• ,
    Лента новостей
    Опрос на портале
    Облако тегов
    crop circles (круги на полях) knz ufo ufo нло АЛЬТЕРНАТИВНАЯ ИСТОРИЯ Атомная энергия Борьба с ИГИЛ Вайманы Венесуэла Военная авиация Вооружение России ГМО Гравитационные волны Историческая миссия России История История возникновения Санкт-Петербурга История оружия Космология Крым Культура Культура. Археология. МН -17 Мировое правительство Наука Научная открытия Научные открытия Нибиру Новороссия Оппозиция Оружие России Песни нашего века Политология Птах Роль России в мире Романовы Российская экономика Россия Россия и Запад СССР США Синяя Луна Сирия Сирия. Курды. Старообрядчество Украина Украина - Россия Украина и ЕС Человек Юго-восток Украины артефакты Санкт-Петербурга босса-нова будущее джаз для души историософия история Санкт-Петербурга ковид лето музыка нло (ufo) оптимистическое саксофон сказки сказкиПтаха удача фальсификация истории философия черный рыцарь юмор
    Сейчас на сайте
    Шаблоны для DLEторрентом
    Всего на сайте: 27
    Пользователей: 0
    Гостей: 27
    Архив новостей
    «    Март 2024    »
    ПнВтСрЧтПтСбВс
     123
    45678910
    11121314151617
    18192021222324
    25262728293031
    Март 2024 (596)
    Февраль 2024 (931)
    Январь 2024 (924)
    Декабрь 2023 (762)
    Ноябрь 2023 (953)
    Октябрь 2023 (931)
    О судьбе идеи ядерного ракетного двигателя для полётов в глубокий космос

     Владимир ПРОХВАТИЛОВ

    США намерены превратить Луну и лунную орбиту в сферу своих военных интересов

    Американское агентство оборонных исследований DARPA выделило в своём бюджете на 2021 год $158 млн. на космические программы и технологии, связанные с лунной программой, в том числе с созданием ракеты с ядерным двигателем для операций в глубоком космосе, а также между Землёй и Луной.

    Заказчиком для создания ракеты с ядерным двигателем являются ВВС США. Это означает, что США собираются превратить Луну и лунную орбиту в сферу своих военных интересов. Американский военный портал Breaking Defense пишет о том, что эта программа является прикрытием военных амбиций Пентагона. Основой для работы двигателя DRACO-21 должен стать низкообогащённый уран-235 (от 5 до 20 процентов).

    Разработки космической ракеты на ядерном двигателе США велись ещё в 1960-х годах в так называемой Зоне 25 (рядом со знаменитой Зоной 51) на полигоне в пустыне Невада. В 1961 году NASA совместно с Комиссией по атомной энергии разработало идею применения ядерных ракетных двигателей (ЯРД) для полётов в космос. Бывший конструктор гитлеровских ракет ФАУ Вернер фон Браун, ставший отцом американской космонавтики, рассчитывал, что благодаря ядерным двигателям первые пилотируемые миссии на Марс состоятся уже в 1980-х годах. Проект создания ЯРД для космических аппаратов был назван NERVA (Nuclear Engine for Rocket Vehicle Application).

     Советский и американский ЯРД

    Почти все исследования по проекту NERVA проводились в Лос-Аламосской лаборатории. NASA планировало использовать ракету с ядерным двигателем для полёта к Марсу в 1978 году и к постоянной лунной базе в 1981 году. Ракеты с NERVA также предполагалось использовать как «буксиры» для снабжения нескольких космических станций на орбитах вокруг Земли и Луны. Эта ракета стала бы также атомной верхней ступенью ракеты «Сатурн», что позволило бы выводить на низкую околоземную орбиту до 154 тонн полезной нагрузки.

    В ходе испытаний общее время работы ядерного двигателя составило 115 минут, было проведено 28 пусков. NASA заявило, что «ядерный двигатель подходит для применения космической техники и в состоянии работать с удельным импульсом в два раза большим, чем химическая система». Двигатель считался пригодным для полёта на Луну и на Марс.

    Однако в конце 1960-х Америка погрузилась в глубокий политический кризис, и исследования глубокого космоса были отложены в долгий ящик. Администрация Ричарда Никсона сначала сократила, а затем прекратила финансирование работ по космической ракете с ядерным двигателем. Вместо ракет с ЯРД в США начали программу создания космических челноков.

    Ограниченные возможности ракетных двигателей на химическом топливе стали ясны ещё в 1950-х годов, до начала первых космических полётов. Для дальнего космоса эти двигатели были малопригодны. Уже тогда были проведены исследования, которые показали, что космический аппарат с ядерным двигателем может добраться до Марса чуть более чем за месяц, до далекого Плутона всего за два месяца, до звезды Альфа Центавра за 12 лет, а до Эпсилона Эридана за 24,8 года. То есть ЯРД сделал бы возможным пилотируемые полёты к звездам, а полёты к планетам Солнечной системы стали бы обыденными.

    Впервые идея использования ракет с ядерными двигателями была выдвинута в Советском Союзе. В 1955 году академик Мстислав Келдыш выступил с инициативой создания ракетного двигателя особой конструкции, в которой источником энергии выступал бы ядерный реактор. Проработку идеи поручили НИИ-1 Минавиапрома, а руководителем работ стал талантливый конструктор Виталий Иевлев. В кратчайшие сроки советские учёные предложили несколько вариантов перспективного ЯРД. В 1958 году постановлением Совмина СССР ответственными за разработку ЯРД были назначены М.В. Келдыш, И.В. Курчатов и С.П. Королёв. К работам были привлечены несколько десятков научных и проектных организаций. Планировалось участие и министерства обороны.

     М. Келдыш, В. Иевлев, А. Александров, И. Курчатов

    В августе 1978 года на Семипалатинском полигоне были проведены успешные испытания ЯРД. В их ходе реактор постепенно выводился на мощность 24, 33 и 42 МВт. В начале восьмидесятых годов состоялись испытания двух более мощных ЯРД. Они показывали мощность до 62-63 МВт.

    Однако в середине 1980-х годов основные работы по тематике советского ЯРД были прекращены. Промышленность уже тогда могла начать разработку разгонного блока или иной ракетно-космической техники под ЯРД, получивший название РД0410, но началась горбачёвская «перестройка», поставившая крест на советской программе освоения дальнего космоса. К 1988 году все работы по теме космических ЯРД были свёрнуты.

    К тому времени Конструкторское бюро химавтоматики в Воронеже уже успело изготовить полноценный двигатель РД0410, пригодный для установки на будущий разгонный блок космической ракеты-носителя. Однако этот перспективный ядерный двигатель остался невостребованным.

    Современные технологические достижения дают возможность использовать обедненный уран, что гораздо безопасней.

    С 2010 года в России начались работы над проектом «ядерной электродвигательной установки» (ЯЭДУ) мегаваттного класса для космических транспортных систем. Разработку вел московский Научно-исследовательский и конструкторский институт энерготехники имени Н.А. Доллежаля (НИКИЭТ). На начало 2016 года было завершено эскизное проектирование, создана проектная документация, завершены испытания системы управления реактором, проведены испытания ТВЭЛ, корпуса реактора, полномасштабных макетов радиационной защиты реакторной установки, но эти достижения оказались напрасными. В сентябре 2015 года Роскосмос решил не тратиться на создание космических аппаратов с ядерной электродвигательной установкой. Запланированная опытно-конструкторская работа «Разработка и наземные испытания ключевых элементов и технологий ядерных энергодвигательных установок для межорбитального буксира и межпланетных космических аппаратов» (ОКР «ЯЭДУ») была вычеркнута из проекта Федеральной космической программы на 2016–2025 годы (ФКП-2025).

    А ведь уже к 2017 году НИКИЭТ планировал построить реактор для будущего ядерного двигателя. Головной организацией по созданию самой энергодвигательной установки был ФГУП «Центр Келдыша». А транспортный модуль должна была строить РКК «Энергия».

    Причина свёртывания программ исследования дальнего космоса, невозможных без создания ракет на ЯРД, известна. В 2015 году во главе Роскосмоса был поставлен «эффективный менеджер» Игорь Комаров, не имевший профильного образования. Через четыре года его сменил журналист Дмитрий Рогозин… Время было потеряно, и уже вскоре компания «рекламщика и пускателя пыли в глаза» Илона Маска добилась более дешёвой (в сравнении с российскими ракетами) цены вывода на орбиту полезного груза, а SpaceX сделала больше гражданских пусков, чем Роскосмос.

    Работы по созданию ЯРД всё же возобновлены, однако отставание от американцев не сократилось. В 2020 году Роскосмос планирует испытать лишь макет космического ядерного двигателя. Буксуют программы создания новых ракет-носителей, которые должны быть первыми ступенями космических кораблей, отправляющихся в глубокий космос.

    Сейчас к разработке ядерных двигателей для космических полётов приступил Китай. В ноябре 2017 года Китайская корпорация аэрокосмической науки и техники (China Aerospace Science and Technology Corporation) опубликовала программу развития космической программы КНР на 2017-2045 годы, предусматривающую создание многоразового корабля, работающего на ядерном ракетном двигателе.

    Так что с «эффективными менеджерами» Россия может отстать в стратегических программах военного космоса не только от Америки, но и от Китая.

    Источник - Фонд Стратегической Культуры .

    Комментарии:
    • #9 написан 26 февраля 2020 06:35
    • Статус: Пользователь offline
    • Группа: Гости
    • Зарегистрирован 17.07.2014
    Veksl | Комментариев: 668 | Публикаций: 0

    Цитата: AlexBrunov
    "Что по этому поводу говорят на кухне за рюмкой чая специалисты?"

    Специалисты говорят, рабочее тело гелий, а основная проблемма ЯРД в космосе это отвод тепла и при решении этой проблемы космос становиться намного ближе (по крайней мере в рамках солнечной системы). А не специалистам нужно учится пользоваться гуглом.

    P.S. ключевое слово "Ядерная электродвигательная установка" (ЯЭДУ).

    0
    • #8 написан 25 февраля 2020 17:10
    • Статус: Пользователь offline
    • Группа: Посетители
    • Зарегистрирован 29.01.2020
    AlexBrunov | Комментариев: 5 | Публикаций: 0

    "Что по этому поводу говорят на кухне за рюмкой чая специалисты?"

    Это лучше спросить у специалистов:) Но, к сожалению (или к счастью?), они не пишут монографии в комментах на информационно-развлекательных сайтах.

    +1
    • #7 написан 25 февраля 2020 08:01
    • Статус: Пользователь offline
    • Группа: Посетители
    • Зарегистрирован 6.01.2017
    АН-2 | Комментариев: 1 211 | Публикаций: 0
    Цитата: AlexBrunov

    Вообще тема ЯРД - старые, испытанные, но популярные грабли. 

    Спецам - уважуха! Кто, как не спецы, в отличие от дилетантов, передать одну и ту же мысль "фигней занимаются" может не двумя словами, а монографией? ))))) Грамотно доказать очевидное и интеллигентно послать на - всегда восхищаюсь! Не то, что мы, простонарод: как слышится - так и пишется.. 

    Если без шуток: думаю, в секретных лабораториях ведутся работы по использованию в качестве "рабочего тела" среды и пятницы, отвлекая соперников возвращаемыми ступенями и прожектами полетов на луну. Что по этому поводу говорят на кухне за рюмкой чая специалисты?

    0
    • #6 написан 24 февраля 2020 21:39
    • Статус: Пользователь offline
    • Группа: Посетители
    • Зарегистрирован 29.01.2020
    AlexBrunov | Комментариев: 5 | Публикаций: 0

    Вообще тема ЯРД - старые, испытанные, но популярные грабли. На сегодняшний день ЯРД условно применимы только для (больших?) непилотируемых миссий, а таковых пока не предвидится. Проблема в защите экипажа от радиации (при потребной мощности ее уровень недопустим) - для ее поглощения требуется вещество (а это масса), а с ней у космонавтики всегда туго. Можно вынести реактор подальше, но это тоже масса и не снимает проблему с защитой. Удельный импульс больше нельзя значительно повысить - нет таких термостойких материалов. Собственно, от температуры рабочего тела и зависит удельный импульс, при прочих равных. Как правильно было замечено, лучшим рабочим телом является водород, газ с наименьшей атомной массой. Но его труднее всего хранить, нужно сжижать, поддерживать температуру, емкости должны выдерживать высокое давление, а это опять масса. Реактор то может работать годами, а водород быстро кончится, отсюда ограничение конечной скорости (по формуле Циолковского). Почти все эти проблемы решаемы, но для реальных применений выигрыш будет слишком мал. Для дальних полетов (и скоростей) нужен удельный импульс на порядки больше того, что можно получить от ЯРД. Буревестник это скорее "оружие судного дня", там уже неважно, что за ракетой тянется радиоактивный след (так даже страшнее:)). В самом принципе ядерного прямоточного двигателя ничего нового нет. А что касается реальности межзвездых перелетов... Думаю, без принципиально новых открытий об этом можно только мечтать, да и то, если цивилизацию не поглотит идиократия. Кстати, фильм есть такой, пророческий:)))

    +1
    • #5 написан 24 февраля 2020 13:01
    • Статус: Пользователь offline
    • Группа: Посетители
    • Зарегистрирован 6.01.2017
    АН-2 | Комментариев: 1 211 | Публикаций: 0

    Цитата: Главный редактор Gopman
    Рабочим телом является, например, водород, который проходя через активную зону реактора разогревается до огромных температур и затем направляется в сопло двигателя. Естественно, для этого водорода должен быть предусмотрен отдельный бак.

    То есть, рабочее тело нужно тащить с Земли и реактор лишь усиливает импульс. Это понятно. Преимущество ядерного двигателя лишь в скорости расходования необходимого неизменного "рабочего тела". Фигней занимаются... Если бы да кабы они изобрели двигатель, который прогоняет сквозь себя то, из чего состоит вакуум, и ускоряет "это" сильно-пресильно, это было бы изобретение.

    0
    • #4 написан 24 февраля 2020 12:00
    • Статус: Пользователь offline
    • Группа: Администраторы
    • Зарегистрирован 17.11.2013
    Главный редактор Gopman | Комментариев: 1 931 | Публикаций: 12 221

    Цитата: АН-2
    Ничего не понятно. За счет выброса какого вещества в ядерном двигателе в космосе образуется тяга? Какой-то бред, или я ваще - того...

    Ничего особо дежурного в этом деле нет. Рабочим телом является, например, водород, который проходя через активную зону реактора разогревается до огромных температур и затем направляется в сопло двигателя. Естественно, для этого водорода должен быть предусмотрен отдельный бак. В случае, когда ракета движется в атмосфере (например, крылатая ракета "Буревестник" с ядерным двигателем) работает т.н. прямоточный режим, когда рабочим телом двигателя является сама атмосфера.



    --------------------
    Ubi nihil vales, ibi nihil velis!
    -1
    • #3 написан 23 февраля 2020 21:21
    • Статус: Пользователь offline
    • Группа: Посетители
    • Зарегистрирован 29.01.2020
    AlexBrunov | Комментариев: 5 | Публикаций: 0

    Статья находится в разделе политика. Автор (см. источник) развлекается в основном на эти темы и не разу не профи. Так что не это главное :)))))

    Если интересно о межзвездных путешествиях, поищите проект "Дедал".

    0
    • #2 написан 23 февраля 2020 18:57
    • Статус: Пользователь offline
    • Группа: Посетители
    • Зарегистрирован 6.01.2017
    АН-2 | Комментариев: 1 211 | Публикаций: 0

    Ничего не понятно. За счет выброса какого вещества в ядерном двигателе в космосе образуется тяга? Какой-то бред, или я ваще - того...

    0
    • #1 написан 23 февраля 2020 15:00
    • Статус: Пользователь offline
    • Группа: Посетители
    • Зарегистрирован 29.01.2020
    AlexBrunov | Комментариев: 5 | Публикаций: 0

    "до звезды Альфа Центавра за 12 лет, а до Эпсилона Эридана за 24,8 года"

    На ядерном двигателе "с удельным импульсом в два раза большим, чем химическая система" можно развить 1/3 скорости света (причем, среднюю на полет скорость, с учетом разгона и торможения, а значит в максимуме больше)?

    До апреля еще далеко:)))

    -1
    Информация!
    Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
    Наверх Вниз