• ,
    Лента новостей
    Опрос на портале
    Облако тегов
    crop circles (круги на полях) knz ufo ufo нло АЛЬТЕРНАТИВНАЯ ИСТОРИЯ Атомная энергия Борьба с ИГИЛ Вайманы Венесуэла Военная авиация Вооружение России ГМО Гравитационные волны Историческая миссия России История История возникновения Санкт-Петербурга История оружия Космология Крым Культура Культура. Археология. МН -17 Мировое правительство Наука Научная открытия Научные открытия Нибиру Новороссия Оппозиция Оружие России Песни нашего века Политология Птах Роль России в мире Романовы Российская экономика Россия Россия и Запад СССР США Синяя Луна Сирия Сирия. Курды. Старообрядчество Украина Украина - Россия Украина и ЕС Человек Юго-восток Украины артефакты Санкт-Петербурга босса-нова будущее джаз для души историософия история Санкт-Петербурга ковид лето музыка нло (ufo) оптимистическое саксофон сказки сказкиПтаха удача фальсификация истории философия черный рыцарь юмор
    Сейчас на сайте
    Шаблоны для DLEторрентом
    Всего на сайте: 1
    Пользователей: 0
    Гостей: 1
    Архив новостей
    «    Апрель 2024    »
    ПнВтСрЧтПтСбВс
    1234567
    891011121314
    15161718192021
    22232425262728
    2930 
    Апрель 2024 (372)
    Март 2024 (960)
    Февраль 2024 (931)
    Январь 2024 (924)
    Декабрь 2023 (762)
    Ноябрь 2023 (953)
    Вазген Авагян: ​"Рывки" и разрывы

    Давно уже не вызвающие у меня доверия (а у вас?) эксперты Российской академии народного хозяйства и государственной службы (РАНХиГС), анализируя причины, по которым не удалось в полной мере достичь целей, сформулированных в майском 2012 года Указе Президента Владимира Путина, пришли к выводу, что одним из ключевых факторов стало отсутствие персональной ответственности за конкретные направления и программы социально-экономического развития. Признано, что действующая оценочная система на основе индикаторов и рейтингов Всемирного банка, которые не смогла отразить особенности развития и функционирования российской экономики. Что и неудивительно: Всемирный банк её не для развития создан, а для деградации периферийных экономик...

    Теперь вот предлагают "поиграть в Сталина": персонально ответственность возложить. Вплоть до расстрела? Людям, не сведущим в экономике (каковы прикормившиеся при правительстве РФ "экономисты") хочется казаться "крутыми", разрубить гордиев узел тридцатилетнего очевидного регресса, в ходе которого великая держава превратилась в банановую республику без бананов.

    А я вам скажу так: персональная ответственность (в экономике) - вишенка на торте. Если вы думаете, что товарищ Сталин ею проблемы решал - вы плохо изучали наследие Сталина. Персональная ответственность, вплоть до расстрела - имеет смысл лишь тогда, когда человеку предоставлены все необходимые для дела инструменты. Тогда, действительно, есть смысл попугать комиссарским маузером.

    Если же просто поймать человека и начать его пугать - то испугаться он, конечно, испугается, а дела всё равно не сделает. Планы не выполняются не только потому, что министры и вице-премьеры малограмотны в своём деле, но ещё (и главным образом) потому, что у них нет рычагов претворения планов в жизнь.

    С одной стороны, министры не умеют использовать инструменты. С другой - тоже очень важно - у них и нет инструментов, которые они не умеют использовать. И только их малограмотность мешает им сказать об этом ясно, возражая страшилкам о "персональной ответственности".

    Если на вас, читатель, или на меня - вдруг завтра возложат "персональную ответственность" за рост экономики в РФ - что мы сделаем? Пойдём от страха в церковь свечку ставить - "Господи, помоги!" Как я вырою яму, если у меня нет ни землекопов, ни экскаватора, ни даже лопаты? Руками? Даже под угрозой расстрела я не смогу вырыть котлована руками...

    Поэтому все эти "рекомендации" Российской академии народного хозяйства и государственной службы (РАНХиГС) - как всегда, "разговоры в пользу бедных". Современный министр работает не с подчинёнными ему напрямую государственными трестами. Он работает с совокупностью автономных частных собственников, ищущих своей прибыли. Орать на них бесполезно - как и на карачках перед ними ползать.

    Министр может им заказать какие-то работы в пределах бюджета его министерства (что превращает министерство в банальный инвестиционный фонд, причём небольшой).

    Он может какими-то административными мерами испортить им жизнь, что имеет смысл, когда в экономике бум: частник хочет производить, рвётся на рынок, а министр ему мешает, надо задобрить министра, чтобы не мешал...

    Но в условиях экономического спада портить жизнь частным собственникам административными мерами - это выталкивать их с рынка. Они плюнут и закроют производство. Скажут: "мешаешь нам работать - делай сам". И что, министр под угрозой расстрела пойдёт руками котлованы копать?!

    Самое главное: в созданной экономике частных собственников министр не начальник фирмам. Он им либо заказчик (когда заказывает и оплачивает работы), либо проблема. Но в любом случае не руководитель. Он не может их заставить делать то, что ему нужно. Может или договориться с ними за деньги, или начать запугивать - но тогда они сдрызнут с рынка, и всех делов...

    Поэтому страна, которая много лет, не слишком афишируя, пытается вернуться к плановому хозяйству - не может этого сделать. Ведь она возвращается в гибридном режиме - совмещая несовместимое: правительственные планы и частного собственника в качестве основной хозяйственной единицы. И планы повисают в воздухе, потому что их некому выполнять...

    Если отделить рулевое управление от колёс, предоставив колёсам "свободу" катиться, куда им хочется - то можно потом рулём рулить во все стороны, как ребёнок в детской машинке: никакого эффекта. Оттого и имеется

    "...ощущение некоей незавершённости в системе контроля за качеством управленческой деятельности, который не может быть ограничен только фиксацией результатов. Необходимо предусматривать и ответственность за срыв плановых заданий и сроков"(1).
    Предрекаю: оно у вас и останется, ощущение-то! Уже сегодня, по данным Счётной палаты,

    - около 2,5 триллиона рублей омертвлены в объектах незавершенного строительства, в том числе и в федеральных адресных инвестиционных программах — составной части национальных проектов. Деньги фактически выброшены на ветер, они не увеличили производство материальных ценностей. А ведь эти стройки обосновывали и выбивали инвестиции вполне конкретные отраслевые управленцы, включали в ФАИП не менее конкретные руководители из Минэкономразвития. Кто-нибудь был наказан за срыв государственных программ? Об этом неизвестно. К тому же в законодательстве нет соответствующих статей, квалифицирующих подобного рода действия посредством административных или уголовных санкциях, что, кстати, неоднократно становилось поводом для дискуссий и в Госдуме, и в Совете Федерации.

    Почему такое происходит? Потому что вы не руководите процессом, а покупаете его, заключая подрядные договора с частными собственниками, которым плевать, что строить, лишь бы оплачивалось. И плевать откуда: из казны или от сумасшедшего миллиардера. Ну, допустим, теперь станут расстреливать за срыв государственных программ такого качества и уровня планирования; и что? Их будут строить быстрее и сдавать торопливее, нарастёт истерия в управленческой вертикали...

    Главная-то ошибка, вина за которую лежит на экспертах уровня Российской академии народного хозяйства и государственной службы (РАНХиГС) - не говорю, что только на них, но на им подобных лжеэкономистах - представление о развитии страны, то ли параллельном, то ли враждебном интересам населения!

    И порочная линия продолжается: "Теперь этот недостаток решено исправить: 28 триллионов рублей, которые намечено собрать ценой немалой социальной напряжённости и направить на осуществление рывка в новый технологический уклад, требуют квалифицированного и ответственного контроля"(2).

    Вы не понимаете, что настоящий рывок - с точки зрения настоящей экономической науки, а не вашего либерального шарлатанства - не в том, чтобы отнять у населения триллионы на "развитие", а наоборот, дать населению триллионы на развитие.

    Если бы вы деньги у нищего населения не выколачивали "на развитие" (чего? зачем?), а наоборот, давали бы больше денег населению, то население с деньгами оплачивало бы то, что ему нужно.

    Что, собственно, и привело бы через спрос к предложению: развитию производства, технологическому рывку и прочим чаямым "ништякам". И тогда капвложения не умирали бы в никому не нужных долгостроях, а создавали бы востребованные населением производства.

    То есть вы должны, с точки зрения реальной экономической науки, защитить наш слабый рынок от внешнего импорта (протекционизм), ввести твёрдые цены и растущие зарплаты. Производитель получит растущий спрос - а за счёт твёрдых цен не сможет уйти в спекуляции. И тогда производитель займётся "рывком" - то есть наращиванием реального производства.

    Тогда он востребует новейшие технологии - ибо их требует только растущее производство. Покупать новые машины, новые станки умирающее производство, которому некому продать даже имеющиеся объёмы - никогда не будет. Неужели это непонятно? Тоже мне, бином Ньютона!

    Производству не нужны все ваши выкрутасы. Ему нужны, в сущности, лишь две вещи:

    1. Чтобы покупатель бы с рублём, т.е платежеспособным.

    2. Чтобы этот платежеспособный покупатель не ушёл на сторону, отоваривался бы здесь.

    Вы не можете дать отечественному производству ни того, ни другого. Отсюда и все проблемы.

    Но вы же во власти шарлатанов, вроде Кудрина, вы национальный рынок расхлебенили так, что всё национальное производство импортом смыло, как в унитазе. Население нищее, ничего не покупает, а что покупает - то импортное. А вы из него выколачиваете ваши "28 триллионов рублей ценой немалой социальной напряжённости" для "осуществления рывка в новый технологический уклад"! При таком подходе любая персональная ответственность министров даст лишь нагромождение ненужного.

    Почему? Неужели не понимаете?

    Завод пылесосов не нужен сам по себе. Он нужен при двух условиях: если у населения есть деньги и потребность покупать пылесосы, и если население не может удовлетворить свою потребность за счёт импорта. Нужно вначале эти две вещи обеспечить, а уж потом строить завод пылесосов или тракторный.

    А что у вас получится? Вангую: вы обоснуете острую необходимость завода по производству пылесосов, которая, теоретически, бесспорно есть, и потому легко обосновывается. Вы потратите миллионы рублей, выстроив новейшее, с иголочки, производство российских пылесосов.

    А потом "вдруг" выяснится (как тыщу раз бывало) - что у завода нет спроса. Население не так богато, чтобы часто покупать новый пылесос в дом. К тому же население привыкло к импортным маркам пылесосов, там отлаженный маркетинг, а про вас никто не знает.

    Итог: собрав на "развитие" "28 триллионов рублей ценой немалой социальной напряжённости" вы в итоге получите только рост этой самой социальной напряжённости.

    Потому что вы наполняете водой бездонную бочку, понимаете?!

    Вы не закрываете рынок и не создаёте платежеспособного покупателя на закрытом рынке. Оттого вы своими 28 триллионами пытаетесь отопить улицу, разводя огромные костры из денег, и удивляясь, почему теплее на улице не становится?

    +++

    Что делать? Вечный вопрос 100 национальностей, составляющих Россию. На самом деле, ответ на него не так уж и сложен: вовлекайте население в развитие!

    Сделайте население платежеспособным, рубль - твёрдым (может быть, ценой отказа от свободной конвертации валют, хотя бы на время), а рынок - защищённым от цунами азиатской сверхдешёвой продукции.

    И тогда население само решит, голосуя своим рублём, что и где ему развивать, какие производства ставить, какое оборудование какому заводу оно готово своими покупками оплатить. И это единственный здравый путь.

    Иначе, в своих гибридных компиляция плановой и рыночной экономик вы утопите страну в долгостроях и мёртвых корпусах, вроете её в гигантский котлован, измучаете и людей, и самих себя, расстреляете пару десятков "несправившихся" чиновников, и...

    В 1941 году генералов за поражения тоже сперва расстреливали (дело Павлова). А потом перестали. Поняли: генерал, чтобы победить, должен иметь инструменты победы. Спросить можно только с того, кому перед этим дал достаточно для спроса.

    Спрашивать с нищего налоги, с лишённого рычагов управления - результата управления - пустое дело. И если вы не услышите меня - до вас это ценой невероятных страданий и потрясений донесёт просто сама жизнь. Лишь бы не было слишком поздно...

    ----------------------------------------------------------

    (1) https://www.pnp.ru/economics/vice-premerov-ocenyat-obektivno-i-subektivno.html

    (2) Там же


    Источник - Вазген АВАГЯН, специально для ЭиМ. .

    Комментарии:
    Информация!
    Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
    Наверх Вниз