• ,
    Лента новостей
    Опрос на портале
    Облако тегов
    crop circles (круги на полях) knz ufo ufo нло АЛЬТЕРНАТИВНАЯ ИСТОРИЯ Атомная энергия Борьба с ИГИЛ Вайманы Венесуэла Военная авиация Вооружение России ГМО Гравитационные волны Историческая миссия России История История возникновения Санкт-Петербурга История оружия Космология Крым Культура Культура. Археология. МН -17 Мировое правительство Наука Научная открытия Научные открытия Нибиру Новороссия Оппозиция Оружие России Песни нашего века Политология Птах Роль России в мире Романовы Российская экономика Россия Россия и Запад СССР США Синяя Луна Сирия Сирия. Курды. Старообрядчество Украина Украина - Россия Украина и ЕС Человек Юго-восток Украины артефакты Санкт-Петербурга босса-нова будущее джаз для души историософия история Санкт-Петербурга ковид лето музыка нло (ufo) оптимистическое саксофон сказки сказкиПтаха удача фальсификация истории философия черный рыцарь юмор
    Сейчас на сайте
    Шаблоны для DLEторрентом
    Всего на сайте: 302
    Пользователей: 1
    Гостей: 301
    редактор Князь
    Архив новостей
    «    Апрель 2024    »
    ПнВтСрЧтПтСбВс
    1234567
    891011121314
    15161718192021
    22232425262728
    2930 
    Апрель 2024 (548)
    Март 2024 (960)
    Февраль 2024 (931)
    Январь 2024 (924)
    Декабрь 2023 (762)
    Ноябрь 2023 (953)
    РАНХиГС выдал рецепт как избавиться от балласта: Забрать у пенсионеров и отдать семьям с детьми

    Кремль сделал выбор: Ему не по пути со старыми и бедными «совками»

     
    Фото: Владимир Смирнов/ ТАСС

    Материал комментируют: Александр Шатилов и Андрей Гудков

    Эксперты РАНХиГС представили на Гайдаровском форуме альтернативные способы оценки бедности. В докладе «Социальная политика в долгосрочной перспективе: многомерная бедность и эффективная адресность» (авторы Татьяна Малева, Елена Гришина и Елена Цацура) доказывается, что российская социальная политика нуждается в существенной корректировке. Сейчас акцент в ней делается на пожилых, тогда как наиболее пристального внимания требуют бедные семьи с детьми.

    Фишка в том, что авторы применили новый метод расчета уровня бедности — так называемый метод Алкира и Фостера. Именно по нему рассчитывают бедность в ЕС, ряде стран ОЭСР и Латинской Америки. Метод позволяет учитывать как риски абсолютной бедности (по денежным доходам), так и такой показатель, как материальная депривация (недостаток вещей и, шире, возможностей потребления).

    Как оказалось, риски абсолютной бедности в РФ наиболее высоки для детей — 22%. Это в 1,5 раза выше показателя для всего населения в целом. Уровень существенной материальной депривации детей составляет 7,4% - в 1,6 раза превышает показатель для населения в целом, и в 2,2 раза для пожилых.

    Другими словами, крайними в России оказываются именно дети. Тем не менее, при детской бедности в 22% (и 22,4% бедных домохозяйств с детьми, не получающих соцподдержки) основной упор российская соцполитика делает на помощь пожилым (среди них бедных, если считать по методике Алкира и Фостера — всего 7%).

    Кроме того, полагают эксперты РАНХиГС, важны и оценки относительной бедности (доход — ниже 60% медианного). В России наибольший риск относительной доходной бедности в РФ испытывают дети до 17 лет (30%) и россияне старше 65 лет (30%).

    Однако в целом, утверждается в докладе, для России показатель относительной бедности составляет 22,1% населения, что сопоставимо с Ирландией (24,2%), Великобританией (22,2%), Польшей (21,9%) и Бельгией (20,7%). Правда, в нашем случае это еще и сильно зависит от региона. Так, для СКФО показатель относительной бедности составляет 38,7%, что сходно с беднейшими странами ЕС — Грецией, Румынией и Болгарией.

    Чтобы эффективно помогать беднейшим категориям населения, эксперты РАНХиГС предлагают усовершенствовать систему сбора информации о его доходах. Это позволит сократить выплаты тем, кто в них не нуждается, и направить больше средств на помощь детям и пожилым.

    По оценкам авторов работы, помощь в РФ доходит только до половины нуждающихся, а половине (и даже более) тех, кто ее получает, она не требуется. Чтобы этого избежать, необходимо уточнить круг ее получателей — для этого предлагается объединить данные более чем десяти ведомств в единую базу.

    По расчетам экспертов, бедным семьям с детьми необходимо ежемесячное пособие в размере дефицита их денежного дохода — не менее 1 тыс. рублей и не более 10 тыс. рублей. Это позволит снизить бедность среди домохозяйств с детьми в 1,7 раза (бедность всех домохозяйств — в 1,5 раза). Объем средств бюджета, необходимых для выплаты данного пособия, составит около 600 млрд. рублей в год.

    Здесь поневоле вспоминается фраза Ленина «формально правильно, а по сути издевательство». Поскольку под соусом перехода к адресной помощи речь идет о сокращении социальных обязательств государства. А это чревато сокращением доходов самых широких слоев населения, и в конечном итоге — ростом армии неимущих.

    Что стоит за инициативой РАНХиГС, как следует Кремлю корректировать социальную политику?

    — Разговоры о необходимости адресной социальной помощи идут с начала 1990-х, — отмечает доктор экономических наук, независимый эксперт по социальной политике Андрей Гудков. — И надо понимать: основой адресной помощи является личное заявление гражданина, и проверка представленных сведений. Подача такого заявления отнимает много времени, проверка — еще большего. С другой стороны, один только переход к адресной системе оказания помощи позволяет государства существенно сэкономить, поскольку у одних пособия и субсидии уже отнимут, а другим еще не дадут.

    Но на этом пути есть существенная проблема. Согласно ч. 2 ст. 55 Конституции РФ, «в Российской Федерации не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина». В нашем конкретном случае — нельзя просто так отобрать у гражданина пособие или субсидию, прежде назначенную ему государством.

    Обычно вопрос с пересмотром размеров социальных частей бюджета решается, когда экономика страны нормально растет. Те пособия, которые считаются нерациональными, попросту не индексируются. А на дополнительные средства бюджета вводятся новые пособия.

    Но в России картина совершенно другая, и потому доклад РАНХиГС представляется мне заказанным «сверху».

    «СП»: — Чего добиваются эти заказчики?

    — Пожилых людей, я считаю, нынешняя власть считает бесполезным балластом. Особенно с учетом, что на выборах пожилые часто голосуют за коммунистов. Но даже в идее поддержки семей с детьми мне видится «двойное дно».

    Дело в том, что в России такие семьи бедствуют, как правило, в малых городах. А такие города относятся к зоне ответственности региональных властей. Я не исключаю, что обязательства по поддержке семей с детьми хотят повесить именно на регионы. В этом случае получится, что значительные социальные обязательства с федерального бюджета снимутся.

    В итоге, семьи с детьми будут адресовать претензии регионам. А с регионов взятки гладки: у них денег хватает только на премии своим чиновникам, но никак не на дороги и социальные пособия.

    На деле, подоплека доклада РАНХиГС проста: либеральному обществу с пожилыми «совками» не по пути. По их логике все, что у «совков» можно забрать — надо забирать, а поддерживать при этом новых избирателей.

    «СП»: — Представим, что социальная политика в России скорректирована по модели РАНХиГС. К чему это приведет?

    — К тому, что жизненный уровень пожилых резко упадет, и «совки» начнут активно вымирать. Прежде чем оценить ситуацию количественно, напомню, что прожиточный минимум пенсионера сейчас примерно на 15% ниже размера средней пенсии по стране. Это и позволяет утверждать, что бедных среди пенсионеров — с формальной точки зрения — немного.

    Но зато у нас много пенсионеров, которые выходят за пределы зоны бедности только благодаря дополнительным пособиям к своим пенсиям. Если эти пособия, как предлагает сейчас РАНХиГС, основательно «проредить», мы получим уже не 7% бедных среди пенсионеров, а 40%.

    «СП»: — Как это стыкуется с указаниями Владимира Путина вдвое снизить уровень бедности к 2024 году?

    — Очень просто, я считаю: пожилые бедные, повторюсь, будут в этом случае быстрее вымирать. То есть, на какое-то время бедных в России станет больше. Но потом их число резко пойдет на убыль — как принято говорить, по естественным причинам.

    С другой стороны, чем беднее семья, тем раньше дети из нее идут работать. Значит, и на другом — «детском» — фланге будет наблюдаться сокращение показателей бедности.

    Таким способом, действительно, можно выполнить задачу, которая до сих пор представляется невыполнимой: сократить бедность в России вдвое.

    — Нельзя оказывать помощь одним малообеспеченным группам населения за счет других малообеспеченных, — уверен декан факультета социологии и политологии финансового университета при правительстве РФ Александр Шатилов. — В России с пособий стариков кормятся еще и их близкие, члены их семей. Особенно это касается провинции, где не так просто найти работу, а если она и находится, то оказывается не самой высокооплачиваемой. Поэтому сокращать пособия, которые получают сейчас пожилые — шаг однозначно нецелесообразный.

    Да, тема помощи семьям с детьми крайне актуальна для России. Страна находится в демографическом кризисе, и испытывает дефицит трудовых ресурсов. Сейчас проблема решается за счет миграции, но миграционные потоки несут с собой определенные риски, да и трудовые ресурсы СНГ отнюдь не безграничны.

    Поэтому нам действительно нужно стимулировать семьи с детьми, и особенно семьи малоимущие. Плюс особое внимание следует уделять вымирающим территориям в центральной части России, которые серьезно проседают в плане демографии.

    На деле, предложения либеральных экономистов и социологов — отобрать у одних нуждающихся и передать другим — абсолютно неуместны. Они способны скорее породить социальные конфликты в обществе, чем способствовать решению социальных проблем.

    Андрей Полунин

    Источник - svpressa.ru .

    Комментарии:
    Информация!
    Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
    Наверх Вниз