Лента новостей
Опрос на портале
Облако тегов
Сейчас на сайте
Пользователей: 0
Гостей: 68
Архив новостей
Популярные новости
Самое обсуждаемое
Погода
- 1 январь 2021
| - 16:21
| - Просмотров: 580
| - Комментарии: 0
|Пожаловаться
Денис Ступников
Из-да пандемии коронавируса киногод оказался противоречивым и разорванным. В марте нас накрыл карантин, поэтому часть премьер перенесли, а часть перевели на интернет-платформы. Но осенью-зимой отечественный кинематограф сумел многое наветстать.
«Дорогие товарищи!»
Покупательский ажиотаж в начале лета 1962 года в Новчеркасске оказался вызван новостью о грядущем повышении цен на мясомолочные товары. Возмущенные непродуманной сельскохозяйственной политикой Никиты Хрущева и одновременным снижением зарплаты рабочие вышли на митинг, вылившийся затем в стихийную демонстрацию и штурм горкома.
Наблюдая поведение распоясавшейся толпы, сотрудница горкома Людмила Семина (Юлия Высоцкая) выступала за самое жесткое подавление бунта, пока не узнала, что среди протестующих оказалась и ее дочь, которая к тому же пропала без вести.
В фильме мы имеем дело с нелюбовью государственного масштаба. Отсюда и название «Дорогие товарищи!», которое звучит нарочито выхолощено, поскольку на самом деле человеческая жизнь здесь не ставится и в грош. Несмотря на давящую атмосферу фильма, сильное эмоциональное потрясение зрителю все же гарантировано. Особенно — если воспринимать эту новую работу как завершение трилогии последних художественных фильмов Андрея Кончаловского. Теперь у режиссера, как у Данте Алигьери, есть свой «Рай», Ад («Грех») и Чистилище в виде несколько сумбурно указывающих дорогу к искуплению и прощению «Дорогих товарищей!».
«Блокадный дневник»
Фильм Андрея Зайцева заслуженно получил Гран-при и приз зрительских симпатий на 42-м ММКФ. 17 февраля 1942 года. Немецкие войска, взяв Ленинград в кольцо, ведут непрерывный обстрел города. Донельзя истощенные люди считают деликатесом котлеты из сыромятных ремней и чай из сладкой земли со сгоревших Бадаевских складов. Горы замерзших трупов валяются прямо на улицах, а дворники не успевают складывать их аккуратными поленницами. Ленинградка по имени Ольга в двадцатиградусный мороз заставляет себя встать.
Документальные свидетельства Ольги Берггольц и Даниила Гранина в «Блокадном дневнике» даны не в ущерб выразительным средствам. Режиссер прибегает к простому, но эффектно работающему приему, когда трагичное настоящее показано в черно-белых тонах, а растаявшее, словно мороженое в летнем парке, прошлое — в цвете.
Хроникальная составляющая картины изящно вписана в сказочное пространство «Снежной Королевы» Андерсена. Соответственно, ковыляющая через весь Ленинград Ольга оказывается ни много ни мало Гердой военного лихолетья.
«Калашников»
В начале войны будущий изобретатеь доблестно сражается в танковом расчете, стараясь зорко подмечать недостатки вооружения советской армии. Как ни странно, на руку ему сыграло ранение, из-за которого его комиссовали домой. Но упорный Калашников выходит из поезда раньше, отправляясь в то самое депо, чтобы всё-таки попробовать создать совершенный автомат.
Исполнивший роль конструктора Юрий Борисов («Бык») меньше всего стремился к иконографичности, поэтому, готовясь к съемкам, заострял особое внимание на отрицательных и скептических свидетельствах о конструкторе. В его герое странным образом уживается настырность и патологическое неверие в свои силы. К тому же Борисову посчастливилось встретить Калашникова в реальности, так что актер передал его органику максимально естественно.
«Яга. Кошмар темного леса»
Семья подростка Егора переезжает в типовой элитный квартал Новой Москвы. Мальчик никак не может наладить отношения с мачехой. А тут вдруг ему начинает сниться его мертвая мать, пытаясь заручиться какой-то поддержкой. Вскоре обнаруживается, что с кварталом что-то нечисто. Из домов начинают пропадать дети, но для родителей трагедии в этом нет, поскольку информация об отпрысках быстро стирается из их памяти.
У мастера российских ужасов Святослава Подгаевского есть свой арсенал неповторимых приемов. В фильмах «Владение 18» и «Пиковая дама. Черный обряд» он последовательно разрабатывает жанр современного индустриального хоррора, главным героем которого становится даже не какой-нибудь прилипчивый монстр, а ненасытная московская окраина, регулярно поглощающая в своих типовых недрах тысячи потерянных лузеров, не имеющих ни прошлого, ни будущего.
«Крым небесный»
Крымский полуостров показан в документальном фильме Сергея Дебижева как восьмое чудо света. Можно смело сказать, что так еще Крым не снимал никто. В фильме много кадров, сделанных из космоса, благодаря которым красноватый пейзаж полуострова кажется инопланетным. Порою этой запредельной красотой заворожены и сами астронавты, которые не в силах сдержать эмоций. Космические съемки сменяются подводными, ничуть не уступающими им по своей глубине и зрелищности.
Сергей Дебижев (тот самый режиссер из «Брата») известен как безукоризненный эстет. Такие его клипы, как «Любовь» ДДТ и «Московская октябрьская» «Аквариума», отличаются барочной пышностью. Визуальных эффектов у него обычно много, но впечатления чрезмерности не возникает никогда. То же самое можно сказать и о «Крыме небесном». Постановочные кадры тоже идеально легли в канву фильма — чего только стоит танец пластичного аниматора с настоящим солнцем!
«Китобой»
Чукотка, наши дни. Местный парень Лешка вместе с преданным другом Колькой охотится на китов, рассекает по пустошам на стареньком мотоцикле и буднично отговаривает своего мнительного деда от подготовки к скорой смерти. В размеренную жизнь поселка вносит свои существенные коррективы появление быстрого интернета, благодаря которому Леша влюбляется в стриминговую модель из Детройта и решает отправиться к ней.
«Китобой» - архетипическая история большой и чистой юношеской любви, но с поправкой на северные реалии и – как следствие – удаленность от цивилизации. Подростки из фильма ложками едят красную икру из трехлитровой банки, но при этом чувствуют себя обделенными и, как и многие их сверстники из любого другого уголка России, стремятся в Америку, как землю обетованную, за пресловутым «куском жизни». Чтобы в итоге убедиться, что «мне стали слишком малы твои тертые джинсы» и научиться ценить то счастье, которое имеешь здесь и сейчас.
«Счастье в конверте»
Восторженная девушка Надя отрабатывает первый день в отделении сельской почты. Новые коллеги встречают её радушно, отметив трудоустройство за скромным, но со вкусом накрытым столом. Под домашнюю наливочку и салатик оливье женщины травят байки о значении счастливых вестей в жизни каждого из нас. Три истории как три притчи о всероссийских праздниках, радостях и скорбях…
Фоном всех трех историй проходит Великая Отечественная война. Зрелищные батальные флэшбэки прямого отношения к сюжетам не имеют, но многое нам сообщают о характерах и взаимоотношениях возрастных героев.
Нынешнему поколению, увы, здесь крыть нечем. При просмотре фильма не раз вспоминаются строчки из «Сибирского марша» «Калинова Моста»: «Когда умрут наши костры, вас станет знобить». Недаром старики из «Счастья в конверте» таинственным образом связаны со стихией огня, то ревностно собирая дрова, то многозначительно куря в кадре.
«Гроза»
Григорий Константинопольский нашел золотую жилу — осовремененные киноадаптации русской классики. В позапрошлогоднем «Русском бесе» маячила тень Достоевского, на очереди - «Мёртвые души» Гоголя. Теперь же мы имеем дело с интерпретацией самой известной пьесы Александра Островского, которая и по сей день вызывает жаркие споры.
Режиссера увлекает не столько поиск истины как таковой, сколько препарирование темных сторон русской души. А в этом отношении за последние 150 лет мы не шибко изменились. Ну, разве что Кулигин вместо изобретения «Перпетуум Мобиле» мечтает записать остросоциальный рэп под таким же названием, а странница Феклуша (Мария Шалаева) своими бредовыми россказнями о «людях с песьими главами» не бороздит пространство мифа, а всего-навсего цинично ловит «хайп». Русская классическая литература, рок, шансон, рэп — это далеко не всё, из чего состоит «Гроза» Константинопольского
«Огонь»
Командир пожарного отряда Алексей Павлович (Константин Хабенский) переживает не лучшие времена. Он никак не может отойти от гибели товарища, виня в несчастье себя, а тут еще дочь Катя (Стася Милославская) начинает встречаться с легкомысленным неоперившимся сотрудником МЧС Романом (Иван Янковский). Когда в Карелии возникает внештатная ситуация, вызванная лесными пожарами, Алексей пополняет отряд именно с помощью потенциального зятя, не обращая внимания на сплетни о сведении личных счетов. Боевое крещение им предстоит пройти вместе в карельских лесах…
В фильме присутствуют типично российские реалии. Угрюмый и немногословный герой Виктора Добронравова своим жизненным кредо считает фразу «русский — значит трезвый», которая в наших краях казалась настолько диковинной, что несколько лет ее норовили признать экстремистской. Радушный пилот Акопыч (Виктор Сухоруков) занимается разведением пчел, качает мед, но при всей своей созерцательности оказывается очень предусмотрительным и отважным человеком. Так в фильме ненавязчиво рушится укоренившийся стереотип о русских увальнях, не способных к решительным действиям.
«Цой»
15 августа 1990 года. Виктор Цой возвращается с рыбалки на своем новеньком «Москвиче». Попытка поменять сторону кассеты в магнитоле оказалась роковой, и музыкант гибнет, врезавшись в «Икарус». Немногословный водитель автобуса Павел Шелест (Евгений Цыганов) вынужден теперь везти тело кумира миллионов в Питер. Родственники погибшего постоянно выясняют друг с другом отношения, продюсер Юрий Разин (Игорь Верник) лихорадочно ищет ту самую кассету с надписью «47», а девушку-фотографа подозревают в убийстве.
К «Цою» ни в коем случае не стоит подходить с мерками байопика. Алексей Учитель и не заботился о соблюдении достоверности, поскольку главным для него было воплотить момент формирования мифа о последнем герое русского рока. Симптоматично, что Цоя в фильме нет (ну, кроме документальных кадров из фильмов Учителя «Рок» и «Последний герой»), а сам он показан глазами близких и далеких. Героям фильма предстоит сделать выбор: погрязнуть в мелких дрязгах, обвиняя в трагедии всех и вся, или преобразиться, переехав через символическую реку смерти на «автобусе, который везет на Восток», управляемом Хароном-водителем.
Фото с сайтов kino-teatr.ru, kinopoisk.ru