• ,
    Лента новостей
    Опрос на портале
    Облако тегов
    crop circles (круги на полях) knz ufo ufo нло АЛЬТЕРНАТИВНАЯ ИСТОРИЯ Атомная энергия Борьба с ИГИЛ Вайманы Венесуэла Военная авиация Вооружение России ГМО Гравитационные волны Историческая миссия России История История возникновения Санкт-Петербурга История оружия Космология Крым Культура Культура. Археология. МН -17 Мировое правительство Наука Научная открытия Научные открытия Нибиру Новороссия Оппозиция Оружие России Песни нашего века Политология Птах Роль России в мире Романовы Российская экономика Россия Россия и Запад СССР США Синяя Луна Сирия Сирия. Курды. Старообрядчество Украина Украина - Россия Украина и ЕС Человек Юго-восток Украины артефакты Санкт-Петербурга босса-нова будущее джаз для души историософия история Санкт-Петербурга ковид лето музыка нло (ufo) оптимистическое саксофон сказки сказкиПтаха удача фальсификация истории философия черный рыцарь юмор
    Сейчас на сайте
    Шаблоны для DLEторрентом
    Всего на сайте: 74
    Пользователей: 1
    Гостей: 73
    Attentive85
    Архив новостей
    «    Март 2024    »
    ПнВтСрЧтПтСбВс
     123
    45678910
    11121314151617
    18192021222324
    25262728293031
    Март 2024 (899)
    Февраль 2024 (931)
    Январь 2024 (924)
    Декабрь 2023 (762)
    Ноябрь 2023 (953)
    Октябрь 2023 (931)
    Росстат по-прежнему верит. И в соотечественников, и в светлое завтра

    И пусть весь мир подождёт

    Кто-то очень мудрый сказал, что мир именно таков, каким мы его готовы видеть. Не потому ли люди порой с такой лёгкостью пренебрегают настоящей бедой, но просто неспособны порой не тревожиться по пустякам?..

    Это чувствуешь, как только речь заходит о пресловутых потребительских настроениях. Это же они формируют тот самый эффективный спрос от знаменитого теоретика британского лорда Дж. М. Кейнса, способный заставить раскрутиться маховик даже умершей экономики.

    Российская экономика вот уже много лет пытается убедить нас, что она, как тот пациент, скорее жива, чем умерла, а публика и вовсе сдаваться не намерена ни при каких пандемиях и карантинах. Не исключаем, что в ближайшее время всё опять станет плохо, особенно с учётом плохих исходных позиций – упавшего рубля и не растущей нефти.

    Но пока, если судить по данным Росстата, которому только и остаётся, что верить, у нас всё совсем неплохо. Доцент кафедры экономической статистики РЭУ им. Г. В. Плеханова Ольга Лебединская красиво назвала это "условным разворотом к зеленой зоне". Проще говоря, в широких массах россиян отмечена чёткая тенденция к улучшению потребительских настроений.

    Похоже, россияне, как это уже не раз случалось с ними после глобальных кризисов и потрясений, в большинстве своём склонны к оптимистическому взгляду в будущее. И это невзирая на сложную экономическую ситуацию в мире, несмотря на нестабильность в экономике и на то, что соседей, точнее, сразу трёх союзников России – Белоруссию, Армению и Киргизию, трясёт неслабо да к тому же как-то удивительно синхронно.

    На данный конкретный момент мало кого спугнул и главный негативный фактор сегодняшнего дня — введение новой серии ограничительных мер, к счастью, ещё не таких жёстких, как весной. И если весной граждане первым делом попытались что-то скопить на чёрный день, сейчас ситуация изменилась, можно, сказать в корне.

    Впрочем, такого рода оптимизм, по оценкам статистиков, больше характерен для двух столиц вместе с их пригородами и для ряда других крупных агломераций. В глубинке с потребительскими настроениями дела по-прежнему обстоят неважно, прежде всего в силу того, что не только о росте, но хотя бы о сохранении привычного уровня доходов там приходится только мечтать.

    Оптимизм или безразличие?

    Итак, Росстат уверяет нас, что индекс потребительской уверенности в III квартале 2020 г. вырос до минус 22%. Правда, это случилось после того, как во II квартале было отмечено резкое падения — до минус 30%. Негативные в целом оценки остаются преобладающими вот уже шесть лет, но такого сильного возврата не отмечалось очень давно.

    Пять лет назад, после Крыма и с началом санкций, падение индекса Росстата было точно таким же, хотя и не таким быстрым. Но в сравнении с той ситуацией текущее положение в сфере потребительских настроений характеризуется намного более оперативным восстановлением. И опять же надо только надеяться, что вторая волна пандемии нас захлестнёт не так сильно, как первая.

    Весной всё было гораздо хуже. Что будет ближе к зиме?

    После 2015 года отмечался плавный подъём до минус 10%, отмеченных в 2018 г., когда оптимизма совершенно явно здорово добавил мировой чемпионат по футболу. Снижение к отметкам нынешнего лета тоже было плавным, а резкий спад случился только в карантин. Понятно, что вернуться даже на уровень 2018 года будет непросто, не говоря уже о нейтральной нулевой отметке, но скорость отскока оптимизм всё-таки внушает.

    Всё это, вместе взятое, означает, что к исходным позициям мы пока не вернулись, а с началом второй коронавирусной волны вообще непонятно, когда вернёмся. Тем не менее, не может не вдохновлять тот факт, что существенно снизилась доля респондентов, жёстко негативно оценивающих любые изменения в экономике.

    В расчёте на следующие 12 месяцев речь идёт о снижении с отметки 45% до 36%. При этом, как свидетельствуют данные опросов Росстата, сократилась и доля респондентов, которые ожидают ухудшения своего материального положения — с 31% до 23%. Особенно это заметно у более молодого поколения, где доля пессимистов упала уже до 19%.

    Интересно, что в Росстате, где обычно избегают оценочных суждений, в этот раз обратили внимание, что это может способствовать изменению настроений в сфере торговли, услуг и общественного питания. И всё потому же: «…большая часть работающих все меньше опасается ухудшения своего материального положения». Если только всё, что вызвано или связано со второй волной пандемии, не испортит картину за считанные недели.

    Потребительские настроения неслучайно называют лакмусовой бумажкой состояния экономики, а всё тот же Кейнс выстроил на них целую экономическую теорию, которая по-прежнему считается базовой и для капитализма, и для переходных экономик, и даже для такой модели, как в якобы коммунистическом Китае.

    Нельзя забывать, что если на вопросы о доходах публика при всём желании абсолютно правдиво отвечать просто не может, то об ожиданиях и настроениях никому врать не приходится. Впрочем, реально число оптимистов в России, если и выросло, то незначительно.

    Зато пессимистов поубавилось заметно, впрочем, большинство из них перешло в категорию безразличных граждан, которым, кажется, и в будущем абсолютно всё будет всё равно. Такие по определению никогда не станут говорить об ухудшении своего материального положения в прошлом или в будущем.

    Пустые магазины — самый верный признак кризиса

    Неслучайно, по данным Росстата, сильно выросло и число тех, кто оценивает будущие или случившиеся изменения нейтрально. Об этом свидетельствует снижение доли негативных оценок до 36% и то, что индекс ожидаемых экономических изменений вырос до 15%.

    Эксперты говорят о низкой базе

    Первая волна коронавируса стала шоком для очень многих, но с шоковой терапией от Бальцеровича или Гайдара её всё же не сравнить. Многие эксперты отмечают, что пока ещё сомнительные перемены к лучшему оцениваются так оптимистично потому, что падать-то многим весной оказалось просто некуда.

    Вопреки негативным прогнозам и пессимистическим ожиданиям, не случилось повсеместного крушения бизнесов и массовых банкротств, хотя всё ещё, быть может, только впереди. И всё же даже безработица выросла в таких размерах, что с ней можно как-то справляться, свои пристойные пособия сотни тысяч людей сумели получить без серьёзных осложнений.

    Как бы там ни было, после минувших кризисов такого разворота лицом к людям не отмечалось. И в 2008-м, и в 2014 году у нас спасали первым делом крупный бизнес. Сейчас же речь идёт о том, что государство чуть ли не впервые в новейшей истории России прикладывает все силы для того, чтобы жизнь простого гражданина не ухудшилась, а, возможно, даже и улучшилась.

    На это обратили внимание даже такие традиционные критики действующей власти, такие, как доцент кафедры предпринимательства и логистики РЭУ имени Г. В. Плеханова Игорь Строганов и Михаил Делягин, возглавляющий независимый Институт глобализации.

    Игорь Строганов обратил внимание, что «меньше торговать мы не стали, рынки не потеряли, но, наоборот, приобрели выход на рынок Ближнего Востока и Латинской Америки. Характерно, что именно сейчас, во время достаточно серьезных испытаний для всех стран и для граждан России, потребители демонстрируют сдержанный оптимизм и, что важно для бизнеса — готовность потреблять товары и услуги».

    Михаил Делягин считает, что в III квартале 2020 года жители России просто стремились потребить то, что им не удалось во II квартале из-за введенных тогда ограничений. Он обратил внимание, что росстатовский индекс — показатель не очень точный, потому что основан на опросах, когда люди отнюдь не всегда говорят правду.

    Делягин напомнил, что «опросы трудно интерпретировать, чтобы выборка была репрезентативной». Но рост на 8 процентных пунктов, до минус 22%, выглядит, по его мнению, правдоподобно, так как III квартал — это после 1 июля, когда уже шло восстановление.

    Во многих регионах тогда уже сняли или заметно ослабили ограничения. Как пояснил Делягин, люди стали отдыхать, поехали массово по стране, начали посещать парикмахерские и купили то, что они не могли купить ранее.

    Автор: Алексей Подымов, Анатолий Иванов, д.э.н.

    Источник - Военное Обозрение .

    Комментарии:
    Информация!
    Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
    Наверх Вниз