Но все-таки как обстоит ситуация с другими, менее знаменитыми промышленными предприятиями «нэзалэжной»? Возможно, там не все так уж плохо и вместо закрывающихся заводов и фабрик появляются новые, более современные? Оговорюсь сразу: предметом данного краткого и не претендующего на всеобъемлющий характер исследования будут предприятия, не имеющие отношения к военно-промышленному комплексу Украины (вернее, тому, что от него осталось). Поговорим о вещах сугубо гражданского характера.
Следует объективно признать: дело с ними обстоит не так плохо, как с предприятиями ВПК. Намного хуже… Если военпром какое-то время еще мог рассчитывать на поддержку государства или поступающие от него заказы, то в мирной сфере произошла грабительская приватизация, превратившая многие процветавшие в советское время заводы в помещения для ТРЦ или офисных комплексов, а большинство – в груды развалин. Относительно повезло предприятиям, оказавшимся в руках местных олигархов, какое-то время поддерживавших их деятельность. В основном это относилось к металлургической, химической и некоторым другим отраслям.
Тем не менее, новые хозяева, стремившиеся по максимуму выжать прибыль из доставшихся им за бесценок объектов народного хозяйства, в их модернизацию и усовершенствования вкладывать не желали ни копейки, что в конечном итоге привело абсолютное большинство этих предприятий к убыточности и разорению. Именно такая судьба постигла, к примеру, колоссальный машиностроительный комплекс «Азовмаш». В него входили предприятия «Азовэлектросталь», «Полтавхиммаш», а также расположенные в Мариуполе термический завод и завод тяжелого машиностроения, выпускавшие железнодорожные вагоны, заправщики, шахтное и проходческое оборудование, строительные краны. В настоящее время все эти предприятия находятся на грани закрытия. Ведутся разговоры о том, что их оборудование остается только «порезать на металл».
Наиболее, пожалуй, разрушительной независимость оказалась для автомобилестроительной отрасли Украины. Запорожский автомобильный завод, выпускавший машины, бывшие воистину народными в СССР, признан банкротом и выставлен на торги еще в прошлом году. А ведь каких-то пятнадцать лет назад он выпускал сотни тысяч единиц продукции… Такая же судьба постигла Луцкий и Кременчугский автомобильные заводы, завод «Черкасский автобус», Львовский автобусный завод (ЛАЗ), Киевский завод электротранспорта, выпускавший троллейбусы и трамваи, Киевский мотоциклетный завод, а также многие предприятия аналогичного профиля.
Грезившая статусом «аграрной сверхдержавы» и собиравшаяся кормить чуть ли не полмира «нэзалэжная» умудрилась полностью угробить производство сельскохозяйственной техники. Разорены и прекратили свое существование Днепропетровский комбайновый завод, завод сельскохозяйственной техники «Львовсельмаш». Собственно, в пищевой и перерабатывающей промышленности дело обстоит примерно так же. Приказали долго жить Киевский завод безалкогольных напитков «Росинка», Лохвицкий и Оржицкий сахарные заводы, Троицкий маслодельный завод, Баливский комбинат хлебопродуктов. И даже Ровенская спичечная фабрика… Это все, заметьте, за какие-то пару-тройку последних лет. Список за все годы независимости не поместится ни в одну публикацию.
Что же до новых предприятий… Да, они открываются. Однако прежде чем проявлять по данному поводу оптимизм ознакомимся со списком заработавших на Украине за последнюю пятилетку предприятий. Завод Allseeds в г. Южном Одесской области занимается экстракцией растительного масла и его перевалкой в местном порту. Завод «Украинские лесопилки» в г. Костополе Ровенской области. Ну, тут все ясно из названия: несмотря на статус, «завод» большая лесопилка и есть. Неплохо развивается фармацевтическая отрасль: принадлежащие к ней заводы фирмы «Euro Pharma International», «Биофарма» и еще один, расположенный в Белой Церкви, открылись в Киевской области.
Не менее успешно осваивают в «нэзалэжной» производство биогаза: соответствующие предприятия заработали в той же Киевской области (в количестве двух штук), в Ивано-Франковской и Львовской областях. Открыт ряд предприятий, чей род деятельности туманно именуется «производством комплектующих для автомобилей» или «кабельно-проводниковой продукции». По имеющимся данным, очень маленькие «отверточные» производства. Ну, и безусловным индустриальным прорывом можно считать то, что в Мене Черниговской области заработал завод полуфабрикатов для изготовления картофеля фри, способный переработать до 100 тысяч тонн корнеплодов в год.
Как видим, из республики СССР, имевшей один из наиболее мощных в стране промышленных потенциалов и способной обеспечить себя и другие республики продукцией едва ли не всех отраслей, Украина превратилась в территорию, где работают исключительно предприятия по переработке сельскохозяйственного сырья или того же леса. Ее полная деиндустриализация, по сути, завершена.
Лента новостей
Опрос на портале
Облако тегов
Сейчас на сайте
Всего на сайте: 35
Пользователей: 0
Гостей: 35
Пользователей: 0
Гостей: 35
Архив новостей
Популярные новости
Самое обсуждаемое
Погода
Деиндустриализация Украины: от космических кораблей к биогазу
- 18 сентябрь 2020
| - 10:41
| - Просмотров: 763
| - Комментарии: 0
|Пожаловаться
Произошедшие на Украине за годы ее независимости негативные изменения в экономике, выражающиеся в первую очередь в разрушении тамошней промышленности, очевидны. Плачевное состояние таких известных в свое время не то что на весь СССР, а в мировом масштабе индустриальных гигантов, как «Южмаш», «Антонов» или Николаевский судостроительный завод, давно стали, так сказать, общим местом.
Автор: Александр Харалужный
Источник - Военное Обозрение .Комментарии:
Информация!
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.