• ,
    Лента новостей
    Опрос на портале
    Облако тегов
    crop circles (круги на полях) knz ufo ufo нло АЛЬТЕРНАТИВНАЯ ИСТОРИЯ Атомная энергия Борьба с ИГИЛ Вайманы Венесуэла Военная авиация Вооружение России ГМО Гравитационные волны Историческая миссия России История История возникновения Санкт-Петербурга История оружия Космология Крым Культура Культура. Археология. МН -17 Мировое правительство Наука Научная открытия Научные открытия Нибиру Новороссия Оппозиция Оружие России Песни нашего века Политология Птах Роль России в мире Романовы Российская экономика Россия Россия и Запад СССР США Синяя Луна Сирия Сирия. Курды. Старообрядчество Украина Украина - Россия Украина и ЕС Человек Юго-восток Украины артефакты Санкт-Петербурга босса-нова будущее джаз для души историософия история Санкт-Петербурга ковид лето музыка нло (ufo) оптимистическое саксофон сказки сказкиПтаха удача фальсификация истории философия черный рыцарь юмор
    Сейчас на сайте
    Шаблоны для DLEторрентом
    Всего на сайте: 70
    Пользователей: 1
    Гостей: 69
    Главный редактор Gopman
    Архив новостей
    «    Апрель 2024    »
    ПнВтСрЧтПтСбВс
    1234567
    891011121314
    15161718192021
    22232425262728
    2930 
    Апрель 2024 (397)
    Март 2024 (960)
    Февраль 2024 (931)
    Январь 2024 (924)
    Декабрь 2023 (762)
    Ноябрь 2023 (953)
    Командор оставил нас — на смерть детского писателя Владислава Крапивина

    За полгода эпидемии COVID-19 в России и несмотря на целых 17 тысяч смертей, как-то так получилось, что в число жертв коронавируса почти не попал никто из известных людей. Почти — но сегодня, 1 сентября, этот чёртов ковид таки нашёл себе подходящую жертву, чтобы благодаря ей крепче и горше запомниться россиянам: умер детский писатель, который для каждого, рождённого в СССР человека, значил безмерно много.

    Скончался Владислав Крапивин. Автор «Мальчика со шпагой» и десятков других книг, которые оказали невероятное по своей моральной силе воздействие на целое поколение советских детей.

    Из чего состоял «Идеальный Советский Союз» — некая метафизическая абстракция самого себя? Из Победы, покорения атома и космоса, великих строек, но, наверное, самым главным его достижением и завоеванием был некий Новый Человек.

    Вообще, с «новым человеком» в теоретическом коммунизме были проблемы. Ни Маркс, ни Ленин не писали подробно о том, как именно будут морально эволюционировать люди в бесклассовом обществе и к какой планке самосовершенствования им нужно стремиться. Но то, о чём умалчивали теоретики, с успехом решили практики — те, кто своими руками строил новую страну и воспитывал своих сотрудников и соратников по этому великому делу.

    И разумеется, что на первом месте тут встали писатели — «инженеры человеческих душ». А из всех писателей, конечно же, самая важная и ответственная работа досталась писателям детским.

    Самый крутой и самый советский детский писатель в СССР — это, конечно, Аркадий Гайдар.

    Без сказки Гайдара о Мальчише-Кибальчише СССР просто немыслим! Тут — сразу всё: и стойкость, и жертвенность, и вера в победу, и боевое братство, и всё-всё-всё. Вот если выбрать один текст, чтобы рассказать потомкам о советской эпохе — то, без вариантов, это будет сказка про Военную Тайну. Почему мы, поминая Крапивина, говорим о Гайдаре? Всё просто: Крапивин — это гуманизированный и расширенный Гайдар.

    Владислав Петрович написал свои главные произведения в 60-70-е годы, когда материальная база социализма уже была заложена, а вот с базой нравственной всё было не совсем хорошо. Уже давным-давно отгремела революция, да и Война начала подзабываться, особенно у детей, рождённых после неё. Всё это начало «бронзоветь», покрываться официозом, тонуть в дежурных выражениях и пафосе. Однако было очень много людей, для которых всё это были не пустые, а святые слова и понятия, в которых аккумулировались честь, совесть и достоинство каждого человека, взрослого и маленького. И громче всех об этом прозвучал голос именно Крапивина и героев его книг.

    Если посмотреть на идеального советского гражданина глазами покойного писателя, то мы увидим (что великолепно и удивительно) образец достоинств самых разных эпох и стран. «Мальчик со шпагой» так же болезненно относится к чести как мушкетёр, бесстрашен и любознателен как мореплаватель-первопроходец, бескорыстен и готов пожертвовать собой ради других как революционер. Герои Крапивина — это, не больше и не меньше, наследники лучших людей человечества!

    Можно сколько угодно читать иностранную детскую литературу любых времён и народов, но от Тома Сойера до Гарри Поттера мы не найдём такого возвышенного нравственного идеала!

    Самое же ценное, что Крапивин как человек был не просто фантазёром и жителем своего вымышленного мира с вымышленными героями, а очень деятельным и активным реализатором своих идей на практике. В 1961 году он создал детский клуб «Каравелла», который успешно просуществовал много лет и работал сразу в нескольких направлениях: фехтовальном, морском, журналистском. А вступительная клятва звучала так: «Я вступлю в бой с любой несправедливостью, подлостью и жестокостью, где бы их ни встретил. Я не стану ждать, когда на защиту правды встанет кто-то раньше меня».

    Тут надо немного запнуться и отвести глаза куда-то в сторону. Потому что в СССР реальном, а не идеальном, в котором жили умы и совести членов «Каравеллы», такой подход НЕ ВСЕГДА приводил к положительным последствиям для юных «Тимура и его команды» — что, собственно, в «Мальчике со шпагой» очень грустно и описано. Но куда важнее то, что крапивинский «корабль» доказал свою прочность и жизнеспособность и смог выдержать все шторма и бури, и таки продемонстрировать, что «новые» люди живучее и сильнее «старых» — хотя бы в малом масштабе и на единичном примере.

    Увы, в истории и литературного, и педагогического творчества Крапивина есть не только триумф, но и трагедия. Последняя, собственно, и заключается в том, что он отчётливо ощущал — «СССР небесный» надо спасать от «СССР земного». Понимал, но чувствовал невыполнимость задачи. Поэтому потом переключился с реализма на фантастику. Как признание того, что mission impossible.

    «Земной СССР» в итоге доел своего небесного двойника и трансформировался в Россию 90-х годов. Тут уж писателя снова прорвало от увиденного и он вернулся к реалистическим произведениям, герои которых пытаются бороться со злом в новых реалиях. К сожалению, славы прежних бестселлеров они не снискали — время было другое, и вместо шпаг и каравелл в мечтах подростков на первое место вышли тачилы и стволы.

    Нет ничего более фальшивого, чем говорить о покойном литераторе в духе: «Он умер, но его книги бессмертны». Но в данном случае нет ни малейших сомнений в том, что и следующие поколения детей смогут почувствовать душу его романов и повестей, несмотря на все различия в окружающем контексте. «Три мушкетёра» бессмертны? Несомненно! Вот и «советские мушкетёры» крапивинских книг будут жить очень долго.

    Пусть по ним и запомнят дух «идеального СССР» — кажется, это лучший хранитель этой волнующей и трогательной субстанции.

    Григорий Игнатов


    Источник - Журналистская Правда .

    Комментарии:
    Информация!
    Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
    Наверх Вниз