Лента новостей
Опрос на портале
Облако тегов
Сейчас на сайте
Архив новостей
Популярные новости
Самое обсуждаемое
Погода
- 19 октябрь 2018
| - 21:46
| - Просмотров: 937
| - Комментарии: 0
|Пожаловаться
Фото: E. O. / Shutterstock.com
Минфин России повысил прогноз по профициту бюджета в 2018 году. Вместо 481,74 млрд рублей федеральная казна получит теперь 2,138 трлн рублей. Однако радоваться этому факту рано
Сегодня Минфин России выступил с громкой новостью. Бюджет страны в 2018 году получит в 4,4 раза больше «лишних» средств, чем прогнозировалось ранее. В то же время новость эта подается сухо, в дежурном порядке, хотя по идее об этом следовало сказать как можно громче. С каких это пор народные деньги полюбили тишину?
Профицит мы получаем впервые с 2011 года. Согласитесь, это повод заявлять об этом так, чтобы услышали и поняли все. Но министерство Антона Силуанова в этом объявлении явно тушуется и стремится заявить о проблемах. Например, росте расходов, инфляции.
Почему же это делается? Потому что страна реально ничего не получит из тех колоссальных сумм, о которых говорит Минфин, предусмотрительно помещая огромную ложку дегтя в сравнительно небольшую бочку меда.
Антон Силуанов. Фото: ID1974 / Shutterstock.com
Хотели как лучше, а получилось еще лучше
Столь позитивный прогноз опубликован в виде проекта поправок в бюджет на официальном портале проектов нормативных правовых актов. В проекте изменена главная цифра по профициту, который должен составить 2,139 трлн рублей, тогда как в действующем законе «О федеральном бюджете на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов» заложена сумма в 481,741 млрд рублей.
При этом параметр бюджетного профицита – не единственный, который подвергся пересмотру. В документе Минфин предлагает утвердить основные характеристики бюджета на основе объема ВВП, который ожидается на уровне 101,16 трлн рублей, тогда как ранее он прогнозировался в размере 98,234 трлн рублей. Кроме этого, был пересмотрен прогноз по инфляции. Минфин полагает, что она составит 3,4%, а не 2,8%, как записано в законе.
По минфиновскому прогнозу, рост доходов бюджета составит 18,94 трлн рублей, а расходы – 16,8 трлн рублей. Сейчас же бюджет пока ожидает доходов в размере 17,07 трлн рублей и расходов в 16,59 трлн рублей.
Иными словами – ситуация стала заметно лучше. Эксперты, да и сами законодатели уже говорили, что бюджет будет сведен с профицитом, однако его размеры оставались предметом оценок. Теперь, за два с половиной месяца до конца года, появилась более-менее реалистичная цифра.
В последний раз повторимся: профицит бюджета был зафиксирован аж в 2011 году, причем превалирование доходов над расходами составляло всего 0,8% ВВП, или 428 млрд рублей. В последующие годы о прибыли пришлось забыть – дефицит только рос год от года, достигнув в 2016 году максимальной планки в 2,97 трлн рублей, или 3,5% ВВП страны.
Затем, в 2017 году, дефицит пошел вниз, но не переродился в профицит. По данным Минфина, он сократился до 1,6% ВВП, или до 1,5 трлн рублей.
В чем же основная причина такого бурного роста профицита бюджета? Естественно, в высоких ценах на нефть, из-за которых у государства образовались сверхдоходы. Минфин отмечает, что нефтегазовые доходы должны увеличиться с 2,739 трлн рублей до совершенно космических 4,093 трлн рублей, то есть более чем на 1,3 трлн рублей. А это и есть львиная доля тех самых излишков в 1,6 трлн профицита, который ожидается теперь.
То есть мы смело можем говорить, что «кассу» бюджету сегодня сделала вовсе не его прибыльность в смысле отдачи потенциала от экономики, а всего лишь внешний фактор. В связи с этим не будем вновь подробно останавливаться на вопросе о том, что экономика России по-прежнему остается сырьевой. По-прежнему сама экономика без экспорта сырья заработать не может.
Праздник ФНБ
На самом деле жителям России, российскому бизнесу, реальному сектору экономики страны от вестей о новом прогнозе по бюджетному профициту ни холодно, ни жарко. Дело в том, что образовавшийся излишек в 1,6 трлн рублей профицита не будет направлен в экономику, не станет кредитами или инвестициями для предприятий, а будет вложен в Фонд национального благосостояния (ФНБ). Кстати, при этих условиях в 2019 году фонд распухнет до 7% ВВП. Однако будут ли эти деньги просто там лежать на черный день, как это предусматривается старой кудринской политикой и нынешним курсом Антона Силуанова? Ответ – нет.
Эти средства Минфин предлагает с 2020 года начать вкладывать. Но не внутри России, а за границей. Звучит это как вложение в зарубежные проекты с участием российских компаний. Отметим, что в этом Минфин уже со своей стороны (и подкрепив эти сентенции цифрами прогноза) поддерживает по сути то же самое, о чем ранее говорил глава Минэкономразвития Максим Орешкин, предложивший направить средства ФНБ за рубеж.
Максим Орешкин. Фото: www.globallookpress.com
Напомним, господин Орешкин еще в августе представил соответствующее предложение президенту Владимиру Путину. Отправной точкой инициативы главы Минэкономразвития стало положение Бюджетного кодекса, которое допускает инвестирование средств ФНБ, если они превышают 7% ВВП страны.
Этой планки при нынешнем раскладе фонд достигнет как раз в следующем, 2019 году. Звенья одной цепи сомкнулись. При этом Минфин даже не стесняется признавать тот факт, что деньги эти будут фактически изъяты из российской экономики. Потому что так и называет этот вариант «альтернативой вложению этих средств внутри России».
Итак, новые поправки Минфина в бюджет будут в оставшиеся дни этой недели внесены в правительство, сказал Антон Силуанов. Если с нефтегазовыми доходами государства все в целом понятно, то остальные доходы первый вице-премьер оценил в 286 млрд рублей. То есть 2,7 трлн рублей мы получили от нефти и газа и всего 286 млрд рублей – это то, что реально заработала экономика. Разница более чем впечатляющая.
Силуанов также отметил, что бюджет при этом не намерен разбрасываться деньгами (да и куда там, если профицит пойдет в ФНБ), поэтому к нему был применен принцип «экономии». Она оценивается в 130 млрд рублей, на которые прохудятся различные проекты трат бюджета. Такая вот экономия на России в условиях огромных сырьевых доходов.
Тем несерьезнее выглядят пересмотренные Минфином новые, дополнительные бюджетные траты. В регионы будет направлено 93 млрд рублей в качестве компенсации по отменяемому в 2019 году налогу на движимое имущество. Промышленность России получит всего 30 млрд рублей, а 37 млрд отпишут бюджету Белоруссии. Эти деньги должны перекрыть потери из-за схемы «перетаможки». Наконец, 7,8 млрд новых трат отойдут к «Дом.рф» на поддержку СУ-155, а еще 5 млрд – Фонду защиты прав граждан-участников долевого строительства.
Что с этим делать?
Конечно, все происходящее с бюджетом и его профицитом четко укладывается в конструкцию принятого ранее бюджетного правила, которое учитывало малую вероятность заметного роста цен на нефть. Но случилось иначе, и нефть оказалась в два раза дороже, чем обозначено в правиле. Экономисты уверены, что при нынешней конъюнктуре цен точка отсечения по нефти все же будет пересмотрена в следующем бюджете с нынешних 40 долларов хотя бы до 50.
Иначе для России официально нефть по-прежнему и дальше будет стоить 40 долларов, а все излишки будут идти мимо экономики. И как мы теперь видим, вообще уходить в какие-то альтернативы их вложения в российскую экономику.
Фото: zhengzaishuru / Shutterstock.com
В беседе с Царьградом экономист и академик РАН Сергей Глазьев отметил, что продолжение нынешнего курса финансово-экономического блока правительства будет и дальше порождать дефицит денег в стране. И это при небывалом профиците бюджета.
– отметил господин Глазьев.
По его словам, при избытке ресурсов государству необходимо не изымать средства из экономики, а создавать кредитные деньги, чтобы ресурсы были связаны в конкурентоспособных производствах. Предприятия бы получили оборотный капитал, долгосрочные кредиты и инвестиции. Это сразу же положительно отразилось бы и на благосостоянии граждан. Глазьев также напомнил, что президент ставил перед страной задачу обеспечить прорывной рост экономики, который вряд ли достижим при такой политике финансовых властей. Задача была возложена на министров.
– уверен господин Глазьев.
Итогом этого обзора новых поправок Минфина к бюджету может стать лишь вопрос о том, что если уж у экономики России и без того имеются проблемы, то почему бы не использовать по максимуму тот шанс, который сегодня появляется из-за сверхдоходов? Скорее всего, Минфин и Минэкономразвития ограничатся победными реляциями о профиците. Ведь эти слова будут восприниматься как синонимы заявлений о повышении роста экономики и уровня жизни в России, тогда как на самом деле это совершенно не так.
Автор: Кучер Егор
Источник - tsargrad.tv .