Лента новостей
Опрос на портале
Облако тегов
Сейчас на сайте
Пользователей: 0
Гостей: 93
Архив новостей
Популярные новости
Самое обсуждаемое
Погода
- 2 май 2021
| - 22:35
| - Просмотров: 609
| - Комментарии: 1
|Пожаловаться
фото: Kriptologi.com
Безраздельно господствовавшая в мире несколько последних десятилетий Бреттон-Вудская система и порожденный ею Вашингтонский консенсус находятся в реанимации, без шанса на выздоровление. Уподобимся же интернам, изредка заходящим в дальнюю палату, чтобы проверить показания приборов и выпить немного разбавленного спирта за прекращение мучений и скорейший уход из этого мира безнадежных больных
Мне уже пришлось ранее описывать текущее состояние мировой монетарно-эмиссионной системы, но сейчас имеет смысл в бОльших подробностях рассмотреть, как выглядел её штатный режим работы и что еще могут сотворить нынешние руководители ЦБ. Думаете, в этом нет практического смысла? Есть, да еще какой: в ближайшие 10-15 лет России придется воспроизводить – в меньшем масштабе и без перегибов – аналогичную эмиссионную схему, так как ничего революционного придумать до перехода в 6-ой технологический уклад, скорее всего, уже не удастся.
Важно только сделать правильные выводы, не перегружать систему дисбалансами и не пытаться изобретать велосипед там, где в этом нет необходимости.
Поговорим опять немного в логике правильных монетаристов – без идеологических штампов, фантазий и рекомендаций МВФ.
Инвестиции и инфляция
Долгие годы Гайдар и Ко рассказывали, что высокая ставка по кредитам в России является следствием высокой инфляции, для которой необходимо снизить денежную массу. Вследствие этого денежную массу зажимали до нескольких процентов, а в последние годы соотношение держится в районе 43%.
Для остального мира привычно отношение денежного показателя М2 к ВВП в 80%-100%. Данную величину можно пытаться собирать снизу, рассчитывая потребность в оборотном капитале, инвестициях, остатках на счетах, потребности финансового сектора и т.д., а можно и просто посмотреть эмпирические показатели развитых экономик или мира в целом.
ВВП растет, и для нормального функционирования экономики можно и нужно постоянно допечатывать деньги/ увеличивать банковский мультипликатор, в этом и заключается основная задача ЦБ, все остальные задачи – вторичные и/или производные. При росте ВВП в 5-6%, нормальной монетизации и хорошо работающей банковской системе государство может каждый год допечатывать 1-1,5% от ВВП и без какого-либо влияния на инфляцию покрывать ими бюджетный дефицит. Фактически речь идет о присвоении ЦБ части экономического роста страны за просто так, ведь напечатать деньги в текущих условиях – несколько раз кликнуть мышкой.
С 1992 года в России господствовала праволиберальная парадигма и принципы финансового капитализма, в рамках которых единственным источником инвестиций в мире является ФРС США, осуществляющий эмиссионное кредитование на следующих условиях:
- 12 резервных банков и банков-членов ФРС (около трех тысяч) имеют первичный доступ к эмиссионному ресурсу;
- с помощью кредитования иностранных банков, приобретения государственных бумаг отдельных стран, биржевых инструментов, обязательств транснациональных компаний и др. производилось вторичное распределение средств в мировой экономике;
- под полученные в рамках вторичного распределения денежные средства в рамках национальных экономик ЦБ стран печатали фиксированный объем национальной валюты, добавляя своей «политикой» курсовые риски, подкармливая валютных спекулянтов всех мастей;
- вторичные получатели денежных средств предоставляли коммерческие кредиты национальным банкам и крупнейшим компаниям реального сектора конкретной страны;
- национальные банки кредитовали реальный сектор и конечных потребителей;
- при формировании в рамках национальной экономики «избытка» денежной массы, производилась ее стерилизация (валютные запасы Китая, Японии, России, Саудовской Аравии и др.) путем размещения на условиях и под проценты (очень низкие) вторичного мирового предложения вне страны.
Эмиссионные, необеспеченные доллары поступали в национальные экономики не просто так, а в обмен на реальное сырье, материалы, товары, услуги, политические обязательства или будущие потоки.
По мере отдаления от печатного станка ФРС росли «риски»/ проценты за кредиты (с 0%-0,25% эмиссии ФРС до 10% и более для реального сектора в России) и резко снижалась доступность инвестиций. Фактически, под декларируемой свободой движения капитала скрывалось жесткое закрепление неравенства национальных экономик в зависимости от их политической удаленности от финансового центра мира (ФРС США).
ЦБ ЕС, Китая, Японии, Великобритании в этой системе играли второстепенные роли, имея ограниченный потенциал для эмиссии и инвестиций. Степень свободы России, периферийной в финансовом плане страны, была минимальной.
Существующая мировая система инвестирования
При рассмотрении мировых инвестиционных схем интересны лишь два аспекта:
- с какого уровня распределения эмиссии направляются средства на инвестиции (% по кредиту);
- в какой форме осуществляется контроль целевого использования инвестиций или же он отсутствует в принципе.
К примеру, российская компания или человек берут кредит в российском банке. Куда же в итоге приходят проценты:
- банки члены ФРС забирают около 2%;
- инвестиционные банки/ госфонды и т.д. развитых стран берут себе тоже 2%;
- всевозможные валютные, биржевые спекулянты и прочие друзья ЦБ забирают до 5% через обменные операции;
- российские крупные банки берут себе те же 2%.
Вот и набирается минимальная ставка для бизнеса в 9-11%, и это для крупного, низкорискового бизнеса. Причем здесь инфляция? Да ни при чем, нужно же с чем-то безуспешно и безнадежно бороться было, вот и боролись.
Пока конечный пользователь кредита платит проценты, вопрос о возврате тела кредита не стоит. Как только обслуживание оказывается невозможно, то собственность заемщика переходит во владение непосредственного кредитора, а кредит перед следующим в цепочке посредником вешается на бывшего кредитора.
На первом этапе ключевые активы экономики концентрируются у национального финансового сектора. Если критические проблемы возникают у национальной экономики в целом, то ее наиболее ликвидные активы переходят в непосредственное управление международных банков и структур. Ну а конечным бенефициаром в результате Великой депрессии должна была стать ФРС и Ко. Дело было за малым – сохранить единое глобальное пространство. Не получилось.
Таким образом, в качестве практически единственного источника инвестиций в России, начиная с 1992 года и по настоящее время, выступало поступление эмиссионных долларов, впоследствии распределяемое внутри национальной экономики под высокие проценты. Из-за отсутствия разделения инвестиционного и спекулятивного контуров обращения капиталов (как было и в США до отмены закона Гласса-Стиголла) значительная часть инвестиций перетекала затем на валютный и фондовый рынки, еще более ухудшая инвестиционное положение в стране.
Борцуны с инфляцией
Посмотрим, что будет с экономикой России в ближайшие месяцы, когда Долина пирамид (совокупность множества пузырей и инвестиционных пирамид, начиная от акций и заканчивая криптовалютами, куда сейчас прячут триллионы эмиссии) начнет обрушаться, если текущее руководство ЦБ и Минфина останется на своих местах.
В послании В.В. Путина в апреле 2021 года резанули слух слова про ослабление валютного регулирования (реализация этой установки ведет к ещё большему открытию национальной экономики действиям глобальных процессов). Ну и вслед за этим произошел подъем ставки ЦБ сразу на 0,5%, до 5%. Разговоры про связь с инфляцией в этой ситуации – от лукавого, в своем открытом варианте вся наша экономика зависит от внешних факторов, а попытки внутренними рычагами что-то сделать не имеют никакого смысла. Последние можно использовать для точечной настройки, а тут мы видим попытки подправить молоточком то, что надо бить кувалдой: и результата нет, и инструмент сломаешь.
Если ЦБ РФ будет продолжать жить по зарубежным методичкам, написанным для туземцев из развивающихся стран, то, вместо бессмысленной победы над инфляцией, он сведет дело к гиперинфляции. При практически любых сильных проблемах в мире произойдет обрушение пирамид, что вызовет попытки спекулянтов спасти триллионы долларов переводом их из виртуального сектора в реальный (через скупку материальных активов, кредитование предприятий реального сектора, наращивание оборотного капитала и т.д.).
Если бы у власти в США оставался Дональд Трамп, то можно было бы ждать брокерских и банковских каникул, т.е. фактического обнуления всех активов и долгов, а также отказа от обслуживания доллара за пределами США и запрета на его ввоз. При Джо Байдене наверняка будут спасать виртуальные капиталы до последнего:
- громадные массы долларов будут пытаться запихнуть в любые точки и места реального сектора;
- десятки, а то и сотни миллиардов долларов спекулянтов хлынут в Россию;
- поскольку покупки нужно делать в рублях, вся эта масса будет меняться на рубли, повышая курс последнего;
- для сдерживания курса рубля ЦБ РФ, в полном соответствии с рекомендациями МВФ и Ко, начнет печатать рубли (для развития экономики этого делать нельзя, а для спекулянтов – можно);
- пришедший спекулятивный капитал будет скупать на корню все подряд (это же так желаемые «зарубежные инвестиции»), приводя к росту себестоимости и инфляции издержек;
- рост инфляции по рублю будет не ниже, чем по доллару…
Чтобы не было иллюзий об уровне стратегического мышления и адекватности: более года ЦБ РФ не покупает металлическое золото. В итоге сотни тонн добытого в России металла идет «партнёрам», ведь им оно нужнее.
При таких раскладах не спешите отдавать дешевые рублевые кредиты, хотя и новые набирать не стоит, все еще может измениться.
Таким образом, последними действиями ЦБ РФ, к сожалению, наглядно показал, что при любых сложностях в мировой экономике он начнет действовать провально, в полном соответствии с инструкциями МВФ и интересами внешних сил. При таком, по сути, предательском поведении ЦБ гиперинфляции России не избежать. Это будет следствием не текущих решений, а показанной этими решениями логики, точнее, отсутствия оной.
И, да, если не верите, вспомните валютный шабаш в конце 2014 года, не надо думать, что эти люди исправились, поумнели и чему-то научились.
Структурные изменения экономики России
Порассуждаем, что будет если ЦБ РФ возглавят новые, адекватные задачам люди и как им следует вести дела далее. Карантинные мероприятия по всему миру спровоцировали ускорение и обострение кризисных явлений, более раннее их перетекание в реальный сектор. Разворачивание и прохождение первых этапов общемирового кризиса, который экономика должна была пройти за 2,5 года, опережающими темпами завершены за 1 год. Проблема в том, что на этом Величайшая депрессия не завершится и падение мировой экономики будет идти еще в течение 4-5 лет, в среднем по 10% в год.
В этих условиях у России есть шанс повторить ситуацию 1930-х годов, когда на фоне Великой депрессии в США и мирового кризиса в нашей стране был экономический рост за счет индустриализации, т.е. мобилизации экономики, импорта технологий, направления рублевых эмиссионных средств в качестве инвестиций в строительство производственных объектов.
Важнейшим элементом для развития России является формирование общенационального центра планирования (объединение функций МЭР, Минпромторга и целого ряда других госорганов в единую вертикаль), что обеспечит:
- долгосрочное планирование экономики страны (20-40 лет);
- отраслевое планирование (до 20 лет);
- координацию международного развития и экономического сотрудничества со странами российского панрегиона (определение приоритетов и отраслевой специализации);
- расчет потребности в производственных мощностях;
- определение перечня продукции и товаров, подлежащих ограничению на импорт в Россию (имеющиеся и планируемые производства на территории России), и установление «локомотивов развития»;
- формирование перечня ограничений на экспорт (вывоз сырья, материалов, стратегической продукции);
- контроль реализации инвестиционных проектов, признанных стратегическими.
В условиях распада мировой финансовой системы России необходимо сформировать свой собственный финансово-экономический центр, в ином случае никакого другого источника инвестиций, а следовательно и развития, не будет.
В настоящее время в мире отсутствуют проработанные и актуальные прорывные схемы финансово-кредитных систем, которые можно быстро запустить в России и которые будут применимы в рамках сохраняющегося в ближайшие годы принципа хозяйствования (мобилизационный государственный капитализм).
Если в отношении сопредельных стран, которые войдут в российский панрегион, будет использоваться коммерческое кредитование, когда происходит рост рисков и увеличение ставки, то внутри России необходимо будет переходить на эмиссионное кредитование под минимальный процент и только на развитие производств, без возможности вывода средств в спекулятивный сектор и на сверхпотребление.
Для создания в России системы, способной обеспечить инвестиционный процесс, необходимо реализовать комплекс обязательных и связанных мер (сфера ответственности Центрального банка России). Это:
- жесткое разделение инвестиционного и спекулятивного контуров движения капиталов;
- кредитование под создание новых производственных мощностей по ставке 2% (эмиссионное кредитование) в рублях на 5-10 лет;
- создание системы областных/республиканских банков, выступающих операторами инвестиционных средств;
- введение контроля за целевым расходованием средств в рамках инвестиционных контрактов (эскроу-счета);
- доведение денежного показателя М2 до 80-100% от ВВП;
- валютный контроль (обязательная продажа выручки, покупка только под экспортно-импортные операции и др.);
- эмиссионное кредитование других государств в российском панрегионе (экспорт капитала) для обеспечения расчетов по торговым операциям;
- торговля в рамках панрегиона в рублях, отказ от доллара США и других валют.
Если что-то из данного перечня не будет выполнено, то обеспечение развития как страны в целом, так и регионов не будет успешным. Альтернатива созданию Россией собственного центра эмиссионного кредитования – встраивание в чужую систему на подчиненной роли, с отказом от геополитических планов и перспектив.
Таким образом, совершенно очевидно, что для дальнейшего развития России потребуется кардинальная реорганизация системы долгосрочного планирования и кредитно-денежной политики.
Рассмотрение вопросов инвестиций в рамках отдельных регионов, без решения вопросов на общенациональном уровне, перспективы не имеет. Начало создания новой системы – ближайшие месяцы, период жизни, без значительного изменения – не более 10-15 лет.
Ключевым для обеспечения регионального инвестирования является формирование региональных банков, которые будут выступать операторами и контролерами правильности работы по эскроу-счетам, получая оплату за распределение денежных средств и не принимая на себя коммерческих рисков.
Резюме
В настоящее время в мире происходит распад ранее единого глобального миропорядка, следствием чего будет невозможность сохранения единого пространства движения капитала и инвестиций в мире.
Фактически, в рамках распада глобального мира на панрегионы речь идет о формировании на территории России и ряда сопредельных стран собственного эмиссионного центра, уменьшенной копии ФРС США, валютой которого на ближайшие 10-15 лет станет российский рубль.
Работа эта не очень сложная, но трудоемкая, требующая смены руководства и принципов работы ЦБ РФ и Минфина, благо институты развития уже начали потихоньку приводить в нормальное состояние. Если этого не сделать, то, не имея никаких монетарных предпосылок, мы можем оказаться жертвами гиперинфляции, ведь делать для этого надо будет совсем немного – тупо исполнять рекомендации МВФ, написанные в интересах международной экономики, читай – спекулянтов.
Если же делать все по уму, то отгородиться от рушащейся Долины пирамид вполне возможно, тот же С.Ю. Глазьев об этом говорит регулярно.