Лента новостей
Опрос на портале
Облако тегов
Сейчас на сайте
Архив новостей
Популярные новости
Самое обсуждаемое
Погода
- 21 февраль 2020
| - 10:50
| - Просмотров: 596
| - Комментарии: 0
|Пожаловаться
Герман Артамонов, профессор и историк, в эфире информационного агентства «Аврора» рассказал отличия западной литературы от русской, и как понятие «сакральности власти» воспринималось в культуре России с древних времен
Российская культура очень специфична и своеобразна. Особое устройство российской цивилизации ясно сформировала положительное отношение к социальному, общинному строю жизни.
Это отражено в литературе еще с Киевского периода, со времен «Послания» Владимира Мономаха. Если в то время на западной Европе культивировалось понятие «права власти», когда правитель имел право на использование своей власти и с удовольствием этим занимался. То тот же Владимир Мономах пишет своим детям, что власть, это обязанность, служение.
Литература «Золотого века» тоже «выпячивает» идеи служения. В русской литературе, например, брошенная женщина с двумя детьми не просто описывается, как оставленная, а, напротив, олицетворяется, как человек, несущий бремя служения, как «луч света в темном царстве». Или нравственные искания любви Наташи Ростовой. Это все показатель особо отношения к жизни.
Западная литература более приземленная. Она просто рассказывает о человеке, без пафоса, без решения глобальных вопросов. Просто о жизни. И в этом различие с русской литературой, которая всегда говорила о чем-то большем, чем мы сами, о высшей справедливости. Человек пишущий в России становится значимым, проводником мыслей.
Эту особенность отметил Евтушенко: «поэт в России больше чем поэт». Поэт и писатель – их роль становится особой. Властители дум. Именно писатели и поэты собирали наибольшее количество слушателей в то время. И Достоевский, и Тургенев. А начиная с декабристов, литература и революция – не отделимы, и не могут быть поняты в отрыве друг от друга.
Тысячи течений, мыслей, образов, которые могут спорить друг с другом, но в конечном итоге абсолютно неотделимых в своих выводах – «Нужно что-то менять. Так больше жить нельзя!».
«На этом этапе они все едины. Они разойдутся уже потом, на уровне «как дальше?», на уровне механизма «что будем дальше строить?». На неприятии механизма царской России, на неприятии буржуазного строя в том числе. Для русской литературы это неприемлемо. Для западной – вполне. Хотя, западная литература, начиная, скажем, с 20-х годов, это тоже уже отторжения этого буржуазного богатства, буржуазного общества. Скажем «Посторонний» Камю, Симон де Бовуар, Сартр – они окажут колоссальное влияние на развитие западной литературы» — объяснил Герман Артамонов
В литературных произведениях западных писателей объясняется, что, несмотря на достаток, который обеспечивает буржуазный строй, он же ведет к духовному опустошению, к катастрофическому отчуждению человека от человека.
Источник - aurora.network .«Богатые, но страшно одинокие, далекие, застывшие души. Об этом западная литература XX века» — подвел итог Артамонов