• ,
    Лента новостей
    Опрос на портале
    Облако тегов
    crop circles (круги на полях) knz ufo ufo нло АЛЬТЕРНАТИВНАЯ ИСТОРИЯ Атомная энергия Борьба с ИГИЛ Вайманы Венесуэла Военная авиация Вооружение России ГМО Гравитационные волны Историческая миссия России История История возникновения Санкт-Петербурга История оружия Космология Крым Культура Культура. Археология. МН -17 Мировое правительство Наука Научная открытия Научные открытия Нибиру Новороссия Оппозиция Оружие России Песни нашего века Политология Птах Роль России в мире Романовы Российская экономика Россия Россия и Запад СССР США Синяя Луна Сирия Сирия. Курды. Старообрядчество Украина Украина - Россия Украина и ЕС Человек Юго-восток Украины артефакты Санкт-Петербурга босса-нова будущее джаз для души историософия история Санкт-Петербурга ковид лето музыка нло (ufo) оптимистическое саксофон сказки сказкиПтаха удача фальсификация истории философия черный рыцарь юмор
    Сейчас на сайте
    Шаблоны для DLEторрентом
    Всего на сайте: 56
    Пользователей: 0
    Гостей: 56
    Архив новостей
    «    Апрель 2024    »
    ПнВтСрЧтПтСбВс
    1234567
    891011121314
    15161718192021
    22232425262728
    2930 
    Апрель 2024 (545)
    Март 2024 (960)
    Февраль 2024 (931)
    Январь 2024 (924)
    Декабрь 2023 (762)
    Ноябрь 2023 (953)
    Харьковский оперативный кризис: мнение дилетанта

    Застывший фронт ожил

    Вспомним диспозицию перед началом украинского наступления. Киевский режим с середины лета анонсировал масштабные изменения линии фронта, не уточняя детали. Впрочем, это было понятно и без разъяснений. Наступление на Херсон, атака с Запорожья и с харьковского плацдарма. Оставалось только определить время и точное место. 

    Как видим, первыми в бой пошли бандеровцы из-под Николаева. Но здесь союзные войска успели вовремя перейти к обороне, этому не помешали даже разрушенные мостовые переходы. К тому же местность совершенно не благоволила атакующим – на равнине технике и личному составу негде было укрыться. На данный момент можно говорить о провале херсонской наступательной операции ВСУ. Потери совершенно несоизмеримы с занятой территорией. Было ли это наступление отвлекающим маневром перед ударом на Балаклею и Изюм? Нет, украинское командование всерьез рассчитывало на захват Херсона с последующим развитием успеха на всю область. Это как минимум.

    Примечательно, как украинский министр обороны объяснил остановку наступления на Херсон:

    «поскольку это был сельскохозяйственный район с оросительными каналами, которые русские могли использовать в качестве оборонительных окопов»

    . Все – расходимся, бандеровский гений разъяснил ситуацию.

    Как бы то ни было, на Херсонщине сдержать врага удалось, но случилась очень неприятная вещь – инициатива перешла в руки Киева. А националистскому командованию осеннее наступление было очень важно. По многим причинам. Прежде всего, светила осенне-зимняя распутица, способная буквально обездвижить натовскую технику. За примерами далеко ходить не надо. Ударные группы ВСУ в Харьковской области передвигались между оборонительными порядками союзных сил по грунтовым дорогам на HMMWV, что позволяло неожиданно выходить в тылы. Удалось бы это где-нибудь в октябре-ноябре? К этому времени проходимыми остались бы только шоссейные дороги, которые сравнительно просто контролировать.

    Немного гидрологии. Харьковская область насыщена реками и прочими мелкими водотоками, которые как раз к началу сентября в осенней межени, то есть просто обмелели. Некоторые водотоки, полноводные весной и летом, техника может преодолевать вообще без плавсредств. А наведение понтонных переправ занимает гораздо меньше времени. Не забываем про опавшую листву, которая сейчас скрывает как местоположение противника, так и передвижение ДРГ.

    Все вышеперечисленное, естественно, осложняет жизнь обороняющейся стороне настолько, насколько упрощает наступающей. Поэтому атаковать бандеровцы должны были в любом случае, и российское командование не могло этого не предвидеть. Но, повторюсь, инициатива перешла к ВСУ, и оставалось только гадать, где будет осуществлен прорыв.

     Следующей причиной, почему киевскому режиму как воздух нужны были победы, стал коллективный Запад. Эта переменчивая публика уже начала ныть, что конфликт затягивается, и пора бы оставить Киев наедине с Россией. Вспомним протестные демонстрации в Чехии и Германии. Зеленский должен был любой ценой доказать, что способен на сопротивление, особенно в преддверии тяжелой для Европы зимы. Что ж, последние события в Харьковской области позволят заткнуть рты западным пацифистам. По крайней мере, на какое-то время.

    На очередной сходке натовских военачальников в Рамштайне, министр обороны США Ллойд Остин напомнил, что только Америка вкачала в Украину 15 млрд долларов. А этого хватает только для сдерживания союзных сил. Как видим, именно натовское оружие больше всего мелькало в ходе наступательной операции ВСУ, хотя там, безусловно, хватало исконно украинского и даже советского. Американские и австралийские MRAP, польские и немецкие гаубицы – атака бандеровцев стала своеобразной рекламной кампанией и одновременно отчетом за потраченные средства. Как, впрочем, и английская речь за кадром, подчеркивающая «интернационализм» киевского режима. 

    Оперативный кризис

    На данный момент российская армия практически вывела все свои силы из Харьковской области. То есть это означает, что украинские силы оказались на границе России. В очередной раз. В Министерстве обороны это отступление названо витиеватым:

    «С этой целью в течение трёх суток проведена операция по свертыванию и организованной переброске изюмско-балаклейской группировки войск на территорию Донецкой Народной Республики. В ходе этой операции проведён ряд отвлекающих и демонстрационных мероприятий с обозначением реальных действий войск. В целях недопущения ущерба российским войскам, по противнику наносилось мощное огневое поражение с применением авиации, ракетных войск и артиллерии».

    Все это очень походит на весенний жест доброй воли с выводом войск с севера Украины.

    Основной причиной такого развития событий стала неготовность союзных сил к обороне. Вероятнее всего, никто не верил, что бандеровцы в состоянии сконцентрировать ударный кулак такой силы. В данной ситуации могла помочь только глубоко эшелонированная оборона с минными полями, бетонированными укрепрайонами и прочей фортификацией. Очевидно, ничего из этого сделано не было.

    А когда ВСУ прорвали то, что было, и вышли на оперативный простор, военное командование приняло решение о сворачивании присутствия. Прикрывали передислокацию войск ВКС, которые действительно работали эффективно. Бандеровцы наступали достаточно быстро и не успевали подтягивать ЗРК, что несколько упрощало работу российской авиации. Мы сейчас не сможем увидеть последствия упреждающих ударов, так как территория осталась за противником, но косвенные данные о переполненных госпиталях Харькова говорят в пользу российских контрударов. Впрочем, атакующая сторона всегда несет большие потери, нежели обороняющаяся.

    На стороне ВСУ была и информационная составляющая – наступающим гораздо проще формировать картину происходящего, нежели отступающим и обороняющимся. Одновременно с передислокацией армии в Харьковской области была объявлена эвакуация населения – что явно осложнило отход войск. Теперь военные должны были не только прикрывать боевых товарищей, но и лояльных к российской власти украинцев.

    Немаловажный вклад в успехи ВСУ внесло местное население. Приходится признать, что 100-процентно пророссийскими харьковчане на освобожденных территориях так и не стали. В каждом населенном пункте хватило бы одного-двух предателей, снабжающих бандеровцев информацией в прямом эфире о численности и расположении союзных сил. С учетом насыщенности ВСУ западным высокоточным оружием, это могло стать критичным для отдельных подразделений. К слову, о том, что спецоперации так и не присвоен статус контртеррористической со всеми вытекающими последствиями.

    Теперь о необоснованной критике в адрес российских военных. Дескать, куда били наши «Калибры» и «Искандеры»? Почему ВСУ смогли скопить такие силы на прорыв под самым носом?

    Во-первых, мы не знаем, сколько на самом деле российские ракеты уничтожили целей в тылу противника. Били точно, уничтожали технику и личный состав, но, как видим, недостаточно. В конце концов, фронт не заканчивается на харьковском направлении. Можно сказать точно, если бы не постоянная «калибровка» бандеровцев, то наступление случилось бы раньше и большими силами.

    Во-вторых, противник мерзок и античеловечен, но он не умалишенный. За шесть месяцев спецоперации и сами бандеровцы на своей шкуре научились воевать, и натовские инструкторы оказали помощь. Зря пехота с артиллеристами в Великобритании стажировались, что ли?

    Боевой опыт, помноженный на техническую помощь Запада, позволил скрыть от МО РФ факты приготовления наступления. Да, так бывает. Перефразируя известную истину, напомню, что ни одна спецоперация не обходится без поражений. Военкоры, telegram-каналы и волонтеры предупреждали о концентрации под Балаклеей, говорите? При всем уважении, информационное пространство настолько заполнено фейками и вражеской дезинформацией, что отделить зерна от плевел вряд ли сможет даже профессиональный разведчик OSINT профиля, не говоря уже об армейском командовании.

    Вот прямо сейчас часть военкоров и комментаторов говорит, что под Угледаром украинцы скопили немало сил и делают проходы в собственных же минных полях. Вторая половина «Телеграмма» называет это фейком и подготовкой к наступлению другом месте фронта. К тому же, напомню, что мы с вами видим даже не верхушку айсберга в происходящем. Сложно представить, сколько новейшим событиям предшествовало игр разведок, ложных маневров, политических и информационных мероприятий.

    На первый взгляд, обоснованным выглядит обвинение в отказе от уничтожения транспортной инфраструктуры Украины. Почему армия до основания не уничтожила мосты, по которым натовскую технику и подтянули к Балаклее?

    Опыт обстрела украинскими HIMARS мостов в Херсонской области подсказывает, что для разрушения переходов через Днепр потребовался без малого весь арсенал крылатых и оперативно-тактических ракет России. Но даже это не гарантировало полноценного вывода мостов из игры. Разве что взять на вооружение фашистские методы ВСУ, которые ударили по Антоновскому мосту во время восстановления – 2 рабочих погибли, 16 получили ранения. К тому же российская армия достаточно успешно использует понтонные переправы для переброски техники и живой силы даже под огнем противника. Не смогли бы ВСУ организовать что-то подобное в своем глубоком тылу? Вопрос риторический.

    Харьковский оперативный кризис начала сентября – это, безусловно, урок для союзных сил. Недооценка противника далась очень дорого. Даже с учетом того, что отвести войска удалось сравнительно быстро. На вновь захваченных территориях осталось много людей, поверивших, что Россия здесь навсегда. Для таких сейчас наступили темные времена.

    Ход сейчас, безусловно, за Россией. У националистов головокружение от успехов на всех уровнях, и этим нельзя не воспользоваться. На оформление оборонительных рубежей и защиту коммуникаций у них несколько недель, а у союзных сил несколько недель до распутицы. Поэтому возвращать так обидно утраченное следует как можно быстрее, иначе оперативный кризис выльется в нечто большее.

    Автор: Евгений Федоров

    Источник - Военное Обозрение .

    Комментарии:
    Информация!
    Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
    Наверх Вниз