• ,
    Лента новостей
    Опрос на портале
    Облако тегов
    crop circles (круги на полях) knz ufo ufo нло АЛЬТЕРНАТИВНАЯ ИСТОРИЯ Атомная энергия Борьба с ИГИЛ Вайманы Венесуэла Военная авиация Вооружение России ГМО Гравитационные волны Историческая миссия России История История возникновения Санкт-Петербурга История оружия Космология Крым Культура Культура. Археология. МН -17 Мировое правительство Наука Научная открытия Научные открытия Нибиру Новороссия Оппозиция Оружие России Песни нашего века Политология Птах Роль России в мире Романовы Российская экономика Россия Россия и Запад СССР США Синяя Луна Сирия Сирия. Курды. Старообрядчество Украина Украина - Россия Украина и ЕС Человек Юго-восток Украины артефакты Санкт-Петербурга босса-нова будущее джаз для души историософия история Санкт-Петербурга ковид лето музыка нло (ufo) оптимистическое саксофон сказки сказкиПтаха удача фальсификация истории философия черный рыцарь юмор
    Сейчас на сайте
    Шаблоны для DLEторрентом
    Всего на сайте: 54
    Пользователей: 0
    Гостей: 54
    Архив новостей
    «    Апрель 2024    »
    ПнВтСрЧтПтСбВс
    1234567
    891011121314
    15161718192021
    22232425262728
    2930 
    Апрель 2024 (535)
    Март 2024 (960)
    Февраль 2024 (931)
    Январь 2024 (924)
    Декабрь 2023 (762)
    Ноябрь 2023 (953)
    Русская национальная идея и «русская мечта»

    Образ жизни любого народа определяется его мировосприятием и совокупностью социальных смыслов и образов, на основе которых формируется национальная идея как функция целеполагания, определяющая образ будущего общества, в котором этот народ хотел бы жить, и как цель, к которой надо стремиться.

    Национальную идею невозможно придумать, она должна быть естественным порождением самой жизни и ее смысла. Ее задача сплачивать народ и способствовать удовлетворению политических, социальных и экономических интересов социальных групп и классов и формированию национального самосознания и национальной идентичности.

    В выборе пути развития каждого народа определяющим является система ценностей в виде идей, символов и образов, характеризующих мир, в котором он хочет жить, приемлемых условий и образа жизни, духовных принципов и способов воплощения их в жизнь.

    Русские традиционные ценности

    Все это строится на базе цивилизационной культуры, взращенной в народе всей его предшествующей историей и заложившей в своих носителей строго определенный их набор. У каждого народа сложились свои ценности, зачастую принципиально отличающиеся от ценностей других народов. Так и у русского народа сложилась своя ценностная база с традиционными духовно-нравственными ценностями. В чем же специфика русской системы ценностей и почему она несовместима с западноевропейской? Кто мы, русские? Что объединило славянские этносы в политическую нацию, создавшую русскую цивилизацию? И какие традиционные духовно-нравственные ценности свойственны именно нашему народу?

    Русская система духовно-нравственных ценностей сложились под влиянием общинного духа и института общины, имеющей специфический образ и уклад жизни с принципами солидарности (соборности) и коллективистскими основами социальной организации, способствующими объединению индивидов в территориальные общины с целью организации своего жизнеустройства.

    Русская соборность характеризовалась исключительным приоритетом общих интересов (соборности) над индивидуальными, обязанностью общества защищать интересы индивида, преобладанием объединения над разделением, справедливости над законом, власти над собственностью, служения над владением, отзывчивости над стяжательством, в этом и заключается суть русскости. Общинная этика и мораль исключали сакрализацию частной собственности, ведущей к социальному неравенству, при этом русской соборности был свойственен патернализм (сакрализация вождя), сочетающий единоначалие и народное доверие. Единоличный вождь всегда был символ сильного русского государства.

    В основу нравственности и культуры русского общества было положено православие, как совокупность отвечающих коллективистским устремлениям русского народа приходов-общин, и впитавшее в себя традиционные русские ценности.

    Несовместимость русских и западных ценностей

    Образ и уклад жизни народов западной цивилизации выработали совершенно другие обычаи, традиции и иные цивилизационные ценности, положенные впоследствии в основу идеологии либерализма, отрицающей любой вид коллективизма.

    В основе либерализма – потребительство индивида, проповедь абсолютизации его свободы и выбора в личных интересах любых ценностей без всяких обязательств перед обществом, освобождающих его от всех форм коллективной идентичности. В либерализме главная ценность – богатство, оно обеспечивает все блага потребительства и ради получения прибыли допускает монетизацию всего и вся за счет ближнего и возможности съесть слабого. Если в русском обществе в основе нравственности лежит социальная справедливость, то в западном – корысть и потребительство за счет другого. В русском самосознании богатство разрушает душу, порождает несправедливость и унижает другого человека.

    Русские духовно-нравственные ценности формировались в плоскости социальной справедливости с опорой на сильные черты индивида – культ сочувствия, сопереживания и взаимопомощи, полезности для общества. А в западной – с опорой на культ превосходства, личного успеха и приоритета личности над обществом. В этой связи идеи либерализма неприемлемы для русского человека, поскольку они ведут к социальному неравенству и несовместимы с социальным государством, отсюда неприятие либерализма и тяга к справедливости и социальному государству. Для русского человека высшая ценность – справедливость и вытекающее отсюда чувство собственного достоинства, не допускающее своего унижения и не унижающее другого.

    Русская система ценностей в связи с коллективистской формой социальной организации общества предполагает путь развития не на основе западного индивидуального потребительства, а на базе созидания благ в интересах общества и личности как его части, главенства общих интересов над индивидуальными, противодействия проповеди свободы как абсолюта и ограничения прав индивида его обязанностями перед обществом. Борьба русских и либеральных мировоззренческих ценностей – это борьба коллективизма, при котором выживают все вместе, с индивидуализмом, где каждый выживает, как может.

    То есть Россия является носителем и бастионом альтернативных Западу цивилизационных ценностей.

    Принципиально отличающиеся традиционные ценности народов привели к формированию двух цивилизаций с разными социальными моделями организации общества и различными цивилизационными кодами населяющих их народов. И не просто так родившаяся на Западе коллективистская идеология коммунизма нашла благодатную почву не там, а в русской цивилизации.

    Русские традиционные ценности объединили населяющие данную территорию народы в русскую цивилизацию (Русский мир) – геополитическое и культурно-историческое сообщество считающих себя русскими по духу людей (не обязательно русских по национальности), причастных к общей исторической памяти, русской культуре, русскому языку и с общими взглядами на свое жизнеустройство.

    В связи с разными концепциями организации общественной жизни и несовместимостью цивилизационных ценностей народов двух цивилизаций, между ними наблюдается жесткое противостояние и соперничество за влияние в мире, отсюда и стремление Запада любыми путями покорить и подчинить себе предложившую миру другой образ мироустройства русскую цивилизацию.

    Попытки российской элиты в разные исторические периоды интегрировать Россию в западную цивилизацию всегда заканчивались провалом. И в современной России навязываемый элитой либеральный дискурс не поддерживается обществом и категорически отвергается народом.

    При этом следует отметить, что все-таки часть общества под воздействием пропаганды теряет свое русское самосознание, но примат частной собственности не стал сакральным для большинства. И перекодировать русский цивилизационный код у всего народа невозможно, он всеми фибрами души сопротивляется идеологическому насилию. Это еще раз подчеркивает, что концепция развития русской цивилизации никак не может лежать в плоскости интеграции с западной цивилизацией. Мы – непримиримые конкуренты и можем развиваться, только соперничая друг с другом.

    Образ будущего: кто и как его формирует

    Государство и общество не могут существовать без цели, которую они стремятся реализовать. Граждане, естественно, хотят понимать, к чему призывает и куда ведет их правящий класс, и какое государство он собирается построить. Образ будущего должен формироваться под воздействием свойственных этой национальной общности традиционных ценностей и сохранения сложившегося уклада жизни. И представляться обществу в виде набора смыслов, идей, способов и возможностей для гражданина достичь того положения в обществе, которого он заслуживает, и получать удовольствие жить в таком государстве.

    Любое общество разнородно, оно состоит из разных социальных групп и классов, у которых могут быть совершенно разные интересы. В связи с этим национальной идеи, удовлетворяющей абсолютно всех, в принципе, не может быть. Национальная идея должна быть консолидирующей силой и стратегией национального развития общества. Она может овладеть массами, если будет опираться на подавляющее большинство общества и иметь консолидированную поддержку социальных групп и влиятельных движущих сил, которые будут видеть в ней реализацию своих интересов. Национальная идея может быть реализована только через общественный договор между социальными группами и классами, принявшими ее в качестве цели своего развития.

    Опора должна быть на представителей общества, осознающих себя частью русской национальной общности и объединенных идейной основой отстаивания интересов русской идентичности. Именно они, в силу своей убежденности и понимания путей развития общества, способны реализовать русскую национальную идею. Помимо этого граждане не должны безмолвствовать, а должны проникнуться стремлением ее реализовать и стать непосредственными участниками процесса. В качестве примера можно привести сталинский рывок в 30-е, когда, несмотря на голод, повальную нищету и репрессии, общество с энтузиазмом строило новое грядуее, где каждому была предоставлена возможность проявить себя, и верило в образ будущего, пусть и мифический, стремясь достигнуть этой цели.

    Национальная идеология

    Национальная идея должна опираться на национальную идентификацию народа, идейной основой которой является национальная идеология, характеризуемая совокупностью политических, социальных и религиозных взглядов на основе традиционных ценностей и указывающая пути и средства их достижения. Это своего рода квазирелигия – система идей, направленных на объединение членов общества ради достижения конкретной цели.

    Национальная идеология, ставшая государственной, всегда выражает интересы властных социальных групп и классов, навязывающих ее обществу всей мощью государственной машины. Между прочим, формальное отсутствие идеологии далеко не означает, что ее нет. Она всегда существует и навязывается обществу правящей верхушкой. С этим и столкнулась сейчас Россия. Захватившая власть после развала Союза компрадорская элита, при формальном запрете в Конституции любой идеологии, навязывает российскому обществу либеральную идеологию с ее индивидуалистскими ценностями.

    В рамках этой парадигмы российскому народу навязывается противоречащая его традиционным ценностям идеология и общественный строй, размывающий смысловой стержень русского общества и образ будущего, к которому надо стремиться. Эта попытка навязать нашему сообществу либеральные ценности и сформировать на этой базе новую русскую идентичность терпит крах. Для сознания русского человека либеральная ценностная база с ее индивидуализмом асоциальна и противоестественна, поскольку при ней социальная справедливость просто аморальна. Без коллективистского начала никакая национальная идея в России не может существовать.

    Русская национальная идея

    Какой же должна быть русская национальная идея и соответствующая ей национальная идеология? И каким – образ будущего?

    Русская национальная идея, как и у других народов, базируется на мечте своего народа. Если у американцев индивидуалистская мечта – «сделай себя сам», то у русских – «жить в сильном и справедливом государстве». У русского человека ценностная база – справедливость, поэтому он исторически особо чувствителен к вопросам социальной несправедливости и не приемлет примата частной собственности, ведущей к неравенству людей. Его национальной идеей является построение общества социальной справедливости, суверенного и экономически процветающего государства, целью которого является защита своих граждан и обеспечение достойного уровня и качества их жизни.

    Национальная идея построения государства «русской мечты» определяется, прежде всего, «соборным» государственным целеполаганием, базирующимся на переплетении личного и державного интересов, смысловым и идейным стержнем которых является соборная сакральность, приверженность идеям сильного государства, как «общего дела», исключающего дискриминацию по социальному статусу, и где успешный и счастливый гражданин является его основой.

    Для русского человека «духовные скрепы» и традиционные ценности всегда составляли основу его мировоззрения. Сейчас же русского человека хотят заставить смотреть на мир через призму либеральных ценностей и пытаются навязать ему в качестве национальной идеи построение неприемлемого для него либерального общества для избранных, которое он в упор не хочет видеть. И это хорошо проявлено в образе жизни российской элиты, просто оскорбляющей общество.

    Идеологический, нравственный и социальный смысл русской формулы будущего заключается в идее социальной справедливости, предполагающей, что «справедливость – это когда каждый в обществе занимает положенное ему место». Не то, что человек хочет или купил, а то, что заслуживает. Социальная справедливость – это не равенство всех и во всем, а предоставление равных прав и возможностей всем социальным слоям проявить себя и добиться заслуженного статуса в обществе.

    Способом реализации национальной идеи является внедрение модели политического, экономического и социально устройства государства, отвечающего образу будущего, к которому стремится общество. Модель должна отвечать интересам разных слоев общества и объединять их во имя поиска компромисса, при котором отдельные слои должны поступаться частью своих интересов для достижения согласия в обществе. Предстоит разработать удовлетворяющую общество структуру политической и социальной систем, предложить иную экономическую модель развития государства и конкретные механизмы и способы их реализации.

    В этой связи только духовно-нравственные принципы могут объединить общество. И главной задачей является воспитание ответственного за свою страну гражданина и нового поколения правящего класса, поскольку будущее мироустройство будет определять не только борьба экономик, а и борьба идей построения общества. И духовные потребности неизбежно будут превалировать над потребительством. Править должен не желудок, а мозг, но, естественно, желудок при этом должен быть наполнен. Идеальное может стать фактором и стимулом развития материального.

    В основу общества будущего может быть положен синтез: православных духовно- нравственных ценностей, положительного и отрицательного опыта строительства социализма и доказавших свою эффективность таких элементов капитализма, как конкуренция и формы частной собственности, не противоречащие идее справедливого общества.

    Русская национальная идея предполагает созидание форм общественной жизни, объединяющих, а не разделяющих народы. В противовес либеральной идеологии потребительства, проповедующей принцип «человек человеку волк», русская национальная идея предлагает антилиберальную концепцию мироустройства на коллективистской ценностной базе социальной организации общества, в котором главной целью является не господство индивидуализма, а создание достойных условий жизни разным народам в соответствии с их образом и укладом жизни.

    Русская национальная идея по своей сути – это реинкарнация на новом социальном уровне идей «красного проекта», пытавшегося не совсем удачно реализовывать идею общества социальной справедливости. Российский проект мироустройства с привлекательным образом будущего может стать генератором смыслов, идей, образов и социальной организации общества для других народов, поскольку предполагает альтернативную концепцию будущего в противовес либерализму с его стремлением поглотить и поработить слабого и беззащитного.

    Русский народ, как никто другой, пассионарен, он – народ-победитель и не может прислуживать. Суверенность – одна из основных черт русского характера. Ему как воздух нужны победы, и он на многое готов во имя захватывающей идеи. А для этого нужны сильные смыслы, способные поднимать его и вести вперед.

    Автор: Юрий Апухтин

    Источник - Военное Обозрение .

    Комментарии:
    Информация!
    Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
    Наверх Вниз