• ,
    Лента новостей
    Опрос на портале
    Облако тегов
    crop circles (круги на полях) knz ufo ufo нло АЛЬТЕРНАТИВНАЯ ИСТОРИЯ Атомная энергия Борьба с ИГИЛ Вайманы Венесуэла Военная авиация Вооружение России ГМО Гравитационные волны Историческая миссия России История История возникновения Санкт-Петербурга История оружия Космология Крым Культура Культура. Археология. МН -17 Мировое правительство Наука Научная открытия Научные открытия Нибиру Новороссия Оппозиция Оружие России Песни нашего века Политология Птах Роль России в мире Романовы Российская экономика Россия Россия и Запад СССР США Синяя Луна Сирия Сирия. Курды. Старообрядчество Украина Украина - Россия Украина и ЕС Человек Юго-восток Украины артефакты Санкт-Петербурга босса-нова будущее джаз для души историософия история Санкт-Петербурга ковид лето музыка нло (ufo) оптимистическое саксофон сказки сказкиПтаха удача фальсификация истории философия черный рыцарь юмор
    Сейчас на сайте
    Шаблоны для DLEторрентом
    Всего на сайте: 65
    Пользователей: 1
    Гостей: 64
    NormaTrue563149
    Архив новостей
    «    Март 2024    »
    ПнВтСрЧтПтСбВс
     123
    45678910
    11121314151617
    18192021222324
    25262728293031
    Март 2024 (899)
    Февраль 2024 (931)
    Январь 2024 (924)
    Декабрь 2023 (762)
    Ноябрь 2023 (953)
    Октябрь 2023 (931)
    НАТО в Арктике. Потенциал, проблемы, отставание

    Зарубежные страны, входящие в Североатлантический альянс, проявляют постоянный интерес к арктическому региону. Заполярье сулит известные выгоды экономического, политического и военного характера, что привлекает особое внимание близлежащих стран. Тем не менее, для получения всех преимуществ и возможностей, связанных с Арктикой, необходимо прилагать серьезные усилия. Так, страны НАТО планируют расширять деятельность в регионе, однако пока им приходится сталкиваться с существенными трудностями.

    Поводы для конкуренции

    Интерес разных стран к Арктике имеет под собой несколько основных причин. Одни из них привлекают только отдельные страны региона, тогда как другие могут заинтересовать и другие государства. Все эти причины и факторы связаны с экономикой, политикой и военными планами.

     Бойцы армии Нидерландов на учениях Trident Juncture 2018. Фото Минобороны Нидерландов / defensie.nl

    Прежде всего акватории Северного Ледовитого океана привлекают военных. Крупные участки, закрытые льдом, могут использоваться в качестве удобных позиционных районов для развертывания стратегических подводных ракетоносцев. Современные АПЛ могут оставаться подо льдом в течение длительного времени, тогда как их поиск в таких условиях оказывается крайне сложной задачей. Кроме того, океан и ближайшие моря позволяют ускорить переброску боевых кораблей в нужные районы Северного полушария.

    Вторая причина интереса к Арктике – запасы полезных ископаемых. Уже ведется разработка некоторых месторождений, но большая их часть все еще остается нетронутой. В дальнейшем, по мере выработки разведанных и освоенных месторождений, государства и частные организации будут проявлять все больший интерес к новым объектам в Арктике. При этом вопрос принадлежности новых месторождений необходимо решать уже сейчас.

    Еще одним серьезным фактором в контексте Арктики является Северный морской путь. Эта морская трасса позволяет оптимизировать перевозки между Европой и Азией – она оказывается примерно вдвое короче маршрута, проходящего через Индийский океан и Суэцкий канал. Ускорение перевозок дает известную выгоду, хотя и связано с некоторыми трудностями.

    В контексте Севморпути имеется еще один любопытный фактор, не остающийся без внимания НАТО. Этот маршрут находится в пределах исключительной экономической зоны России, и Москва вводит новые правила прохода по нему. Теперь третьи страны обязаны оповещать Россию о намерении провести суда по Севморпути. В случае нарушения этих нормативов судно-нарушитель могут задержать. Таким образом, Россия закрепляет свой приоритет в северных морях.

    Потенциал НАТО

    В теории к действиям в Арктике и близлежащих районах могут быть привлечены вооруженные силы почти всех стран НАТО. Впрочем, реальные возможности Альянса гораздо скромнее. Заполярье имеет свои особенности, накладывающие определенные ограничения. Для работы в северных широтах требуются корабли с соответствующими характеристиками и особые суда обеспечения. Сухопутные войска, в свою очередь, нуждаются в особой материальной части.

     Танки КМП США в Норвегии, учения Trident Junction 2018. Фото Минобороны США

    Непосредственно у полярного круга расположены всего несколько стран НАТО: США (Аляска), Канада, Дания (Гренландия), Исландия и Норвегия. В этих странах имеются многочисленные порты и военные базы, которые могут использоваться как собственными армиями, так и вооруженными силами стран-союзников. В ходе различных учений НАТО регулярно отрабатывает переброску войск из одних стран в другие, в том числе в арктический регион. В подобных мероприятиях ведущую роль, как обычно, играют США, но нередко к учениям привлекают и «южные» страны НАТО.

    Таким образом, в минимальные сроки на арктические базы могут прибыть различные соединения и подразделения из нескольких стран Альянса. Речь идет о представителях всех основных родов войск. Наличие подобных логистических возможностей дает НАТО известные преимущества, которые, в свою очередь, оказываются поводом для беспокойства. Вероятный противник может формировать требуемую группировку войск, состав которой достаточно сложно спрогнозировать.

    Регулярно проводятся различные учения. Так, осенью прошлого года на сухопутных и морских полигонах Норвегии и близлежащих стран прошли маневры Trident Juncture 2018 – крупнейшее мероприятие такого рода с 2002 года. Широкую огласку получили инцидент с затоплением норвежского фрегата KNM Helge Ingstad (F 313) и многочисленные жалобы на плохую подготовку матчасти личного состава. Тем не менее, учения признаны удачными. При всех проблемах, они позволили отработать взаимодействие 31 армии разных стран и выявить слабые места в подготовке.

    Несколькими месяцами ранее, весной прошлого года, прошли очередные учения флотов ICEX. В рамках этого мероприятия три подлодки США и Великобритании отработали действия подо льдом, поиск удобных мест для всплытия, собственно всплытия, а также стрельбу торпедами в сложных условиях. Параллельно прямо на льду был развернут лагерь для обслуживания подлодок. Учения показали способность подводных сил стран НАТО работать в сложном и приоритетном районе.

     Операция по подъему фрегата KNM Helge Ingstad (F313) ВМС Норвегии — главной "жертвы" учений Trident Junction 2018. Фото Wikimedia Commons

    Таким образом, при получении соответствующей задачи командование армий НАТО способно в кратчайшие сроки перебросить в Арктику необходимые части и соединения, организовав достаточно мощную группировку. При этом подводные силы ведущих стран Альянса в состоянии организовывать постоянное дежурство в покрытых льдом акваториях, что дает им определенное преимущество. Параллельно в северные моря могут выходить группы надводных кораблей.

    Проблемы, организационные и не только

    Впрочем, не стоит переоценивать потенциал Североатлантического альянса в Арктике. События последних лет наглядно показывают, что реальные возможности НАТО в регионе серьезно ограничиваются целым набором объективных факторов. При внимательном рассмотрении ситуации можно увидеть, что Альянсу не хватает необходимых кораблей и судов обеспечения, матчасть сухопутных войск не соответствует требованиям, а системы управления и снабжения войск недостаточно совершенны для работы в суровых условиях.

    Специфику работы в Арктике и связанные с ней риски можно рассмотреть на примере нескольких инцидентов, произошедших в ходе осенних маневров Trident Juncture 2018. Так, накануне начала учений десантный корабль ВМС США USS Gunston Hall (LSD-44) попал в шторм недалеко от Исландии и получил существенные повреждения. Из-за необходимости ремонта корабль не смог принять участие в учениях. В первые дни учений ВМС Канады столкнулись с поломками оборудования на двух кораблях. Устранение неполадок было затруднено погодными условиями.

    8 ноября из-за проблем с навигацией и слежением за обстановкой в судоходном районе норвежский фрегат KNM Helge Ingstad (F 313) столкнулся с танкером. Корабль с пробоиной удалось посадить на мель, но позже он ушел под воду. ВМС Норвегии пришлось организовывать специальную спасательную операцию.

    АПЛ USS Annapolis (SSN-760) ВМС США во время учений ICEX 2009. Фото Минобороны США

    Сухопутная часть учений прошла с проблемами для войск Нидерландов и Словении. Бойцы этих стран жаловались на обмундирование, не соответствующее норвежскому климату. На автодорогах имели место несколько дорожно-транспортных происшествий с участниками маневров из разных стран. Причиной части аварий стал банальный гололед.

    Организация и проведение учений являются весьма сложным делом, и любая армия не застрахована от проблем. Однако при действиях в Арктике любые риски увеличиваются в связи с особым климатом и труднодоступностью некоторых районов. Как показывают прошлогодние учения НАТО в северных морях, те или иные естественные или «рукотворные» проблемы могут приводить как к травмам или авариям, так и к потере боевых кораблей.

    По результатам не самых удачных учений НАТО уже сделаны определенные выводы. В ближайшем будущем будет уделено особое внимание обмундированию личного состава, а также подготовке к работе в сложных условиях северных широт. Флоту предстоит учиться правильно работать в районах с активным судоходством и реагировать на проблемы или угрозы.

    Американский дефицит

    В контексте потенциала НАТО в Арктике широкую известность получили проблемы Соединенных Штатов в области обеспечения работы ВМС. Для эффективных действий в арктических морях флот нуждается в военно-морских базах и судах обеспечения. США испытывают недостаток и того, и другого – имея необходимую инфраструктуру и вспомогательный флот в других регионах.

     Американский ледокол USCGC Polar Sea (WAGB-11). Фото US Coast Guard

    Неоднократно и на разных уровнях отмечалось, что США не имеют ни одной крупной собственной военно-морской базы к северу от Полярного круга. Для работы в Арктике американскому флоту приходится использовать удаленные базы или задействовать зарубежные порты. Основная масса кораблей вполне способна работать в заполярье, однако нуждается в помощи вспомогательных судов. В первую очередь, для их работы необходимы ледоколы.

    Береговая охрана США располагает достаточно многочисленным ледокольным флотом, однако в нем имеется всего два судна тяжелого класса. Ледокол USCGC Polar Star (WAGB-10) служит с середины семидесятых годов. Его систершип USCGC Polar Sea (WAGB-11) стоит в резерве с 2010 года и нуждается в ремонте. 20 лет назад в эксплуатацию ввели судно USCGC Healy (WAGB-20). Два тяжелых ледокола соответствуют требованиям и могут осуществлять проводку судов по разным маршрутам.

    Однако такой «флот» недостаточен для обеспечения работы ВМС, как вблизи берегов США, так и на удалении от них. Привлечение двух ледоколов связано с определенными организационными трудностями, поскольку береговая охрана взаимодействует не только с военно-морскими силами, но и с торговым судоходством. Взаимодействие с ледоколами третьих стран, например Канады, связано с теми же проблемами.

     Более новый ледокол USCGC Healy (WAGB-20). Фото NASA

    На протяжении последних лет обсуждается необходимость строительства еще одного нового тяжелого ледокола, но этот вопрос был решен лишь недавно. В 2018 году был утвержден план финансирования строительства стоимостью 750 млн долларов, но затем эти деньги предложили отправить на укрепление границы с Мексикой. Лишь в этом году строительство нового судна утвердили, и в обозримом будущем начнутся реальные работы.

    Противник не дремлет

    НАТО принимает различные меры для усиления своего потенциала в Арктике, но пока полученные результаты выглядят бледно – на фоне успехов других стран. Основным конкурентом Альянса в регионе является Россия, уже располагающая развитой арктической группировкой, включающей разнородные силы и войска, а также базы и средства обеспечения.

    Основные задачи по защите арктических рубежей России решает Объединенное стратегическое командование «Северный флот». В зону ответственности этого ОСК входят акватории Северного Ледовитого океана и его морей от Кольского полуострова до Чукотки. К защите региона также могут привлекаться гарнизоны Центрального и Восточного военных округов, прикрывающие побережье северных морей.

    Сейчас осуществляется модернизация существующих объектов, а также строятся новые базы в удаленных районах. Уделяется особое внимание всестороннему развитию Северного флота. Для экономической и военной деятельности на Севморпути Россия использует целый флот ледоколов. Особую роль играет ФГУП «Атомфлот», эксплуатирующее четыре атомных ледокола и один атомный лихтеровоз. На разных стадиях строительства и испытаний находятся еще четыре судна с ядерной энергоустановкой.

     Российская база "Арктический трилистник". Фото Минобороны РФ / mil.ru

    Имеющиеся возможности позволяют России полностью контролировать стратегически важные районы в судоходном и военном отношении. Таким образом, провозглашенный приоритет над Северным морским путем оказывается подкреплен реальными аргументами, с которыми вряд ли стоит спорить.

    Следует отметить, что конкурентом НАТО в арктическом регионе оказывается не только Россия, но и Китай. Еще в 2012 году китайское исследовательское судно-ледокол «Сюэлун» совершило первый рейс по Севморпути. В ближайшем будущем планировалось построить полноценный собственный ледокольный флот и организовать регулярные рейсы торговых судов через северные моря. Впрочем, первый контейнеровоз с коммерческим грузом Китай провел только летом и осенью 2018 года.

    Судя по открытым данным и официальным заявлениям, Китай рассматривает Северный морской путь только в качестве удобнейшего торгового маршрута. «Полярный шелковый путь» вдвое короче традиционного маршрута, использующего Индийский океан, Суэцкий канал и Средиземное море. Пекин желает развивать это направление, и для получения экономических выгод готов сотрудничать с Россией.

    Высказываются прогнозы, согласно которым в отдаленном будущем Китай также может использовать северные моря для реализации своих военно-политических интересов. Действительно, он уже строит ледокольный флот и располагает достаточно мощными военно-морскими силами. Однако пока китайские ВМС сосредоточены у берегов страны и основной их целью является демонстрация флага в ближайших морях с последующим выходом в Тихий океан.

     Китайское исследовательское ледокольное судно "Сюэлун". Фото Wikimedia Commons

    Таким образом, «завоевание» Северного Ледовитого океана китайским флотом пока можно относить к отдаленной перспективе. На ближайшие годы у ВМС Китая есть более серьезные военные задачи, тогда как экономические выгоды можно получать уже сейчас – сотрудничая с Россией в сфере проводки кораблей по маршрутам в ее исключительной экономической зоне.

    НАТО против объективных факторов

    Арктика представляет большой интерес для НАТО в целом и отдельных стран-участниц по целому ряду причин. Этот регион важен в экономическом, политическом и военном отношении. Страны Альянса уже контролируют часть арктического региона – вблизи своих берегов и границ. При этом в интересах НАТО расширение зон полного контроля, что позволит получить известные преимущества и выгоды.

    Однако НАТО сталкивается с серьезными проблемами разного рода, серьезно сокращающими реальный потенциал. В первую очередь, работе мешает специфический климат, затрудняющий деятельность, а также требующий привлечение специальной техники и иной матчасти. Также возникают особые требования к грамотному управлению и организации. Дополнительным фактором, затрудняющим достижение поставленных целей, являются успехи зарубежных стран в экономическом и военном освоении Арктики.

    Таким образом, для получения всех желаемых результатов и выгод Североатлантическому альянсу необходимо решить целый ряд сложных задач. Нужно обеспечить полноценную и свободную деятельность сухопутных войск, ВВС и ВМС в северных широтах за счет новых образцов техники и правильной организации работ. Одновременно необходимо готовиться к противостоянию с вероятным противником, имеющим серьезные преимущества в освоении региона.

    Согласно разным прогнозам, в обозримом будущем может начаться настоящая борьба за Арктику, и победитель этого противостояния получит самые серьезные преимущества во всех сферах. Как ясно уже сейчас, далеко не все потенциальные участники борьбы могут рассчитывать на легкую победу. Если страны НАТО желают доминировать в регионе – им предстоит крепко поработать и усовершенствовать свои вооруженные силы для будущей борьбы.

    По материалам:
    https://uscg.mil/
    https://navy.mil/
    https://tass.ru/
    https://ria.ru/
    https://nationalinterest.org/
    https://news.usni.org/
    https://naval-technology.com/
    https://flot.com/
    http://iecca.ru/
    http://morvesti.ru/
    IISS The Military Balance 2018
    Автор: Рябов Кирилл

    Источник - Военное Обозрение .

    Комментарии:
    Информация!
    Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
    Наверх Вниз