• ,
    Лента новостей
    Опрос на портале
    Облако тегов
    crop circles (круги на полях) knz ufo ufo нло АЛЬТЕРНАТИВНАЯ ИСТОРИЯ Атомная энергия Борьба с ИГИЛ Вайманы Венесуэла Военная авиация Вооружение России ГМО Гравитационные волны Историческая миссия России История История возникновения Санкт-Петербурга История оружия Космология Крым Культура Культура. Археология. МН -17 Мировое правительство Наука Научная открытия Научные открытия Нибиру Новороссия Оппозиция Оружие России Песни нашего века Политология Птах Роль России в мире Романовы Российская экономика Россия Россия и Запад СССР США Синяя Луна Сирия Сирия. Курды. Старообрядчество Украина Украина - Россия Украина и ЕС Человек Юго-восток Украины артефакты Санкт-Петербурга босса-нова будущее джаз для души историософия история Санкт-Петербурга ковид лето музыка нло (ufo) оптимистическое саксофон сказки сказкиПтаха удача фальсификация истории философия черный рыцарь юмор
    Сейчас на сайте
    Шаблоны для DLEторрентом
    Всего на сайте: 84
    Пользователей: 0
    Гостей: 84
    Архив новостей
    «    Апрель 2024    »
    ПнВтСрЧтПтСбВс
    1234567
    891011121314
    15161718192021
    22232425262728
    2930 
    Апрель 2024 (416)
    Март 2024 (960)
    Февраль 2024 (931)
    Январь 2024 (924)
    Декабрь 2023 (762)
    Ноябрь 2023 (953)
    "Волосы встают дыбом!" Почему реформы образования раскритиковал судья Конституционного суда

     

    профессор Александр Иванов (2019) | Фото: youtube.com

    Александр Иванов — о скандальном интервью Константина Арановского

    Судья Конституционного суда РФ Константин Арановский в комментарии к одному из судебных решений неожиданно обрушился с критикой на систему образования, сформулировав вывод, что она не может уверенно гарантировать профессиональную квалификацию обладателей дипломов.

    Судья критикует образовательные реформы и слепое следование принципам болонской системы. Он приходит к выводу, что "бессчетные ресурсы", потраченные на проведение образовательных реформ, "можно было израсходовать во благо науке и на достойную оплату преподавательского труда".

    "Улучшения в образовании длятся лет тридцать, а результаты их все еще спорны, так что теперь, когда столько истрачено, а доверия дипломам не прибавилось, нет причин полагаться впредь на министерские решения, инициативу ректоратов и на энтузиазм активистов, — заявил судья Конституционного суда.— Не исключено, что придется теперь подождать, пока дипломы большинства вузов и техникумов (лицеев, колледжей и др.) станут убедительными".

    Дальше судья напоминает о низких зарплатах преподавателей, подчеркивая, что от их "благополучия и достоинства" напрямую зависит качество обучения.

    Отчего этими вопросами озадачились в Конституционном суде и почему недовольство судей вызвала система образования в целом, Накануне.RU рассказал профессор Александр Иванов.

    Почему рынок за 30 лет не смог отрегулировать спрос и предложение на качественное образование?— Сейчас система не удовлетворяет запросам рынков. Это констатирует не только судья, это констатирует и бизнес. Кадров нет. Их нет просто ни для кого. В Сбербанке не хватает кадров, инженеров и так далее. Почему так получилось?

    Причин очень много. В советское время система образования запросы экономики, запросы всех остальных сфер жизни во многом удовлетворяла. Никаких проблем не возникало. Сразу же формировались соответствующие образовательные учреждения и сразу же готовили специалистов. В последнее время эта система систематически перемалывалась, ломалось старое.

    Какую роль в этом сыграла упомянутая в КС болонская система?

    — Болонская система просто разрушила ту систему, которая работала. Она нанесла самый мощный удар, не говоря уже о ЕГЭ и подготовке абитуриентов, которая рухнула фактически. В функционирующую систему образования принесли новый формат, что пять лет учить неправильно, это неэффективно, давайте учить по-другому: четыре года бакалавр, потом два года магистр и в итоге мы получим супер-специалиста и прочее.

    Но как этого добиться, должны были решить сами вузы. Им предложили провести кардинальную перестройку, сломать старые системы и создать новую, которая как бы должна хорошо работать. При этом ресурсов для этого у вузов не было никаких.

    Это надо понимать, потому что преподаватели в то время получали нищенские зарплаты, наиболее креативные и эффективные покинули систему высшего образования. Там осталась масса, которая тянула прежний воз, по старой системе выпускали прежних специалистов.

    Чтобы перестроить образование, нужно время. А как учить шесть лет вместо пяти? Очень просто. Вот программа четырёх лет была, сделали завершающие процедуры, чтобы бакалавра выпустить. Четыре года бакалавриата — это прежние четыре года специалитета, грубо говоря – обрезали пятый курс и сделали бакалавра. Вот и всё, получился прежний недоделанный специалист.

    Учитывая низкий уровень подготовки абитуриентов, которые стали поступать, которые не были готовы учиться, потому что не сдавали вступительных экзаменов, они сдавали некий ЕГЭ абстрактный, который не имеет отношения к данному университету. В итоге получилось крайне низкое качество бакалавров.

    Но болонская система внедрена уже давно. Почему в ней не произошло улучшений?

    —- А какое улучшение может быть? Конкурс на бакалавров есть, желающих учиться на престижных специальностях сколько угодно – юристы, экономисты, программисты, их толпа идёт. Финансирование идёт, всё хорошо.

    Теперь дальше – магистратура: инженер-бакалавр — это не инженер, это техник, и это все признают. А магистратура совершенно массово идёт в вечернее время. Дневного образования там фактически нет: это Высшая школа экономики, это Санкт-Петребургский университет, Петрозаводский… Магистратуру устраивают вечером. Почему? Потому что магистр работает, они все работают, они вынуждены это делать. Они заканчивают бакалавриат, а вечером ходят учиться, получать высшее образование.

    Бакалавров сколько угодно желающих, а в магистратуру, как правило, недобор. Поэтому и занятия в вечернее время, чтобы хоть кого-то уговорить, потому что они днём работают. Система, которая работала, уничтожена, а сейчас создано нечто, которое непонятно куда ведет.

    В КС также посетовали на то, что преподаватель получает премии не за работу, а за хорошую отчётность и статистику. Но почему отчётность не отражает качества работы?

    — А вы посмотрите на отчётность. Недавно министр Котюков учредил показатели эффективности работы вузов и эффективности их руководства. Это можете найти на официальном сайте.

    Первое – это качество образования, качество работы. А какие там показатели? Первый показатель – это средний балл ЕГЭ поступивших студентов, а второй показатель – доля магистрантов. Цифра приёма в магистратуру зависит от министерства – если оно спустит большие цифры, то где-нибудь наберёт этих магистрантов, зачислит. Сами преподаватели иногда поступают в магистратуру, чтобы места заполнить. Контроль над цифрой будет хороший. Вот это показатель. По этому показателю вуз финансируют.

    Это бюрократические показатели, там ничего другого нет. Просто волосы дыбом встают, когда читаешь эти тексты, утверждённые Котюковым, в частности показатели эффективности работы ректора. Там ничего нет о настоящей эффективности – там нет ни востребованности специалистов, ни обеспеченности учебного процесса оборудованием современным, кадрами. Ничего этого нет и в помине – ЕГЭ и доля магистрантов.

    ЕГЭ сданы хорошо – вот высокие баллы, например, Петрозаводский университет набирает студентов из Карелии. Будет там повыше балл ЕГЭ – будет выше, пониже и там пониже. Он никак не зависит от вуза совсем.

    У них логика – если ты будешь хорошо работать, хорошие студенты с высокими баллами будут стремиться учиться у тебя. Смешно просто. Если вуз педагогический, скажем, или сельскохозяйственный – кто туда стремиться будет?

    Связано ли с этой системой усилившееся в вузах административное давление?

    — Это ещё более серьёзный вопрос. Понимаете, министерство требует отчётности, потому что они по отчётности какие-то цифири зачёркивают, имитируют свою работу. Им нужна отчётность, это просто хлеб министерства.

    А помимо отчётности, они ещё и противоестественные вещи проводят – та же самая Болонская система, о которой мы говорили, нормативное подушевое финансирование, когда вамуз платят деньги по количеству имеющихся студентов (соответственно отчислить никого нельзя категорически – любой двоечник в вузе сидит до пятого курса).

    Все эти вещи, которые сверху внедряются, они разрушительны для образования.

    Получается довольно любопытная ситуация: ректор подчинён напрямую министерству, его могут уволить, у него в этом плане прав нет никаких, для него кнут есть. Любое нарушение – и его увольняют, примеры такие были. Он все инициативы, идущие сверху, обязан проводить, а инициативы разрушительные. Коллектив это прекрасно понимает. Когда ректор начинает говорить, что давайте мы сейчас перейдём на Болонскую систему, как это было у нас, в Петрозаводском университете, когда её внедряли, давайте учить студентов за четыре года ,чтобы они были лучшими специалистами, мы говорим – как это можно? Он, естественно, обижается. А коллектив против. Возникает конфликт между руководителем и коллективом совершенно понятный.

    Что дальше наши "гении управленческие" придумали – они внедрили новую систему оплаты труда в 2008 г. В чём суть системы? Ректорам дано было право средства, поступающие в вуз, распределять так, как они считают нужным. Раньше было чётко: столько-то на стипендии, столько на оплату труда, столько на капремонт и т.д.: расходы строго по статье. А теперь сказали так – всё, что сэкономишь – направляй куда хочешь. Это было обставлено так, что делается по решению коллектива, учреждения, но роль коллектива равна нулю, это эмпирически установлено.

    Ректор получил возможность экономить деньги, извлекая их из учебного процесса, откуда угодно, выписывать премии самому себе. Понимаете, кнут для ректора – это указания сверху и возможность увольнения, а пряник – это новая система оплаты труда, возможность перераспределения средств за счёт коллектива, ограбления простого преподавателя.

    Этот механизм очень интересный, когда руководство вузов, ректорат, сам ректор получают больше, у преподавателей нищенская зарплата, при этом средняя получается более-менее сносная. Это та проблема, с которой сейчас здравоохранение столкнулось.

    Это ещё один механизм, который разделяет коллектив: директоров школ и учителей, ректоров и коллектив университетов, ректорат – это прикормленная группировка, а все остальные – это наёмные работники, которых эксплуатируют нещадно на ничтожной зарплате. Ещё им неинтересны квалифицированные кадры, они избавляются от тех, кто имеет своё мнение, кто имеет какой-то вес в научном мире, кто может сказать слово против, и заменяют их на дешёвых работников без степеней и званий, без научных заслуг. А вся экономия идёт руководству напрямую. Происходит кадровая деградация.

    Как вы считаете, почему о проблемах заговорили в таком далёком от вопросов образования суде?

    — Есть такое ощущение общее, дело даже не в самом КС или судье, что в образовании у нас идёт всё не так, оно абсолютно чёткое сформировалось. Это понимание начинает прорезаться наверху. Какие-то слухи доходят, что в образовании грядут реформы, что с образованием что-то надо делать. Может, это связано с тем, что есть некий общественный заказ на смену всего и вся и люди, которые обладают определённой политической ответственностью, это как-то чувствуют и рискуют говорить такие вещи.

    Значит ли, что можно ожидать возврата к советской системе?

    — Понимаете, что значит — возвращение к советской системе? У нас есть национальный опыт построения системы образовательной, признанной во всём мире. Отказываться от этого опыта, делать то, чем мы занимались последние 30 лет — это просто глупо. Этот опыт надо использовать максимально во всех его составляющих. Это наш национальный опыт, он работал, ио будет работать и сегодня, бесспорно.

    Источник - Накануне.RU .

    Комментарии:
    • #1 написан 15 октября 2019 02:43
    • Статус: Пользователь offline
    • Группа: Посетители
    • Зарегистрирован 12.08.2017
    Алик Кантор | Комментариев: 2 226 | Публикаций: 11

    Проблема образования не в "болонской системе". Я сам ее ругаю. Но даже в рамках этой системы и в рамках "ФГОСов" и "компетенций" МОЖНО построить систему образования. Я это ясно вижу. При желании.И основная проблема в том, что этого ЖЕЛАНИЯ нет.

    Желания нет у учащихся, потому что их интересуют не знания - а "корочки". Ну хоть как ты извернись на паре, но если нет интереса к учебе, к будущей профессии, урок не пойдет в прок. И совершенно пофиг, платит он за себя (родители) или государство (бюджет). Скорее, наоборот, начинают "предъявлять". Мол, я заплатил, ставь оценку. Ну так я поставлю, только она тебе не понравится :).

    Желания нет у учебных заведений. Потому что если начать жестко спрашивать знания, то упадут показатели, при отчислениях падает доход образовательной организации. Потому что даже если отчисляешь бюджетника, на его место нужно перевести коммерса, имеющего хорошие оценки, но, так или иначе, деньги уходят. 

    Желания нет у работодателей. Даже у крпупных. Вот, Сбербанк жалуется, что нет специалистов. А ЧТО они сделали, чтобы специалисты БЫЛИ? Может быть, заключили договора на целевое обучение? Може быть, профинансировали создание удовлетворительной материальной базы в опорных ВУЗах и ССУЗах? Может быть, приняли студентов на оплачиваемую практику? Нет, маскимум, что они могут сделать - это поучаствовать в трудоустройстве. Да и то, только тогда, когда им НУЖНО. Что такое "кадровый резерв"? "Не, не слыхали"!  И так все, та же самая РЖД. Целевиков с каждым годом все меньше. Об оплдачиваемой практике даже заикаться не дают, простейшее, поселить практикантов в гостиницу локомотивных бригад - ПРОБЛЕМА! Уже начальник дороги дал указание оказать помощь в материальном обеспечении. Фиг с два! Ну это же ваши будущие специалисты! Если раньше мы приходили на практику и нам говорили "забудьте. чему вас учили, всякие динамометрические ключи, датчики, САРы и т.п. В ВУЗЕ это было, а в депо - нет. А сейчас - наоборт. У нас НИЧЕГО нет. Самый оснащенный технарь на сети дорог - Тайгинский. Но у них все с Дороги. Зато выпускников - ДАЙ. При чем, не абы каких, а пацанов, отслуживших и физически выносливых. А у нас половина контингента - девченок. И говорить о том, что их не берут на Дорогу - нельзя. Иначе не принесут деньги, не выполним план по набору. А если не надо СЕЙЧАС, то пошлют всех лесом, а потом в середине года прибегут. Давайте срочно, хватит им учиться, устраивайте свободное посещение. Пускай идут работают. Вот такие им нужны "квалифицированные" специалисты.

    Вот и получается, что единсвтенный, кто заинтересован в системе образования - это государство. Ну, как заинтересовано? Чтобы дипломов было побольше, а заплатить поменьше. Отсюда и ситуация в образовании - аховая. 

    Если применительно к ведомственным УЗ, то надо законодательно анвесить их на РЖД и другие организации, чтобы они формировали заказ на выпускников, чтобы выплачивали доплаты сотрудникам, чтобы создавали материальную базу. И на техническе специальности - никакой "коммерции". Если УЗ хочет заработать - есть всякие юристы/экономисты. Халтура, короче. Вот с них и пускай ректора себе доплаты устанавливают. Набрали - получили, не набрали - фиг получили. А те, кто обеспечивает страну специалистами - должны получать зарплату фиксированную и достойную. Тогда и толк будет и от бюджетных денег, в т.ч. 

     

    0
    Информация!
    Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
    Наверх Вниз