• ,
    Лента новостей
    Опрос на портале
    Облако тегов
    crop circles (круги на полях) knz ufo ufo нло АЛЬТЕРНАТИВНАЯ ИСТОРИЯ Атомная энергия Борьба с ИГИЛ Вайманы Венесуэла Военная авиация Вооружение России ГМО Гравитационные волны Историческая миссия России История История возникновения Санкт-Петербурга История оружия Космология Крым Культура Культура. Археология. МН -17 Мировое правительство Наука Научная открытия Научные открытия Нибиру Новороссия Оппозиция Оружие России Песни нашего века Политология Птах Роль России в мире Романовы Российская экономика Россия Россия и Запад СССР США Синяя Луна Сирия Сирия. Курды. Старообрядчество Украина Украина - Россия Украина и ЕС Человек Юго-восток Украины артефакты Санкт-Петербурга босса-нова будущее джаз для души историософия история Санкт-Петербурга ковид лето музыка нло (ufo) оптимистическое саксофон сказки сказкиПтаха удача фальсификация истории философия черный рыцарь юмор
    Сейчас на сайте
    Шаблоны для DLEторрентом
    Всего на сайте: 113
    Пользователей: 1
    Гостей: 112
    SXHRashad9185
    Архив новостей
    «    Апрель 2024    »
    ПнВтСрЧтПтСбВс
    1234567
    891011121314
    15161718192021
    22232425262728
    2930 
    Апрель 2024 (601)
    Март 2024 (960)
    Февраль 2024 (931)
    Январь 2024 (924)
    Декабрь 2023 (762)
    Ноябрь 2023 (953)
    Разрыв, который мало кто заметил

    Устройство жизни по канонам религии и демонстрация внешней лояльности религии – принципиально разные вещи

    Общественная реакция – вернее, фактическое отсутствие оной – на последние важнейшие события в церковном мире послужила более чем наглядным подтверждением давно уже сделанного социологами вывода о массовой индифферентности населения России к православной религии.

    © KM.RU, Илья Шабардин

    Не всколыхнули российское общество ни легитимация Константинопольским патриархатом автокефалии раскольнической Украинской православной церкви, ни последовавшее за этим беспрецедентное решение РПЦ о разрыве евхаристического общения с царьградскими “братьями во Христе”.

    Несмотря на то, что крупнейший за многие века и, безусловно, болезненный для русского православия церковный раскол неделями страстно обсуждался в политических передачах по центральным телеканалам, российское общество осталось к нему в подавляющей своей массе равнодушно.

    Судя по всем признакам, оно не только не осознало в полной мере масштаб свершённого события (а ведь он для церкви как таковой действительно колоссален), но и совершенно не захотело в него вникать.

    Не поднялась буря в соцсетях. Безучастно промолчали столь острые на язык при возникновении иных инфоповодов блоггеры. Не произошло сколько-нибудь заметных выступлений и возмущений самой церковной паствы. Тема трагического разрыва с теми, от кого наши предки когда-то и принимали саму христианскую веру, совершенно не звучала даже в бытовых разговорах между друзьями, знакомыми, коллегами по работе.

    Похоже, раскол сделался драмой лишь для самих православных верующих, коих, как мы получили возможность наглядно убедиться, в нашей стране в реальности - абсолютное меньшинство.

    При вдумчивом размышлении такая картина представляется вполне закономерной. Наоборот, в наших исторических условиях ожидание чего-то принципиально иного выглядело бы сродни признанию в элементарном незнании общества, непонимании механизмов действующих в нём сил.

    Мне не хочется утомлять читателя приведением громоздких данных социологических исследований (множество крайне интересных статистических выкладок можно отыскать на сайтах ВЦИОМ, Левада-центра, иных служб изучения общественного мнения), но, пожалуй, неоднократно обнародованная социологами цифра в 4-5% подлинно и осознанно верующих в русской среде на поверку оказывается даже завышенной, едва ли досягаемым “потолком”.

    Так, статистика МВД, например, даёт нам ещё более мизерные показатели. Исходя из данных полиции, богослужения в честь крупнейших христианских праздников Рождества и Пасхи ежегодно посещают у нас не более 1,7-2% населения, и этот показатель, несмотря на очевидную поддержку православной церкви государством вкупе с ощутимой информационной “накачкой” в лояльных Кремлю масс-медиа, совершенно не растёт.

    В действительности практикующие православные в России – это весьма малочисленная, маловлиятельная и достаточно замкнутая социальная группа.

    Массовое ношение нательных крестиков, вывешивание в квартирах или в салонах автомобилей икон, редкие, разовые и, как правило, малоосмысленные участия в церковных таинствах не могут и не должны вводить в заблуждение. Все эти проявления вроде бы насыщенной духовной жизни на деле совершенно не свидетельствуют ни о воцерковлённости народа, ни хотя бы о набирающем силу движении в эту сторону. Подавляющее большинство тех, кто сегодня именует себя православными, имеют в действительности предельно смутные и размытые представления о сути христианской веры. Люди с крестиками на шеях зачастую не знают даже её самых элементарных основ, хорошо известных, к примеру, любому советскому преподавателю научного атеизма.

    И – самое важное – такие люди (а сей контингент кто-то из церковных деятелей ещё в 90-е годы, в противовес немногочисленным осознанным прихожанам, достаточно метко определил как “захожан”) не имеют в голове религиозной картины мира, только и способной служить жизненным путеводителем для искренне верующего человека. Потому поступки свои, начиная с бытовых ситуаций и заканчивая социально значимыми действиями, наши сограждане совершают, совершенно не сверяясь с догматами православной религии, с её предписаниями или запретами.

    Устройство жизни по канонам религии и демонстрация внешней лояльности религии – принципиально разные вещи. Первое из второго, как мы сполна могли убедиться за последние четверть века на бесчисленных примерах, совершенно не вырастает.

    Я, признаюсь, не склонен слепо скорбеть о столь малом количестве православных верующих в русской среде. Их крайняя немногочисленность естественна для страны, прошедшей через ломку традиционного аграрного уклада, индустриализацию, урбанизацию и всеобуч. Скорее, наоборот, молчаливое, но упорное нежелание общества искать духовные эликсиры в стенах церквей свидетельствует в пользу того, что его социальная деградация не является необратимой.

    Научно-рациональная картина мира в массовом сознании сегодня действительно серьёзно повреждена, но глубокого провала в архаику всё-таки удалось избежать. Прежние архаичные социальные институты, способствовавшие в былые эпохи поддержанию в обществе высокого уровня религиозности, оказались в подавляющем большинстве своём на протяжении XX века утрачены, а новых, сопоставимых с ними по степени архаичности, не возникло.

    Глубокий кризис нашего общества не привёл к его массовому одичанию, и если религиозные войны, к примеру, до сих пор норма для мира ислама, то для нашего мира – однозначно нет. Как убедительно доказали события весны – лета 2014 г. в Крыму и в Донбассе, русские люди при защите родного очага по-прежнему готовы прибегать к самым крайним мерам, однако дела церковные, в отличие от мирских, не разжигают в них боевой дух.

    Удар, нанесённый Константинопольским патриархатом по Русской православной церкви, – это, главным образом, удар по государственной машине РФ, ибо РПЦ де-факто является структурой максимально огосударствленной, претендующей вдобавок на роль оформителя некой, хоть и весьма рыхлой, но государственнической идеологии. Однако по обществу в целом он если и бьёт, то по касательной, рикошетом.

    Да, частью православных верующих на Украине выдавливание из страны приходов, подчинённых Московскому патриархату, будет переживаться крайне болезненно – и их можно понять. Но таковых - что там, что у нас - явное меньшинство. Не станем лукавить: “захожан” на Украине переход расположенного по соседству прихода под юрисдикцию киевских раскольников вряд ли удержит от того, чтобы продолжать заглядывать в него от случая к случаю и впредь.

    Те, кто осознанно отторгал так называемый киевский патриархат ранее, продолжат делать это и сейчас. Те же, кто прежде не считал нужным вникать в тонкости церковных дел, вряд ли массово озаботятся ими и сегодня.

    Церковный раскол остро переживается в недрах лишь крайне ограниченной социальной группы, и пока нет никаких признаков того, что она начнёт существенно расширять свои границы. Ни о какой духовной катастрофе всего общества речи не идёт.

    Автор: Игорь Бойков

    Источник - КМ.РУ .

    Комментарии:
    • #1 написан 22 октября 2018 19:09
    • Статус: Пользователь offline
    • Группа: Посетители
    • Зарегистрирован 17.01.2017
    ТИАНА | Комментариев: 674 | Публикаций: 0

    С убийством СССР вышибли из-под ног народа мощный, казавшийся абсолютно надёжным и вечным, "табурет" советской идеологии... особенно была деморализована интеллигенция... все духовные скрепы в одночасье рухнули... народ ощущал себя потерянным и обречённым...

    Но так как свято место пусто не бывает, душевный вакуум, духовная опустошённость, бессознательно требовали немедленного заполнения, обретения хоть какой-нибудь внутренней опоры-устойчивости... и народ всех возрастов потянулся в Церковь... началось массовое движение неофитов, устремившихся к духовным отцам в надежде обрести исцеление душевных ран...

    А что же наша РПЦ? А ничего... она оказалась неготовой на всю катушку использовать предоставленный ей Судьбой и Всевышним исторический шанс обрести многочисленную паству, просветить её, закрепить свой авторитет и повести за собой...

    Сейчас РПЦ имеет то, что имеет... народ в своей массе, не получив ожидаемого в лоне Церкви, массово отхлынул и стал спасаться сам, кто во что горазд... уж как у каждого получалось и получилось... кто угодил в секты, кто устремился и утонул в эзотерике, кто участвовал во всевозможных психотренингах, занимался в разномастной йоге, ЗОЖе и тд и тп... разгул наркомании, алкоголизма в результате всех рухнувших надежд и уверенности в завтра...

    +3
    Информация!
    Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
    Наверх Вниз