• ,
    Лента новостей
    09:47  Я - 300
    Опрос на портале
    Облако тегов
    crop circles (круги на полях) knz ufo ufo нло АЛЬТЕРНАТИВНАЯ ИСТОРИЯ Атомная энергия Борьба с ИГИЛ Вайманы Венесуэла Военная авиация Вооружение России ГМО Гравитационные волны Историческая миссия России История История возникновения Санкт-Петербурга История оружия Космология Крым Культура Культура. Археология. МН -17 Мировое правительство Наука Научная открытия Научные открытия Нибиру Новороссия Оппозиция Оружие России Песни нашего века Политология Птах Роль России в мире Романовы Российская экономика Россия Россия и Запад СССР США Синяя Луна Сирия Сирия. Курды. Старообрядчество Украина Украина - Россия Украина и ЕС Человек Юго-восток Украины артефакты Санкт-Петербурга босса-нова будущее джаз для души историософия история Санкт-Петербурга ковид лето музыка нло (ufo) оптимистическое саксофон сказки сказкиПтаха удача фальсификация истории философия черный рыцарь юмор
    Сейчас на сайте
    Шаблоны для DLEторрентом
    Всего на сайте: 24
    Пользователей: 0
    Гостей: 24
    Архив новостей
    «    Март 2024    »
    ПнВтСрЧтПтСбВс
     123
    45678910
    11121314151617
    18192021222324
    25262728293031
    Март 2024 (605)
    Февраль 2024 (931)
    Январь 2024 (924)
    Декабрь 2023 (762)
    Ноябрь 2023 (953)
    Октябрь 2023 (931)
    Философия Стругацких: внутренняя гниль

    Что, если однажды человек, благодаря научно-техническому прогрессу станет богоподобным в своих возможностях? Чем мы займемся? Ответ на этот вопрос попытались дать Аркадий и Борис Стругацкие в своей повести "Трудно быть богом". В книге авторы рисуют нам именно такого человека - могущественного, сверхсильного, которому покоряется сама Вселенная. Научный прогресс идет рука об руку с прогрессом нравственным - люди этого мира не только умны, но и добры; в почете не только сила, но и милосердие. И такое в буквальном смысле слова райское общество осуществляет экспансию к далекой планете - где живут люди, похожие на нас когда-то давно - в эпоху средневековья. Мудрые и добрые сверхлюди, разумеется, стараются насаждать мораль и тягу к знаниям...

    Но у них ничего не получается. Главный герой - русский парень Антон, который в составе разведгруппы отправляется на эту самую планету - наблюдать, записывать, внедряться. Он берет себе имя одного из погибших местных - Руматы Эсторского (так же поступают и остальные разведчики - а их примерно двести сорок человек на всю планету).

    Разведчикам хочется по возможности поддерживать порядок и насаждать какое-то подобие цивилизации, той, какую они себе представляют. Долгое время и Антон пытается этим заниматься. Вступается за слабых, проповедует знание (по мере сил, конечно). Но все - тщетно.

    В конечном итоге Антон понимает, что он бессилен перед непробиваемой тупостью и недальновидностью целого народа. В диалогах мы понимаем, что земляне - буквально всесильны, они могут истребить этих существ и заселить планету другими, могут даже загипнотизировать их и привить тягу к знаниям... Но они не делают этого, дабы не лишать людей этого мира свободной воли и собственной истории.

    А люди «этого» мира не отзывчивы на «мудрость» Стругацкого Антона-Руматы. Не хотят её перенимать. Силой он им вдолбить мог бы, но не хочет, а добровольно и сознательно – «оне не согласные». Оканчивается все предсказуемо - благородные порывы Антона завершаются неудачей, а животное начало в людях оказывается значительно сильнее, нежели мысли о "добром" и "светлом".

    Казалось бы, типичная повесть советского прогрессизма, в чём гниль философии? Что такое, современникам незаметное, насадили в эту повесть коварные Стругацкие, деформировав мышление значительной части своих сверстников и молодёжи моего поколения?

    +++

    Всё слишком очевидно – но, к сожалению, только сейчас, когда уже поздно обозревать очевидности. Если бы я на машине времени перенёсся бы в прошлое, и при чём в роли цензора от КПСС, знаете что я бы на основании современных своих знаний сказал Стругацким?

    -Не врите! – первые два слова, которые я бы сказал этим братьям. – Всё хорошее, если оно по-настоящему хорошее, очень легко усваивается людьми на любом уровне дикости и варварства.

    Деревенский парень, предки которого, да и он сам, веками ходили в лаптях – одевает фабричные ботинки, и уже через день в них, как влитой. Электрические лампы, трактора, удобрения, радио, телевизор – сколько времени понадобилось, чтобы к ним привыкнуть тем, кто тысячи лет жил без них? Вы позавчера провели интернет, вчера подросток научился им пользоваться, а уже сегодня он себе жизни без интернета не мыслит!

    -Поэтому не врите! Хорошее – когда оно хорошее – усваивается «на раз». И если бы ваш гнилой Антон давал людям действительно хорошие, подлинно-позитивные вещи – люди бы их приняли моментально.

    -А в чём проблема?

    -А проблема в том, что вы внутри гнилые, и герой у вас получился внутри гнилым. И под видом «великого счастья» он пытается впихнуть средневековым людям не электрическую лампу, не трактор марки «Сталинец» - а свою гнилую интеллигентскую либеральную рефлексию. Которая отторгается средневековыми (и любыми здоровыми людьми) ИМЕННО по той причине, что никакой мудрости в ней нет, а есть лишь лжемудрствование и блудомыслие.

    Если бы вы грязным и оборванным средневековым людям подарили «Сталинца» с табуном лошадей в движке – они бы совсем иначе это приняли и к вам бы иначе относились. Но вы им пихаете в голову лишь заносчивые мысли о своём превосходстве над ними, которое заключается лишь в том, что вы можете их убить. Но от доброты не убиваете. Что из этого они должны принять, и как они могут это применить к своему средневековью?

    +++

    Либералы давно уже исподволь готовили общество к своим гадостям. В неудаче Антона-Руматы они предсказывают неудачу либеральной идеи в России. Они почуяли уже тогда, что основную массу людей не вдохновит «великое счастье» быть обобранными ради обжорства кучки «избранных» воров. И они стали загодя ныть, что люди тёмные, плохие, средневековые, что они не понимают своего счастья быть обокраденными самим Собчаком, самим Ходорковским!

    Людям на блюдце несут счастье поездок обокравших их в Европу, в лучшие отели – а люди морду воротят! Почему? Потому что люди – дрянь. Они, вместо того, чтобы радоваться, как эстонцы, что дядя, закрывший их завод и укравший их зарплату с пенсией, поехал в Монте-Карло рулетку крутить – подло и средневеково не видят в этом радости.

    ЕЕщё раз: если вы приносите что-то по-настоящему хорошее и доброе, без задней мысли и «скрытых пунктов», без подвоха и подставы – то это принимается быстро и весело.

    И совершенно не важно – средневековые ли люди, или современные: человек есть человек. Он живёт без удобств, пока их нет, но моментально привыкает к удобствам, как только они явились. Любой элемент нашего бытового комфорта однажды появился внезапно, как дон Румата-Антон. Наши мамы и папы, что 200 лет привыкали к телефону? Или триста лет им нужно было, чтобы научится включать телевизор? Или кто-то из «отсталых людишек» злобно сломал водопровод, предпочитая, в силу отсталости, носить воду с колодца, по старинке?

    Всё это вздор, ребята-фантасты. И если бы ваш Антон давал то, что дают отсталым племенам нормальные и добрые, честные люди – побеждена была бы отсталость, а не Антон.

    Но в том-то всё и дело, что под видом прогресса и просвещения, под видом светлого будущего Румата даёт средневековцам какую-то сомнительную и двусмысленную дрянь, вызывающую массу вопросов, на которые Румата не может ответить.

    И выступает прообразом обиженного Явлинского – который весь из себя умный, прогрессивный, всё знает, всё понимает – только людям объяснить не может. Но не потому, что Явлинский (или Румата) плохой, а потому что люди плохие!

    Вся драма в повести Стругацких – в предчувствии, что народ России не примет и не поймёт мухоморного варева либерализма и гнилой интеллигентской, напрочь оторвавшейся от жизни, рефлексии. И вот тут Стругацкие угадали на все сто!

    Русский народ не оценил этой мухоморной похлёбки, не «заторчал» от неё, как почти вымершие от неё эстонцы и латыши. Тёмный народ стал по-деревенки рассуждать, что это наркотическое варево, от которого пользы никакой, а вреда – премного.

    Интеллигенция, уже во времена Стругацких живущая в своих недоразвитых аутистских фантазиях, в каких-то выдуманных, и дурно выдуманных мирах – заранее обиделась на народ.

    На самом деле разведчики Стругацких прилетели не из коммунистического завтра, а из либерального тупика. У них нет чётких представлений о добре и зле, нет проекта, по которому строят общество. Если бы на их месте были бы отчаянные конкистадоры, ничуть не задумывавшиеся, насаждать ли католицизм или нет; или сталинцы, твёрдо знавшие, каким должно быть идеальное общество – то интеллигентских соплей бы не вышло.

    Цивилизация терпит варварство только когда слабее его. А как только технически сильнее – особых рефлексий не испытывает: вижу, что есть, знаю, как надо, отсекаю лишнее, добавляю недостающее. Все средневековые – построились в колонну, и в колхоз! Вот вам трактор, вот вам ссуда на посевные работы, вот вам ГСМ, ну и всё прочее, для зачина передового хозяйства. Чем богаты, тем и рады!

    Либерализм же начинает свою заунывную и загробную песнь, о том, что строем в колхоз гнать не надо, даже если трактор есть (а если нет – тогда тем более), что «все формы равноценны», что у каннибала есть своя правда – как и у сожранного каннибалом, и т.п.

    Поэтому по части созидания либерализм – ноль. Ноль без палочки. Антон-Румата, искалеченный латентным либерализмом через своих родителей, братьев Стругацких, не организовывает ни индустриализации, ни коллективизации, ни ликбеза, ни партячеек, ни изб-читален. Он не разворачивает репрессий против «врагов народа» - не видит и самого народа, только быдло противное.

    Всё это грязные и отсталые средневековцы должны сами сделать, без Антона. А ему потом, наверное, налоги уплатить – как мечтают либералы. Чтобы всё без них делалось, а налоги со сделанного им уплачивались…

    Все мысли либерала Руматы сводятся к трём вещам: мысли о том, что ему под силу уничтожить всех этих грязных дикарей. Соблазн так и сделать. И сладкий трепет, когда он намекает на это дикарям.

    ННикакой созидательной программы у Руматы нет, потому что нет её и у Стругацких, уже отравленных ядом либерализма.

    Их идеал – не замаранный никаким делом посторонний с отсутствующим взглядом, добру и злу внимающий равнодушно. Иногда тешащий себя своей технической сверхсилой, приписанной в рамках фантастики, но ни на что путное либералами не расходуемой. Так, «вещь в себе»: могли бы уничтожить всё население планеты, но не станем, потому как мы добрые!

    И как-то обходится стороной, что уничтожение и бездействие – не есть единственно возможные состояния сверхсилы. Ведь, казалось бы, она может заняться чем-то созидательным… Но только не в руках либералов, утративших базовые представления о добре и зле!

    Вообразите, Попов изобрёл радио, его просят дать аппарат на флот или в академию, а Попов, такой, модный сноб, говорит им:

    -Которое я собрал – оно только моё, а вы себе сами придумайте и соберите радиоприёмник!

    Менделеев же таблицу свою припрятал – и говорит: я-то создал, для себя, а вы теперь сами таблицу периодических элементов, без меня, для себя откройте! А изобретатель велосипеда заставляет каждого самому изобретать себе велосипед…

    Ни фига себе логика?! Но ведь это и есть логика невмешательства, которую демонстрируют Стругацкие, как высший гуманизм. Мы там, на Земле, создали коммунизм, но только для себя. А вы свой сами стройте, со стадии Средневековья…

    Книга вроде бы советская – а если подумать, то совсем не советская. СССР не предложил Монголии и Тыве пройти все формации с первобытно-общинной! Он их сразу из родо-племенного строя взял в соцлагерь. И не стал СССР жопить электроприборы для жителей тундры, оленеводов, дожидаясь, пока они сами изобретут транзисторы и карманные фонарики!

    Что же такого случилось в советском обществе, что во глубине советских руд два очень популярных советских фантаста выдумывают бредовейшую концепцию «невмешательства» и наблюдения за корчами мук отсталого общества? Зачем тогда весь советский путь борьбы – всякий человек дойдёт когда-нибудь до того, до чего дойдёт… И борьбы никакой не нужно! Посмотрели на фашистов, рожицу презрения скорчили – мол, не комильфо, и отвернулись…

    АА это приключился с советской интеллигенцией либерализм головного мозга. В нём Добро уравнивается с недеянием.

    Мол, я хороший человек, потому что я никого не убил… А что хорошего в том, что ты НЕ СДЕЛАЛ? Ты хвались делами, а не их отсутствием! Настоящее-то Добро, каким знает его человеческая история – прежде всего яростная и вооружённая борьба со злом. А не лёжки на диване в гордом осознании «абсолютной доброты» своей абсолютной неподвижности.

    Румата не может ничего доказать средневековцам – прежде всего потому, что ему НЕЧЕГО им сказать. Будь на его месте герой Шолохова или Булгакова, красный или белый – уж они бы нашли, как выражаться в этой толпе. А герой Стругацких – изнутри пуст, как пересохший орех. У него и высшее добро в бездействии, и высшая мудрость в невмешательстве…

    Он в точности предваряет грядущих либералов, проповедуя какую-то дрянь и околесицу «европейского выбора» и огорчаясь до слёз, что массам это неинтересно, непонятно и через какое-то время раздражать начинает.

    «Европейский выбор» - это не тогда, когда у тебя европейцы последние твои гроши вместе с землёй спёрли. «Европейский выбор» (если уж на то пошло, поганым их языком выражаясь) – это Европа у тебя дома, а не в Европе. Это когда ты из землянки переехал в городскую квартиру со всеми удобствами, когда ты от сохи перешёл на трактор и комбайн, это когда ты стал получать на своей работе больше (а не меньше).

    И получается, что настоящий «европейский выбор» - это сталинизм. Не пресмыкаться перед агрессивной и самовлюблённой Европой, а закрыться, защититься от неё и её поборов, сперва догнать, а потом перегнать! Сама Европа так сделала: она не под Индию, ни под Китай не подстраивалась! Она у них заимствовала, что было полезно, и сама себя выстроила.

    А ваш «европейский выбор» - это чистой воды колониализм. Компрадорщина. Низкопоклонство перед «белыми сахибами», перед пробковыми шлемами колонизаторов. Ваш выбор – азиатский и африканский, в самом худшем смысле этих слов. Вы повторяете «путь в Европу» самых отсталых и продажных азиатских и африканских племенных вождей, обалдевших от вида английских кораблей, а особенно от их пушек…

    +++

    Что должны были перенять от дона Руматы средневековые варвары – коли он им ничего не давал? И никуда не вёл? И никак не организовывал? Идею его непреодолимого превосходства, ничем не подтверждаемую, кроме регулярных намёков – «всех вас могу испепелить»? У Руматы ведь нет ничего, кроме снобизма и беспочвенной заносчивости, его колоссальные возможности – расходуются только на наблюдения да на сетования – мол, какие же тут люди несовершенные…

    Это – предсказанная, а отчасти и сформированная модель поведения либерала в русском окружении. Либерал считает «высшим знанием» тот онанизм мозга, который лично ему приносит великое удовлетворение, и обижается, что другие так не делают.

    Либерал полон до краёв чувством собственного превосходства – которое не может проявить ни в чём, кроме разрушения и снисходительного растления «умом малолетних». Но либерал врёт себе, что проявлять собственное превосходство перед этими «трефными свиньями» - просто ниже его достоинства. И свою интеллектуальную, духовную импотенцию – записывает в подвиг воздержания: мог, да воздержался!

    +++

    И получается: они ничего не дают, и обижаются, что у них ничего не берут. Они ничего сами не знают, даже на уровне «что такое хорошо – и что такое плохо», и обижаются, что у них не учатся. Они ничего не делают – и обижаются, что никто не воспевает величие их дел. Они говорят банальные глупости, свойственные уму тунеядцев и иждивенцев – и обижаются, что эту банальность не высекают в мраморе благодарные слушатели…

    Им трудно быть «богами» - потому что они не Творцы мира, как Бог и благодатные обожением люди, по образу и подобию Бога. Они – паразиты в мире, созданном другими. Он потому им так и противен – что создан не их руками, не их умом, во всём чужой, в любой детали – им посторонний.

    «Мы бы создали мир совсем иначе» - говорят эти зазнайки. И фантастика им даёт такую возможность! Делайте, ребята! Техника позволяет, она у вас «уровня Бога» по условиям задачки… Творите! Свой мир вместо этого!

    А они ничего не делают… Либералы, что с них возьмёшь!


    Кто правду несет, тому всех тяжелей
    Экономика и Мы
    Народная экономическая газета. Издается с 1990 года
    9 апреля 2019

    Источник - Экономика и Мы .

    Комментарии:
    • #12 написан 10 апреля 2019 17:50
    • Статус: Пользователь offline
    • Группа: Администраторы
    • Зарегистрирован 17.11.2013
    редактор Князь | Комментариев: 1 432 | Публикаций: 601

    Цитата: Variant_Z
    Нам показали нас самих, какими мы есть. Мы взглянули и ужаснулись...
    Если и ужаснулись, то совсем единицы. И... Нормальное у Стругацких добро, дружащее с и головой и с мечом. 

    Я буду делать то, что мне прикажут знающие люди. Если понадобится, я займусь инфляцией. Если придется, я буду топить субмарины… Но свою главную задачу я знаю твердо: пока я жив, никому здесь не удастся построить еще один Центр. Даже с самыми лучшими намерениями…

    И еще...  Одно время тоже...  прогрессорствовалacute  И южнее Замбези, и ...  есть еще места на шарике.  Немного рефлексовали братья при написании.  Грязь и не земляничный сок - в товарных количествах, душевного трепета совсем мало.  Относитесь проще. 

    Кстати, благородные доны, чей это вертолет позади избы?






    --------------------
    На всё воля Господа! Но - всё в наших руках!
    +2
    • #11 написан 10 апреля 2019 07:03
    • Статус: Пользователь offline
    • Группа: Посетители
    • Зарегистрирован 15.12.2013
    Александр007 | Комментариев: 552 | Публикаций: 135

    Цитата: Variant_Z
    Нам показали нас самих, какими мы есть. Мы взглянули и ужаснулись... Но изменило ли это нас?

    Ничуть не изменило в лучшую сторону. Только в худшую.

     



    --------------------
    Вот смотришь сейчас какой-нибудь старый советский фильм и думаешь:
    «Интересно – какому олигарху сейчас вот этот завод принадлежит? А вот этот порт?»
    +2
    • #10 написан 10 апреля 2019 06:32
    • Статус: Пользователь offline
    • Группа: Посетители
    • Зарегистрирован 14.12.2013
    Variant_Z | Комментариев: 102 | Публикаций: 1

    Цитата: редактор Князь
    Всё таки "Трудно быть богом" и "Обитаемый остров" - это разное.

    Цитата: Александр007
    Отнюдь. Это об одном и том же. Но с разной полки.

    Стругацкие по сути писали одно большое произведение. Целью которого, на мой взгляд, являлось осмысление сути человеческой души и её транформации. Просто авторами выбирались разные варианты внешнего воздействия. Будь то внешнее прогрессорство через личность прогрессора, или воздействие через излучения, привнесенные извне, или перемещение со своего родного дома-планеты в места иные, или даже привнесение инопланетного генотипа... Авторы экспериментировали, все результаты в виде произведений перед нами. Нам показали нас самих, какими мы есть. Мы взглянули и ужаснулись... Но изменило ли это нас?



    --------------------
    "После хлеба самое важное для народа — школа." Жорж Жак Дантон

    "Воспитание и только воспитание — цель школы." Иоганн Генрих Песталоцци
    +1
    • #9 написан 10 апреля 2019 06:19
    • Статус: Пользователь offline
    • Группа: Посетители
    • Зарегистрирован 15.12.2013
    Александр007 | Комментариев: 552 | Публикаций: 135

    Цитата: редактор Князь
    Всё таки "Трудно быть богом" и "Обитаемый остров" - это разное.

    Отнюдь. Это об одном и том же. Но с разной полки. Про Румату - это внутренняя борьба и симбиоз серого, черного, светлого, Пампы, Будаха и прочего. А про Остров - это как "министерство пиз..ежа" во все времена рулило именно борьбой и симбиозом серого, черного, светлого, Пампы, Будаха и прочего в каждом индивидууме. И рулит до сих пор.

    Цитата: редактор Князь
    Это смотря кто этим займется. Лиознова смогла бы.

    И получился бы очередной Штирлиц-Антон. С наградами и орденами во всю грудь, как у штирлица. Только не за верную службу Рейху и лично Гитлеру. А с орденами и наградами за верную службу (читай - смешивание книгочеев с дерьмом) Дону Рэбе.

    Цитата: Variant_Z
    О фильме Германа... Только после 3-го просмотра
    Мне понадобилось два просмотра. И соответствующее настроение.

    А в целом хотелось бы сказать вот что. Литературой того времени была задана настолько высокая планка, что я, будучи прилежным книголюбом, никак не могу заставить себя проглотить подавляющее большинство современных книг. Есть исключения. Но их очень и очень мало.



    --------------------
    Вот смотришь сейчас какой-нибудь старый советский фильм и думаешь:
    «Интересно – какому олигарху сейчас вот этот завод принадлежит? А вот этот порт?»
    0
    • #8 написан 10 апреля 2019 06:00
    • Статус: Пользователь offline
    • Группа: Посетители
    • Зарегистрирован 14.12.2013
    Variant_Z | Комментариев: 102 | Публикаций: 1

    Возможно автор и прочел по диагонали книгу, возможно и фильм осилил, но... Несмотря на нарочитую нетерпимость автором либералов, сам рассуждает именно с их позиций. Свести прогрессорство до уровня примитивного вещизма и прямолинейной технократии... это надо еще постараться. Да дай обезьяне хоть трактор, хоть смартфон - она как была обезьяной, так и останется. "А что человек?.. Класс приматов" (с) Цитата моего давнего товарища. Серость ни от компьютеров, ни от оконченной магистратуры не зависит. Сколько нас серых с высшим образованием, машиной, особняком и кучей умных взрослых игрушек. Это вверх "царапаться" сложно. К Свету. А падать в серость пара пустяков. Стругацкие и об этом тоже... Их книга даже не об обществе другой планеты, даже не о социуме в общем понимании. Она о нас, эта планета в каждом их нас. Это они и про меня, в том числе. Комфортно расположились во мне серые роты, Вага Колесо почти полный хозяин, временами подает голос барон Пампа. Буду очень рад, если объявится хоть ненадолго Будах, и дай Бог, чтобы мелькнула искорка Руматы. 

    Прогрессорство подразумевает, на мой взгляд, не технологический подъем, а некое мировоззренческое перерождение. Которое насильным быть не может по умолчанию. Путь к Свету всегда у каждого свой. И путь к Свету всегда идет через Тьму. Стругацие и об этом тоже... Поэтому от замляничного сока на руках нам вздрагивать всем и еще очень долго. Только одни (как Румата) будут смотреть на него с ужасом, а другие с радостью и вожделением.

    P.S.

    Цитата: редактор Князь
    Именно только смотрел. Причем в варианте Германа с Ярмольником в роли Руматы. Это  действительно "они так видят".

    О фильме Германа... Только после 3-го просмотра через рвотный рефлекс и идиоматические выражения (с моей стороны), стала чуточку яснее мысль режиссера. Чистый и благородный дон Румата, прогрессор и вообще очень хороший человек... после стОльких лет, проведенных в полном г...не, что стало с ним? Какова сила "прогрессорства" наоборот? Т.е.  Румата поставлен облагородить эту серую массу, а как она, эта масса, "облагородила" Румату? Какой выход она оставила ему? Сойти с ума или взяться за меч? Оставить всё как есть и уйти - это проявление силы или бессилия? Рубить серость  - это отвага или слабость? Стругацкие и об этом тоже...



    --------------------
    "После хлеба самое важное для народа — школа." Жорж Жак Дантон

    "Воспитание и только воспитание — цель школы." Иоганн Генрих Песталоцци
    +3
    • #7 написан 9 апреля 2019 20:48
    • Статус: Пользователь offline
    • Группа: Администраторы
    • Зарегистрирован 17.11.2013
    редактор Князь | Комментариев: 1 432 | Публикаций: 601

    Цитата: Читатель
    Оскорбление братьев Стругацких, тем более уже почивших, и не имеющих возможности ответить автору сего опуса - чести не делает.
    Так товарисч, сие накропавший, даже подписаться не рискнул...

    Цитата: редактор damkin
    Не понять автору-либералу
    Да не либерал он, а твердолобый даже не сталинист, а скорее сусловец. Сторонник социализма в последней стадии. Стадии маразма.

    Цитата: Александр007
    Книга "Трудно быть Богом" совершенно не о том, о чём поведал аффтор этого опуса.
    Так для этого надо было Стругацких читать!  Причем всех!  Начиная от "Страны багровых туч" и "Воскресенье. ХХI век. Полдень" до "Жука в муравейнике".  Да, к концу они уже становятся "тяжелыми".  Если не сказать "либеральными" в современном, ругательном понимании этого слова.
    Цитата: АН-2
    А, может быть, автор сего необъятного опуса Стругацких не читал, а смотрел?!
    Именно только смотрел. Причем в варианте Германа с Ярмольником в роли Руматы. Это  действительно "они так видят".
    Цитата: Александр007
    "Трудно быть Богом" и "Обитаемый остров"
    Всё таки "Трудно быть богом" и "Обитаемый остров" - это разное. С "Островом" стыкуется "Парень из преисподней", а Румата - это совсем отдельно.  И философия, и ...  В общем, "Там, где торжествует серость, к власти всегда приходят черные. "
    Цитата: Александр007
    А экранизировать Стругацких - дело неблагодарное и обречённое на провал.
    Это смотря кто этим займется. Лиознова смогла бы.





    --------------------
    На всё воля Господа! Но - всё в наших руках!
    0
    • #6 написан 9 апреля 2019 19:17
    • Статус: Пользователь offline
    • Группа: Посетители
    • Зарегистрирован 15.12.2013
    Александр007 | Комментариев: 552 | Публикаций: 135

    Во-первых, это настолько многоплановая литература, что каждый раз читая что-то новое видишь. Во-вторых, это антиТолстовская книга, в пику "непротивленье злу насильем". В третьих, "Трудно быть Богом" и "Обитаемый остров" - это две книги из разряда научно-психологической фантастики, которые наряду с "12 стульев" отвечают на все заданные когда-либо вопросы, в том числе и на классические "Что делать?" и "Кто виноват?". В четвёртых, вспоминается при прочтении этих книг знаминитая фраза В.С.Высоцкого - "Про нас про всех, какие к чёрту волки?"

    Ну и в конце - аффтор пытается судить о произведении лишь по верхушкам. Согласен с версией, что скорее всего не читал, а слышал или видел. Или читал, но в сопляческом возрасте.

     

    А экранизировать Стругацких - дело неблагодарное и обречённое на провал. В лучшем случае жанр радиоспектакля - не более. А так только глазками...

     



    --------------------
    Вот смотришь сейчас какой-нибудь старый советский фильм и думаешь:
    «Интересно – какому олигарху сейчас вот этот завод принадлежит? А вот этот порт?»
    +2
    • #5 написан 9 апреля 2019 18:09
    • Статус: Пользователь offline
    • Группа: Посетители
    • Зарегистрирован 6.01.2017
    АН-2 | Комментариев: 1 211 | Публикаций: 0

    А, может быть, автор сего необъятного опуса Стругацких не читал, а смотрел?! Ничего более тошнотного, чем экранизации Стругацких в истории не было и не будет. Начиная от тягомотного Сталкера. А помните, какого кадавра сделали из "Понедельник начинается в субботу"? Все та же шайка-лейка, наши кинематографисты-художники - "я так вижу". Если автор видел души прогрессоров глазами этих трактователей, то вот и результат, всем нам на лицо, похлеще, чем от верблюда.

     

    "Деревенский парень, предки которого, да и он сам, веками ходили в лаптях – одевает фабричные ботинки, и уже через день в них, как влитой. Электрические лампы, трактора, удобрения, радио, телевизор – сколько времени понадобилось, чтобы к ним привыкнуть тем, кто тысячи лет жил без них? Вы позавчера провели интернет, вчера подросток научился им пользоваться, а уже сегодня он себе жизни без интернета не мыслит!"

    "И совершенно не важно – средневековые ли люди, или современные: человек есть человек. Он живёт без удобств, пока их нет, но моментально привыкает к удобствам, как только они явились. Любой элемент нашего бытового комфорта однажды появился внезапно, как дон Румата-Антон. Наши мамы и папы, что 200 лет привыкали к телефону? Или триста лет им нужно было, чтобы научится включать телевизор? Или кто-то из «отсталых людишек» злобно сломал водопровод, предпочитая, в силу отсталости, носить воду с колодца, по старинке?"

    "Всё это вздор, ребята-фантасты. И если бы ваш Антон давал то, что дают отсталым племенам нормальные и добрые, честные люди – побеждена была бы отсталость, а не Антон."

    "Все средневековые – построились в колонну, и в колхоз! Вот вам трактор, вот вам ссуда на посевные работы, вот вам ГСМ, ну и всё прочее, для зачина передового хозяйства."

     

    Автор не говорит, что как-только контроль со стороны прогрессоров исчезает, так мгновенно "средневековые", обученные пахать на тракторах, сдают трактора на металлолом и режут головы прогрессорам.

    Бытие определяет сознание? А вот - фигушки! Бытие определяется сознанием. Если у людей дикость в мозгах, то наличие у них Гелендвагена не помешает гадить на улицах и давить детей. А эту дикость, как английский газон, надо триста лет стричь. Перестанешь стричь - зарастет за лето бурьяном. Насильно в рай никого не загонишь. И Стругацкие об этом знали. 

    Еще, в Библии сказано: Ешь ли ты или не ешь - это не приближает тебя к богу. (вроде, Павел) То есть, наличие или отсутствие неких материальных благ не влияет на сознание. А у автора - влияет. 

    Путь вверх каждый совершает сам. Из-за того, что снизу пятки горят, погибель преследует. Если не осознал погибели - вверх не пойдешь, а затащат - мигом вниз скатишься.

    Автор очень юн и  тд. 

    +1
    • #4 написан 9 апреля 2019 18:04
    • Статус: Пользователь offline
    • Группа: Посетители
    • Зарегистрирован 19.11.2013
    Is ` | Комментариев: 94 | Публикаций: 0

    Весьма свежий и оригинальный взгляд на книгу. И да, в целом, при всей ностальгической любви к этому произведению, прочитанному мною в подростковом возрасте, не могу не согласиться с некоторыми тезисами автора статьи. Чтобы было понятно, что именно представляется мне правильным, поясню, по возможности, кратко.

    1. Общественный уклад меняет только энерговооруженность. Пока материальный базис не получает в достатке какой-либо новый источник энергии, надстройке говорить не о чем, качественный цивилизационный скачок невозможен. Даже Прометей для начала принес людям огонь. 

    2. Все гуманистические идеи прививаются в общесте только тогда, когда внизу уже нет смертельной драки за кусок хлеба. Или еще нет ( как раз то, что мы все видели, когда советкому народу с самого верху предложили подышать "воздухом свободы и добра", в который мы поверили совершенно искренне, будучи хронически сытыми и непуганными с детства).

    В массах изнурительное выживание практически несовместимо с высокими духовными порывами. Не потому, что народ плох или туп, ему, народу, надо, не отвлекаясь, чем-то кормить своих голодных детей здесь и сейчас. 

    И пока эти моменты не решены, "наблюдать развитие" незачем, это пассивное наблюдение за чужими страданиями.  Не умея воскрешать, лучше этого не делать. Автор это почувствовал, его оппоненты, увы, нет.

    Есть одно очень хорошее стихотворение, на мой взгляд, емко выражающее суть того, что автор, возможно, из-за многословия, от страха покуситься на столпов отечественной НФ, не смог донести, как надо. 

     

    Я всякое видел и думал, что знаю, как жить.
    Но мне объяснили: не тем я молился Богам.
    Я должен был жизнь на добро и любовь положить,
    А я предпочёл разменять на отмщенье врагам.

    Воздастся врагам, мне сказали. Не ты, так другой
    Над ними свершит приговор справедливой судьбы.
    А ты бы кому-то помог распроститься с тоской,
    Надежду узреть, и о горе навеки забыть.

    Ты грешен, сказали, ты книг золотых не читал.
    Ты только сражаться науку одну превзошел.
    Когда воцарится на этой земле Доброта,
    Такие, как ты, не воссядут за праздничный стол.

    Чем Зло сокрушать, мне сказали, ты лучше беречь
    Свободы и правды крупицы в душе научись…
    Но те, на кого поднимал я свой мстительный меч,
    Уже не загубят ничью беззащитную жизнь.

    Я буду смотреть издалёка на пир мудрецов.
    Пир праведных душ, не замаранных чёрной виной.
    И тем буду счастлив, поскольку, в конце-то концов,
    Туда соберутся однажды спасённые мной.

                                            Мария Семенова

    P.S.

    Румата из божественного самоощущения вернулся в человеческое лишь в тот момент, когда потерял любимую женщину. Он, заплатив слишком высокую цену, вспомнил, зачем ему дан был меч. 

    +2
    • #3 написан 9 апреля 2019 16:59
    • Статус: Пользователь offline
    • Группа: Посетители
    • Зарегистрирован 15.12.2013
    Александр007 | Комментариев: 552 | Публикаций: 135

    Книга "Трудно быть Богом" совершенно не о том, о чём поведал аффтор этого опуса. Уважаемый редактор VP! У меня вопрос. Вы лично солидарны с этим опусом?

     



    --------------------
    Вот смотришь сейчас какой-нибудь старый советский фильм и думаешь:
    «Интересно – какому олигарху сейчас вот этот завод принадлежит? А вот этот порт?»
    0
    • #2 написан 9 апреля 2019 16:44
    • Статус: Пользователь offline
    • Группа: Администраторы
    • Зарегистрирован 15.11.2013
    редактор damkin | Комментариев: 1 952 | Публикаций: 281

    Цитата: Читатель
    Оскорбление братьев Стругацких
    . Солидарен с Читателем.

    Напрасно VP, притащил этот пасквиль на ТСС - не заслуживает оно (...) - тиражирования клеветы на Стругацких, которое подано под соусом нелюбви народа к либералам. Статья, не имеющая автора - явный пропагандитский вброс в защиту либералов, Не всякие крикуны о зле либералов на самом деле на ни нападают. Не понимая содержание книги братьев, "Экономика и мы" попыталась через отрицание Стругацких защитить либералов. Жалкая попытка

    Им трудно быть «богами» - потому что они не Творцы мира, как Бог и благодатные обожением люди, по образу и подобию Бога.

    Не понять автору-либералу, что даже "Творец мира, как Бог" будет рядовым, никудышним исполнителем, если попытается одномоментно превратить безграмотное общество феодалов в светлое, развитое содружество людей-творцов, подобных богам по возможности творить добро. Но, есть-ли Боги, творящие только добро? НЕ понять либероидам из "Экономики и мы", как трудно быть Богом!

    -248
    • #1 написан 9 апреля 2019 14:57
    • Статус: Пользователь offline
    • Группа: Посетители
    • Зарегистрирован 7.07.2014
    Читатель | Комментариев: 133 | Публикаций: 0

    Оскорбление братьев Стругацких, тем более уже почивших, и не имеющих возможности ответить автору сего опуса - чести не делает.

    +2
    Информация!
    Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
    Наверх Вниз