• ,
    Лента новостей
    Опрос на портале
    Облако тегов
    crop circles (круги на полях) knz ufo ufo нло АЛЬТЕРНАТИВНАЯ ИСТОРИЯ Атомная энергия Борьба с ИГИЛ Вайманы Венесуэла Военная авиация Вооружение России ГМО Гравитационные волны Историческая миссия России История История возникновения Санкт-Петербурга История оружия Космология Крым Культура Культура. Археология. МН -17 Мировое правительство Наука Научная открытия Научные открытия Нибиру Новороссия Оппозиция Оружие России Песни нашего века Политология Птах Роль России в мире Романовы Российская экономика Россия Россия и Запад СССР США Синяя Луна Сирия Сирия. Курды. Старообрядчество Украина Украина - Россия Украина и ЕС Человек Юго-восток Украины артефакты Санкт-Петербурга босса-нова будущее джаз для души историософия история Санкт-Петербурга ковид лето музыка нло (ufo) оптимистическое саксофон сказки сказкиПтаха удача фальсификация истории философия черный рыцарь юмор
    Сейчас на сайте
    Шаблоны для DLEторрентом
    Всего на сайте: 223
    Пользователей: 0
    Гостей: 223
    Архив новостей
    «    Март 2024    »
    ПнВтСрЧтПтСбВс
     123
    45678910
    11121314151617
    18192021222324
    25262728293031
    Март 2024 (921)
    Февраль 2024 (931)
    Январь 2024 (924)
    Декабрь 2023 (762)
    Ноябрь 2023 (953)
    Октябрь 2023 (931)
    Вазген Авагян. Чем нам грозит «блатная экономика», плодящая экономических бомжей

    Умение сформулировать суть проблемы – первый и главный шаг к её решению. Общество, которое не умеет задавать правильно вопросы – не получит и ответов.

    В чем главная экономическая проблема сегодня?

    Вот рождается человек на свет. Его родители небогаты и не входят в правящие кланы. Как сложатся дальше его жизнь и карьера? Есть ли у него шанс улучшить своё положение? Или же он заложник кастового строя: родился шудрой, так ему шудрой и ходить до смерти?

    Может ли он принять участие в производстве нужных обществу материальных ценностей и при этом получать достойную оплату труда? Или же для него доступ к созидательному труду закрыт, а предлагаемая ему оплата труда – всегда нищенская? Или нищенская – или вообще никакая: вокруг море безработных, работай за гроши, или сдохни…

    Сегодня в России складывается экономическая система, в которой человек лишён доступа как к достойной работе, так и к достойной оплате. Он – жестоко шантажируемая игрушка в руках ресурсных распределителей, «говорящее орудие», «двуногий скот». Его удел – молча принимать любые условия или быть вышвырнутым вон.

    При капитализме формируются гигантские комплексы расширенного воспроизводства благ – с одной стороны, очень продуктивные. Но с другой – отрывающие отдельного человека от владения ресурсом. Если ты работаешь на чужой фабрике – то не можешь ставить никаких своих условий: тебя взяли из милости, снизойдя к твоей несостоятельности.

    Отрыв человека от ресурса (крестьянина от надела, рыбака от озера и т.п.) необходимо компенсировать правами человека. Если этого нет, у человека не остаётся вовсе ничего. Он экономически нежизнеспособен – и, пытаясь выжить, податлив на самый лютый шантаж работодателя. Это подробно описали К. Маркс и вообще марксисты.

    Не описали они другое. Ведь они говорили лишь о правах работающих – тех, кто включён в систему производства. Но куда девать тех, кто не востребован системой, лишний для неё? Капиталист должен так или иначе поделиться с теми, кого использует. А что он должен тем, кого не использует? Он им как бы ничего и не должен – раз вообще с ними не пересекается…

    И человек всё чаще попадает и пропадает меж двух стульев: у него уже нет собственных ресурсов для обработки, но и к оплачиваемой обработке ресурсов, находящихся в чужой собственности, его не допускают.

    Он и не крестьянин, и не батрак, а перекати-поле – бродяга, бомж. И таких всё больше и больше...

    Вообразим, что где-то работает очень эффективное производство. Внутри него существует хорошо описанный и в значительной мере решённый конфликт между трудом и капиталом.

    А снаружи? Если человека взяли на работу и в итоге обобрали – это один формат конфликта. А если изначально не взяли – совсем другой. Все люди нагими приходят на этот свет, но одни в нём владеют ресурсами, распределяют их, другие получают часть распределяемого. А третьи – и не владеют ничем и ничего не получают. Им как бы намекают – «вы зря родились, мы вас не ждали».

    Угнетённые – это те, кто что-то сделали, а у них потом часть вознаграждения за сделанное отняли.

    Обездоленные – те, кто ничего не могут сделать изначально. У них нечего отнимать (и никто ничего не отнимает) – потому что они вообще не участвуют в создании материальных благ.

    Гнев этих обездоленных богатые не могут понять – и часто искренне. «Какие у них претензии к нам? Мы им ничего не задолжали, они вообще на нас никогда не работали!»

    Так возникает новое, не описанное марксизмом явление: классовый мир на узком пятачке. То есть отдельные люди договорились между собой – кто владеет ресурсом, а кто его обрабатывает. Договорились и не обижать друг друга. Распределители даров земных живут хорошо – и обработчики неплохо. Но их круг сегодня постоянно сужается!

    Вообразите: богачу в его поместье 10 дворников чистили снег. Потом появилась снегоуборочная машина, 9 дворников сократили, а одному улучшили оплату и условия труда. Он уже не лопатой машет, а сидит за рулём как «белый воротничок». При этом у него хорошая зарплата и недурные отношения с семьёй помещика (его там ценят, руку ему подают).

    Вот и получается неведомое марксизму явление: пролетарий-угнетатель! С одной стороны, он наёмный работник, у него нет своих средств производства и ресурсов. С другой – он кушает за 10 прежних дворников и сам заинтересован, чтобы они не вернулись на работу никогда.

    И мы видим замкнутые, демографически-мелкие производственные комплексы, внутри которых всем хорошо, а снаружи – море изгоев и лишенцев…

    С одной стороны, постоянно улучшаются условия труда. С другой – сокращается потребность в рабочих руках. Эти процессы накладываются друг на друга: пролетариат становится обеспеченным, зажиточным меньшинством.

    Складываются эдакий локализм (лишь бы у меня было хорошо, а на остальных наплевать) и дарвинизм (кто не может выжить, тому и не нужно выживать).

    Поэтому проблема угнетённых марксистского формата – в значительной степени обесточена. Те, кого богатые берут младшими партнёрами в долю – теперь и зарабатывают прилично, и трудятся не до изнеможения (исключения есть, но я про общую динамику).

    И в то же время обостряется проблема обездоленных – тех, кому отказано в праве на участие. Они не делят прибыль – потому что не участвовали в производстве. У них нет и права на личное потребление.

    То есть сегодня назрела совершенно новая, вовсе не учтенная нашими ведущими экономистами-схоластами проблема. Проблема невозможности приобщиться к общественно-полезному труду, устроится на порядочную работу.

    Для новорожденного – это право или рыночная возможность? Если право – тогда он в какой-то мере защищён, для него будут создавать «общественные работы», как Рузвельт с Кейнсом вытягивая США из рыночной трясины «великой депрессии».

    А если это только возможность, то шансы достойно жить и достойно зарабатывать для «не блатного» человека тают на глазах с каждым новым этапом механизации и роботизации производств.

    Человека без семейных связей становится заложником своей низкой касты, в которой от его личных усилий и качеств не зависит ничего. Весь его выбор – сразу умереть или перебиваться нищенскими случайными заработками.

    И это – настоящая гуманитарная катастрофа. Пока еще не все ее видят, наше правительство с его экономическим блоком прочно закрыло на нее глаза. Но порождаемый ей «мститель суровый», которому нечего терять кроме своей социальной обездоленности и обреченности – уже на подходе…

    Источник - Вазген АВАГЯН .

    Комментарии:
    Информация!
    Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
    Наверх Вниз