. Готовите себе приемника?

    – Мне уже пятый срок задают этот вопрос. (Улыбается). Подождите немножко. Если у вас есть кандидатуры, давайте будем обсуждать. (Улыбается). А вообще, каждый раз за год до окончания полномочий мне задают этот вопрос. Я всегда отвечаю: подождите немножко…

    Беседу вёл Сергей Рыков

    Источник - Столетие .

    Комментарии:
    Информация!
    Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
    Наверх Вниз