Лента новостей
Опрос на портале
Облако тегов
Сейчас на сайте
Пользователей: 0
Гостей: 67
Архив новостей
Популярные новости
Самое обсуждаемое
Погода
- 11 май 2021
| - 21:59
| - Просмотров: 21 066
| - Комментарии: 0
|Пожаловаться
Одним из важных моментов прошедшего послания президента Федеральному собранию стала повестка, связанная с развитием инфраструктуры. В числе нескольких крупнейших проектов, на которые президент указал прямо, оказался и Северный широтный ход (СШХ). Его строительство рассматривалось еще при советской власти, в рамках Трансполярной магистрали.
Владимир Путин
СШХ должен стать точкой опоры для постепенного освоения Арктики и развития Северного морского пути.
Магистраль соединит Ямал с железными дорогами Урала и Северо-Запада России. Главной проблемой проекта является расчет его окупаемости, при больших затратах на строительство. Как и в случае с любой крупной инфраструктурной стройкой, СШХ не окупается напрямую, но может серьезно помочь с реализацией перспективных проектов. Для развития арктических проектов серьезным сдерживающим фактором является низкая плотность дорожной сети.
Магистраль должна соединить ст. Обская-2 – Салехард – Надым. После этого ее необходимо продлить до Н. Уренгоя, реконструировав участок, построенный ранее. Железная дорога будет способствовать разработке месторождений полезных ископаемых Ямало-Ненецкого автономного округа (ЯНАО). Первый вариант магистрали строили в послевоенные годы, но, начав в 1947, свернули в 1953. Тогда планировали построить железную дорогу от Чума до Игарки, но успели построить только участки Чум – Лабынанги и Надым – Новый Уренгой.
По тем, или иным причинам к этому проекту не раз возвращались крупнейшие компании, например, РЖД, Газпром и Новатэк.
В начале двухтысячных была создана компания, которая теперь называется АО «Корпорация развития», которая должная была заниматься, в том числе, реализацией проекта. Сложным моментом является мост через Обь. Ближе к середине нулевых СШХ включили в соответствующую ФЦП. С тех пор проект несколько раз перепланировался, для него искали финансирование, а общая стоимость проекта только росла.
Не помогла тут и схема с концессией: РЖД, ставшая концессионером, стройку так и не начала. Концессионное соглашение, подписанное Дмитрием Медведевым, рассчитано на срок до 2052 года.
В данный момент ведется проектирование и геологические изыскания. Последний вариант проекта предусматривает строительство и реконструкцию 707 км ж/д путей. Отдельными сложными проектами, пожалуй, следует считать два моста через Обь и Надым. Реконструкции потребует участок Надым — Коротчаево, через Пангоды и Новый Уренгой. Сложность строительства обусловлена низкими температурами и вечномерзлым грунтом. О необходимости специального подвижного состава пока ничего не сообщается.
Примерная схема СШХ
Итоговая стоимость проекта скорее всего вырастет с учетом роста цен на металл, здесь также поможет вариант государственников по снижению цен на металлопродукцию.