• ,
    Лента новостей
    Опрос на портале
    Облако тегов
    crop circles (круги на полях) knz ufo ufo нло АЛЬТЕРНАТИВНАЯ ИСТОРИЯ Атомная энергия Борьба с ИГИЛ Вайманы Венесуэла Военная авиация Вооружение России ГМО Гравитационные волны Историческая миссия России История История возникновения Санкт-Петербурга История оружия Космология Крым Культура Культура. Археология. МН -17 Мировое правительство Наука Научная открытия Научные открытия Нибиру Новороссия Оппозиция Оружие России Песни нашего века Политология Птах Роль России в мире Романовы Российская экономика Россия Россия и Запад СССР США Синяя Луна Сирия Сирия. Курды. Старообрядчество Украина Украина - Россия Украина и ЕС Человек Юго-восток Украины артефакты Санкт-Петербурга босса-нова будущее джаз для души историософия история Санкт-Петербурга ковид лето музыка нло (ufo) оптимистическое саксофон сказки сказкиПтаха удача фальсификация истории философия черный рыцарь юмор
    Сейчас на сайте
    Шаблоны для DLEторрентом
    Всего на сайте: 67
    Пользователей: 0
    Гостей: 67
    Архив новостей
    «    Март 2024    »
    ПнВтСрЧтПтСбВс
     123
    45678910
    11121314151617
    18192021222324
    25262728293031
    Март 2024 (896)
    Февраль 2024 (931)
    Январь 2024 (924)
    Декабрь 2023 (762)
    Ноябрь 2023 (953)
    Октябрь 2023 (931)
    Мир в 2050 году сквозь призму демографии. Часть 2. Европа и Америка
     Европа будет необратимо убывать, Америка заканчивает демографический рост

    Накануне.RU продолжает цикл материалов "Мир в 2050 году сквозь призму демографии" (ранее мы публиковали "Часть 1. Планета стариков"). С точки зрения демографии в Европе и Америке, как и во всем мире, будут происходить однотипные процессы, но континенты пройдут в этом направлении к середине XXI века разный путь. Соответственно, можно выделить три крупных региона – Европу, Северную Америку и Латинскую Америку, т.е. всю остальную, кроме США и Канады. В каждом из этих трех регионов степень реализации демографических тенденций будет различной.

    • Мир в 2050 году сквозь призму демографии. Часть 1. Планета стариков

    Северная Америка: от медленного роста к медленной убыли

    США увеличат свое население с 331 до 379 млн, но уступят третье место Нигерии. Население Канады вырастет с 38 до 46 млн. Однако подавляющее большинство общего прироста придется на миграцию. Так, в США из 48 млн прироста на миграцию придутся 31 млн, а в Канаде – 7 млн из 8 млн. При этом естественный прирост (т.е. превышение рождаемости над смертностью) в США к 2050 году опустится почти до нуля, а в Канаде уже к концу 2030-х население начнет убывать, восполняясь только за счет миграции. Причем к 2050 году "естественная" убыль достигнет угрожающих темпов – 1% в год. В США же, если сильно "просевшую" рождаемость не удастся ощутимо повысить, естественная убыль может начаться даже раньше 2050 года.

    Однако миграция, как ожидается, будет полностью его перекрывать, и население Канады будет все время расти. Но внутренние ресурсы роста населения этой страны (пусть и медленного) исчерпаются в ближайшее 15 лет. И это произошло бы раньше, если бы не миграция, которая искусственно увеличивает долю молодого населения. Например, за последние 5 лет миграционный приток в Канаду составил 1,2 млн, что для ее населения весьма много. Это как если бы в Россию ежегодно прибывало на миллион мигрантов больше, чем выбывало (вместо 200-300 тыс. в последние годы). То есть в Канаде миграционный приток в 3-4 раза больше, чем в России.

    Население сельской местности будет ускоренно убывать. Обезлюживание села – проблема не только российская. Так, в Канаде темп прироста сельского населения в последние годы был около +0,5% в год. К 2050 году на селе будет депопуляция со скоростью 1,3% в год. Это огромная скорость. В США уже сегодня сельская местность убывает со скоростью 0,5% в год, а к 2050 году ускорится до 1,3%. Население будет концентрироваться в городах, а рождаемость - снижаться. Соответственно, население будет стареть. Медианный возраст увеличится в Канаде – с 41 года до 46 лет, в США – с 38 до 43. Доля возрастной группы 65+ вырастет в странах с 17-18% до 28-29%. Доля трудоспособного населения 20-64 лет упадет с 64-67% до 57%. Для экономики стран это будет тяжелым бременем.

    Европа: неизбежный упадок

    Население Европы (здесь и далее без России, но с Прибалтикой, Украиной, Белоруссией и Молдовой) сократится с 601 до 574 млн, т.е. на 27 млн. И этом притом что миграционный прирост за 30 лет ожидается 21 млн. Хотя можно уверенно предполагать, что он будет больше. То есть, согласно прогнозу ООН, к 2050 году Европа потеряет около 50 млн человек, но почти половину из них заменят мигранты. Интересно, что расчет Накануне.RU 2016 года давал такой результат: население ЕС (а это 5/6 всей Европы) при ежегодном миграционном притоке 1 млн сократится к середине века на 23 млн. Поскольку ООН ожидает, что приток мигрантов будет чуть меньше, но рождаемость будет понемногу расти, то результаты обоих прогнозов примерно совпадают. То есть речь идет об убыли десятков миллионов европейцев. Кто их будет замещать? Ответ очевиден: африканцы и азиаты.

    При этом в разных регионах Европы депопуляция будет идти разными темпами. Наиболее благополучной с точки зрения демографии будет Северная Европа. Здесь благодаря накопленному демографическому потенциалу и большей, чем в остальной Европе, рождаемости население вырастет со 106 до 115 млн, правда, весь прирост придется за счет миграции. Западная Европа сохранится на уровне 196-197 млн, но при миграционном притоке 10 млн, т.е. они компенсируют такую же убыль. Хуже всего будет в Южной Европе – ее население сократится со 152 до 137 млн, несмотря на миграционный приток 4 млн. Испания, Португалия, Италия, Греция, бывшая Югославия уже сегодня быстро убывают. Восточная Европа "ужмется" со 147 до 126 млн, и здесь ожидается, что миграция в целом будет нулевой – из бывших советских республик люди устремятся в Венгрию, Чехию, Польшу.

    Как и в Северной Америке, бегство людей из села будет только усиливаться. Сегодня сельская местность в Европе убывает со скоростью 1% в год, а к середине века будет уже 2%. Это фантастически высокая скорость убывания, причем оно будет происходить во всех странах.

    Ожидаемая продолжительность жизни (кроме стран Восточной Европы, где будет 79 лет) вырастет до 86 лет. Это будет очень старое население. Медианный возраст европейцев увеличится с 43 до 47 лет, причем в Южной Европе – до 53 лет! Половина южных европейцев будут почти или пенсионерами.

    Лиц старше 65 лет в Европе будет 28% (прогноз Накануне.RU давал 26%, но рост продолжительности жизни эту долю увеличит), а старше 80 лет – 10%. То есть каждый десятый европеец будет старик за 80! В ряде стран этот процент будет еще выше. Кто будет за ними ухаживать и их содержать? Мигранты? А оно им надо? Быстро ухудшающаяся структура населения Европы в ближайшие десятилетия неизбежно преподнесет неприятные сюрпризы в части отношения к людям преклонного возраста.

    Если говорить о трудоспособном населении 20-64 лет, то его доля сократится с 60% сегодня до 52% к 2050 году, т.е. с 360 до 298 млн. Это равносильно тому, как если бы такая страна, как Франция, населенная исключительно трудоспособными людьми, покинула Европу. И ставит под сомнение само существование экономического роста как такового. Ведь уже в последние годы рост европейской экономики имеет символическую величину. И в значительной степени это вызвано демографическими процессами.

    "Европа вступила в фазу длительных низких темпов экономического роста", – отмечал профессор кафедры мировой и национальной экономики Всероссийской академии внешней торговли Минэкономразвития РФ Александр Бельчук.

    Мишель Годе и Жан-Мишель Буссмар в работе "Европа-2050: демографический суицид и слабый экономический рост" указывают, что "славное тридцатилетие" 1945-1975 гг. не случайно совпало с демографической волной.

    "У нас мало кто говорит о том, что рост производительности труда в 1950-1960-х годах шел вдвое-трое быстрее, чем в 1980-х и в последующие периоды, хотя в тот момент не было ни компьютеров, ни разговоров о технологической революции. В то же время рост экономики и производительности стабильно шел на спад в США, Европе и Японии с начала 1980-х годов. В этом и заключается компьютерный парадокс Роберта Солоу: компьютеры встречаются буквально на каждом шагу, но не в статистике производительности труда. Удивительно, но специалисты не заостряют внимание на связи между спадом роста экономики и старением населения развитых зон: США, Япония, Европа", – пишут Годе и Буссмар.

    Профессор Массачусетского технологического института Роберт Солоу в 1987 году высказал мнение, что компьютеры проникли повсюду, кроме статистических данных по эффективности. Правота этой позиции (по крайней мере отчасти) очевидна. Годе и Буссмар пишут, что именно гипотеза о влиянии демографии на экономику позволяет объяснить тот факт, что увеличение производительности труда в 1950-1960-х годах шло в среднем в два раза быстрее, чем в 1980-1990-х гг., хотя в конце века компьютеризация усилилась. Сегодня она перешла в стадию цифровизации, но приводит ли она к росту производительности труда – большой вопрос. А вот то, что делает многих людей лишними, – это безусловно.

    О связи экономики с демографией говорят такие цифры. В Европе демографический упадок начался раньше, чем в США. И с 1990-х годов экономика начала сдавать позиции по отношению к США, где показатель роста ВВП равнялся 2% в 1990-х годах, 1,5% до 2007 года и 1% после кризиса. В Европе речь шла о 1,7% в 1990-х годах, 1% с 2000 по 2007 год и 0,3% после 2008 года, напоминают Годе и Буссмар. Вряд ли это связано с технологическим фактором, поскольку Европа находится примерно на том же уровне технологического развития. Но этом может быть связано с так называемым демографическим мультипликатором, который обеспечивает платежеспособный спрос. И в США он все еще играет определенную роль, хотя и меньше, чем в 1960-х годах, но все же больше, чем в стареющей Европе.

    "Экономисты не видят его, потому что не ищут. Как бы то ни было, такая гипотеза позволила бы объяснить расхождения в показателе ВВП на активное население в США и Европе с 2000-х гг. куда лучше, чем одно лишь отставание в сфере информационных технологий. Долгосрочный экономический рост развитых стран опирается на демографию: без людского капитала он начинает задыхаться. При показателе рождаемости в 1,5 ребенка на женщину в Европе в будущем окажется на треть меньше молодого активного населения, чем сейчас. Падение рождаемости для страны – то же самое, что спад инвестиций для предприятия: это позволяет на время улучшить финансовое положение ценой серьезных проблем в будущем", – подчеркивают Годе и Буссмар.

    Они напоминают простую истину: семейная политика с упором на демографический рост является инвестицией в долгосрочную перспективу. Европейские же страны напоминают яблоневые сады, в которых деревья активно плодоносили 40 лет и начали стареть, однако никто не позаботился о том, чтобы подготовить новые саженцы.

    В результате у Европы нет иного выхода, кроме постоянного завоза мигрантов. Интересен такой факт: единственной страной в мире, в которой за последние 5 лет произошло снижение медианного возраста населения, стала стареющая Германия. Этот парадоксальный на первый взгляд результат обеспечили миллионы молодых мигрантов из Азии и Африки, приехавшие в Германию. Официальные данные – 2,7 млн за 5 лет, но, по косвенным признакам, эти цифры в действительности могут быть больше.

    Французский автор Жак Гийман пишет, что в докладе ООН "Альтернативная миграция – выход для стареющего населения?" отмечается, что для решения проблемы нехватки рабочих рук Евросоюзу требуется принимать не менее миллиона мигрантов ежегодно.

    "Яйцеголовые экономисты уверены, что это решит проблему сохранения системы пенсионного обеспечения. Но они совершенно не думают о том, что столь мощное нашествие африканцев приведет вначале к конфликту культур, а затем и исчезновению европейской культуры под давлением культуры пришельцев", – прогнозирует он.

    По его данным, Франция ежегодно тратит на содержание одного несовершеннолетнего беженца, проживающего без родителей, до 50 тыс. евро в год, а большинство африканцев, приезжающие учиться в университеты Франции – это около 60 тысяч человек, – не возвращаются домой, получив дипломы, а остаются во Франции. В то же время 90% иммигрантов не имеют вообще никакого диплома и квалификации и "едут не за знаниями, а в ожидании манны небесной, именуемой соцпособиями".

    Стивен Смит в работе "Бегство в Европу" предлагает вкладываться в развитие экономики Африки, чтобы африканцы меньше ехали в Европу. Фактически это можно назвать откупом от африканцев. Он отмечает, что сегодня в Европе проживает около 9 млн африканцев, а в течение 20 лет их численность только в одной Испании может вырасти до этой цифры.

    "Из-за противоречий между "приграничными" и "внутренними" странами, Евросоюз не сможет разработать эффективную систему распределения беженцев", – пишет Николай Кавешников в прошлогоднем "Прогнозе развития Европейского союза".

    Сколько десятков миллионов арабов и других африканцев и азиатов переберутся в Европу – на этот счет существуют разные прогнозы и оценки. По данным американского Pew Research Center, к 2050 году в ЕС будет около 60 млн мусульман из менее чем 500 млн, причем львиная доля из них будет проживать в "старой Европе", где доля мусульман в ряде стран составит 15-20%. В 2016 году Накануне.RU рассчитало, что при миграционном притоке 1 млн в год к 2050 году в ЕС будут проживать 88 млн некоренного населения. Но не исключено, что приток будет и больше. Во всяком случае, средний прогноз ООН по миграционному притоку в Европу выглядит явно заниженным. Ясно одно: спасения у Европы уже нет.

    Латинская Америка: окончание роста

    Этот регион сам по себе имеет небольшую долю в мировом населении (всего 8%) и не оказывает существенного влияния на мировую демографию. Но он примечателен тем, что демографическая динамика в нем очень близка к среднемировой и показывает демографию планеты в ближайшей перспективе, не считая Африки. Так, в настоящее время его население переходит, как Центральная Америка (ЦА), или уже перешло, как Южная Америка (ЮА), к "недовоспроизводству" населения, когда рождаемость не обеспечивает замещения поколений, но население еще по инерции растет за счет большой доли молодого населения ("привет" высокой рождаемости в прошлые десятилетия). Так, в ЦА суммарный коэффициент рождаемости сейчас составляет 2,2 ребенка на женщину, а в ЮА – 1,9. К 2050 году везде ожидается его снижение до 1,7-1,8.

    Суммарное население ЦА (включая страны Карибского бассейна) сейчас составляет 223 млн, а будет около 271 млн. В ЮА сейчас проживают 431 млн, ожидается 492 млн. Как видно, за 30 лет население вырастет незначительно, причем темпы прироста будут приближаться к нулю, а миграция будет очень небольшой. В этом, кстати, еще одно сходство с общемировой ситуаций, ведь в мире откуда-то уезжают, куда-то приезжают, но в целом миграция по определению равна нулю. В Латинской Америке (ЛА) тоже ожидаются небольшие миграционные потоки внутри региона, которые не будут иметь существенного влияния на общую численность населения.

    Из стран можно выделить таких гигантов, как Бразилия и Мексика. Но они уже сейчас являются гигантами только по инерции. Так, Бразилия вырастет с 212 до 229 млн, а Мексика – со 129 до 155 млн и обгонит убывающую Россию. Рождаемость в Мексике сейчас на уровне простого воспроизводства, а Бразилии и вовсе 1,7. К середине века, по среднему варианту прогноза, и в Мексике она опустится до того же значения.

    Отдельно стоит упомянуть Кубу, которая терпит демографическое бедствие. Ее население сократится с 11 до 10 млн, т.е. на 10%. Причина – низкая рождаемость (около 1,6) с начала 1990-х. Развал СССР привел Остров свободы к депопуляции. Ситуация на Кубе ухудшится гораздо сильнее, чем в других странах ЛА. Например, медианный возраст там увеличится с 42 до 50 лет, доля трудоспособного населения 20-64 лет упадет с 62% до 53%, а группа пожилых 65+ увеличится с 16% до 30%!

    В целом же по ЛА доля трудоспособного населения почти не изменится за счет высокой рождаемости в недавнем прошлом и останется на уровне чуть менее 60%, но доля пожилых вырастет в ЦА с 7% до 16%, в ЮА – 10% до 20%. В Бразилии демография по всем негативным явлениям опережает общеамериканскую, так как снижение рождаемости там началось раньше и зашло дальше. Наиболее выгодно сейчас отличаются такие страны, как Гватемала, Боливия и некоторые более мелкие, но их население слишком мало, что иметь хоть какое-то влияние вне своих пределов.

    Отдельно стоит упомянуть, что во многих страна ЛА в прошлом проводилась политика стерилизации – добровольной или принудительной. Это в какой-то мере привело к тому, что переход от быстрого роста к депопуляции в ЛА произошел за более короткое время, чем в Европе.

    Можно отметить, что в ЛА ярко проявляется общемировая тенденция бегства населения из села в город. Сегодня в ЦА темп прироста сельского населения нулевой, а к 2050 году он опустится до -1%. В ЮА он опустится с -0,4% до -1,4%. На островах Карибского бассейна он уже сегодня почти -1%, и к середине века ожидается -1,6%. Притом что степень урбанизации в ЛА и так высока: в ЮА – 85%, ЦА – 75%, в Карибском бассейне – 72%. Через три десятилетия она будет еще выше.

    Руководитель Центра иберийских исследований Института Латинской Америки РАН Петр Яковлев пишет, что одним из факторов экономического роста ЛА в начале ХХI века был "демографический дивиденд" и большой рост экономически активного населения. Но демографические тенденции ЛА будут способствовать замедлению ее экономического роста, хотя это пока еще не самая ближайшая перспектива. Однако она будет становиться все более ощутимой. Впрочем, возникновение острых экономических и финансовых кризисов в странах ЛА вызвано более сложными причинами, чем демографические, и повышенная неустойчивость экономического развития остается характерной чертой региона. По этой же причине страны ЛА не смогли продемонстрировать в прошлом тот экономический рост, который был характерен для стран Юго-Восточной Азии. И в будущем, когда "демографический дивиденд" уже идет на убыль, перспектива экономического роста тем более ставится под сомнение. В этом тоже большое сходство ЛА с глобальной экономикой – неясные экономические перспективы при явных негативных изменениях в демографии.

    В 1987 году президент Бразилии Жозе Сарней заявил, что ежегодный прирост населения в 2,4% сводит на нет все попытки правительства разрешить социальные и экономические проблемы в стране. Теперь же Бразилии, наверное, одной из первых стран ЛА предстоит разрешить социально-экономические проблемы в условиях невоспроизводящегося и быстро стареющего населения.

    Окончание следует. В следующей, завершающей статье, мы расскажем про демографию Азии и Африки...

    Источник - Накануне.Ру .

    Комментарии:
    Информация!
    Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
    Наверх Вниз